Ортогональная проекция как оптимальный нерезкий тифлографический код — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Ортогональная проекция как оптимальный нерезкий тифлографический код

2021-06-02 43
Ортогональная проекция как оптимальный нерезкий тифлографический код 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Представления занимают главенствующее место в ряду частей познавательного процесса, когда слепой может стать в равное положение со зрячим. Развитие представлений и способностей манипулировать с ними стало основным критерием определения оптимального тифлографического кода. Эксперименты многих авторов показали, что оптимальным тифлографическим кодом является ортогональная проекция.

Важным аспектом константности ортогональной проекции как оптимального тифлографического кода является возраст лиц с нарушениями зрения. Этому вопросу было посвящено исследование большой группы слепых детей школьного возраста, которое подробно описано в монографии “Тифлографические исследования и очерки” (Я. Есенский, 1983). Основная задача его выяснить, распространяются ли ранее установленные данные об оптимальном тифлографическом коде на всю популяцию слепых детей школьного возраста. С этой целью был избран метод лабораторного эксперимента дидактического типа. Исследование было проведено Я. Есенским в ЧСФР.

Исследования ученых доказали действие глобальной гипотезы, т. е., что оптимальным тифлографическим кодом для слепых детей школьного возраста является при изображении типичных конфигураций предмета рельефный рисунок типа ортогональных проекций.

Исследования также подтвердили правильность следующих семи частичных гипотез.

1. Слепые дети школьного возраста могут познать изображенный предмет на основе ортогональной проекции более правильно, чем на основе перспективного рисунка.

2. Предметы, при изображении которых повторяются подобные элементы, слепые дети школьного возраста различают вернее на основе ортогональной проекции, чем на основе перспективного изображения.

3. При рельефном черчении слепые дети школьного возраста отдают предпочтение черчению типа ортогональной проекции.

4. При моделировании на основе рисунков слепые дети школьного возраста добиваются лучших результатов на основе изображения типа ортогональной проекции.

5. Положение изображенного предмета слепые дети школьного
возраста определяют более точно на основе изображения типа ортогональной проекции.

28

6. Представления о новых, ранее не познанных предметах у слепых детей школьного возраста формируются более надежно на основе изображения типа ортогональной проекции, чем на основе перспективного рисунка.

7. Способность манипулировать представлениями у слепых детей с возрастом развивается в сложную структуру, содержащую элементы, благодаря которым представления слепых детей существенно приближаются к представлениям детей с нормальным зрением.

Большинство исследований показало, что перелом в развитии представлений на основе тифлографики наступает у слепых детей, проходящих нормальное школьное обучение, в период между 10 и 12 годами. После этого периода слепой ребенок способен понять и сущность перспективного изображения предмета, хотя ему и в дальнейшем ортогональная проекция останется более понятной.

Результаты исследований позволяют уточнить работу над учебными основами тифлографики и использовать различные модификации тифлографической наглядности, иллюстрации и гаптизации.

Принято считать, что у людей с более поздней потерей зрения имеются предпосылки к сохранению зрительных представлений. Исследование и полученные сведения о представлениях таких лиц имеют специфическое значение для формулирования целей, задач и средств специального воспитания, образования и реабилитации этих лиц.

В известной мере па основе исследования тифлографики у лиц с более поздней потерей зрения можно судить о взаимосвязях этой проблемы у взрослых слепых людей вообще. Понимая уязвимость такого подхода, будем рассматривать ситуацию лиц с более поздней потерей зрения и значение тифлографики, исходя из аспектов и условий этой группы, так как лица с более поздней потерей зрения образуют весьма многочисленную группу.

У лиц с более поздней потерей зрения исследование представлений заметно ограничивается и процессом преодоления дефекта зрения. При адаптации к потере зрения у них происходит перестройка процесса познавания, который до нарушения зрения обуславливался зрительным восприятием и зрительными представлениями.

С точки зрения тифлографики после потери зрения происходит компенсация зрительного восприятия и представлений с помощью осязательного восприятия и представлений. Иными словами, процессы визуализации видоизменяются в процессы гаптизации. С позиции тифлографики воздействие остальных компенсационных органов чувств является не столь важным.

29

Гаптизация у лиц с более поздней потерей зрения, в отличие от детей, слепых с рождения, осуществляется при значительном столкновении сохранившихся визуальных представлений с формирующимися гаптизационными. Ситуацию осложняет и недостаточно развитое осязательное восприятие. В известной мере здесь действует проверенная опытом гипотеза — чем длиннее срок со времени потери зрения и времени сохранения последствий этой потери в познавательном процессе у лиц с поздней потерей зрения, тем меньше зрительных представлений у них остается, но одновременно лучше осязательное восприятие и представления о среде.

Иными словами, влияние визуализации на представления уменьшается, а влияние гаптизации возрастает. Скорость прохождения этих процессов обуславливается начальным уровнем осязательной обеспеченности, некоторыми типологическими особенностями и мотивацией, а также зависит от пройденных программ компенсационных упражнений и условий их проведения. К числу таких упражнений относится и фтилографика.

Исследование подтвердило, что в соответствии с возрастающей компенсацией зрительного восприятия осязательным восприятием у лиц с поздней потерей зрения происходит постепенная перестройка зрительных представлений в осязательные. На этот процесс позитивное влияние оказывает целенаправленное обучение. Тифло-графика в этом процессе занимает обоснованное место.

Исследования проводились с группой лиц с более поздней потерей зрения, которые хотя и не находились в самой острой стадии преодоления потери зрения, но в большинстве не преодолели полностью это состояние. Как важный фактор действовала и недостаточно развитая способность осязательного восприятия и представления. Отступление визуализации и развитие гаптизации в познавании на основе спонтанного развития компенсационных способностей протекает у лиц с поздней потерей зрения медленно. Поэтому правомочно предположение, о целесообразности вмешательства в этот процесс с помощью продуманных упражнений. Социологический опрос подтверждает это предположение.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.