Источники международного финансового права — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Источники международного финансового права

2017-05-20 1841
Источники международного финансового права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Международные финансовые отношения регулируются многосторонними и двусторонними договорами, носящими характер норм «Hard Law», так и рекомендательными нормами, носящими характер «Soft Law». Кроме того, был разработан ряд специализированных международных конвенций, регулирующих отношения в финансовой сфере.

Все международно-правовые источники международного финансового права следует разделить на две группы:

1) Международные договоры, в числе которых особо следует выделять договоры об учреждении международных кредитно-финансовых организаций;

2) решения международных кредитно-финансовых организаций, принятые во исполнение их полномочий, в том числе наднационального характера.

Общее правило о приоритете норм международного договора РФ закреплено в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и продублировано в ряде российских источников финансового права. Этот приоритет проявляется и в сфере взаимодействия Центрального банка РФ с кредитными организациями иностранных государств. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 10 июля 2002г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», взаимоотношения Банка России с кредитными организациями иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, а также с межбанковскими соглашениями.

Следует отметить, что в иных источниках финансового права, в частности в федеральных законах, регулирующих банковскую и страховую деятельность в Российской Федерации, принцип приоритета норм международного договора не закрепляется. По нашему мнению, это связано с определенной неконкурентоспособностью нашей банковской и страховой систем с аналогичными финансовыми институтами зарубежных стран, что предусматривает регулирование обозначенных отношений исключительно внутренним законодательством. Тем не менее, процессы интеграции Российской Федерации в международное экономическое пространство способствуют появлению норм о приоритете положений международных договоров РФ и в финансово-правовых актах.

Общепризнанные принципы, нормы международного права и нормы международных договоров становятся регуляторами в российской правовой системе в тех случаях, когда они составляют международное обязательство, взятое на себя Россией.

Многосторонние межгосударственные договоры, регулирующие финансовые отношения можно разделить на две большие группы:

1)Имеющие всецело публично-правовую природу и регулирующие вопросы финансовых (валютных) отношений государств и деятельности государственных органов по осуществлению координации действий государств в валютной сфере;

2)Имеющие смешанную, частно-публичную правовую природу и регулирующие вопросы расчетных отношений в ходе осуществления предпринимательской деятельности.

Важность такого деления договоров предопределяется, прежде всего, дифференциацией целей и задач регулирования, требующих различных подходов к формированию правовых норм.

Кроме того, международные договоры по-разному, в зависимости от характера выполняемых ими функций, регламентируют валютные отношения. В этом плане можно выделить:

1)договоры, закрепляющие основы и общие принципы валютных отношений. В трудах ученых такие соглашения часто именуются общенормативными договорами. Они устанавливают единый порядок осуществления валютных отношений данными государствами, служат основой для заключения других таких договоров;

2)договоры, содержащие индивидуально-определенные валютные нормы, рассчитанные на их непосредственное применение на практике. Цель таких соглашений состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для совершения валютных операций, в связи с чем содержащиеся в них обязательства индивидуализируются применительно к тем целям, которые субъекты рассчитывают достигнуть с помощью этих операций.

Важно отметить, что до Второй Мировой войны не существовало многостороннего механизма правового регулирования международных кредитно-денежных и расчетных отношений.

Так, до 1944г. отсутствовал какой-либо универсальный международный валютный порядок, а регулирование валютных отношений осуществлялось государствами на внутригосударственном уровне. Сегодня многосторонние экономические организации стали главными инструментами правового регулирования международных финансовых отношений. Особое значение имеют международные соглашения, учреждающие межгосударственные кредитно-финансовые организации. Важнейшими универсальными договорами такого вида являются Соглашение о Международном валютном фонде от 27 декабря 1945 г. и Соглашение о Международном банке реконструкции и развития от 27 декабря 1945 г. Эти договоры закрепили фундаментальные положения, касающиеся осуществления международных расчетных и кредитных операций. Также Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития были учреждены в качестве постоянно действующих организаций, обеспечивающих создание благоприятных условий для инвестиций, долгосрочных капиталовложений, содействующие развитию стран-членов, осуществляющих деятельность по поддержанию платежных балансов. Международный валютный фонд был создан как центр, обеспечивающий сотрудничество между государствами-членами по проблемам регулирования и координации валютно-финансовой деятельности. На основе вышеназванных договоров был создан механизм регулирования соответствующих (валютно-финансовых) отношений, обеспечивающий стабильные межгосударственные связи в расчетно-кредитной сфере.

В соответствии с положениями Договора о МВФ к основным целям этой организации относятся: определение паритета и курса валют, поддержание их стабильности; упорядочение валютных отношений между государствами; содействие обратимости валют; достижение отмены ограничения валютного обращения по текущим операциям; оказание помощи государствам по финансовым и валютным вопросам. Эти действия должны преследовать цель преодоления дефицита платежного баланса и способствовать ликвидации дисбалансов в валютной сфере.

Установленный механизм предусматривал, что при отрицательном сальдо платежного баланса государства использовали национальные валютные резервы, а затем – резервы МВФ (по соглашению с ним) в форме специальных кредитов, выдаваемых при выполнении определенных требований. В случае особой необходимости допускалась возможность девальвации национальной валюты.

Регулирование денежных (валютных)отношений между субъектами частного права осуществляется на основе ряда универсальных конвенций: Конвенции ООН о независимых гарантиях и резервных аккредитивах от 11 декабря 1995г., Конвенции ЮНИДРУА о международном факторинге от 7 февраля 2001г., Конвенции ООН об уступке дебиторской задолженности в международной торговле от 12 декабря 2001г., Конвенции, имеющей целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях 1930г., Конвенции, устанавливающей единообразный закон о переводном и простом векселях 1930г., Женевской чековой конвенции, приложением к которой является Единообразный чековый закон 1931г. Двойственность юридической природы названных конвенций заключается в том, что они закрепляют международно-правовые обязательства государств в сфере кредитных и расчетных отношений (здесь отражается публичный элемент), а, с другой стороны, в конечном итоге, регулируют отношения между частными субъектами из различных государств (частный аспект), касающийся их расчетов в иностранной валюте с иностранными партнерами. Шагом вперед на пути интенсификации и повышения эффективности сотрудничества государств в сфере валютно-расчетных отношений стала бы также разработка и новых международно-правовых актов, унифицирующих нормы национального законодательства.

Несмотря на то, что в настоящее время наблюдается смещение курса в сторону многостороннего правового регулирования вследствие глобализации и транснационализации международных экономических отношений, доля двустороннего регулирования в сфере рассматриваемых отношений по-прежнему остается значительной. Это объясняется гораздо большей сложностью организации многостороннего международно-правового регулирования финансовых отношений. И в дальнейшем, по нашему мнению, двустороннее и многостороннее регулирование будут сосуществовать параллельно друг другу, и вытеснение какого-либо из них представляется невозможным в силу выполнения ими разных задач: многосторонние договоры, как правило, устанавливают основы сотрудничества и являются «рамочными» по отношению к двусторонним, которые, в свою очередь, предпочтительны для государств, так как более детально регулируют финансовые отношения, являются более индивидуальными, отражающими специфику отношений между двумя государствами, но они не должны выходить за рамки принципов, установленных многосторонними договорами.

Как правило, предметом правового регулирования двусторонних межгосударственных соглашений являются традиционные виды международных финансовых отношений, возникающие, главным образом, в процессе торгово-экономического сотрудничества.

Россия регулярно заключает двусторонние международные договоры по финансовым и валютным вопросам с зарубежными странами. Так, в качестве примера двустороннего договора, регулирующего в том числе и финансовые отношения, можно привести Договор между Россией и Республикой Белорусь «О создании союзного государства» от 8 декабря 1999 года.

В настоящее время всё больше наблюдается сочетание двусторонней и многосторонней форм межгосударственного сотрудничества в сфере валютно-финансовых отношений. В настоящее время двусторонними международными договорами регулируются расчеты по внешней торговле, процедура предоставления финансовой помощи, порядок выдачи межгосударственных займов, меры осуществления валютного контроля.

Анализ двусторонних международных договоров позволяет сделать вывод о том, что большинство из них регулируют валютные отношения по обслуживанию различных обязательств, вытекающих из внешнеэкономических контрактов и по осуществлению валютного контроля.

Двусторонние соглашения о сотрудничестве государств в валютной сфере по субъектному составу можно разделить на три группы.

Соглашения о сотрудничестве между двумя государствами. Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Швейцарской Конфедерации о техническом и финансовом сотрудничестве от 28 ноября 1995 г.

Соглашения о сотрудничестве между одним государством, с одной стороны и группой государств, с другой. Например, соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейским сообществом и его государствами-членами, с другой стороны, от 24 июня 1994 г.

Соглашения между государством, с одной стороны, и межправительственной организацией – с другой. Например, Рамочное соглашение между Российской Федерацией и Европейским Инвестиционным Банком, регулирующее деятельность Банка в Российской Федерации от 6 декабря 2002 г.

Важными источниками международного валютного права являются и региональные договоры. Они могут быть классифицированы на следующие группы: договоры, учреждающие европейские, азиатские, африканские, межамериканские международные финансовые организации и организации финансового сотрудничества арабских стран.

Среди региональных соглашений можно выделить Соглашение об учреждении Африканского банка развития 1963г., Соглашение об учреждении Межамериканского банка развития 1959г.; Соглашение об учреждении Азиатского банка развития 1965г.

 

В числе субрегиональных соглашений необходимо назвать: Соглашение о Северном инвестиционном банке 1998г., Соглашение о Северном фонде развития 1988г., Соглашение об учреждении Черноморского банка торговли и развития 1994г.

В настоящее время возрастает роль резолюций универсальных международных финансовых организаций в регулировании валютных отношений.

Решения универсальных финансовых организаций, адресованные государствам-членам, по своей юридической природе могут быть разделены на две категории. К первой из них относятся резолюции Международного Валютного фонда, принятые с целью реализации тех уставных полномочий по регулированию валютно-финансовой системы, которые основаны на признаке наднациональности. Эти решения обязательны для исполнения всеми государствами-участниками и должны квалифицироваться как источники международного права. Ко второй категории относятся все остальные резолюции Фонда и Банка, имеющие рекомендательный характер и относящиеся к так называемому «мягкому праву» («Soft law»). Эти резолюции, хотя и не являются обязательными, но все же не лишены юридического значения, так как, государства, предпочитают руководствоваться ими, и соблюдают их в правоприменительной практике.

Среди важных источников мягкого права «Soft Law» можно выделить Лимскую Декларацию руководящих принципов финансового контроля, принятую в октябре 1977 на IX Конгрессе Международной организации высших органов финансового контроля, проходившем в Перу. Данный документ не носит обязательного характера, однако он определяет тенденции развития национального законодательства государств в области финансового контроля.

Среди актов рекомендательного характера следует упомянуть также «кодекс добропорядочного валютного поведения», действующий в рамках Международного валютного Фонда. В нем предусматривается, что государства должны оказывать помощь органам Фонда в реализации положений этого кодекса.

Другим важным документом рекомендательного характера является принятый в июле 1999 года Временным комитетом Международного валютного фонда «Кодекс надлежащей практики применительно к прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике». Кодекс обязывает стран-членов МВФ предоставлять Совету управляющих Фонда детальные данные о национальной экономике и финансах, на основе которых составляются открытые информационные обозрения, включающие в себя оценку Советом управляющих Фонда эффективности проводимой государством финансовой политики. В Кодексе содержится положение о признании в качестве основного принципа деятельности Центральных банков государств и финансовых органов - принципа транспорентности. Признание этого принципа является прогрессом на пути укрепления финансового сотрудничества государств, он способствует обеспечению стабильности мировой финансовой системы.

Некоторых вопросов деятельности государств в сфере денежных и расчетных отношений касаются и положения ещё одного международно-правового акта рекомендательного характера - Декларации тысячелетия, принятой в качестве резолюции на 55 сессии ГА ООН 8 сентября 2000 г. В п. 13 раздела III Декларации говорится, что в целях искоренения нищеты государства-члены ООН «привержены формированию открытой, справедливой, регулируемой, предсказуемой и недискриминационной многосторонней торговой и финансовой системы».

Необходимо отметить, что решениям Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития отводится значительная роль в процессе формирования и толкования норм международного финансового права. Тот факт, что решения международных организаций не упоминаются в ст. 38 Статута Международного Суда ООН не дает основания для невозможности признания их источниками международного права, поскольку решения международных финансовых организаций имеют сложную юридическую природу и в их числе могут выделяться как решения – источники международного финансового права, так и решения, представляющие собой нормы «мягкого права».

Как отмечено выше, в связи со спецификой финансовых отношений государствами было разработано мало обязывающих международно-правовых актов, их регулирующих, хотя потребность в регламентации валютных и финансовых отношений последовательно возрастает, тем более, что имеются существенные пробелы в этой сфере, что во многом объясняется повышенной осторожностью государств в части связывания себя юридическими обязательствами. Некоторые международно-правовые акты регулируют финансовые отношения в совокупности с другими, отношениями остальные регулируют их самостоятельно, но без должной конкретизации.

Нормы, содержащиеся в этих актах должны отвечать современным вызовам, а их применение призвано обеспечить сближение порядка нормативного регулирования в разных государствах, а также оперативное исполнение государствами взятых на себя обязательств по борьбе с финансовыми кризисами. В современный период наблюдается усиление влияния международных неправительственных организаций на правовое регулирование международных финансовых отношений, иногда это влияние является более существенным, нежели влияние, оказываемое международными межправительственными органами.

Усиление норм международной неправительственной организации связано также с тем, что международные неправительственные организации не всегда успевают за быстрым развитием событий в финансовом мире, они зачастую не способны приспосабливаться к быстро меняющимся экономическим и политическим условиям в мире.

Правовое регулирование в сфере финансов всегда являлось прерогативой суверенных государств, которые оказались не готовы быстро адаптировать традиционные международно-правовые механизмы для своевременного решения глобальных финансовых проблем. Способы разработанные международными неправительственными организациями, зачастую оказались более эффективными из-за возможности их оперативного применения без ряда формализированных процедур согласования.

В этом процессе государства имеют свободу выбора форм применения таких норм.

Акты международных неправительственных организаций характеризующихся высокой степенью эффективности.

Российская Федерация является участником процесса формирования и совершенствования международных норм и стандартов, регулирующих деятельность финансовых организаций посредством членства в международных организациях.

В соответствии с Резолюцией Совета Безопасности ООН №1617(2005), Рекомендации ФАТФ являются обязательным международным стандартом для выполнения государствами членами ООН.(п. 7 Резолюции).

Базельский комитет разрабатывает стандарты, директивы и рекомендации для органов регулирования государств-членов. Эти принципы не имеют юридически обязательной силы и не являются обязательными к выполнению по своей правовой природе, однако, в большинстве случаев, находят своё отражение в национальных законодательствах государств-членов.

Учитывая специфику финансовых отношений, государства посчитали недопустимым использование в качестве источника так называемые «унифицированные правила», характерные для регулирования других отношений.

В качестве способа согласования интересов различных государств выступают, кроме того, периодические встречи министров финансов развитых стран («группы восьми»). В итоге встреч принимаются коммюнике, не являющиеся международными договорами, и поэтому исполнение их может быть лишь по воле участников.

Значительное воздействие на международные финансовые и валютные системы оказывают неформальные объединения государств, фактически ставшие творцами рекомендательных для государств норм.

По инициативе государств появляются новые организационные образования в мировой валютно-финансовой системе, в рамках которых обсуждаются назревшие международные финансовые (валютные) проблемы, такие как саммиты «Большой двадцатки», регулярно проводимые с 2008г. На этих саммитах были провозглашены принципы, на основе которых должно осуществляться сотрудничество в финансовой сфере. К ним относятся: прозрачность финансовой деятельности государств, принцип регулируемости финансовых рынков, принцип углубления финансовой и иных форм интеграции. На них ставился вопрос о реформе финансовой системы в государствах. Предлагалось создание новой международной организации в сфере финансового регулирования и контроля и реформирование действующих финансово-кредитных организаций.

В ходе этих саммитов Российская Федерация выдвинула важные инициативы в отношении пересмотра основ мировой финансовой системы. На форуме 2008г. была принята Декларация «Финансовые рынки и мировая экономика», реализация которой призвана улучшить координацию между государствами по вопросу стабилизации финансовых рынков.

Посредством таких неформальных объединений государства гармонизируют свои интересы, принимая решения, которые потом становятся частью «мягкого права», однако многие нормы «мягкого права» постепенно признаются государствами в качестве международных обычаев, а иногда и в качестве договорных норм.

В современных условиях особое практическое значение имеет создание платёжных и валютных союзов в качестве новых организационно-правовых форм международной валютной деятельности.

С созданием валютного союза в рамках Европейского Союза, решение вопросов девальвации валюты по инициативе государства, пределы колебаний валютных курсов и некоторые другие вопросы перешли из внутренней компетенции государств в надгосударственную систему Евросоюза.

В рамках СНГ также был заключен Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г[28], играющий важную роль в укреплении экономического сотрудничества стран-членов СНГ. В числе важных целей договора провозглашаются согласование кредитно-денежной, бюджетной, налоговой, ценовой, внешнеэкономической и валютной политики, причем в их достижении важная роль отводится созданию валютного союза. Однако, наряду с положительным моментом, выраженном в обеспечении валютно-финансовой интеграции стран-членов СНГ, Договор о создании Экономического союза стран СНГ имеет и серьезные недостатки. Во-первых, его реализация требует разработки множества дополнительных актов. В 1994 г. было заключено Соглашение «О создании платежного союза государств-участников СНГ[29], а 19 сентября 2003 г. было подписано Соглашение «О формировании единого экономического пространства стран СНГ». В соответствии с ними была поставлена задача учреждения Платежного союза стран СНГ путем добровольного объединения сторон, который бы способствовал созданию условий для взаимной конвертируемости национальных валют и формулированию на этой основе платежной системы, перехода к расчетам в коллективной валюте, содействовал бы либерализации валютной политики, обеспечивал согласование порядка установления валютных курсов национальных валют стран-членов СНГ.

Нормы международного финансового права, регулирующего создание платежных и валютных союзов более оперативно, хотя и не всегда успешно процесс унификации норм, регулирующих расчетные (валютные) отношения, реализуется на региональном уровне в рамках интеграционных объединений. Ярким примером эффективной унификации стандартов в этой сфере может служить Европейский Союз (ЕС), в рамках которого функционирует единая система валютно-финансовых институтов.

Среди важных источников международного валютного права, способствовавших формированию валютного союза,необходимо назвать Европейское валютное Соглашение 1958 г., в соответствии с которым валюты стран-участниц становятся конвертируемыми относительно доллара. В развитие этого Соглашения в 1979 г. была создана Европейская валютная система для усиления координации финансовых политик стран участниц и для обеспечения валютной стабильности внутри Европейского Сообщества. Следующим этапом было принято Европейским Советом решения в 1988 г. о создании Европейского экономического и валютного союза. Целями его должно быть: свободное движение товаров, услуг, капитала; совместное принятие важнейших решений в области валютной политики; установление стабильных валютных паритетов; полная либерализация рынков капитала. В 1992 г. руководители государств-членов ЕС подписали Договор о Европейском Союзе, в рамках которого предусматривалось создание единого рынка со свободным перемещением товаров, услуг, капиталов и была закреплена норма о создании экономического и валютного союзов.

Разработчики этого договора реалистично подошли к перспективам развития валютной интеграции. Кризисы в валютно-финансовой сфере не повлияли на желание стран ЕС создать валютный союз. Основное внимание уделялось все более широкому внедрению евровалюты в качестве единого средства платежа. С 1 января 2003 г. страны ЕС перешли к наличному обращению, создав единую валюту – евро.

Европейская валютная система на практике не смогла полностью выполнить поставленную перед ней задачу, а именно обеспечить валютную стабильность на континенте.

Тем не менее валютный Союз Европейского Союза действует более эффективно, чем Платежный Союз Содружества Независимых Государств. Для создания эффективно функционирующих валютных союзов необходимо учитывать опыт различных регионов, в которых действуют в настоящее время платежные союзы. Такие союзы были созданы в Латинской Америке, в Азии, в Африке, в их рамках осуществляется сближение финансового законодательства государств-членов, устанавливаются единые требования в денежно-кредитной и платежно-расчетной сфере на территориях государств-участников.

Таким образом, создание валютного союза является одной из основных форм экономической (валютной) интеграции. Применительно к валютному союзу употребляется категория «абсолютной валютной стабильности», которая создается путем введения новой единой для всех государств денежной единицы (в Европейском Союзе-евро) взамен национальных единиц и учреждения Центрального банка для осуществления единой денежной политики.

Валютный союз не является международной организацией и не имеет своей институционной структуры.

Зона абсолютной валютной стабильности характеризуется тем, что в ней не допускаются колебания между курсами национальных валют.

На практике возможно создание следующих типов зон абсолютной валютной стабильности[30]:

Использование национальных денежных единиц государств-участников в качестве законного средства платежа на территории каждого из них. Примеры таких валютных блоков немногочисленны: Латинский валютный союз (1865-1926 гг.), включавший Бельгию, Италию, Францию, Швейцарию и Грецию; Союз Бельгии и Люксембурга 1921 г.

Переход государств-участников на денежную единицу одного из них. Примерами такого типа валютных блоков могут служить Союз Баварии и Пруссии 1837-1838 гг., создаваемый в будущем союз между Россией и Белоруссией.

Введение государствами-участниками новой единой денежной единицы взамен национальных. Классическим и единственным примером этого варианта объединения является Экономический и валютный союз, созданный в рамках Европейского Союза.

Перспективу в связи с предстоящим формированием Евразийского Союза имеет и созданная в 2008 г. субрегиональная многосторонняя валютная система в рамках ЕврАзЭС.

Государства – члены Евразийского экономического сообщества заключили Соглашение о его создании в целях реализации совместных действий в направлении создания валютного союза государств-членов ЕврАзЭС как наиболее эффективной формы финансовой валютной интеграции.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.