Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2021-06-02 | 33 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Современные учёные-цивилисты, рассматривая положения гражданского законодательства об опеке и попечительстве, либо категорически утверждают, что институт опеки и попечительства целиком принадлежит гражданскому праву, либо присоединяются к наиболее распространённому мнению о том, что этот институт комплексный.
В дореволюционной России все нормы института опеки и попечительства располагались в гражданском законодательстве. Это не вызывало у учёных сомнений в целесообразности, хоть в 1912г., например, М. Ошанин высказал мнение, что «признание вообще, и в частности, покинутых детей представляет собою такого рода вопрос, который не может быть отнесён к чьей-либо определённой специальности.» Позже как указывалось, нормы об опеке и попечительстве меняли своё место. В советской литературе первоначально отмечалась искусственность размещения этих норм в семейном законодательстве, хотя аргументы при этом приводились довольно спорные.
Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, а также КоБС РСФСР 1969г. Сохранены положения об опеке и попечительстве. В ГК РСФСР 1964г. (в соответствующих положениях о дееспособности граждан и о деликтах) присутствовали лишь несколько отдельных норм об опеке.
Все взгляды, которые базировались на ныне утративших силу нормах, с позиции нового законодательства, анализируемые мнения отчётливо представляются ошибочными.
Понятие первой части Гражданского Российской Федерации, в которой содержится десять статей, посвящённых установлению, осуществлению и прекращению опеки и попечительства, ознаменовало «уход» института из семейного законодательства. Окончательно это перемещение состоялось с введением в действие СК РФ, гл.20 которого носит название «Опека и попечительство над детьми», что соответствует п.1 ст. 31 ГК РФ.
|
Однако во мнениях современных правоведов по вопросу о месте системы норм об опеке и попечительстве единство не обнаруживается. И.М Кузнецова, называет опеку правовым институтом. А.М. Нечаева, отмечая рассредоточение норм об опеке и попечительстве в гражданском и семейном законодательстве и не находя в этом никакого противоречия, указывает «ГК рассматривает опеку и попечительство как гражданско-правовой институт, а для СК - это прежде всего, форма устройства детей, оставшихся без родительской заботы». Тем самым А.М Нечаева, по-видимому, допускает принадлежность норм об опеке и попечительстве одновременно двум отраслям. Во всяком случае, такая позиция является неопределённой, поскольку допускает совмещение различных понятий.
Действительно, СК РФ рассматривают опеку и попечительство как форму устройства, но нельзя отрицать и того, что соответствующие нормы занимают определённое место в структуре Кодекса.
_____________________________________
4Здесь и далее по тексту Семейный Кодекс РФ
Л.М. Пчелинцева полагает, что институт опеки и попечительства является комплексным, поскольку «основан на нормах не только семейного, но и гражданского, а также административного права». Соглашаясь в принципе с оценкой системы норм об опеке и попечительстве как комплексного института, хотелось бы отметить неточность предложенной Л.М. Пчелинцевой формулировки.[12] Институт не основывается на нормах, а состоит из них, а кроме того, в нём присутствуют нормы разных отраслей законодательства, а не отраслей права.
Современные учёные-цивилисты, рассматривая положения гражданского законодательства об опеке и попечительстве, либо категорически утверждают, что институт опеки и попечительства целиком принадлежит гражданскому праву, либо присоединяются к наиболее распространённому мнению о том, что этот институт комплексный.
|
Оригинальность отечественного института опеки и попечительства состоит в том, что большая часть его норм расположена одновременно в двух отраслях законодательства - гражданском и семейном.
Представляется, что включение всего института опеки и попечительства в семейное законодательство нецелесообразно. Во-первых, это связано с основным назначением опеки (попечительства). Требуется такое устройство гражданина, которое обеспечивает при помощи действий другого физического лица восполнение недостающей дееспособности подопечного, а в необходимых случаях также и защиты иных его интересов. Процесс восполнения заключается в действиях опекуна или попечителя, а также органа опеки и попечительства, направленных на формирование воли подопечного, наиболее отвечающей его интересам, или замену недостатка этой воли. Юридические действия были и остаются наиболее значимыми действиями, совершаемыми опекунами (попечителями) и органами опеки и попечительства в интересах подопечных. На практике ради этих юридических действий, направленных на достижение юридических последствий, и инициируется оформление опеки и попечительства со стороны тех лиц, которые и безо всякого оформления уже давно фактически осуществляют заботу о подопечном. Безусловно, опека и попечительство - это формы устройства лица, но устройство предполагает в первую очередь защиту интересов, представительство. Обязанности опекуна по обеспечению условий жизни подопечного или по воздействию на его личность вторичны. Таким образом, установление опеки и попечительства существенно влияет на осуществление гражданских прав и обязанностей, как опекуна (попечителя), так и подопечного, что требует признания данных отношений предметом гражданского законодательства.
Во-вторых, опека, как отмечалось, не должна устанавливаться только со стороны родственников или иных членов семьи, а напротив, как писал Г.Шершеневич, со стороны посторонних людей можно ожидать «большее беспристрастие», так как у родственников может присутствовать «эгоистическое сознание наследственных прав на имущество опекаемого». Правда, в современных условиях подобная проблема актуальна главным образом при осуществлении опеки над недееспособными гражданами, так как несовершеннолетние подопечные сравнительно реже обладают каким-либо имуществом. Таким образом, опека как явление исключительно юридическое, но и биологическое не требует наличия между опекуном (попечителем) и подопечным родственной связи.
|
В-третьих, по нашему мнению, вследствие установления опеки или попечительства семейных правоотношений не возникает. Как уже говорилось, законодатель может лишь воспользоваться условным термином «член семьи» и приравнять опекунов (попечителей) и их подопечных к членам семьи в определённых случаях и для определённых целей.
По указанным причинам перемещение общих положений, «центра тяжести» института опеки и попечительства в семейное законодательство было бы необоснованным и нарушило бы целостность системы гражданского законодательства.
В тоже время гражданско-правовая отраслевая принадлежность основной части норм рассматриваемого института не означает, что опека (попечительство) совпадает с институтом законного представительства.
Институт опеки и попечительства невозможно определить только как гражданско-правовой институт, поскольку значительную часть его норм составляют (и должны составлять) положения о выявлении лиц, нуждающихся в попечении, установлении опеки и попечительства, контроля над деятельностью опекунов и попечителей. Функции органов государственного управления во всех этих вопросах сводятся к организаторским. Наличие норм административно-правового характера, обеспечивающих эти организаторские функции посредством действий органов опеки и попечительства, не позволяет считать весь институт опеки и попечительства гражданско-правовым.
______________________________________________________
13Здесь и далее по тексту Пчелинцева Л.М. Без попечения родителей
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!