Выявление и развитие предпосылок интеллектуальной одаренности у детей дошкольного возраста в условиях «Дома творчества детей и взрослых». — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Выявление и развитие предпосылок интеллектуальной одаренности у детей дошкольного возраста в условиях «Дома творчества детей и взрослых».

2021-06-30 36
Выявление и развитие предпосылок интеллектуальной одаренности у детей дошкольного возраста в условиях «Дома творчества детей и взрослых». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выявление и развитие предпосылок интеллектуальной одаренности у детей дошкольного возраста в условиях «Дома творчества детей и взрослых».

Паспорт программы

Наименование программы Умница
Разработчики программы Булдакова Елена Сергеевна
Цель программы Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации
Исполнители основных мероприятий программы ПДО
Соисполнители Обучающие и их родители
Ожидаемые конечные результаты программы - увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка; - создание индивидуальных образовательных маршрутов; - совершенствование системы работы с одаренными детьми.
Система контроля исполнения программы  Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методических объединений, педагогических советах, родительских собраниях.

СОДЕРЖАНИЕ

1.   Пояснительная записка…………………………………………………………………………………4

 

1.1. Цели и задачи учебного курса………………...……………………………………..………6

 

1.2. Срок реализации учебного курса………………...…………………………….……………7

 

1.3. Формы и методы реализации занятий…………………………………………….………...8

 

1.4. Принципы и подходы к формированию программы……………………………….……...9

 

2. Планируемые результаты ……………………………………………………………………………...11

3. Календарно-тематический план………………………………………………………………………..12

3.1. Перспективный план работы с одарёнными и талантливыми детьми………………......13

3.2. Календарно-тематический план работы…………………………………………………...14

4. Содержание программы………………………………………………………………………………..19

 

5. Методическое и материальное обеспечение………………………………………………………….25

 

6. Система контроля и оценивания результатов……………………………………………………….. 26

 

7. Список литературы……………………………………………………………………………………..27

 

8. Приложения …………………………………………………………………………………….………..28

 

 

Пояснительная записка

Настоящая                дополнительная                общеобразовательная общеразвивающая программа «Умница» (далее - Программа) имеет социально-гуманитарную направленность.

В основу разработки дополнительной общеразвивающей программы положен принцип амплификации детского развития (А. В. Запорожец), который в современных условиях развития дошкольного образования обеспечивает возможности для удовлетворения как возрастных потребностей ребенка, так и потребностей, связанных с индивидуальной траекторией развития дошкольника, что позволяет реализовывать права и свободы подрастающей личности.

Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой – отсутствием у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и обучаться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников.

Самым сенситивным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии. Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания и обучения одаренных детей в детском саду.

Занимаясь диагностированием детей старших групп в нашем дошкольном учреждении, мы обнаружили следующее: результаты диагностики выявили достаточно большое количество детей с высоким и выше среднего уровнем интеллекта и креативности.. Наличие неординарных детей в нашем учреждении повлекло за собой составление модели управления процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми внутри учреждения. Мы поставили перед собой цель – теоретически обосновать, разработать и апробировать эту модель внутри учреждения. С выделенными детьми организуется кружковая работа, составляется план сопровождения одаренных детей.

Таким образом, одним из приоритетных направлений работы должна являться работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Уже в 5—6 лет развитие дошкольника характеризуется ярким про­явлением его природного потенциала. Один из показателей одаренности ребенка — повышенный уровень интеллекта, креативности, развития творческого мышления. Зависит она от умения мысленно обобщать далекие, не связы­ваемые обычно в жизни образы предметов, т. е. способности выходить из рамок привычных мыслительных стереотипов.

 

 На этом этапе педагог создает интеллектуально-творческий портрет одаренного ребенка:у него явно выражены определенные способности, он быстро схватывает информацию и сосредотачивается на интересую­щих его видах деятельности. Одаренный ребенок заметно опережает своих сверстников, легко достигает хороших результатов, стремится к успеху. Педагог рекомендует родителям и педагогам правиль­но организовать и создать условия для дальнейшего развития одарен­ности у такого дошкольника. Впоследствии специалист содействует в помощи выбора школы, специализированных классов, где обучение проводится по определенным предметам и специальным программам.

Однако деятельность педагога-психолога не ограничивается вы­шеназванными действиями. На протяжении всего периода работы с детьми специалист эмоционально поддерживаетодаренных детей. Для этого проводятся следующие мероприятия: проверка уровня тревожности каждого воспитанника;
анкетирование родителей и педагогов
подборка психологических методик, предназначенных для
тестирования способностей. Как повышенная, так и пониженная тревожность препятствуют развитию способностей и творческого потенциала. Для выявления уровня эмоционального состояния достаточно использовать: проективную методику диагностики тревожности (В. Амен, М. Дорки, Р. Тэммел) или методику диагностики тревожности Р. Сирса.

В отношении дошкольного возраста при рассмотрении проблемы одаренности наиболее продуктивны и важны идеи о творчестве как универсальном механизме развития психики (С. Л. Рубинштейн, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, П. Торренс); о значимости и самоценности дошкольного периода детства (Л. С. Выготский, А. А. Люблинская, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисицина, Л. А. Венгер).

Основаниями для разработки программы являются:

- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ

- Конвенция о правах ребенка

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года № Пр-271

- «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» - СанПиН 2.4.1.3638 от 28.09.2020

- Федеральная целевая подпрограмма «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.;

- Национальный проект «Образование», федеральный проект «Успех каждого ребенка»

1.1. Цели и задачи

   Цель программы: создание условий для построения образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей

Задачи программы.

1. Создать систему целенаправленного выявления и отбора интеллектуально одаренных детей, поиск и систематизация методов диагностики.

2. Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального развития одаренных детей, в образовательном процессе и в свободной деятельности; для реализации их творческих способностей в научно-исследовательской и поисковой деятельности.

3. Внедрение инновационных педагогических технологий воспитания и обучения одаренных детей.

4. Создать условия, способствующие организации работы педагогов с одаренными детьми в соответствии с целями опережающего развития и реализации образовательных и творческих возможностей.

5. Совершенствовать научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение интеллектуально одаренных детей.

6. Просветительская и партнерская работа с родителями, детскими общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.

7. Обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми на муниципальном и региональном уровне.

8. Создание банка данных одаренных воспитанников детского сада.

1.2. Срок реализации

Данная Программа предназначена  для занятий с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в рамках дошкольных образовательных учреждений.

На этапе апробации проводится психолого-педагогическое исследование уровня интеллектуальной одаренности обучающих, результатом которого должно являться создание «Банка данных по интеллектуально одаренным детям». Данное исследование может занять 1,5 – 2 месяца.

Временные границы реализации Программы рассчитаны на 1 учебный год. Учитывая требования СанПиН 2.4.4.3638 от 28.09.2020 к приёму детей в организации, режиму дня и учебным занятиям (п. 12.13), дополнительные занятия для детей старшей группы организуются в первую или вторую половину дня.

Их периодичность составляет не чаще 2 раз в неделю, продолжительностью 30 минут. Набор детей для занятий осуществляется по результатам психодиагностики, направленной на выявление детей с интеллектуальной одаренностью.

Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно – гигиенических норм и правил.

 


1.3. Формы и методы организации занятий

Реализация программы осуществляется в форме групповых и индивидуальных занятий, а также работы с родителями.

Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории.

Возраст Количество детей в группе Время занятия
5-6 лет 5-7 человек 30 минут

 

Индивидуальная работа включает в себя входную (в начале года), промежуточную (в середине учебного года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении индивидуальной траектории развития одаренного ребенка и в консультировании родителей и педагогов.

Работа с родителями детей - участников программы предусматривает привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни; просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и круглых столов.

Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.

Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы подобраны в соответствии с темами занятий.

Этапы занятий:

1. Организационный этап - создание эмоционального настроя в группе (ритуал приветствия), упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;

2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме, сообщение темы занятия, появление персонажа;

3. Практический этап - подача новой информации на основе имеющихся данных, задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей, отработка полученных навыков на практике;

4. Рефлексивный этап - обобщение нового материала, подведение итогов занятия, ритуал прощания.

Базовыми средствами работыслужат разнообразные игры

Занятия длительностью 30 минут проводятся 1-2 раза в неделю.

В процессе практической работы допустимо как сокраще­ние количества игр и заданий, так и внесение различных дополнений, в соответствии с состоянием, потребно­стями и индивидуальными особенностями детей. Родите­лям нерешительных детей можно порекомендовать дома поиграть с ре­бенком в те же игры.

Эффективность развивающей работы зависит от выбора методов проведения игровых занятий, обусловленных задачами, которые решает педагог-психолог на данном этапе работы, индивидуальными особенностями детей.

 

Методы реализации программы:

Анализ и синтез информации из библиографических источников, наблюдение за детьми, анкетирование, беседы, опрос родителей, изучение документации, обобщение, психологическая диагностика. Во время занятий используется метод игровой терапии.

Таким образом, занятия длительностью 30 минут проводятся 1-2 раза в неделю.

Количество часов

в неделю: в год:
1-2 70

Программой определены итоговое количество часов в год, которое зависит от количества занятий в неделю:   

 

РАЗДЕЛ I. СЕНТЯБРЬ

1.1. Психодиагностическое занятие 1 1 Знакомство с детьми, установление контакта. Проведение психодиагностики детей дошкольного возраста. 1.2. Психодиагностическое занятие 1 1 Проведение психодиагностики детей дошкольного возраста. 1.3. «Будем знакомы» 1 Ритуал приветствия. Задание на формирование действия замещения; Задание на мыслительную операцию анализа; Задание на алгоритмизацию;         Беседа, подведение итогов занятия; Ритуал прощания. 1.4. «Угадай-ка» 1 Ритуал приветствия; Задание на мыслительную операцию синтеза; Задание на моделирование; Задание на классификацию предметов; Беседа, подведение итогов занятия;          Ритуал прощания.

РАЗДЕЛ II. ОКТЯБРЬ

2.1. «Умники и умницы» 1 Ритуал приветствия; Задание на обобщение; Решение процессуальной логической задачи; Занимательные вопросы; Беседа, подведение итогов занятия;          Ритуал прощания.    2.2. «Моя семья» 1 Ритуал приветствия; Задание на исключение; Решение процедурной логической задачи; Задачи - шутки; Беседа, подведение итогов занятия;          Ритуал прощания.    2.3. «Мы – друзья природы» 1 Ритуал приветствия; Задание на произвольное внимание; Решение задачи логико-конструктивного характера; Задание на развитие памяти; Беседа, подведение итогов занятия;          Ритуал прощания.    2.4. «Транспорт» 1 Ритуал приветствия. Задание на формирование действия замещения; Задание на мыслительную операцию анализа; Задание на алгоритмизацию;         Беседа, подведение итогов занятия; Ритуал прощания. 2.5 «Угадай-ка» 1 Ритуал приветствия; Задание на мыслительную операцию синтеза; Задание на моделирование; Задание на классификацию предметов; Беседа, подведение итогов занятия;          Ритуал прощания.

РАЗДЕЛ III. НОЯБРЬ

3.1. «Наша Родина - Россия» 1 Ритуал приветствия; Задание на обобщение; Решение процессуальной логической задачи; Занимательные вопросы; Беседа, подведение итогов занятия;          Ритуал прощания.    3.2. «Дикие животные и их детеныши» 1 Ритуал приветствия; Задание на исключение; Решение процедурной логической задачи; Задачи - шутки; Беседа, подведение итогов занятия;          Ритуал прощания.    3.3. «Посуда» 1 Ритуал приветствия; Задание на произвольное внимание; Решение задачи логико-конструктивного характера; Задание на развитие памяти; Беседа, подведение итогов занятия;          Ритуал прощания.    3.4. «Мебель» 1 Ритуал приветствия. Задание на формирование действия замещения; Задание на мыслительную операцию анализа; Задание на алгоритмизацию;         Беседа, подведение итогов занятия; Ритуал прощания.

РАЗДЕЛ IV. ДЕКАБРЬ

4.1. «Зима» 1 Ритуал приветствия; Задание на мыслительную операцию синтеза; Задание на моделирование; Задание на классификацию предметов; Беседа, подведение итогов занятия;          Ритуал прощания. 4.2. «Город» 1 Ритуал приветствия; Задание на обобщение; Решение процессуальной логической задачи; Занимательные вопросы; Беседа, подведение итогов занятия;          Ритуал прощания.              4.3. «Дикие животные зимой» 1 Ритуал приветствия; Задание на исключение; Решение процедурной логической задачи; Задачи - шутки; Беседа, подведение итогов занятия;          Ритуал прощания.    4.4. «Новый год» 1 Ритуал приветствия; Задание на произвольное внимание; Решение задачи логико-конструктивного характера; Задание на развитие памяти; Беседа, подведение итогов занятия;          Ритуал прощания.   

РАЗДЕЛ V. ЯНВАРЬ

5.1. «Самый внимательный» 1 Ритуал приветствия. Задание на формирование действия замещения; Задание на мыслительную операцию анализа; Задание на алгоритмизацию;         Беседа, подведение итогов занятия; Ритуал прощания. 5.2. «Обувь, головные уборы»   1 Ритуал приветствия; Задание на мыслительную операцию синтеза; Задание на моделирование; Задание на классификацию предметов; Беседа, подведение итогов занятия;          Ритуал прощания. 5.3. Психодиагностическое занятие 2   1 Проведение уточняющей психодиагностики детей дошкольного возраста. 5.4. Психодиагностическое занятие 2   1 Проведение уточняющей психодиагностики детей дошкольного возраста.

РАЗДЕЛ VI. ФЕВРАЛЬ

6.1. «Человек» 1 Ритуал приветствия; Задание на обобщение; Решение процессуальной логической задачи; Занимательные вопросы; Беседа, подведение итогов занятия;          Ритуал прощания.    6.2. «Одежда» 1 Ритуал приветствия; Задание на исключение; Решение процедурной логической задачи; Задачи - шутки; Беседа, подведение итогов занятия;          Ритуал прощания.    6.3. «День защитника отечества» 1 Ритуал приветствия; Задание на произвольное внимание; Решение задачи логико-конструктивного характера; Задание на развитие памяти; Беседа, подведение итогов занятия;          Ритуал прощания.    6.4. «Эмоции и чувства» 1 Ритуал приветствия. Задание на формирование действия замещения; Задание на мыслительную операцию анализа; Задание на алгоритмизацию;         Беседа, подведение итогов занятия; Ритуал прощания.

РАЗДЕЛ VII. МАРТ

7.1. «Весна» 1 Ритуал приветствия; Задание на мыслительную операцию синтеза; Задание на моделирование; Задание на классификацию предметов; Беседа, подведение итогов занятия;          Ритуал прощания. 7.2. «Женский день» 1 Ритуал приветствия; Задание на обобщение; Решение процессуальной логической задачи; Занимательные вопросы; Беседа, подведение итогов занятия;          Ритуал прощания.    7.3. «Профессии»   1 Ритуал приветствия; Задание на исключение; Решение процедурной логической задачи; Задачи - шутки; Беседа, подведение итогов занятия;          Ритуал прощания.    7.4. «Животные весной» 1 Ритуал приветствия; Задание на произвольное внимание; Решение задачи логико-конструктивного характера; Задание на развитие памяти; Беседа, подведение итогов занятия;          Ритуал прощания.   

РАЗДЕЛ VIII. АПРЕЛЬ

8.1. «Птицы и их детеныши» 1 Ритуал приветствия. Задание на формирование действия замещения; Задание на мыслительную операцию анализа; Задание на алгоритмизацию;         Беседа, подведение итогов занятия; Ритуал прощания. 8.2. «Космос» 1 Ритуал приветствия; Задание на мыслительную операцию синтеза; Задание на моделирование; Задание на классификацию предметов; Беседа, подведение итогов занятия;          Ритуал прощания. 8.3. «Растения» 1 Ритуал приветствия; Задание на обобщение; Решение процессуальной логической задачи; Занимательные вопросы; Беседа, подведение итогов занятия;          Ритуал прощания.                         8.4. «Правила поведения» 1 Ритуал приветствия; Задание на исключение; Решение процедурной логической задачи; Задачи - шутки; Беседа, подведение итогов занятия;          Ритуал прощания.    8.5. «Самый умный» 1 Ритуал приветствия; Задание на произвольное внимание; Решение задачи логико-конструктивного характера; Задание на развитие памяти; Беседа, подведение итогов занятия;          Ритуал прощания.   

РАЗДЕЛ IX. МАЙ

9.1. «Конкурс смекалистых» 1 Ритуал приветствия; Торопись – не ошибись; Загадки; Составь фигуры; Реши задачу; Беседа, подведение итогов занятия;          Ритуал прощания. 9.2. «Веселые картинки» 1 Ритуал приветствия. Задание на формирование действия замещения; Задание на мыслительную операцию анализа; Задание на алгоритмизацию;         Беседа, подведение итогов занятия; Ритуал прощания. 9.3. Психодиагностическое занятие 3 1 Проведение завершающей психодиагностики детей дошкольного возраста. 9.4. Психодиагностическое занятие 3 1 Проведение завершающей психодиагностики детей дошкольного возраста.

 Содержание программы

В каждое занятие включены серии тренировочных упражнений, которые способствуют развитию мелкой моторики рук, игры для развития познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти и мышления), игры для развития коммуникативной сферы и речевого развития. Ритуалы приветствия и прощания способствуют сплочению детей, снятию эмоционального напряжения и созданию благоприятного эмоционального фона в группе. Представленная занимательная форма занятий, игровые приёмы, смена видов деятельности, система поощрений позволяют поддерживать интерес детей на протяжении всего времени занятий.

Тема Задачи Перечень игр
1 Формирование действия      замещения Развивать умение пользоваться заместителями, варьировать ими при выполнении одного и того же задания. Зверюшки на дорожках; Разноцветные цепочки; Кто сегодня именинник; Отгадай фигуру; Звезды на небе.
2 Анализ Учить анализировать контурные схемы, соотносить схематические изображения с детальными,      использовать схему                    последовательности действий. Подбери картинку; Причаль пароход; Хитрые картинки; Веселые человечки; Чего не хватает; Мяч в корзину.
3 Моделирование Развивать умение придумывать различные ситуации, используя наглядную модель, использовать их при решении элементарных логических задач. Разные сказки; Чудесные превращения; Угадай, что спрятано; Четвертая картинка.
4 Классификация предметов Развивать умение классифицировать предметы по разным признакам, свойствам. Домино; Дерево; Какие фигуры; Игра с одним обручем; Игра с двумя обручами; Игра с тремя обручами;
5 Введение в   алгоритмизацию Развивать алгоритмическое,      логическое мышление, формировать навыки устных вычислений. Вычислительная машина І; Вычислительная машина ІІ; Преобразование слов; Вычислительная машина ІІІ.
6 Решение     процедурных логических задач Развивать алгоритмическое,      логическое мышление,            формирование навыков устного счета Задача 1; Задача 2; Задача 3; Задача 4.

Варианты игр и заданий

Примерные варианты задач на развитие логического мышления

Задача 1.
Жили-были две фигуры: Круг и Квадрат. На их улице было 3 дома: один дом был с окном и трубой, другой с окном, но без трубы, третий с трубой, но без окна. Каждая фигура жила в своем доме. Круг и квадрат жили в домах с окнами. Квадрат любил тепло и часто топил печку. Кто в каком доме жил?

Решение.
Круг и Квадрат жили в домах с окнами.

Вид дома

Фигура

Квадрат Круг
дом с окнами и трубой    
дом с окнами, но без трубы    
дом с трубой, но без окон    

Квадрат любил тепло и чистоту. Значит, в его доме должна быть труба.


Вид дома

Фигура

Квадрат Круг
дом с окнами и трубой +  
дом с окнами, но без трубы    
дом с трубой, но без окон    

Каждая фигура жила в своем доме, т.е. Круг живет там, где не живет Квадрат


Вид дома

Фигура

Квадрат Круг
дом с окнами и трубой +  
дом с окнами, но без трубы   +
дом с трубой, но без окон - -

Ответ.
Квадрат живет в доме с окнами и трубой, а круг – в доме с окнами, но без трубы.

Задача 2.
Встретились три друга – Белов, Чернов и Рыжов. У одного были волосы белого цвета, у другого черные, а у третьего рыжие. «Но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии», – заметил черноволосый. «Ты прав», – сказал Белов. Какой цвет волос у Рыжова?

Решение.
Ни у кого цвет волос не соответствует фамилии.

Фамилия

Цвет волос

  черный белый рыжий
Чернов -    
Белов   -  
Рыжов     -

«Ты прав», – ответил Белов черноволосому. Значит Белов не черноволосый.

Фамилия

Цвет волос

  черный белый рыжий
Чернов -    
Белов - -  
Рыжов     -

Решение.
У Рыжова черные волосы.

Фамилия

Цвет волос

  черный белый рыжий
Чернов - + -
Белов - - +
Рыжов +    

Задача3.
Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в каких домиках жили звери?

Задача4.
Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка – не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?

Задача5.
Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая? Кого из них как зовут?

Задача6.
У Миши три тележки разного цвета: красная, желтая и синяя. Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла. В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку. В желтой – не юлу и не неваляшку. Что повезет Миша в каждой из тележек?

Задача7.
Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыпленок?

Задача8.
Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах. Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем. Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем. На каком этаже живет каждый из мальчиков?

Задача9.
Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья. Ане не зеленую и не красную. Юле – не зеленую и не желтую. Какую ткань на платье мама купила Оле?

Задача10.
Стрекоза сидит не на цветке и не на листке. Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке. Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать)

Задача11.
Аня, Вера и Лиза живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет каждая из девочек, если известно, что Аня живет не на втором этаже, а Вера не на втором и не на третьем?

 

Задачи-шутки.

 На столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод. Сколько стаканов осталось на столе? (Три)

Шли двое, остановились, один у другого спрашивает: «Это черная?». – «Нет, это красная». – «А почему она белая?» – «Потому, что зеленая». О чем они вели разговор? (О смородине)

На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей на столе? (Нисколько)

На груше росло десять груш, а на иве на две груши меньше. Сколько груш росло на иве? (Нисколько)

На какое дерево сядет воробей после дождя? (На мокрое)

Чего больше в квартире: стульев или мебели? (Мебели)

Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Два)

Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птичку? (Нельзя, улетит).

Конкурс 1 «Загадки».

Чтобы не мерзнуть, пять ребят в печке вязанной сидят. (Варежка).

Четыре ноги, а ходить не может (Стол).

В году у дедушки 4 имени (Весна, Лета, Осень, Зима).

В красном домике сто братьев живет, все друг на друга похожи (арбуз).

Конкурс 3. «Реши задачу».

На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе (3).

В комнате зажгли три свечи. Потом 1 из них погасла. Сколько свечей осталось (одна, две другие сгорели).

Три человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый? (3 часа).

Подводятся итоги конкурса.

Задача 1.

Мише 7 лет. Разница в возрасте Миши и его сестры Маши 5 лет. Сколько лет Маше?
Решение. С детьми полезно обсудить различные варианты записи ответа, подчеркивая тем самым богатство выбора записей условий и зависимость от этого записи результатов.
Возможные ответы:

если Маша старше Миши, то ей 12 лет, иначе ей 2 года;

если Маша младше Миши, то ей 2 года, иначе ей 12 лет;

если Миша старше Маши, то ей 2 года, иначе ей 12 лет;

если Миша младше Маши, то ей 12 лет, иначе ей 2 года.

Задача 2.

У Коли было 5 машин, а у Андрея – 4. Андрею могут купить еще 2 машины. У кого из ребят будет больше машин?
Решение. Если Андрею купят 2 машины, то у Андрея будет машин больше, иначе если Андрею купят 1 машину, то машин будет поровну, иначе больше машин будет у Коли.
Задача 3.

Леопольд посадил 6 горошин. Несколько из них дали ростки. Сколько горошин не дали ростков?
Решение:

если дала росток одна горошина, то не дали 5;

если дали росток две горошины, то не дали 4;

если дали росток три горошины, то не дали 3;

если дали росток четыре горошины, то не дали 2;

если дали росток пять горошин, то не дала 1;

иначе все горошины взошли.

Задача 4.

Маша купила 8 тетрадей. 4 она отдала Юре и некоторое количество тетрадей взял Дима. Сколько тетрадей осталось у Маши?
Решение:

если Дима взял 1 тетрадь, то у Маши осталось 3;

если Дима взял 2 тетради, то у Маши осталось 2;

если Дима взял 3 тетради, то у Маши осталась 1;

если Дима взял 4 тетради, то у Маши ничего не осталось.

 

Список литературы

1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2004.

2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005.

3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М..

4. Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 1996.

5. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.

6. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000. М.

7. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва.

8.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.

9. Журнал «Управление дошкольным образованием «Приложение «Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ» М.2006 г.стр.87

10. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.Н. Говорова [и др]; под общ.ред. Л.А. Венгера. – Москва: Изд-во «Просвещение», 1989

11. «Азбука общения» Л. М. Шипицина, О. А. Защиринская, А. П. Воронцова, Т. А. Нилова (развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками от 3 до 6), - Детство – ПРЕСС, С-Пб, 1998.  

12. Алябьева Е. А. «Психогимнастика в детском саду» М., ТЦ Сфера, 2003.

13. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 2004.

14. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. – М.: Просвещение, 2006.

15. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4 – М.: Просвещение, 2007.

16. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.– М.: Просвещение, 2008.

17. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет «Цветик-семицветик», - Спб.: Речь, 2016.

18. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Цветик-семицветик», - Спб.: Речь, 2016.

19.  Никитин Б. П. «Ступеньки творчества или развивающие игры» М:, просвещение, 1991.

20.  Саранская О. Н. «Психологичесий тренинг для дошкольников «Давайте дружить», С-Пб., 2008.

21.  Яковлева Н.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.145 с.