Сушков И. Р. Психология взаимоотношений. Учебное пособие — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Сушков И. Р. Психология взаимоотношений. Учебное пособие

2024-01-18 141
Сушков И. Р. Психология взаимоотношений. Учебное пособие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Игорь Сушков

 

 

ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

 

Аннотация

 

Учебное пособие

Книга представляет собой социально-психологическое исследование фундаментальных законов развития и функционирования человеческого общества.

Автор на основе скрупулезного системного анализа раскрывает сущность свойства социальности и показывает взаимоотношения групп как основу жизнедеятельности любого человеческого сообщества и как необходимое условие существования конкретной личности.

Автор обобщает мировой опыт эмпирических социально-психологических исследований в области межгрупповых отношений и предлагает концептуальную модель формирования взаимоотношений социальных групп.

Предложенный автором подход позволяет по новому подойти к многим социально-психологическим явлениям и вопросам социального прогнозирования.

Книга предназначена для студентов психологических и социологических факультетов вузов, преподавателей и научных работников в области психологии, социологии, философии, истории и этологии.

 

 

Предисловие автора_______________________________________________________________________ 10

ВВЕДЕНИЕ________________________________________________________________________________ 11

Первый круг познания предмета: социальная система как вещь___________________________________ 23

ЧАСТЬ 1. Эволюционные основания развития взаимоотношений социальных групп______________ 23

1.1. ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ__________________________________________________________ 23

1.2. ГРУППА КАК ФИЗИЧЕСКАЯ СОВОКУПНОСТЬ___________________________________ 25

1.2.1. Опыт исследований физического уровня организации группового взаимодействия._____ 26

1.2.2. Основные свойства физического уровня взаимодействия групп.______________________ 27

1.2.3. Проблема правомерности исследования физического уровня взаимодействия групп_____ 28

1.3. ГРУППА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ_________________________________ 29

1.3.1. Опыт исследований биологического уровня организации группового взаимодействия____ 29

1.3.2. Основные свойства биологического уровня взаимодействия групп___________________ 32

1.3.3. Проблема правомерности исследования биологического уровня взаимодействия групп___ 34

1.4. ГРУППА КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ (ЭВОЛЮЦИОННАЯ СУЩНОСТЬ)____ 36

1.4.1. Социологическое и социальное__________________________________________________ 37

1.4.2.Опыт исследования социологического уровня организации группового взаимодействия___ 38

1.4.3. Основные свойства, необходимые для социологического уровня взаимодействия групп__ 41

Новый системообразующий фактор и становление человека.____________________________ 42

Предисторическое развитие человека как следствие дифференциации психологических отношений от предмета.          44

Становление групповой перцепции._________________________________________________ 47

Формирование свойства социальности как основы развития социологической системы.______ 49

1.4.4. Проблема предмета и границ исследования взаимоотношений социальных групп________ 53

Диалектичность._________________________________________________________________ 55

Соотношение индивидуального и общественного._____________________________________ 58

Системность.___________________________________________________________________ 60

ЧАСТЬ 2. Системная организация взаимодействия социальных групп___________________________ 62

2.1. СИСТЕМА НЕОБХОДИМЫХ КАТЕГОРИЙ_________________________________________ 63

2.1.1. Неопределяемый минимум понятий______________________________________________ 63

2.1.2. Элемент - СВЯЗЬ - ОТНОШЕНИЕ - СВОЙСТВО - Вещь___________________________ 65

2.1.3. Система - определение понятия__________________________________________________ 75

2.2. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА______________________________________ 80

2.3. ЕДИНСТВО - ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ СВОЙСТВО СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ_________ 83

2.3.1 Единство и разделенность социально-психологических отношений_____________________ 83

2.3.2. Биологическая целостность и социальное единство_________________________________ 85

2.3.3. Границы единства_____________________________________________________________ 89

ЧАСТЬ 3. Элементы социальной системы и отношения между ними____________________________ 94

3.1. ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ___________________________________________ 94

3.1.1. Социальная группа.___________________________________________________________ 94

Проблема социальной группы в психологии._________________________________________ 94

Понятие социальной группы.______________________________________________________ 98

3.1.2. Личность____________________________________________________________________ 99

Личность как закономерный психологический феномен.________________________________ 99

Понятие личности.______________________________________________________________ 100

Проблема личности в психологии._________________________________________________ 102

Уровни организации поведения человека.___________________________________________ 104

Человек и его социальное окружение.______________________________________________ 107

Вербальные реакции личности и исследование межгрупповых отношений.________________ 109

3.2. ПОНЯТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП________________________ 111

3.2.1. Разработка понятия межгрупповых отношений в отечественной социальной психологии._ 111

3.2.2. Понятие взаимоотношений между социальными группами__________________________ 114

Второй круг познания предмета: взаимоотношения как динамика________________________________ 118

Часть 4. Структура взаимоотношений социальных групп_____________________________________ 118

4.1. ОБРАЗ - СИГНАЛ - СИМВОЛ - СИСТЕМА________________________________________ 121

4.2. ЦЕННОСТНЫЙ ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ_______ 128

4.2.1. Ценности и ценностные владения_______________________________________________ 128

4.2.2. Психологические механизмы ценностного регулирования___________________________ 134

4.3. ДЕЙСТВЕННАЯ СТОРОНА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП_________ 142

ЧАСТЬ 5. Процесс социального обмена и формирование взаимоотношений социальных групп_____ 152

5.1. ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП 153

5.2. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ И ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП    160

5.2.1. Понятия развития и формирования взаимоотношений социальных групп______________ 160

5.2.2. Принцип устройства социальной системы и дифференциально \ интегральные процессы_ 163

Дифференциация как условие существования взаимоотношений социальных групп________ 164

Роль материального и идеального фона в построении межгрупповых отношений__________ 168

Социальная общность и интеграция индивидуальных воль_____________________________ 171

5.3.ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП___ 176

ЧАСТЬ 6. Этапы формирования взаимоотношений социальных групп__________________________ 182

6.1. ПРОЦЕССЫ САМОКАТЕГОРИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП_____________________ 182

6.1.1. Исследования процесса категоризации социальных групп и некоторые выводы из них___ 182

6.1.2. Социальная категоризация как фундаментальное свойство социальной системы________ 185

6.1.3. Свойства феномена категоризации______________________________________________ 190

Значимость категории и структура категоризационной системы_________________________ 190

Рельефность категории__________________________________________________________ 191

Подобие \ различие групп________________________________________________________ 192

Прочие свойства процесса категоризации.___________________________________________ 193

6.2. ПРОЦЕСС ВНУТРИГРУППОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППОВОГО СОЗНАНИЯ       198

6.2.1. Феномен фаворитизма________________________________________________________ 198

6.2.2. Свойство социоцентризма и чувство приверженности социальной группе______________ 201

6.2.3. Феномены деперсонализации, конформности и стереотипизации как следствия идентификации личности с группой 203

6.2.4. Некоторые свойства процесса формирования группового сознания, как следствия социальной идентификацией     208

6.3. ПРОЦЕСС ОБМЕНА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ МЕЖДУ ГРУППАМИ 210

6.3.1. Организация социального обмена.______________________________________________ 212

6.3.2. Власть и влияние в социальном обмене__________________________________________ 215

6.3.3.Факторы, влияющие на процесс социального обмена._______________________________ 217

6.3.4. Носители социального обмена._________________________________________________ 220

6.4. ПЕРВЫЙ ЭТАП РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП - САМОРЕГУЛЯЦИЯ ГРУПП     224

6.4.1. Относительная неудовлетворенность социальным обменом и процессы межгруппового сравнения          224

6.4.2. Типы регуляции взаимоотношений социальных групп______________________________ 225

6.4.3. Последствия групповой тревоги, возникающей в ходе регулирования взаимоотношений_ 230

6.4.4. Носители регулирования взаимоотношений групп._________________________________ 232

6.5. ВТОРОЙ ЭТАП РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП - МЕЖГРУППОВОЙ КОНФЛИКТ 236

6.5.1. Сущность социального конфликта.______________________________________________ 236

6.5.2. Некоторые свойства социального конфликта_____________________________________ 239

6.5.3. Управление социальным конфликтом.___________________________________________ 242

Заключение_______________________________________________________________________________ 250

Глоссарий______________________________________________________________________________ 261

А___________________________________________________________________________________ 261

Б_________________________________________________________________________________ 262

В________________________________________________________________________________________ 262

Г_________________________________________________________________________________ 263

Д_________________________________________________________________________________ 263

З_________________________________________________________________________________ 264

И_________________________________________________________________________________ 264

К_________________________________________________________________________________ 265

Л_________________________________________________________________________________ 267

М________________________________________________________________________________ 267

Н_________________________________________________________________________________ 267

О_________________________________________________________________________________ 268

П_________________________________________________________________________________ 269

Р_________________________________________________________________________________ 272

С_________________________________________________________________________________ 273

Т_________________________________________________________________________________ 276

У_________________________________________________________________________________ 277

Ф_________________________________________________________________________________ 277

Ц_________________________________________________________________________________ 278

Ч_________________________________________________________________________________ 278

Э_________________________________________________________________________________ 279

Л И Т Е Р А Т У Р А:_______________________________________________________________________ 280

Приложение_____________________________________________________________________ 298

 

Фундаментальный вклад в социальную психологию.

 

( о книге И.Сушкова )

 

Социальные группы окружают нас всегда и повсеместно: семья, друзья по учебе, работе, соплеменники, соотечественники, но главное - любые мыслимые группы делятся на "мы" и "они", или как пел В.Высоцкий - "на своих и врагов". В соответствии с фундаментальным и очевидно неизбывным свойством человеческого мышления - персонифицировать события - мы за ними ищем людей, как правило объединенных в группы, их вызвавшие и "причинившие". Напомним, что в религиозных системах как правило персонифицируется, антропоморфируется даже первопричина миропорядка - Бог, Создатель, которому тоже противостоит другой - Дьявол, Люцифер. Они олицетворяют Добро и Зло.

Казалось бы феномен отношений между "мы" и "они", или хотя бы "они" и "они" должен был всегда остро интересовать всех, и мыслителей в первую очередь. И тем не менее...

Несмотря на то, что группы возникли задолго до нашей эры, т.е. гораздо раньше, чем появилась осознающая их личность, лишь в Х1Х веке они стали объектом социальной науки. Вначале как отношения между большими группами - как объект философии и социологии: классы. Теория и практика межклассовых отношений в аспекте классовой борьбы слишком хорошо известна, чтобы на ней останавливаться. В середине ХХ века обостряются в связи с национально-освободительным движением в бывших колониях Запада межнациональные и межэтнические конфликты, которые затем получают новое развитие в независимых государствах, что порождает интерес к отношениям между этническими группами. Примерно в это же время создаются огромные корпорации, для которых актуальной задачей становится налаживание внутриорганизационных связей, т.е. связей между различными группами, составляющими организацию. Практики во всех этих трех сферах социальных отношений: экономике, политике и управлении обнаруживают, что психологический аспект отношений между группами имеет огромное, порой решающее значение. Постепенно формируется социальный заказ к науке на психологические знания об отношениях между группами разного объема и качества. Как это часто бывает, общественная наука, будучи захвачена инерцией собственного развития, оказывается поначалу не готова к ответу на поставленные вопросы. Однако спрос порождает предложение, и заказ, как и всегда, находит в конце концов исполнителя.

В современной социальной психологии - науке, призванной изучать роль психологических факторов в системе отношений "общество - группа - личность" главное внимание по многим причинам традиционно уделялось отношениям "личность - личность" и "группа - личность". Справедливости ради надо отметить, что социальная психология имела свои основания отказаться от исследования межгрупповых отношений в пользу социологии, поскольку к началу 30-х годов уже устала от поисков "вместилища группового сознания, группового духа" и т.п. неуловимых, почти мистических сущностей, которыми необходимо было наделять группы, чтобы исследовать их по аналогии с индивидами. Тем не менее, отмеченные выше тенденции социального процесса заставляли время от времени возвращаться к оставленному исследовательскому полю, которое все же принесло кое-какие плоды. К ним можно отнести исследования социальных стереотипов и предрассудков, а также ставшие впоследствии классическими знаменитые полевые исследования межгрупповых отношений М.Шерифа в 1949 и 1954 годах.

Перелом наступил довольно поздно: в 70-е годы ХХ века и осуществился не в социально-психологической Мекке того времени - в США, а в Западной Европе, ученые которой нашли в межгрупповых отношениях как объекте исследования возможность предложить новую парадигму социальной психологии. Её главным отличием стал выход за рамки межиндивидуальных отношений в сферу отношений между группами и отношений между индивидами как представителями групп. Одна за другой в Западной Европе вышли крупные работы ( 1,2,3 ) и ныне межгрупповые отношения прочно заняли свое место как сфера исследований, достойная раздела учебников по социальной психологии.

Исследования межгрупповых отношений в России и СССР развивались обычным для российской социальной науки путем: гениальные прозрения плеяды блестящих мыслителей Серебряного века - марксизм-ленинизм, "закрывший" их для поколений советских ученых - подглядывание за западными исследованиями сквозь скважину "критического анализа буржуазной науки" - попытки адаптировать "их" результаты и методы в "нашей" теоретической схеме - стремление синтезировать достояние отечественной ( а не только советской ) и зарубежной науки на новой основе.

Книга И.Сушкова "Психология взаимоотношений" успешно открывает этот, крайний этап и является на сей день единственной в данном жанре. Полезным подспорьем к ней могут служить еще две монографии, которыми по существу и ограничивается перечень крупных работ, вышедших в СССР и России за 80 с лишним лет ( 4, 5 ). Интерес к межгрупповым отношениям в России по прежнему невысок несмотря на все осознание этой проблемы. Так, за последние несколько лет было выполнено всего 4 - 5 диссертационных исследования межгрупповых отношений. Нельзя также не отметить определенного спада интереса к ним и в западной науке. Складывается впечатление, что ресурс, порожденный Бристольской школой Г.Тэджфела, исчерпал себя и работа идет по кругу, воспроизводя накатанные схемы. Это недалеко от истины и объясняется на мой взгляд следующими причинами.

Первая из них и самая главная, характерная впрочем для всей современной социальной психологии ( 6, 7 ) - теоретический разброд, обилие "мини-концепций", разночтение основных понятий, отсутствие относительно общей концептуальной схемы, позволяющей соотносить полученные эмпирические результаты, междисциплинарный характер объекта, нежелание включать в сферу исследования новые, "стучащиеся в дверь" переменные, в основном связанные с этическим аспектом социального взаимодействия.

Вторая причина - исключительная трудность эмпирического исследования межгрупповых отношений, качество которого в значительной степени зависит от того, насколько оно приближено к реальной действительности, "полю"; большое количество переменных; обусловленность включенностью в конкретную культуру; ряд чисто технических сложностей ( количество испытуемых, регистрация наблюдения и т.п. ).

Третья причина, вытекающая из первой и второй - методы, которые должны схватывать специфику именно межгрупповых отношений в отличие от межиндивидуальных, удерживать более широкий контекст взаимодействия.

Наконец, последняя по счету, но отнюдь не по значению причина - интенсивная насыщенность исследований политическим, идеологическим, прагматическим содержанием. В качестве примеров можно назвать отношения между этническими группами в фазе конфликта или отношения между чиновниками и предпринимателями, персонифицирующими отношения власти и капитала в условиях современной России. В нашем обществе даже в эпоху застойного благоденствия деньги на социальные исследования давали преимущественно для того, чтобы они подтверждали выводы досужего разума партийно-государственной номенклатуры. Эта ситуация мало изменилась, не говоря уже о том, что денег вообще не стало, а тем более на выводы, опасные для власть предержащих.

Хорошо зная автора и будучи знаком с его жизненным путем, рискну утверждать, что вряд ли он взялся бы двадцать лет тому назад за решение перечисленных выше задач, будь их сложность известна ему заранее. Однако факт остается фактом: он взялся и сделал то, что мог из того, что имел. Свою задачу как первый читатель не только этого "конечного продукта", но и предыдущих его вариантов я вижу в том, чтобы поделиться с будущими читателями своими впечатлениями от прочитанного и оценить значение монографии для социальной психологии. Как явствует из заглавия вступительной статьи, это значение может быть оценено как фундаментальный вклад в науку. Теперь остается эту оценку аргументировать.

Главная задача, которую ставит перед собой И.Сушков заключается в создании теоретической схемы, системы понятий, которая позволила бы совладать с большой пестротой имеющихся на сегодняшний день теоретических ( в основном западных ) подходов. При этом уместно напомнить, что заявка, с которой выступили в начале 70-х годов западноевропейские "бунтовщики" против засилья американского методологического индивидуализма, содержала в качестве едва ли не главного пункта призыв к системному анализу социально-психологических явлений. Термин "система" и производные от него стали ключевыми во многих публикациях. Однако системный анализ в точном смысле этого термина так фактически и не был осуществлен по причине чрезвычайной сложности межгрупповых отношений, требующих междисциплинарного подхода, синтеза данных различных наук на единой философской методологической основе.

Именно такую попытку и предпринял автор, рассматривая межгрупповые отношения последовательно как физическую совокупность, биологическую организацию, социологическое явление и, наконец, сами отношения как предмет социальной психологии. Здесь важно подчеркнуть еще одну важную отличительную черту предложенного способа анализа, отразившуюся и в названии монографии: акцент на взаимности, постоянной рефлексивности связей, отношений, оценках, зависимостей и т.п. в непрерывном процессе взаимообмена ими. Тем самым в единую концептуальную систему сводятся категории взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния и взаимоотношения. Они образуют исходную методологическую платформу для исследования следующих уровней, для каждого из которых формируется своя система, связанная тем не менее с исходной основой.

Решив общие методологические проблемы, автор приступает к анализу конкретных явлений и процессов, по которым в социальной психологии накоплен достаточный объем данных: категоризации, дифференциации, интеграции, социальным стереотипам и представлениям, конфликтам и т.п.

Необходимо отметить, что несмотря на отсутствие в монографии четко эксплицированного определения предмета социальной психологии, объективная логика системной методологии выводит автора на такое понимание, которое практически полностью совпадает с предложенным мной в ряде работ (Шихирев, 1985, 1999). И на своем материале И.Сушков убедительно демонстрирует преимущества данного понимания, объединяющего понятия отношения как связи и отношения как переживания оценки (или отношения к отношению), обмена, образа и социального как особого социально-психологического качества.

Система этих понятий становится своеобразной кристаллической решеткой, вокруг которой организуются многочисленные, ранее разрозненные идеи и данные из самых разных областей знания: от биологии до философии.

Новое значение в этой системе понятий приобретают взгляды выдающихся русских мыслителей - С.Франка и Л.Карсавина, в ней соотносятся и кросс-валидизируются данные зарубежных и отечественных ( в том числе своих собственных ) эмпирических исследований. Тем самым реализуется важнейшая задача синтеза результатов предыдущих этапов науки для ее последующего развития.

Необходимо подчеркнуть важную методологическую особенность проделанной работы: исследуемый объект - межгрупповые взаимоотношения рассматривается не только в статике, как продукт, вещь в определении И.Сушкова, но и в динамике - как процесс. Таким образом в первой части книги мы знакомимся с фотографией объекта. Затем она оживает как динамический, видеотехнически записанный образ. Мы видим во второй части монографии, как межгрупповые взаимоотношения развиваются, разворачивая заложенный в них системно-структурный потенциал.

По существу И.Сушков успешно реализовал метод, известный в философии и методологии науки как метод восхождения от абстрактного к конкретному. Он означает, что исследователь в ходе и на основании изучения имеющегося эмпирического материала, в том числе и полученного лично, строит рабочую теоретическую схему и затем вновь погружает её в реальную действительность, где теоретическая конструкция ( скелет ) обретает эмпирическую плоть. Можно без преувеличения утверждать, что "Психология взаимоотношений" является одновременно ретроспективной энциклопедической работой по проблеме межгрупповых отношений и теоретической платформой, открывающей новые перспективы.

Именно в этой связи можно наметить простым перечислением несколько линий будущих исследований: морально-психологический ( этический, духовный ) аспект межгрупповых взаимоотношений; условия перехода от конфронтации к кооперации групп; трансформация регуляторных образов ( стереотипов и представлений ) в условиях крупных социально-экономических изменений, подобных переживаемым нашей страной; влияние типа культуры, в которой развиваются межгрупповые отношения. С учетом того, что все эти новые повороты потребуют существенного обновления и создания конкретных методов, было бы целесообразно сформулировать на той же методологической основе требования к этим методам.

Это замечание лишь подчеркивает общую ценность книги И.Сушкова, поскольку открывает новые горизонты для теоретического и эмпирического движения вперед. Она несомненно привлечет к исследованию межгрупповых взаимоотношений новые поколения социологов и психологов. Поскольку изложенный в ней текст неоднократно излагался, "проговаривался" на протяжении ряда лет в лекционных курсах, снабжен большим количеством опорных образов ( схем и гистограмм ), то он читается легко и просто несмотря на всю сложность обсуждаемых проблем.

П . Н . Шихирев

 

Литература .

1. Billig M.G. Social psychology and itergroup relations. L.,1976.

2. Doise W. Groups and individuals: explanation in social psychology. Cambridge, 1978.

3. Tajfel H. Human groups and categories: studies in social psychology. Cambridge, 1981

4. Агеев В.С Психология межгруппового взамиодействия. М.:МГУ. 1990.

5. Солдатова Г.У. Психология межтнической напряженности. М."Смысл",1998.

6. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М."Наука", 1985.

7. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М. "КСП+", Издательство Института психологии РАН. 1999.

 

 

 

Предисловие автора

 

Книга была начата в то время, когда в России наступил период коренных социальных изменений. Социальные конструктора разрушили единую ткань общественной жизни и попытались из старых ниток сплести новую социально-экономическую рубашку для России.

Непродуманный эксперимент принес стране уже не меньше бед, чем прошлая, социалистическая революция. Но одновременно он заставил меня задуматься о пределах возможного вмешательства в социальные процессы и для этого побудил вернуться к истокам зарождения социального, чтобы постараться понять общие механизмы разворачивания социального в конкретные социологические формы.

Модель формирования взаимоотношений между социальными группами стала итогом моего многолетнего анализа как исторического материала, так и существующих теоретических концепций и эмпирических исследований социальных явлений.

Эта книга может оцениваться как реакция на ситуацию, сложившуюся в отечественной социальной психологии к настоящему времени: реакция на ситуацию, когда академическое знание потеряло свою ценность на уровне реальной государственной политики и получению его посвящают себя лишь сравнительно небольшое количество энтузиастов, в основном прошедших фундаментальную методологическую школу.

Прикладное знание, накопленное в западной социальной психологи, начало беспрепятственно проникать на отечественный научный рынок, превращаясь в условиях разрушенной экономики и производства в суррогат первоначального знания.

 В итоге, при существующей огромной потребности людей в объяснении и преобразовании не удовлетворяющей их реальности социальная психология попадает в позицию науки не способной ни объяснить, ни преобразовать, но пригодной для манипуляции обыденным сознанием.

В книге сделана попытка объединить в сфере социальных процессов все три ветви знания: теоретическое, прикладное и житейское (249). Насколько это удалось - судить читателю.

Приношу глубокую благодарность профессору Петру Николаевичу Шихиреву, который на протяжении многих лет оказывал мне научную и моральную поддержку и научные идеалы которого во многом повлияли на мое мировоззрение.

Я искренне благодарен Джону Тернеру, неоднократно присылавшему мне многочисленные научные материалы его исследований, директору Ивановского центра научно-технической информации, А.А.Каверину и директору Ивановского художественного музея Л.В Воловенской за организационную и материальную помощь при подготовке данной книги к изданию, а также всем моим друзьям, помогавшим добрым советом и верой.

 

Игорь Сушков

27.01.99.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Традиционно до настоящего времени гуманитарные науки рассматривают человеческое общество сквозь призму личности как единственной реальности, способной к активному творчеству и своим становлением, поднявшей себя на вершину эволюции природы.

Однако, Монтень был в известной мере прав, когда в своих "Опытах" писал: "Человек крайне неразумен, он не в состоянии создать клеща, а между тем десятками создает богов" (133, с.199). И в этом противоречии заложена вся трагедия гуманитарных наук. Они часто не в силах выйти за рамки любви человека к самому себе и посмотреть на законы общественного развития независимым взглядом.

Невольный антропоцентризм является нам не только в утверждении единственно истиной ценности - индивидуальной жизни, но и в чрезмерном стремлении его избежать, когда исследователь пытается уйти, как ему кажется, в мир объективных общественных законов и на этом пути перестает чувствовать и принимать в расчет душу конкретного, живого человека.

Книга обращается именно к тем вопросам, которые и затрагивают то, как социальная уникальность человека становится итогом вне его происходящих процессов, и как он своей индивидуальной жизнедеятельностью питает социум, давая ему возможность воспроизводиться вновь и вновь.

Если смотреть на социальные явления снизу в верх, как на явления, создаваемые конкретными людьми, то внизу остается любовь, ненависть, индивидуальные судьбы, психологические драмы, то есть все то, что мы считаем, житейским, частным, а поэтому действительно реальным для каждого. И как параллельный мир существует для нас надиндивидуальное, общественное, раскрываемое перед нами историей, политэкономией, социологией, лишенное человеческой чувственности, отчужденное.

Поэтому как центр притяжения была выбрана та вещь, которая, одной своей гранью проникает во все общественные явления, а другой, задевает самые сложные и важные аспекты человеческих переживаний. Эта вещь - взаимоотношения социальных групп.

Они общественны по своей природе...и человечны по своему воплощению, так как приобрели характер ценностей и стали мерой человеческой реальности. Эта мера позволяет и нам по новому взглянуть на такие ключевые для социальной психологии феномены как социальная группа и личность. Она позволяет затронуть проблемы их эволюции и того, как в конкретных социологических движениях, проявляются общие социальные законы.

Мы можем согласиться - да, человек не в состоянии создать клеща, но и богов создает не он, а то всеобщее социальное, те взаимоотношения, которые действуя через каждого единичного индивида, творят особенное, в том числе и богов. Скорее иначе, - не богов, а "лики богов", так как непосредственно божественное непредсказуемо и непостижимо. Оно лишь ощущается интуитивно. "Недостижимое достигается через посредство его недостижения. Непостижимое постигается через постижение его непостижимости." (229, с.559).

Эти "лики богов" примиряют человека с непостижимым и понимание путей их создания делает ощущение непостижимого еще более полным и видны во взаимоотношениях людей как нигде более.

Взаимоотношения социальных групп, формирующиеся в социальной системе, стали тем моментом, который концентрирует в себе все основные проблемы социальной психологии и позволяет создать новую модель социальной стороны психики человека.

Причем, эта парадигма непроизвольно, в ходе логических рассуждений, приобрела те черты, которые П.Н.Шихирев обосновал в своем анализе тенденций развития современной социальной психологии. Отмечая многоаспектность свойства "социального", он подчеркивает роль духовности в новой парадигме, духовности, которая наполняет социальное этическим содержанием, то есть отношениями людей. Духовность должна быть признана системообразующим свойством социального взаимодействия, которое разворачивается в ходе обмена оценками, создавая тем самым ценностные отношения, то есть, словами автора, отношения к отношениям. Причем, эмпирическим референтом отношений служит образ, как объективированное переживание (253).

Такое взаимоподтверждение предвидения перспектив социально-психологических исследований и тех результатов, которые получены в ходе анализа конкретной проблемы взаимоотношений социальных групп можно было бы считать в известной мере случайностью, если бы не достаточно строгая научная логика, лежащая в основе обеих работ. Это превращает моменты совпадения в проявления естественной закономерности, направляющей науку разными путями к одному полюсу сферы знания. В этом как раз и проявляется суть социального свойства, которому отведено так много места в представленной работе.

Объектом исследования была принята социальная система. Социальные системы неоднократно являлись объектами исследований при изучении личностного и группового общения и деятельности. Традиционно они изучались с помощью атрибутивно-описательного или структурного подходов. Поэтому, абстрагированные как правило от своих реальных связей, фиксирующих их позицию как элементов более общих систем, они теряли свои системные свойства.

Но суть системного анализа на мой взгляд в том, что социальная система, как нечто внешнее, должна играть роль скорее формы, нежели содержания. Ее границы должны обеспечивать такие наиболее существенные системные качества как целостность и целенаправленность. "Функцию формы ... могут выполнять лишь такие факторы, которые обладают свойством создавать относительно устойчивую сферу детерминации, в пределах которой, под влиянием формообразующего фактора развертываются содержательные процессы" (15, с.139). Границы системы как раз такую сферу и создают. Содержательные же процессы связаны со взаимодействием групп, создающих эту систему.

Таким образом наше внимание постоянно удерживался не на системе в целом, а на взаимодействии ее элементов с точки зрения реализации ими специфических системных свойств.

Но взаимодействие групп само по себе так же уже было предметом изучения (см. напр. 4, 141, 222). Однако многие исследователи не смогли перейти на уровень системного анализа, поскольку не избавились от влияния предметоцентрической установки при взгляде на взаимодействие. В большинстве работ хотя и применяются в качестве основных такие понятия как "деятельность", "общение", "взаимодействие", имеется в виду деятельность для "этой вещи", общение для "этой вещи", взаимодействие для "этой вещи". Фактически наша исследовательская мысль тяготела больше к Канту (чем к Гегелю), когда "вещь в себе" по словам Рене Декарта "...не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя" (59, с.448).

Суть системного подхода не в том, чтобы мысленно поставить явление в центр системы и заставить последнюю вращаться вокруг него, обеспечивая таким образом комплексное, многостороннее, междисциплинарное изучение объекта. Даже если мы берем в качестве цели системного анализа отдельную вещь, хотя и взаимодействующую с другими, такую как организм, личность, группа, мы должны изучать не столько свойства вещи с точки зрения ее целостности и не столько структуру этой вещи, сколько то, как эти свойства делают вещь системой, которая, в свою очередь, превращается в элемент системы, включающей данную.

В книге сделана попытка представить социальные группы равнозначными элементами в структуре системы в акте их взаимодействия (системного взаимодействия), вызванного требованием целостности (целенаправленности). Иными словами, при постоянном подчеркивании целостности явления (как основного признака системы) внимание уделяется не ответу на вопрос: "Что делает эта целостность?", а пониманию того: "Как образуется эта целостность?".

Исходя из сказанного, более точное определение объекта, представленного в книге, может звучать так: объектом нашего исследования служит совокупность взаимодействующих социальных групп как элементов конкретной социальной системы, создающих ее целостность и целенаправленность.

Идея системного взаимодействия как условия существования социального и как основной единицы анализа человеческого общества удивительно точно выражена в словах раннего К.Маркса: "всякое проявление его (индивида) жизни - даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими проявлениями жизни - является проявлением и утверждением общественной жизни" (123, с.590). Не действие в присутствии других, а именно взаимодействие субъектов, включенное в свою очередь в общую систему взаимодействий, составляет сущность социального, как внутри человека, так и во внешнем ему мире.

П.Н.Шихирев в одном из своих научных докладов, сделанных в Институте психологии АН СССР в 1981 году, высказал мысль о том, что такую же системную функцию, которую в развитии К.Марксом теории политэкономии капитализма сыграло понятие товара, в выходе социальной психологии из наметившегося тупика (а он действительно уже явно ощущается- И.С.) должно сыграть понятие "цен


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.