Группа как социологическое явление (эволюционная сущность) — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Группа как социологическое явление (эволюционная сущность)

2024-01-18 151
Группа как социологическое явление (эволюционная сущность) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1.4.1. Социологическое и социальное

 

При анализе социологической стороны проблемы мы вновь сталкиваемся с терминологическими трудностями, которые обнаруживают ее большую сложность по сравнению с первым впечатлением.

Дело в том, что, как правило, всю сферу проявлений общественной сущности человека называют социальной. Это формально справедливо, так как буквальный перевод латинского слова SOCIALIS означает - "общественный". Однако за этой словесной формой могут быть скрыты разные проявления сущности, которые принципиально важны для нашей проблемы.

 С помощью одного и того же прилагательного "социальный" мы вынуждены: а) входить в мир особенного и единичного, т.е. познавать конкретно-историческую явленность человеческой сущности в виде, например, чувственно воспринимаемых общественных форм и способов поведения человека; б) углубляться в мир всеобщего, исследуя эволюционные и универсальные основания, которые делают проявления единичного и особенного возможным так, как это делает, например, способность и потребность человека к объединению в общности, независимо от конкретно-исторических условий его существования.

Если первое связано с экстериоризацией, т.е. внешней реализацией отношений групп как взаимодействующих элементов общественной системы, то второе связано со свойствами этих элементов, обеспечивающими принцип устройства данной системы. Другими словами, “...мы...вынуждены различать между универсальными и историческими аспектами социального поведения: наши пределы могут быть установлены нашими характеристиками как вида и внутри пределов будет “исторически возможное”, и пока мы не распутаем две грани этой природы, мы не сможем придти к базовым процессам “ (362, с.420).

 Поэтому в первом случае мы предпочитаем употреблять термин "социологический", обозначая им те конкретно-исторические реальности, которыми группа предстает перед нами в чувственном восприятии при анализе конкретно-исторических условий ее существования. В основу этого слова, как принято считать, положен латинский термин SOCIETAS, переводимый как общество (192), договор товарищества, соединение имущества (или труда) нескольких лиц для общей пользы (20), т.е. как результат конкретной реализации некоего свойства, присущего человеку. Наиболее явно этот результат воплощен в форме государственной структуры и в способах регулирования взаимодействия человеческих групп.

Во втором случае, свойство, которое появилось у Homo sapiens sapiens в ходе антропогенеза и сделало возможным его общественно-историческое развитие обозначается нами термином "социальность" [16], для общей категоризации его носителей и отношений, возникающих между ними, применяется прилагательное "социальный". Истоки этого слова более уместно, на наш взгляд, искать в латинском термине SOCIUS (общий, совместный, соучастник).

Так, с помощью вербальных средств, мы можем провести различие между всеобщим и единичным, которое нам необходимо для дальнейшего анализа.

Таким образом термин "социологический", принятый нами, более узок по сравнению с термином "социальный" и относится к характеристике явлений, связанных с конкретной общественной системой и соотносящихся с определенными временными рамками истории человека.

Строго говоря, термин "социальность" пока лишь фиксирует некоторую прибавку к биологической организации человек. Но, как можно заключить из предыдущего, межгрупповые взаимоотношения не могли появиться в среде животных, так как противоречили логике их индивидуального развития. Следовательно нам необходимо с помощью анализа характерных черт социологического уровня организации взаимодействия вновь проследить тот момент, с которого становится принципиально возможным появление группового субъекта.

Нам необходимо найти принцип, который биологическое действие превращает в действие социальное, то есть принцип, при котором психологическое отношение, регулирующее активность субъекта, превращается в социально-психологическое отношение, за которым стоит опыт групповой жизни человека, воплощающийся в реальных социологических движениях.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.