Тема 1. Эволюция теории и практики управления персоналом — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Тема 1. Эволюция теории и практики управления персоналом

2017-05-20 351
Тема 1. Эволюция теории и практики управления персоналом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Программа дисциплины

(Стандарт ПД-СД.Ф.06)

направление 032000 «Документоведение и архивоведение»

для бакалавров очной формы обучения

 

Екатеринбург

 

Программа дисциплины «Управление персоналом»составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 032000 «Документоведение и архивоведения» по циклу «Специальных дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

 

 

Семестр 4

Общая трудоемкость дисциплины 140 часов, в том числе:

Лекционные занятия – 32 часа

Практические занятия – 16 часов

Самостоятельная работа – 84 часа

КСР – 8 часов

 

Составитель (разработчик): Меньшикова А.Л., старший преподаватель кафедры архивоведения и истории государственного управления Уральского государственного университета им. А.М. Горького.

 

Рекомендовано к печати протоколом заседания кафедры Архивоведения и истории государственного управления № 1 от 15 февраля 2010 г.

 

 

© Уральский государственный университет, 2010

© Меньшикова А.Л.,, составление, 2010

 

 

 

Введение

 

Программа курса «Управление персоналом» направлена на формирование знаний в области управления персоналом и кадровых технологий, выработку системного видения взаимодействия теории и практики по управлению персоналом и обучение практическим навыкам работы с персоналом по основным направлениям системы управления персоналом в организации, компании на предприятии.

Предметом курса являются процессы управления людьми. Управление персоналом — это специфическая функция управленческой деятельности, главным объектом которой являются люди, которые входят в определенные социальные группы, трудовые коллективы. Как субъект управления выступают руководители и специалисты, которые выполняют функции управления относительно своих подчиненных. Следовательно, управление персоналом — это целеустремленная деятельность руководящего состава организации на разработку концепции, стратегий кадровой политики и методы в управления человеческими ресурсами. Это системный, планомерно организованное влияние через систему взаимоувязываемых, организационно экономических и социальных мероприятий, направленных на создание условий нормального развития и использования потенциала рабочей силы на уровне предприятия. Планирование, формирование, перераспределение и рациональное использование человеческих ресурсов является основным содержанием управления персоналом.

Цель курса

Целью настоящего курса является формирование и совершенствование системы знаний, навыков и умений в области кадрового менеджмента, включая его относительно самостоятельные сферы – кадровая политика, стратегия, тактика и технология управления персоналом, производственная и внепроизводственная мотивация, профилактика и разрешение (оптимизация) конфликтов в организации, оценка результатов труда и эффективности системы управления персоналом.

2. Задачи курса:

- формирование представления о задачах и функциях службы по управлению персоналом в организации;

- выработать умение ориентироваться в современных тенденциях развития управленческой практики;

- научить студентов пониманию основных принципов работы менеджера по персоналу;

- привить навыки применения системного подхода к теории и практики управления персоналом.

3. Место и роль дисциплины в системе профессионального

образования

Учебный курс является составной частью блока правовых дисциплин, взаимосвязан с такими дисциплинами, как «Трудовое право», «Гражданское право», «Административное право», «Психология управления». Изучение курса предполагает междисциплинарный подход.

Требования к уровню освоения содержания курса

Студент, прошедший курс учебной дисциплины, владеет следующими профессиональными компетенциями:

· Владеет теоретическими знаниями в области управления персоналом;

· Способен использовать в своей практической деятельности нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения в коллективе,

· Умеет распознать и разрешить конфликты между сотрудниками;

· Способен самостоятельно разрабатывать локальные нормативные акты и нормативно-методические документы, регулирующие труд работников в организации;

· Знает основные теории управления персоналом, уметь применять их на практике.

Методическая новизна курса

Практические занятия в структуре курса позволяют студентам применять теоретические знания при решении кейсов. Важную роль играет самостоятельная работа студентов, предполагающая более глубокое изучение отдельных проблем практики применения трудового законодательства в соответствии с интересами студентов, подготовку сообщений, докладов, презентаций.

Курс завершается зачетом (экзаменом).

 

II. Содержание курса

1. Темы и разделы курса, их краткое содержание

Тема 1. Подбор персонала

Анализ эффективности организационно – функционального строения организации. Кадровая политика и оценка кадрового состава организации. Прогноз потребности в персонале. Анализ эффективности существующих в организации способов привлечения, адаптации персонала. Этапы отбора персонала. Критерии отбора. Методы отбора. Анализ резюме и выбор наиболее подходящего кандидата. Подготовка к интервью, составление вопросов.

 

 

Тема 2. Адаптация персонала

Разработка программы адаптации персонала. Что дает адаптация. Оценка эффективности системы адаптации. Составление анкет для изучения процесса адаптации сотрудников. План мероприятий адаптации сотрудников. Адаптационный лист нового сотрудника. Регламент прохождения испытательного срока. Положение о прохождении испытательного срока. План работы на испытательный срок. Лист оценки сотрудника после прохождения испытательного срока. Компетенции наставника.

 

Тема 3. Оценка персонала

Оценка и аттестация (сходство и различие). Методы оценки.
Оценка по методу 360 градусов. Ассесмент – центр. Выбор инструментов оценки. Тесты, собеседования, опросники, ролевые игры. Выявление кадрового резерва.

 

 

Тема 4. Обучение персонала и развитие

Роль системы обучения в развитии компании. Эффективность системы обучения. Построение системы обучения на основе моделей компетенций. Определение потребности в обучении. Планирование обучения. Бюджетирование обучения. Разработка учебных программ, курсов. Выбор поставщиков услуг по обучению. Организация процесса обучения. Проведение обучения. Оценка эффективности обучения. Планирование карьеры. Развитие кадрового резерва. Оценка по компетенциям. Формы и методы обучения. Составление индивидуального плана развития сотрудника. Альтернативы обучению.

 

Тема 5. Стимулирование и мотивирование персонала

Диагностика сложившейся на предприятии системы мотивации. Материальное стимулирование. Вознаграждение за конечный результат. Социальные программы стимулирования. Разработка социального пакета. Нематериальная мотивация персонала. Причины демотивации сотрудников. Современные стратегии формирования мотивации. Переход от мотивации из вне (руководитель) на внутреннюю мотивацию (сам сотрудник).

 

Тема 6. Командообразование

Диагностика психологического климата и организационной культуры. Оценка эффективности стилей управления, взаимодействия управляющего состава с коллективом. Взаимоотношения внутри коллектива. Согласование внутренних целей сотрудников с общекорпоративными целями. Создание позитивного представления (образа) компании, который существует у каждого сотрудника и соответствует его личным ценностям. Мониторинг уровня приверженности компании сотрудников. Формирование на предприятии тенденции к принятию ответственности за выполняемые действия, как безусловной корпоративной нормы.

 

Тема 7. Конфликты в организации

Определение понятия конфликт. Причины возникновение конфликтов. Объективно-субъективная природа конфликтов. Восприятие ситуации. Факторы определения ситуации как конфликтной. Типы конфликтов. Стадии протекания. Конфликтное взаимодействие. Мотивы и цели участников конфликтной ситуации. Выбор стратегии реагирования (Уход от конфликта. Сотрудничество. Борьба. Компромисс). Способы разрешения конфликтов. Техника урегулирования конфликта. Эффективное поведение в конфликтах. Ориентация на конструктивное взаимодействие. Формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах. Конфликтные взаимоотношения и формы разрешения внутрикорпоративных конфликтов. Предотвращение конфликтов между сотрудниками. Методы и техники по разрешению внутрикорпоративных конфликтов.

 

Темы ПРАКТИЧЕСКИХ занятий

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

1. Укажите основные подходы к теории и практики управления персоналом.

 

2. Как происходил процесс перехода от работы с кадрами к развитию управления человеческими ресурсами?

 

3. Проведите сравнительный анализ основных подходов к управлению персоналом.

 

4. В чем различия двух основных стратегий управления персоналом: стратегии издержек и стратегии ресурсов?

 

5. Обоснуйте стратегическую роль руководителя службы персонала в крупных развивающихся компаний.

 

6. Какие, на ваш взгляд, профессиональные качества должны быть у современного менеджера по персоналу?

 

7. Каковы, по вашему мнению, личностные особенности успешного менеджера по персоналу?

 

8. Какими основными персонал-технологиями должен владеть менеджер по персоналу?

 

9. Опишите модель ключевых компетенций менеджера по персоналу.

 

10. Какие элементы входят в систему управления персоналом в организации?

 

11. Назовите подсистемы управления персоналом и дайте им краткую характеристику.

 

12. Каковы особенности работы менеджера по персоналу с различными категориями работников организации?

 

13. Опишите основные направления плана развития персонала.

 

14. Охарактеризуйте саморазвитие как ключевую составляющую личной стратегии менеджера по персоналу

 

15. Назовите основные причины и факторы перехода от узкоспециализированного отдела кадров к многопрофильной и службе управления персоналом?

 

16. Какова роль службы управления персоналом организации в условиях современной динамично развивающейся рабочей среды.

 

17. В чем, на ваш взгляд, роль и значение информационных технологий в системе управления персоналом организации.

 

18. Опишите основные изменения внешней среды, оказывающие существенное влияние на задачи и функции службы управления персоналом организации.

 

19. Раскройте основные задачи и функции службы управления персоналом в современной организации.

 

 

По темам и видам работ

  Тема, раздел дисциплины Объем учебного времени, отведенный на освоение дисциплины
Аудиторные занятия Самостоят. работа Всего по темам
Всего в т.ч. лекции в т.ч. семинар. /практ. занятия в т.ч. лаб. раб.
  Тема 1            
  Тема 2            
  Тема 3            
  Тема 4            
  Тема 5            
  Тема 6            
  Тема 7            
КСР            
Итого по дисциплине            

V. Учебно-методическое обеспечение курса

5.1.Основная литература

Источники

Конституция Российской Федерации: Официальное издание. — М.: Юридическая литература, 1993.

Трудовой кодекс Российской Федерации. — М.: Юридическая литература, 2008.

 

Литература

Обязательная

Управление персоналом организации: [учебник для вузов по специальностям "Менеджмент организации, "Управление персоналом", "Экономика труда" / А. Я. Кибанов, И. А. Баткаева, И. Е. Ворожейкин [и др.]; Гос. Ун-т Управления; под ред. А. Я. Кибанова. — Изд. 3-е, доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2008. —

Кибанов, Ардальон Яковлевич. Основы управления персоналом: [учебник для вузов по специальностям "Менеджмент организации", "Управление персоналом"] / А. Я. Кибанов; М-во образования и науки РФ, Гос. ун-т управления. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2008.

Кибанов, Ардальон Яковлевич. Этика деловых отношений: учебник: [для вузов по специальности "Управление персоналом] / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова; М-во образования и науки РФ, Гос. ун-т управления; [под ред. А. Я. Кибанова]. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2009.

Пустынникова, Екатерина Васильевна. Основы менеджмента: учеб. пособие по специальности "Управление персоналом" / Е. В. Пустынникова. — М.: КноРус, 2008.

Анцупов, Анатолий Яковлевич. Социально-психологическая оценка персонала: [учеб. пособие для вузов по специальностям "Управление персоналом" (080505), "Менеджмент организации" (080507), "Психология" (030301)] / А. Я. Анцупов, В. В. Ковалев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

Демин, Ю. М. Ассессмент персонала. Как объективно оценить деловые качества сотрудника и соискателя за 15 минут / Ю. М. Демин. — СПб. [и др.]: Питер, 2008.

Соломанидина, Татьяна Оттовна. Мотивация трудовой деятельности персонала: [учеб. пособие] / Т. О. Соломанидина, В. Г. Соломанидин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2009.

Алавердов, Ашот Робертович. Управление кадровой безопасностью организации: учебник / А. Р. Алавердов. — М.: Маркет ДС, 2010.

Моргунов, Евгений Борисович. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение: учебник для бакалавров: [для вузов по направлению "Менеджмент"] / Е. Б. Моргунов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2011.

Михайлов, Ю. М. Аттестация персонала: практ. пособие / Ю. М. Михайлов. — М.: Альфа-Пресс, 2011.

Корпоративный менеджмент: учеб. пособие / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Э. М. Коротков, Н. Г. Ольдерогге. — 4-е изд., стер. — М.: Омега-Л, 2011.

 

Дополнительная

Десслер Г. Управление персоналом. — М.: БИНОМ; Лаборатория знаний, 2004.

Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов. — М.: Флинта; МПСИ, 2002.

Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. — М.: ИНФРА-М, 2008.

Основы управления персоналом в современных организациях: уникальный подход, обеспечивающий эффективную работу компании / С.А. Шапиро. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГроссМедиа, 2007. – 248 с. – (Настольная книга менеджера). Основы управления персоналом: учебник для студ. вузов / А.Я. Кибанов; М-во образования и науки РФ, Гос. ун-т управления. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 447 с. – (Высшее образование).

Прохоров А.П. Русская модель управления. — М.: ЭКСМО, 2007.

Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2007.

Современные технологии управления персоналом: учебно-практ. пособие / В.И. Сперанский. – М.: Альфа-Пресс, 2008. Управление персоналом для менеджеров: учеб. пособие / В.А. Спивак. – М.: Эксмо, 2007. – 624 с.: табл.

Управление персоналом предприятия: учеб. пособие для студ. ву-зов / В.М. Маслова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 159 с.

Управление персоналом современной организации: учеб. пособие для студ. вузов / О.С. Орлова; Рос. акад. экономики и права. – М.: Экза-мен, 2009. – 286,[2] с. – (Учебное пособие для вузов).

Управление персоналом: многовариантный характер современной российской практики / С.П. Дырин. – СПб.: Петрополис, 2008. – 216 с.

Управление персоналом: учебник для студ. вузов / [авт.: Т.П. Вернигорова, А.И. Горбачев, Е.В. Данькова и др.]; под ред. А.И. Турчинова; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: РАГС, 2008.

Управление персоналом: учебник для студ. вузов / М.И. Бухалков. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 400 с.

Управление персоналом: учебное пособие для студ. вузов по спец. «Менеджмент организации» / В.Н. Федосеев. – М.; Ростов н/Д.: МарТ, 2006. – 528 с. – (Учебный курс).

 

5.2. Дополнительная литература

Вы – управляющий персоналом / А.А. Крымов. – М.: Вершина, 2008. – 320 с.: ил.

Трудовой кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 15 мая 2008 г. – М.: Эксмо, 2008. – 272 с.

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Программа дисциплины

(Стандарт ПД-СД.Ф.06)

направление 032000 «Документоведение и архивоведение»

для бакалавров очной формы обучения

 

Екатеринбург

 

Программа дисциплины «Управление персоналом»составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 032000 «Документоведение и архивоведения» по циклу «Специальных дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

 

 

Семестр 4

Общая трудоемкость дисциплины 140 часов, в том числе:

Лекционные занятия – 32 часа

Практические занятия – 16 часов

Самостоятельная работа – 84 часа

КСР – 8 часов

 

Составитель (разработчик): Меньшикова А.Л., старший преподаватель кафедры архивоведения и истории государственного управления Уральского государственного университета им. А.М. Горького.

 

Рекомендовано к печати протоколом заседания кафедры Архивоведения и истории государственного управления № 1 от 15 февраля 2010 г.

 

 

© Уральский государственный университет, 2010

© Меньшикова А.Л.,, составление, 2010

 

 

 

Введение

 

Программа курса «Управление персоналом» направлена на формирование знаний в области управления персоналом и кадровых технологий, выработку системного видения взаимодействия теории и практики по управлению персоналом и обучение практическим навыкам работы с персоналом по основным направлениям системы управления персоналом в организации, компании на предприятии.

Предметом курса являются процессы управления людьми. Управление персоналом — это специфическая функция управленческой деятельности, главным объектом которой являются люди, которые входят в определенные социальные группы, трудовые коллективы. Как субъект управления выступают руководители и специалисты, которые выполняют функции управления относительно своих подчиненных. Следовательно, управление персоналом — это целеустремленная деятельность руководящего состава организации на разработку концепции, стратегий кадровой политики и методы в управления человеческими ресурсами. Это системный, планомерно организованное влияние через систему взаимоувязываемых, организационно экономических и социальных мероприятий, направленных на создание условий нормального развития и использования потенциала рабочей силы на уровне предприятия. Планирование, формирование, перераспределение и рациональное использование человеческих ресурсов является основным содержанием управления персоналом.

Цель курса

Целью настоящего курса является формирование и совершенствование системы знаний, навыков и умений в области кадрового менеджмента, включая его относительно самостоятельные сферы – кадровая политика, стратегия, тактика и технология управления персоналом, производственная и внепроизводственная мотивация, профилактика и разрешение (оптимизация) конфликтов в организации, оценка результатов труда и эффективности системы управления персоналом.

2. Задачи курса:

- формирование представления о задачах и функциях службы по управлению персоналом в организации;

- выработать умение ориентироваться в современных тенденциях развития управленческой практики;

- научить студентов пониманию основных принципов работы менеджера по персоналу;

- привить навыки применения системного подхода к теории и практики управления персоналом.

3. Место и роль дисциплины в системе профессионального

образования

Учебный курс является составной частью блока правовых дисциплин, взаимосвязан с такими дисциплинами, как «Трудовое право», «Гражданское право», «Административное право», «Психология управления». Изучение курса предполагает междисциплинарный подход.

Требования к уровню освоения содержания курса

Студент, прошедший курс учебной дисциплины, владеет следующими профессиональными компетенциями:

· Владеет теоретическими знаниями в области управления персоналом;

· Способен использовать в своей практической деятельности нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения в коллективе,

· Умеет распознать и разрешить конфликты между сотрудниками;

· Способен самостоятельно разрабатывать локальные нормативные акты и нормативно-методические документы, регулирующие труд работников в организации;

· Знает основные теории управления персоналом, уметь применять их на практике.

Методическая новизна курса

Практические занятия в структуре курса позволяют студентам применять теоретические знания при решении кейсов. Важную роль играет самостоятельная работа студентов, предполагающая более глубокое изучение отдельных проблем практики применения трудового законодательства в соответствии с интересами студентов, подготовку сообщений, докладов, презентаций.

Курс завершается зачетом (экзаменом).

 

II. Содержание курса

1. Темы и разделы курса, их краткое содержание

Тема 1. Подбор персонала

Анализ эффективности организационно – функционального строения организации. Кадровая политика и оценка кадрового состава организации. Прогноз потребности в персонале. Анализ эффективности существующих в организации способов привлечения, адаптации персонала. Этапы отбора персонала. Критерии отбора. Методы отбора. Анализ резюме и выбор наиболее подходящего кандидата. Подготовка к интервью, составление вопросов.

 

 

Тема 2. Адаптация персонала

Разработка программы адаптации персонала. Что дает адаптация. Оценка эффективности системы адаптации. Составление анкет для изучения процесса адаптации сотрудников. План мероприятий адаптации сотрудников. Адаптационный лист нового сотрудника. Регламент прохождения испытательного срока. Положение о прохождении испытательного срока. План работы на испытательный срок. Лист оценки сотрудника после прохождения испытательного срока. Компетенции наставника.

 

Тема 3. Оценка персонала

Оценка и аттестация (сходство и различие). Методы оценки.
Оценка по методу 360 градусов. Ассесмент – центр. Выбор инструментов оценки. Тесты, собеседования, опросники, ролевые игры. Выявление кадрового резерва.

 

 

Тема 4. Обучение персонала и развитие

Роль системы обучения в развитии компании. Эффективность системы обучения. Построение системы обучения на основе моделей компетенций. Определение потребности в обучении. Планирование обучения. Бюджетирование обучения. Разработка учебных программ, курсов. Выбор поставщиков услуг по обучению. Организация процесса обучения. Проведение обучения. Оценка эффективности обучения. Планирование карьеры. Развитие кадрового резерва. Оценка по компетенциям. Формы и методы обучения. Составление индивидуального плана развития сотрудника. Альтернативы обучению.

 

Тема 5. Стимулирование и мотивирование персонала

Диагностика сложившейся на предприятии системы мотивации. Материальное стимулирование. Вознаграждение за конечный результат. Социальные программы стимулирования. Разработка социального пакета. Нематериальная мотивация персонала. Причины демотивации сотрудников. Современные стратегии формирования мотивации. Переход от мотивации из вне (руководитель) на внутреннюю мотивацию (сам сотрудник).

 

Тема 6. Командообразование

Диагностика психологического климата и организационной культуры. Оценка эффективности стилей управления, взаимодействия управляющего состава с коллективом. Взаимоотношения внутри коллектива. Согласование внутренних целей сотрудников с общекорпоративными целями. Создание позитивного представления (образа) компании, который существует у каждого сотрудника и соответствует его личным ценностям. Мониторинг уровня приверженности компании сотрудников. Формирование на предприятии тенденции к принятию ответственности за выполняемые действия, как безусловной корпоративной нормы.

 

Тема 7. Конфликты в организации

Определение понятия конфликт. Причины возникновение конфликтов. Объективно-субъективная природа конфликтов. Восприятие ситуации. Факторы определения ситуации как конфликтной. Типы конфликтов. Стадии протекания. Конфликтное взаимодействие. Мотивы и цели участников конфликтной ситуации. Выбор стратегии реагирования (Уход от конфликта. Сотрудничество. Борьба. Компромисс). Способы разрешения конфликтов. Техника урегулирования конфликта. Эффективное поведение в конфликтах. Ориентация на конструктивное взаимодействие. Формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах. Конфликтные взаимоотношения и формы разрешения внутрикорпоративных конфликтов. Предотвращение конфликтов между сотрудниками. Методы и техники по разрешению внутрикорпоративных конфликтов.

 

Темы ПРАКТИЧЕСКИХ занятий

 

Тема 1. Эволюция теории и практики управления персоналом

Обсуждение эволюции и практики управления персоналом.

 

1. Назовите основные этапы становления науки менеджмента.

2. Как происходил процесс перехода от работы с кадрами к развитию управления человеческими ресурсами?

3. Укажите основателей основных подходов в менеджменте и наиболее заметных деятелей в этой области.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.