Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-05-20 | 562 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Критическая теория общества связана с идеями марксизма, а также с тем, что Институт социальных исследований возник на волне кризисных социальных процессов 20-30-х гг. ХХ века. Главной теоретической сферой, в отношении которой вырабатывались основные идеи критической теории общества, оказалась критика духа, культуры, философии.
Основные идеи критической теории общества
1. В работе «Диалектика Просвещения» Просвещение трактуется в расширительном смысле. Имеет в виду не столько философия Просвещений 18 века, а скорее совокупность идей, идеалов, принципов, ценностей европейской культуры нового и новейшего времени. Просветительская мысль как бы резюмировала те идеи, нормы, принципы, благодаря которым европейского человечество на протяжении веков мыслило создать цивилизацию и освободиться от варварства. Результаты многовекового развития общества Адорно и Хоркхаймер оценивают негативно.
2. Хоркхаймер и Адорно под влиянием молодого Маркса и некоторых других философских концепций акцентировали идеи универсального отчуждения, «овеществления» человеческой личности, товарного фетишизма как основных черт деятельности и культуры цивилизации нового времени. Они особо подчеркивали опасность коммерциализации культуры, которая оборачивалась ее деградацией.
3. Многочисленные негативные характеристики сводятся к общему знаменателю: принципу господства, доминирования, который культура, философия нового времени поместили во главу угла. В этом они были продолжателями «самосознания» европейской культуры с того далекого времени, когда люди поставили перед собой цель – освободиться из-под власти природы и подчинить природу через познание ее законов. Итог оказался прямо противоположным: использовав природу, человечество как бы восстановило ее против себя. Отчуждение от природы – вот парадоксальный результат намерения господствовать над природой, который свидетельствует о крахе идеологии доминирования. Это – лишь одной из проявлений неожиданной и трагической «диалектики просвещения».
|
4. Исследователи имеют в виду диалектические процессы, в которые была объективно втянута идеология Просвещения. Цели и намерения философов, писателей, деятелей культуры и искусства вызывали прямо противоположных эффект. Отчуждение от природы, а главное, подчинение человека человеку, господство над себе подобными вместо господства над природой – вот основные проявления диалектики просвещения.
5. Другая черта диалектики – человечество с помощью просветительства намеревалось устранить мифы, сделать ясным и доступным знание, но в результате оно создало новые мифы: абсолютный рационализм и сциентизм, то есть мифология разума и науки. Просвещение намеревалось с помощью разума и науки освободить и осчастливить человека, но на деле разум стал инструментальным разумом, его понятия, концепции стали инструментом господства. В итоге стало складываться отчуждение человека и человечества от разума и науки: «Люди оплачивают расширение своей власти отчуждение от того, над чем властвуют».
6. Хоркхаймер и Адорно называют идеологию Просвещения «тоталитарной системой». Науки и философия Просвещения интересуются не одноразовыми, непосредственными, неповторимыми процессами, а лишь общим, повторяющимся - тем самым осуществляется «негация непосредственного», вводится «принцип повторения». Другой принцип просветительской науки – приведение к абстрактным, лучше всего математическим, стандартам. Создается математическая, сциентистская мифология.
7. Разрушение, закат, затемнение разума проявляются в философии в том, что позитивистская инструментализация разума не только констатируется, но и возводится в особую заслугу современной научной мысли. Но Хоркхаймер и Адорно не отказываются от рационализма. Критику и «самокритику» разума они расценивают как необходимую предпосылку его спасения от всяческих угроз, как поворот господства-подчинения с помощью инструментального разума к действительному освобождению человека и человечества. Но в ближайшей перспективе не приходится ожидать ни отмены глубоко укоренившихся отношений господства-подчинения, ни изменения веками доминировавших идей и принципов. Тем не менее критика общества и критика разума остаются первостепенной задачей философии, а также задачей литературы и искусства.
|
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!