Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2021-06-30 | 21 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ПРОГРАММА
«ГАРМОНИЯ»
Программа рассчитана на 72 часа
Автор-составитель: Абдрахманова А.Н.,
педагог-психолог МБОУ ДОД –
Центра внешкольной работы «Надежда»
Стерлитамак 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………………...3
Учебно-тематический план…………………………………………………………5
Содержание программы……………………………………………………………..6
Методическое обеспечение программы……………………………………………9
Список литературы…………………………………………………………………10
I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современной психологии семья рассматривается как единое образование, совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих единое целое и обладающее определенной структурой. Объединяет семью многое: общее место проживания, хозяйство, бюджет, семейная история. Все это подразумевает постоянное общение, взаимодействие, в процессе которого все члены семьи взаимно и обоюдно формируют поведение друг друга.
Традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальной психологической консультации. Новые условия требуют новых подходов и методов работы психолога с семьей, в том числе групповых методов работы с родителями, которые в последнее время завоевывают все большую популярность. Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь, в данном случае и от взрослых и от детей, позволяют взглянуть на свою семью с иной точки зрения. В ходе такой работы появляется возможность оценить степень эмоциональной близости между членами семьи, проанализировать семейную иерархию, гибкость или ригидность семейных правил.
|
Организовать такую работу в рамках школьного обучения практически невозможно. Напротив, учреждения системы дополнительного образования детей, в связи с отсутствием жесткой регламентацией образовательной деятельности, позволяют использовать самые разнообразные формы и методы психологической работы. Групповое семейное консультирование – явление в России относительно новое, поэтому практически ориентированных программ по ведению таких групп недостаточно, чтобы охватить все грани психологической работы с семьей.
Концептуальной основой разработанной нами программы является идея сотрудничества взрослого с ребенком, поэтому ее основная цель — способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. В программе использованы идеи Т.Гордона (1), Р.Дрейкуса (2), В.Сатир (5), а также опыт работы современных психологов.
Задачи программы:
• расширение возможностей понимания своего ребенка;
• улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком;
• выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;
• активизация коммуникаций в семье.
Занятия в группах проводятся в форме тренинга. Программа состоит из 20 совместных встреч. В тренинге принимают участие как отдельные члены семей, так и супружеские пары. Возраст родителей от 25 до 56 лет, детей – от 6 до 10 лет. Продолжительность занятий составляет 1,5 часа 1 раз в неделю. Параллельно с групповыми занятиями проводятся индивидуальные консультации с каждой семьей.
Основные блоки программы: диагностический, информационный, коррекционный и развивающий. Диагностический блок заключается как в первоначальной психодиагностике взаимоотношений родителей и ребенка перед проведением тренинга, так и в последующей диагностике во время занятий. В работе группы используются следующие диагностические методики: «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Опросник детско-родительских отношений», «СТО», анкета «Воспитываете ли Вы чувство вины в собственном ребенке» и другие. Некоторые занятия носят чисто диагностический характер. Например, занятие на тему «Погружение». Участникам группы предлагается представить себя в виде морского животного, населяющего одну из световых зон океана. В ходе погружения может выясниться, что родители и дети «населяют» разные зоны, что само по себе может спровоцировать конфликты в семейной системе.
|
Информационный блок. Каждое занятие тренинговой группы несет информационную нагрузку в соответствии с заявленной темой. Так, например, в ходе «Соревнования с Ленью» родители и дети узнают, как работает механизм лени, и каким образом сами родители могут «запустить» его у своего ребенка.
Коррекционный блок. В программу включены занятия с целью избавления от повышенной тревожности, страхов и фобий, а также коррекции негативных черт характера родителей и детей, неэффективной воспитательной модели. Одним из самых запоминающихся занятий этой серии является «Дом ужасов». Путешествуя по залам воображаемого страшного Дома, участники материализуют свои страхи, а затем учатся избавляться от них.
Развивающий блок программы состоит в формировании и закреплении эффективных навыков взаимодействия с ребенком, в развитии рефлексии, предоставляет возможности активного самопознания и познания своего ребенка. Например, на занятии «Путешествие в страну Понимания» родители обучаются методике активного слушания, учатся решать семейные конфликты конструктивным способом.
Занятия по программе «Гармония» дают возможность проанализировать свою сегодняшнюю ситуацию, отношения с членами семьи и остановить «конвейер» деструктивных семейных взаимоотношений.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Название разделов и тем | Количество часов | ||
Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | ||
1 | Наша семья | 5 | 2 | 3 |
1.1. | Семейная фотография | |||
1.2. | Теремок | |||
1.3. | Права и обязанности | |||
2 | Учимся понимать друг друга | 6 | 2 | 4 |
2.1. | Комната моих интересов | |||
2.2. | Погружение | |||
2.3. | Путешествие в страну эмоций | |||
2.4. | Знакомство со слугами-чувствами | |||
3 | Избавляемся от ненужного | 9 | 3 | 6 |
3.1. | Знакомство со Страхом | |||
3.2. | Дом ужасов | |||
3.3. | Заговор обиды | |||
3.4. | Игры в тигры | |||
3.5. | Тайник короля | |||
3.6. | Борьба с Ленью | |||
4 | Проблемы можно решать | 4 | 1 | 3 |
4.1. | Ковер мира | |||
4.2. | Бесконфликтное общение | |||
4.3. | Пойми меня | |||
5 | Учимся сотрудничать | 3 | 1 | 2 |
5.1. | Мы – одна семья | |||
5.2. | Только вместе | |||
6 | Учимся быть самостоятельными | 3 | 1 | 2 |
6.1. | Как добиться успеха? | |||
6.2. | Ответственность и самостоятельность | |||
Итого: | 30 | 10 | 20 |
|
III СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I РАЗДЕЛ НАША СЕМЬЯ
Тема 1.1. Семейная фотография (1,5 часа)
Упражнения: «Фотограф», «Рисунок семьи», «Письма к членам семьи», «Модельеры», «Собери портфель», «Накрываем стол»
Тема 1.2. Теремок (1,5 часа)
Упражнения: «Попросись в Теремок», «Выбор царя зверей», «Наши права и обязанности»
Тема 1.3. Права и обязанности (1,5 часа)
Упражнения: «Наши имена», «Моя семья – особенная, потому что…», «Права и обязанности мамы», «Права и обязанности папы», «Что должен делать я?», «Если бы я был идеальным ребенком (родителем), то я бы…», «Если я когда-нибудь стану мамой (папой)…», «Талисман счастья».
VI РАЗДЕЛ УЧИМСЯ БЫТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ
Тема 6.1. Как добиться успеха? (1,5 часа)
Упражнения: «Хвасталки», «Тетрадь моих достижений», «Копилка хороших поступков», «Кто первый?», «Быстрые ответы», «Мяч в кругу», «Прорвись в круг», рисунок «Человек под дождем», «Злые собаки», «Кочки»
Тема 6.2. Ответственность и самостоятельность (1,5 часа)
Упражнения: релаксация «Яйцо», «Послушный-непослушный», «Обзывалки», «Я тебя люблю и я тебе дарю», «Черепашью бега», «Автобус», «Регби», «Восхождение», «Сражение», «Я уникальный!», «Мик и Мак», «Сходства и различия», «Последствия».
V СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гордон Т. Повышение родительской эффективности. / Т. Гордон. — Екатеринбург, 1997. – 194 с.
2. Дрейкус Р. Счастье вашего ребенка. / Дрейкус Р., Золц В. — М., 1986. – 358 c.
|
3. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. / И.М. Марковская. — СПб., 2005. — 150 с.
4. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского — СПб, 2000. – 660 с.
5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. / В. Сатир — М., 1992. – 216 с.
6. Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье // Вопросы психологии. – М., 2004. - № 4.– с. 25 – 41.
7. Столин В.В. Психологические основы семейной терапии // Вопросы психологии. – М., 2005. - №5. – с. 14 – 32.
ПРОГРАММА
«ГАРМОНИЯ»
Программа рассчитана на 72 часа
Автор-составитель: Абдрахманова А.Н.,
педагог-психолог МБОУ ДОД –
Центра внешкольной работы «Надежда»
Стерлитамак 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………………...3
Учебно-тематический план…………………………………………………………5
Содержание программы……………………………………………………………..6
Методическое обеспечение программы……………………………………………9
Список литературы…………………………………………………………………10
I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современной психологии семья рассматривается как единое образование, совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих единое целое и обладающее определенной структурой. Объединяет семью многое: общее место проживания, хозяйство, бюджет, семейная история. Все это подразумевает постоянное общение, взаимодействие, в процессе которого все члены семьи взаимно и обоюдно формируют поведение друг друга.
Традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальной психологической консультации. Новые условия требуют новых подходов и методов работы психолога с семьей, в том числе групповых методов работы с родителями, которые в последнее время завоевывают все большую популярность. Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь, в данном случае и от взрослых и от детей, позволяют взглянуть на свою семью с иной точки зрения. В ходе такой работы появляется возможность оценить степень эмоциональной близости между членами семьи, проанализировать семейную иерархию, гибкость или ригидность семейных правил.
Организовать такую работу в рамках школьного обучения практически невозможно. Напротив, учреждения системы дополнительного образования детей, в связи с отсутствием жесткой регламентацией образовательной деятельности, позволяют использовать самые разнообразные формы и методы психологической работы. Групповое семейное консультирование – явление в России относительно новое, поэтому практически ориентированных программ по ведению таких групп недостаточно, чтобы охватить все грани психологической работы с семьей.
|
Концептуальной основой разработанной нами программы является идея сотрудничества взрослого с ребенком, поэтому ее основная цель — способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. В программе использованы идеи Т.Гордона (1), Р.Дрейкуса (2), В.Сатир (5), а также опыт работы современных психологов.
Задачи программы:
• расширение возможностей понимания своего ребенка;
• улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком;
• выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;
• активизация коммуникаций в семье.
Занятия в группах проводятся в форме тренинга. Программа состоит из 20 совместных встреч. В тренинге принимают участие как отдельные члены семей, так и супружеские пары. Возраст родителей от 25 до 56 лет, детей – от 6 до 10 лет. Продолжительность занятий составляет 1,5 часа 1 раз в неделю. Параллельно с групповыми занятиями проводятся индивидуальные консультации с каждой семьей.
Основные блоки программы: диагностический, информационный, коррекционный и развивающий. Диагностический блок заключается как в первоначальной психодиагностике взаимоотношений родителей и ребенка перед проведением тренинга, так и в последующей диагностике во время занятий. В работе группы используются следующие диагностические методики: «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Опросник детско-родительских отношений», «СТО», анкета «Воспитываете ли Вы чувство вины в собственном ребенке» и другие. Некоторые занятия носят чисто диагностический характер. Например, занятие на тему «Погружение». Участникам группы предлагается представить себя в виде морского животного, населяющего одну из световых зон океана. В ходе погружения может выясниться, что родители и дети «населяют» разные зоны, что само по себе может спровоцировать конфликты в семейной системе.
Информационный блок. Каждое занятие тренинговой группы несет информационную нагрузку в соответствии с заявленной темой. Так, например, в ходе «Соревнования с Ленью» родители и дети узнают, как работает механизм лени, и каким образом сами родители могут «запустить» его у своего ребенка.
Коррекционный блок. В программу включены занятия с целью избавления от повышенной тревожности, страхов и фобий, а также коррекции негативных черт характера родителей и детей, неэффективной воспитательной модели. Одним из самых запоминающихся занятий этой серии является «Дом ужасов». Путешествуя по залам воображаемого страшного Дома, участники материализуют свои страхи, а затем учатся избавляться от них.
Развивающий блок программы состоит в формировании и закреплении эффективных навыков взаимодействия с ребенком, в развитии рефлексии, предоставляет возможности активного самопознания и познания своего ребенка. Например, на занятии «Путешествие в страну Понимания» родители обучаются методике активного слушания, учатся решать семейные конфликты конструктивным способом.
Занятия по программе «Гармония» дают возможность проанализировать свою сегодняшнюю ситуацию, отношения с членами семьи и остановить «конвейер» деструктивных семейных взаимоотношений.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Название разделов и тем | Количество часов | ||
Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | ||
1 | Наша семья | 5 | 2 | 3 |
1.1. | Семейная фотография | |||
1.2. | Теремок | |||
1.3. | Права и обязанности | |||
2 | Учимся понимать друг друга | 6 | 2 | 4 |
2.1. | Комната моих интересов | |||
2.2. | Погружение | |||
2.3. | Путешествие в страну эмоций | |||
2.4. | Знакомство со слугами-чувствами | |||
3 | Избавляемся от ненужного | 9 | 3 | 6 |
3.1. | Знакомство со Страхом | |||
3.2. | Дом ужасов | |||
3.3. | Заговор обиды | |||
3.4. | Игры в тигры | |||
3.5. | Тайник короля | |||
3.6. | Борьба с Ленью | |||
4 | Проблемы можно решать | 4 | 1 | 3 |
4.1. | Ковер мира | |||
4.2. | Бесконфликтное общение | |||
4.3. | Пойми меня | |||
5 | Учимся сотрудничать | 3 | 1 | 2 |
5.1. | Мы – одна семья | |||
5.2. | Только вместе | |||
6 | Учимся быть самостоятельными | 3 | 1 | 2 |
6.1. | Как добиться успеха? | |||
6.2. | Ответственность и самостоятельность | |||
Итого: | 30 | 10 | 20 |
III СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I РАЗДЕЛ НАША СЕМЬЯ
Тема 1.1. Семейная фотография (1,5 часа)
Упражнения: «Фотограф», «Рисунок семьи», «Письма к членам семьи», «Модельеры», «Собери портфель», «Накрываем стол»
Тема 1.2. Теремок (1,5 часа)
Упражнения: «Попросись в Теремок», «Выбор царя зверей», «Наши права и обязанности»
Тема 1.3. Права и обязанности (1,5 часа)
Упражнения: «Наши имена», «Моя семья – особенная, потому что…», «Права и обязанности мамы», «Права и обязанности папы», «Что должен делать я?», «Если бы я был идеальным ребенком (родителем), то я бы…», «Если я когда-нибудь стану мамой (папой)…», «Талисман счастья».
II РАЗДЕЛ УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ДРУГ ДРУГА
Тема 2.1. Комната моих интересов (1,5 часа)
Упражнения: «Говорящие предметы», «Роботы», «А ты молодец!», «Комната интересов», «Я тобой горжусь, потому что ты…»
Тема 2.2. Погружение (1,5 часа)
Упражнения: «Обитатели морей», релаксация «Погружение», «Моя мама погружалась в виде…», «Море волнуется раз», «Карта погружения», «Распределение по зонам», «Загрязнение», «Цунами», «Новое местообитание», «Назад на сушу».
Тема 2.3. Путешествие в страну эмоций (1,5 часа)
Упражнения: «Рассели чувства в домики», «Карта страны», «Выборы Короля», «Дворец на песке»
Тема 2.4. Знакомство со слугами-чувствами (1,5 часа)
Упражнения: «Мне радостно, когда мои родители (дети)…», «Парк Удовольствий», «Грустный вернисаж»
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!