Контроль над обычными вооруженными силами в Европе. ДОВСЕ и его кризис — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Контроль над обычными вооруженными силами в Европе. ДОВСЕ и его кризис

2017-05-20 640
Контроль над обычными вооруженными силами в Европе. ДОВСЕ и его кризис 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кризисные тенденции в российско-американских отношениях затронули систему контроля над обычными вооружениями. Наиболее значимым событием стал распад Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), подписанный на Парижском саммите СБСЕ 19 ноября 1990 г. в пакете с «Хартией для новой Европы».

Цели Договора:

Ø установление безопасного и стабильного баланса обычных вооруженных сил в Европе на более низких уровнях;

Ø ликвидация неравенств, наносящих ущерб стабильности и безопасности;

Ø ликвидация потенциала для осуществления внезапного нападения и для начала крупномасштабных наступательных действий в Европе.

В основе ДОВСЕ лежит система количественных ограничений на 5 основных категорий обычных вооружений и техники в обычных вооруженных силах: боевые танки, боевые бронированные машины (ББМ), артиллерию, ударные вертолеты и боевые самолеты.

ДОВСЕ вводил максимальные уровни ограничиваемых Договором вооружений и техники (ОДВТ) каждой из групп государств-участников в районе применения в целом и в отдельных его регионах. Целью введения зональных (региональных) ограничений было понижение плотности вооружений в полосах соприкосновения ОВД и НАТО.

Для целей контроля за соблюдением его положений разработана система уведомлений и обмена информацией об обычных вооруженных силах. Основным инструментом контроля являются инспекции на местах.

Для содействия осуществлению целей и положений ДОВСЕ учреждена Совместная консультативная группа (СКГ). Предусмотрено проведение обзорных и чрезвычайных конференций государств-участников.

В рамках ДОВСЕ советское руководство пошло на серьезные уступки странам НАТО. Во-первых, СССР отказался от превосходства в обычных вооруженных силах. Во-вторых, ограничения не касались военно-морских сил, в которых у НАТО традиционно было превосходство. В-третьих, в документе не были прописаны правила поведения сторон на случай распада блоков. Советское руководство во главе с М.С. Горбачевым полагало, что обязательства НАТО по созданию в будущем «безблоковой Европы» и усиление роли СБСЕ перевешивают негативные моменты ДОВСЕ.

Ситуация изменилась после начала расширения НАТО на Восток. В Москве опасались, что НАТО присоединит к себе потенциал бывших стран ОВД и части республик СССР. Для предотвращения такого сценария Россия взяла курс на реформу ДОВСЕ. 15 мая 1992 г. страны-участницы Договора коллективной безопасности подписали Ташкентское соглашение о распределении по квотам военного потенциала СССР. В мае 1996 г. в Вене по инициативе России прошла первая конференция по рассмотрению действия ДОВСЕ, где было подписано Приложение к итоговому документу, определявшему новую систему фланговых лимитов, возникшую после распада ОВД и СССР.

6 мая 1997 г. представители России и НАТО согласовали в Люксембурге адаптированную версию ДОВСЕ (« Люксембургское коммюнике »). Европа была поделена на сеть национальных и территориальных уровней и подуровней с нормированным количеством вооруженных сил. Подписание обновленной версии ожидалось на саммите ОБСЕ в Стамбуле 18-19 ноября 1999 г. Однако 1 октября 1999 г. Россия начала антитеррористическую операцию в Чечне. Турция обвинила Москву в нарушении ДОВСЕ. Российская сторона была вынуждена пойти на две уступки. Во-первых, страны ЕС через обсуждение режима фланговых ограничений добились фактического обсуждения операции в Чечне. Во-вторых, Россия пообещала вывести военные базы из Грузии и до конца 2001 г. сократить количество военной техники в Грузии и Приднестровье. В обмен на эти уступки страны НАТО подписали в Стамбуле адаптированную версию ДОВСЕ.

Однако между сторонами сохранились взаимные претензии по Стамбульской версии ДОВСЕ. Страны НАТО увязали вопрос о ее ратификации с выводом российских воинских контингентов из Приднестровья и Грузии, а Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан ратифицировали ее. Участниками НАТО стали государства Прибалтики, а также Балканские страны (Словения, Албания и Хорватия), которые не участвовали в исходном Договоре 1990 г. и не подписали Стамбульскую версию ДОВСЕ. В Москве опасались, что на территории этих стран теоретически могут быть размещены крупные контингенты НАТО.

На фоне дискуссий по третьему позиционному району ПРО Россия не могла обойти стороной вопрос о ДОВСЕ. На Мюнхенской конференции 10 февраля 2007 г. президент В. В. Путин заявил, что Россию не устраивает отказ стран НАТО от ратификации Стамбульской версии ДОВСЕ и она оставляет за собой право на выход из ДОВСЕ в ответ на развертывание объектов американской ПРО в Европе. В послании Федеральному Собранию РФ 26 апреля 2007 г. В. В. Путин объявил о намерении Москвы ввести мораторий на соблюдение ДОВСЕ до момента его ратификации странами НАТО. 28 мая 2007 г. Россия официально обратилась к Нидерландам как стране-депозитарию ДОВСЕ с запросом о созыве чрезвычайной конференции государств-участников ДОВСЕ.

Конференция участников ДОВСЕ состоялась 12-15 июня 2007 г. в Вене. Российская сторона выдвинула условия, которые, по ее мнению, способны «восстановить жизнеспособность режима ДОВСЕ». Наиболее значимыми среди них были:

Ø присоединение к ДОВСЕ стран Прибалтики;

Ø понижение суммарного уровня численности вооружений и техники стран НАТО для компенсации потенциала, приобретенного в результате расширения альянса;

Ø отмена фланговых ограничений для территории России;

Ø вступление в силу или по крайней мере начало временного применения Соглашения об адаптации не позднее 1 июля 2008 г.

Страны НАТО не согласились с требованиями Москвы. В качестве предварительного условия для ратификации ДОВСЕ они выдвинули вывод российских войск из Грузии и Молдавии. В результате на Венской конференции сторонам не удалось согласовать даже итоговый документ.

13 июля 2007 г. президент В. В. Путин подписал Указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров». 29 ноября 2007 г. был принят Федеральный закон РФ № 276-ФЗ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе». 13 декабря 2007 г. российский мораторий на соблюдение ДОВСЕ вступил в силу. Официально он должен действовать до ратификации странами НАТО Стамбульской версии ДОВСЕ и «начала его добросовестного исполнения». Такая формулировка позволяла России сохранять мораторий в случае ратификации документа странами НАТО.

Объявление моратория на соблюдение ДОВСЕ означало, что Москва прекратила взаимное военное инспектирование и предоставление партнерам по Договору информации о перемещении воинских частей и боевой техники в европейской части страны, а также перестала считать себя связанной количественными ограничениями. Некоторое время страны НАТО выдерживали паузу. Но в ноябре 2011 г. США и Великобритания заявили об отказе предоставлять России информацию согласно ДОВСЕ. 11 марта 2015 г. Россия прекратила участие в работе Консультативной группы по ДОВСЕ.

 

 


 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.