Ознакомление с художественной — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Ознакомление с художественной

2021-06-01 44
Ознакомление с художественной 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЛИТЕРАТУРОЙ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Образовательная ситуация № 1

Образовательно-развивающая задача. 1. Развитие воображения: освоение действий детализации. 2. Развитие воображения: сочинены историй с опорой на заместители. 3. Развитие речи: активное использование эпитетов, самостоятельное построение связного и выразительного речевого высказывания

Педагогическая задача. 1. Помощь в насыщении схематическою изображения деталями путем наводящих вопросов. 2. Обучение детей сочинению истории с опорой на предметы-заместители. 3. Способствование развитию речи детей путем стимулирования построение связного и выразительного речевого высказывания, поощрения описания героев эпитетами.

Материал. Большой лист бумаги со схематическим изображением человека; цветные карандаши или фломастеры. Вырезанные из бумаги деревья (примерно 20 х 10 см) и кружки разных цветов из бумаги (по количеству детей).

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Дети рассаживаются перед доской, на которой помещается большой лист бумаги со схематическим изображением человека. Воспитатель предлагает детям придумать, кто бы это могло быть. Важно выслушать как можно больше предложений к выбрать самое интересное (по усмотрению педагога). Затем ребята отвечают на вопросы воспитателя, помогающие описать персонаж (какие у него/нее волосы, глаза, одежда, что держит в руках, какое выражение лица — улыбается, хмурится, сердится и т.п.), а педагог дорисовывает изображение. Необходимо дать возможность высказаться большему количеству детей.

После этого дети вместе с дорисованным персонажем идут в «лес»: ни полу, на некотором расстоянии друг от друга находятся елочки или другие игрушечные деревья, под каждым деревом лежит несколько пружков различного цвета. Дети подходят к деревьям, и каждый ребенок кого-то встречает (находит свой кружок). Для создания игровой ситуации используется дорисованный персонаж: он просит детей придумать интересную историю про тех персонажей, которых они встретили, Если придуманные истории будут повторяться, можно напомнить детям, что каждый из них встретил своего героя — не случайно все кружки разного цвета. Лучше, если детей поправляет не воспитатель, а игровой персонаж (например, в случае повторения сюжета он может сказать: «Ой, я уже слышал эту историю»). При возникновении трудностей можно помочь ребенку наводящими вопросами типа: «Как ты думаешь, кто это? Какой он? Что с ним щучилось? Кого он встретил? Что было дальше?»

В конце дети «возвращаются» в группу и узнают, что порисованный ими персонаж потерялся в лесу (воспитатель незаметно прячет изображение, пока дети «идут из леса», и надо помочь его найти). Для этого нужно вспомнить, как он (или она) выглядит — дети i помощью воспитателя дают словесное описание дорисованного персонажа. Ситуация организуется по подгруппам.

Образовательная ситуация № 2

Образовательно-развивающая задача. 1. Развитие эмоциональной отзывчивости детей, умения участвовать в проживании событий сказки. 2. Развитие умения отгадывать загадки.

Педагогическая задача. 1. Создание ситуации, способствующей эмоциональному реагированию детей на предлагаемые обстоятельства. 2. Побуждение детей к сочинению сказок. Загадывание загадок.

Материал. Кукла Баба-Яга (или другой персонаж по усмотрению педагога, который может вызвать эмоциональные переживания детей) или костюм Бабы-Яги, вырезанный из бумаги, игровой персонаж, нарисованный на предыдущем занятии, шкатулки (или красивая коробка), текст загадок.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Воспитатель напоминает детям, чем закончилось прошлое занятие — их герой потерялся в лесу, надо помочь его найти. Ребята идут в «лес» (игрушечные деревья расставлены в любом углу группового помещения). Внезапно появляется Баба-Яга (кукла, либо переодетый помощник воспитателя) и спрашивает детей, что они делают в лесу, Узнав, кого они ищут, Баба-Яга говорит, что он (или она) у нее. Баба Яга не должна напугать детей — важно подчеркнуть, что она не злая, она согласна отпустить того, кого ищут ребята, если они пройдут через две волшебные полянки. Одна полянка «пропускает» детей, когда кто-нибудь (или все вместе) рассказывает любую сказку, а вторая — когда дети отгадывают загадки, которые им загадывает Баба-Яга.

После испытаний Баба-Яга возвращает детям их друз и (дорисованный на прошлом занятии персонаж) и говорит, что ребят очень хорошо отгадывали загадки и рассказывали сказки, и си захотелось подарить им волшебную шкатулку. Баба-Яга отдает шкатулку воспитателю и говорит, что эта шкатулка с секретом — ее можно открыть только через неделю, на следующем занятии. Затем Баба-Яга «исчезает» (помощник воспитателя уходит, кукла незаметно убирается), а дети с воспитателем возвращаются из леса в группу.

Ситуация организуется по подгруппам, каждая подгруппа ищет своего персонажа, дорисованного на предыдущем занятии.

Образовательная ситуация № 3

Образовательно-развивающая задача. 1. Развитие воображения сочинение сказок с опорой на заместители. 2. Развитие речи: активное использование эпитетов, самостоятельное построение речевого высказывания; подбор признаков к предмету и предметов к признаку.

Педагогическая задача. 1. Побуждение детей к сочинению сказок с опорой на внешние средства: заместители. 2. Способствование развитию речи детей путем стимулирования подбора эпитетов к слову и слова (предмета, события, объекта) к его описанию.

Материал. Шкатулка, в которой находятся вырезанные из бумаги кружки различного цвета — по два кружка на каждого ребенка (используется та же шкатулка, что и на предыдущем занятии), мяч.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. Воспитатель показывает детям шкатулку, оставленную Бабой-Ягой, и говорит, что настало время посмотреть, что лежит внутри. После этого он открывает шкатулку и показывает разноцветные кружки детям, объясняя, что эти кружки - заколдованные герои различных сказок. Надо их расколдовать — придумать про них интересную сказку. Затем каждый ребенок получает по два кружка, и через несколько минут воспитатель предлагает детям придумать сказки.

После того, как четыре-пять человек расскажут свои сказки, проводится игра «Какой, каким бывает?» Стоя в кругу детей, воспитатель бросает мяч какому-нибудь ребенку и называет слово, и ребенок должен придумать ответ на вопрос: «Каким это бывает?» Затем воспитатель обращается к другому ребенку, называя то же самое • ново. Таким образом, к каждому слову подбирается целая группа признаков — чем больше, тем лучше, но не менее 6-7. Если дети затрудняются с ответом, воспитатель может им помочь, предложив иной вариант ответа на вопрос: «Каким эго бывает?» В этой игре могут ныть использованы любые слова, обозначающие предметы, например, машина, сосна, тарелка и т.д.

Затем воспитатель задает детям другой вопрос: «Что таким бывает?» Могут быть предложены любые слова, обозначающие признаки предметов (смешной, деревянный, кислый и т.д.). Эта игра проводится по тем же принципам, что и игра «Каким бывает?»: дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч какому-нибудь ребенку и задает ему вопрос, причем одно и то же слово предлагается нескольким детям.

Ситуация организуется по подгруппам.

Образовательная ситуация № 4

Образовательно-развивающая задача. 1. Развитие воображения: освоение действий детализации; освоение действия включения предмета в различные ситуации. 2. Развитие речи: активное использование эпитетов, самостоятельное построение связного и выразительного речевого высказывания.

Педагогическая задача. 1. Помощь в насыщении схематического изображения деталями путем наводящих вопросов. 2. Способствование развитию речи детей путем стимулирования описания картины.

Материал. Большой лист бумаги со схематическим изображением домика, цветные фломастеры.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Дети рассаживаются полукругом на стульчиках, перед ними большой лист бумаги со схематическим изображением домика. Воспитатель предлагает всем вместе придумать, как дорисовать картину. Затем детям задаются следующие вопросы:

1.    Какого цвета стены у домика? Крыша?

2.    Что растет около домика? (Деревья, цветы и т.п.).

3.    Куда ведет дорожка от домика? (В лес, в поле, к речке, к другому домику).

4.    Кто в домике живет? С кем? (Рисуют).

5.    Что они сейчас делают?

На каждый вопрос попросить ответить нескольких детей, вмеси с детьми отобрать наиболее удачные ответы. Каждый такой удачный ответ воспитатель изображает на листе, постепенно превращая схему и картину на глазах у детей.

После того, как рисунок будет закончен, воспитатель дает дез ям образец рассказа по картине (5-6 предложений), состоящий из ее описания и указания на действия персонажей. Если занятие не очень затянется, можно попросить 1-2 детей тоже рассказать по картинке.

Образовательная ситуация № 5

Образовательно-развивающая задача. 1. Знакомство с русской народной сказкой «Гуси-лебеди». 2. Развитие речи: ответы на вопросы по содержанию сказки. 3. Развитие воображения: придумывание новых эпизодов сказки. 4. Развитие умения обозначать свое отношение к персонажам сказки при помощи символических средств.

Педагогическая задача. 1. Ознакомление детей с содержанием сказки.

2.    Способствование развитию речи детей путем стимулирования ответов на вопросы по содержанию сказки. 3. Стимулирование детей к сочинению новых эпизодов сказки. 4. Организация использования символических средств (цвета) для фиксации, передачи эмоционального отношения к ситуации.

Материал. Текст сказки «Гуси-лебеди». Бумажные круги, квадраты и прямоугольники разных цветов (как светлых, так и темных), мелкие кусочки бумаги разного цвета и разной формы (некоторые аккуратно вырезаются ножницами, другие рвутся руками), клей, кисточки, салфетки.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Воспитатель читает детям сказку «Гуси-лебеди», после чего задает им следующие вопросы:

1.    Почему так случилось, что гуси-лебеди унесли братца?

2.    Кто помогал девочке искать братца?

3.    Кто прятал Машу и Ваню, когда они убегали от гусей-лебедей? (Персонажи должны называться в нужной последовательности).

4.    Что было бы, если бы Маша, когда искала братца, встретила в лесу волка? Медведя? Лису? Зайчика? (Воспитатель следит, чтобы дети придумывали несколько вариантов каждого нового эпизода).

5.    Как заканчивается сказка? Рассказала ли Маша родителям, что случилось? Почему?

После того, как дети ответили на, вопросы по содержанию сказки, воспитатель предлагает им сделать из бумаги два коврика: один для томика Вани и Маши, другой — для избушки Бабы-Яги. На двух столиках разложен материал для аппликации: на одном столике лежат большие куски бумаги (основа для ковриков), на другом — мелкие кусочки бумаги, которые могут быть использованы для украшения коврика. При этом основными признаками, на которые могут опираться дети для передачи своего отношения к персонажам, является цвет (темные или светлые тона) и форма (ровные или неровные контуры) деталей. Дети с помощью воспитателя отбирают необходимый для аппликации материал, затем садятся за столики и выполняют аппликации. Готовые «коврики» воспитатель раскладывает па разных столиках: на один кладутся «коврики» для домика Маши и Мани, на другой — для избушки Бабы-Яги. Все дети подходят к столикам, разглядывают «коврики» и обсуждают, чем они отличаются, почему они разные.

По окончании воспитатель благодарит детей за хорошие аппликации.

Ситуация организуется по подгруппам.

 

Образовательная ситуация № 6

Образовательно-развивающая задача. 1. Развитие действия замещения: выбор заместителей по заданным признакам (цвет, форма, размер). 2. Развитие умения рассказывать сказку с опорой на заместители. 3. Освоение действия составления наглядного плана проведения игры-драматизации.

Педагогическая задача. 1. Обучение детей подбору заместителей для выделения персонажей сказки и характеризующих их особенностей. 2. Помощь детям в планировании инсценировки сказки разыгрывании сказки.

Материал. Большой фланелеграф, два прямоугольника — белым и черный. Цветные кружки: четыре белых кружка разной величины, три серых, черный, зеленый, красный, розовый, коричневый. Текст сказки «Гуси-лебеди».

Ход занятия. Дети рассаживаются перед фланелеграфом, на одном конце которого закреплен белый прямоугольник (дом Вани и Маши), и на другом конце черный (дом Бабы-Яги). Ребята с помощью вопросов воспитателя последовательно распределяют цветные кружки между персонажами сказки и располагают их на фланелеграф. в соответствии с событиями сказки.

После совместного обсуждения распределяются роли. Дети исполнители берут себе цветные кружки в соответствии с ролью. Затем воспитатель рассказывает сказку, а дети-актеры подходят к фланелеграфу, произносят слова роли и показывают с помощью кружков нужные действия персонажей. Если они испытываю: затруднения или ошибаются, взрослый оказывает необходимую помощь.

Ситуация организуется по подгруппам.

Образовательная ситуация № 7

Образовательно-развивающая задача. 1. Развитие действия моделирования игрового пространства при проведении игры- драматизации. 2. Развитие выразительной речи и выразительных движений: разыгрывание сказки по ролям.

Педагогическая задача. 1. Обучение детей планированию предстоящей ситуации для последующей игры-драматизации. 2. Помощь детям в разыгрывании сказки.

Материал. Большой фланелеграф. Текст сказки «Гуси-лебеди». Белый и черный прямоугольники, кружки: четыре белых разной величины, три серых, черный, красный, зеленый, розовый, коричневый; атрибуты костюмов (например, шапочки). Для игры- драматизации используются заместители большего размера (в 2-3 раза), чем для разыгрывания сказки на фланелеграфе.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. Воспитатель помогает детям вспомнить, в какую сказку они играли на предыдущем занятии, и говорит, что теперь они будут играть сами, без кружочков. Затем дети размечают игровое пространство посредством кружков-заместителей.

После этого происходит распределение ролей и обсуждение особенностей характера каждого персонажа, а также выразительных средств, необходимых для их передачи. В процессе такого обсуждения можно проиграть небольшие пантомимические этюды (как говорит и ходит Баба-Яга, как — Маша и т.п.). Затем дети-зрители (если они есть и подгруппе) рассаживаются на стульчиках, дети-актеры занимают, пои места в соответствии с планом игровой площадки и разыгрывают сказку. Взрослый берет на себя роль рассказчика.

Ситуация организуется для подгрупп детей.

Образовательная ситуация № 8

Образовательно-развивающая задача. 1. Знакомство с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный». 2. Развитие речи: ответы на вопросы по содержанию сказки, использование сравнений при описании предметов. 3. Развитие умения пересказывать отдельные эпизоды сказки с опорой на вопросы воспитателя.

Педагогическая задача. 1. Ознакомление детей с содержанием сказки. 2. Способствование развитию речи детей путем стимулирования ответов на вопросы по содержанию сказки. 3. Стимулирование детей к пересказу сказки путем вопросов по содержанию.

Материал. Текст сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». Картинки с изображениями цыпленка, медвежонка, арбуза, апельсина.

Ход занятия. Воспитатель читает детям сказку «Крылатый, мохнатый да масляный», после чего задает им вопросы, предполагающие краткий пересказ небольших эпизодов сказки (Кто жил в избушке? Что каждый из них делал? Почему они поменялись работой? Что стал делать блин и что с ним случилось? и т.д.).

Затем проводится игра «На что похоже». Дети отправляются в «путешествие» по группе и находят «гостей»: заранее расставленные картинки или игрушки. Воспитатель по очереди берет каждую картинку (или игрушку) и спрашивает, кто это или что это, и какое оно. Дети дают описание каждого предмета, подбирая к признакам сравнение (например, цыпленок маленький, как мышка; желтый, как осенний листик и т.п.). Желательно, чтобы таких сравнений было как можно больше.

После окончания «путешествия» воспитатель благодарит детей ш удачно придуманные сравнения. Ситуация организуется для всей группы детей.

Образовательная ситуация № 9

Образовательно-развивающая задача. 1. Развитие действий замещения: выбор заместителей по заданному признаку (цвет).

2.    Развитие умения пересказывать сказку с опорой на заместители,

3.    Развитие воображения: придумывание новых эпизодов сказки.

Педагогическая задача. 1. Обучение детей подбору заместителей для выделения персонажей сказки и характеризующих их особенностей. 2. Организация пересказа сказки с опорой на заместители. 3. Помощь детям в придумывании новых эпизодов сказки путем небольшого видоизменения сюжета.

Материал. Текст сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» Вырезанные из бумаги контуры домика и двух-трех деревьев, обозначающих лес; оранжевый, серый, коричневый и желтые кружки, Фланелеграф.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации

На фланелеграфе расположены силуэт домика и деревьев обозначающих лес. Дети с помощью взрослого распределяют заместители между персонажами сказки. После этого первый ребенок выходит к фланелеграфу, разыгрывает с помощью заместителей начало сказки и рассказывает, что произошло. Затем к фланелеграфу подходит другой ребенок и пересказывает следующий эпизод, разыгрывая его ни заместителях. Таким образом рассказывается вся сказка, после чего воспитатель задает 2—3 выдуманные ситуации по сюжету сказки (например, что было бы, если бы в избушке жил еще и петух и т.п.), а дети придумывают свои варианты решений. Желательно, чтобы ребята придумали несколько вариантов развития каждой ситуации.

Ситуация организуется с подгруппами детей.

Образовательная ситуация № 10

Образовательно-развивающая задача. 1. Развитие воображения: освоение действия детализации; освоение действия включения предмета в различные ситуации. 2. Развитие речи: активное использование эпитетов, самостоятельное построение связного и выразительного речевого высказывания.

Педагогическая задача. 1. Помощь в насыщении схематического Изображения деталями путем наводящих вопросов. 2. Способствование развитию речи детей: стимулирование путем наводящих и уточняющих вопросов построения связного и выразительного речевого высказывания.

Материал. Лист бумаги со схематическим изображением лодки (корабля), цветные карандаши или фломастеры.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Дети рассаживаются вокруг столика, на котором лежит большой лист бумаги со схематическим изображением лодки. Воспитатель говорит, что сейчас они дорисуют картину, которую не дорисовал художник, а потом отправятся в путешествие.

Дети вместе с воспитателем решают, будет это лодка, парусник или пароход, как этот корабль будет называться, какого он цвета, кто на нем плывет, куда, откуда, что видно еще на море или в море. Дети имеете с воспитателем изображают придуманное. После того, как рисунок закончен, можно предложить каждому придумать свою историю про этот корабль, или всем вместе составить одну общую.

После рассказывания истории воспитатель предлагает детям отравиться на корабле в путешествие. Дети встают и «плывут» по комнате: каждый говорит, что он видит или слышит в море. Важно, чтобы дети могли назвать как можно больше «увиденного» (другие корабли, лодки, самолеты, рыбы, рыбаки, морские животные и т.п.) и «услышанного» (крики птиц, плеск рыб, крик о помощи, пароходные сирены и т.п.).

Ситуация организуется для подгрупп детей. Важно помочь детям второй подгруппы по-другому дорисовать схематический рисунок и придумать историю. После окончания рисунки можно повесить в группе, а если дети заинтересуются, то они могут рассказать друг другу истории, придуманные в разных подгруппах.

 

 

Образовательная ситуация № 11

Образовательно-развивающая задача. 1. Развитие воображения: сочинение сказок и историй с опорой на заместители. 2. Развитие умения отгадывать загадки. 3. Развитие речи: активное использование эпитетов, самостоятельное построение связного и выразительного речевого высказывания.

П едагогическая задача. 1. Побуждение детей к сочинению сказок с опорой на внешние средства: заместители. 2. Загадывание загадок 3. Способствование развитию речи детей: стимулирование путем наводящих и уточняющих вопросов построения связного и вырази тельного речевого высказывания.

Материал. Вырезанные из бумаги круги коричневого, белого и зеленого цвета (по 5-6 кружков на каждый цвет). 3 полоски, коричневая, белая и зеленая. Тексты загадок, к отгадкам которых подходят полоски этих цветов (по 3—4 загадки на каждую полоску),

 

Костюм Василисы Прекрасной, волшебная шкатулка.

 

 

Примерный текст загадок:

Одеяло белое, Не руками сделано, Не ткалось и не кроилось, С неба на землю свалилось. (Снег) Скачет зверушка, Не рот, я ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. (Лягушка) Живет спокойно, не спешит, На всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха, Гуляет... (Черепаха) Рос шар бел. Ветер дунул Шар улетел. (Одуванчик С ветки — на тропинку, С травки— на былинку. Прыгнет пружинка, Зеленая спинка (Кузнечик) Он в берлоге спит зимой, Под большущею сосной, А когда придет весна Просыпается от сна. (Медведь)   Жидко, а не вода. Бело, а не снег. (Молоко

 

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

К детям приходит в гости Василиса Прекрасная (переодетый воспитатель) и приносит волшебную шкатулку со сказками. Дети открывают шкатулку и видят, что там лежат круги трех цветов: коричневого, белого и зеленого. Василиса раздает круги (каждому — по желанию) и просит придумать, кто это или что это такое и что с ними однажды случилось. Важно помочь детям найти разнообразные варианты подбора предметов к заместителям (например, зеленый кружок может быть крокодилом, лягушкой, огурцом и т.д.), чтобы у всех получились разные истории. 

После того, как все желающие расскажут свои сказки или истории достаточно, чтобы их было 4-5), Василиса хвалит детей за интересные сказки (истории) и говорит, что они ей так понравились, что ей хотелось загадать ребятам загадки, но не простые, а тоже волшебные. Для того, чтобы их отгадать, надо внимательно следить за волшебными палочками (Василиса достает три полоски). Если отгадка должна быть зеленого цвета, то Василиса взмахнет зеленой палочкой, если коричневого — коричневой, если белого — белой. Затем загадываются загадки, которые дети отгадывают, опираясь на цвет отгадки и текст самой загадки. Например, загадывая загадку про одуванчик, Василиса поднимает белую полоску, про лягушку — зеленую и т.д. В случае необходимости детям задаются наводящие вопросы. Ситуация организуется для подгрупп детей.

Образовательная ситуация № 12

Образовательно-развивающая задача. 1. Знакомство с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Развитие речи: ответы на вопросы по содержанию сказки. 3. Развитие умения пересказывать сказку, опираясь на вопросы воспитателя. 4. Развитие умения обозначать свое отношение к персонажам сказки при помощи символических средств.

Педагогическая задача. 1. Ознакомление детей с содержанием сказки. 2. Способствование развитию речи детей путем стимулирования ответов на вопросы по содержанию сказки. 3. Стимулирование детей к пересказу сказки путем вопросов по содержанию. 4. Организация использования символических средств для передачи эмоционального отношения к персонажам сказки.

Материал. Текст сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», вырезанные из бумаги (в форме трапеции) силуэты платьев разных цветов (как светлых, так и темных), мелкие кусочки бумаги разного цвета и разной формы (одни аккуратно вырезаются ножницами, другие просто рвутся руками), клей, кисточки, салфетки.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. Детям читается сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», после чего воспитатель задает им вопросы, требующие развернутого ответа-пересказа небольшого эпизода (Что случилось с Иванушкой? Почему? Что случилось с Аленушкой? Кто. ее спас? Как? и т.п.) Воспитатель помогает детям отвечать развернуто, по одному на каждый вопрос.

Затем детям предлагается сделать из бумаги два платья: одно для Аленушки, другое для ведьмы. На двух столиках разложен материал для аппликации: на одном — силуэты платьев, на другом — украшения (мелкие кусочки бумаги). Дети отбирают необходимый дни аппликации материал, затем садятся за столики и выполняют аппликации. Готовые платья воспитатель раскладывает на разный столиках: на один кладет «платья» для Аленушки, на другой — дли ведьмы. После этого происходит обсуждение готовых «платьев» похожи они или нет, в чем их отличие и почему они отличаются друг от друга.

Ситуация организуется для подгрупп детей.

Образовательная ситуация № 13

Образовательно-развивающая задача. 1. Развитие действия

замещения: выбор заместителей по заданному признаку (цвет, размер). ]

2.    Развитие умения пересказывать сказку с опорой на заместители.

3.    Развитие воображения: придумывание новых эпизодов сказки.

Педагогическая задача. Обучение детей подбору заместителе)! для выделения персонажей сказки и характеризующих их особенностей. 2. Обучение детей использованию заместителей для пересказа сказки. 3. Стимулирование детей к сочинению новых эпизодов сказки.

Материал. Текст сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Вырезанные из бумаги силуэты домика и речки. Цветные кружки: большой белый, маленький белый, красный (купец), черный, три коричневых (копытца). Фланелеграф.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. Дети рассаживаются перед фланелеграфом, на котором расположены контурные изображения домика и речки. Воспитатель достает и раскладывает цветные кружки и предлагает детям распределить заместители между персонажами сказки. Дети договариваются, какой кружок, вместо кого или вместо чего будет использоваться. Затем кто-нибудь из детей разыгрывает с заместителями первый эпизод сказки и рассказывает, что произошло. По возможности пересказывается вся сказка или несколько ее эпизодов. После этого воспитатель задает 2-3 выдуманные ситуации по сюжету («Что было бы, если бы...»), а дети придумывают разные варианты решений.

Ситуация организуется для подгрупп детей.

Образовательная ситуация № 14

Образовательно-развивающая задача. 1. Развитие воображения: освоение действия детализации; освоение действия включения предмета в различные ситуации. 2. Развитие речи: активное использование эпитетов, самостоятельное построение связного и выразительного речевого высказывания.

Педагогическая задача. 1. Помощь в насыщении схематического изображения деталями путем наводящих вопросов. 2. Способствование развитию речи детей путем стимулирования построение связного и выразительного речевого высказывания.

Материал. Большой лист бумаги со схематическим изображением поезда. Цветные карандаши и фломастеры.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. Дети рассаживаются вокруг столика, на котором лежит лист бумаги со схематическим изображением поезда. Ребята придумывают, как его можно дорисовать (какого цвета вагоны, колеса, окна, кто едет в проезде), а воспитатель дорисовывает. Дети могут помогать ему. После этого дети на поезде вместе с выдуманными пассажирами отправляются в путешествие: поют песенку «Веселые путешественники» и «едут» по комнате. Время от времени воспитатель задает какую-нибудь новую ситуацию (например, «поле: поезд едет по полю» или «горы», «море», «лес», «город»), дети останавливаются и придумывают, что или кого они видят из окна поезда. Это могут быть небольшие сюжетные рассказы, соответствующие заданному месту.

Ситуация организуется для подгрупп детей.

Образовательная ситуация № 15

Образовательно-развивающая задача. 1. Знакомство детей со сказкой братьев Гримм «Бременские музыканты». 2. Развитие умения пересказывать сказку, опираясь на вопросы воспитателя. 3. Развитие умения обозначать свое отношение к персонажам сказки при помощи символических средств.

Педагогическая задача. 1. Ознакомление детей с содержанием сказки. 2. Способствование развитию речи детей путем стимулирования ответов на вопросы по содержанию сказки. 3. Организация использования символических средств (цвета) для фиксации, передачи эмоционального отношения к ситуации.

Материал. Текст сказки «Бременские музыканты». Цветные карандаши или фломастеры, бумага для рисования.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации

Воспитатель читает сказку «Бременские музыканты». После чтении задаются вопросы, требующие развернутого ответа-пересказа (Почем) осел решил стать музыкантом? Кого он встретил? Почему? и т.п.).

Затем воспитатель предлагает детям нарисовать такую картинку которую можно было бы повесить в дом разбойников, чтобы все знали кто гам живет, какие люди. Дети берут бумагу и карандаши, садятся за столики и рисуют картинки. В случае необходимости воспитатель может помочь им вопросами: «Какие люди здесь живут? Что нужно нарисовать, чтобы все это поняли?» и т.д. После того, как все дети закончат рисовать, воспитатель показывает им работы друг друга, и нее вместе обсуждают, можно ли по этим картинкам догадаться, что это домик разбойников. Необходимо отметить особо удачно найденные символические средства (например, револьвер, кулак и др.).

Если занятие не затянется, то воспитатель может предложить ребятам подумать и нарисовать, какую картинку можно было бы повесить на домик после того, как там поселились музыканты Полученные рисунки обсуждаются так же, как и в предыдущей части занятия.

Ситуация организуется для подгрупп детей.

Образовательная ситуация № 16

Образовательно-развивающая задача. 1. Освоение действия построения наглядной модели сказки (ее плана). 2. Развитие умения рассказывать сказку, опираясь на ее пространственно-временную модель.

Педагогическая задача. Обучение детей построению наглядной пространственной (предметной) модели сказки. 2. Помощь детям и пересказе сказки с опорой на модель.

Материал. Текст сказки «Бременские музыканты». Блоки-рамочки со стрелками, вырезанные из бумаги цветные кружки: семь серых, шесть коричневых, пять желтых, четыре красных, один черный и желтый треугольник. Фланелеграф.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. Воспитатель напоминает детям, что в прошлый раз они слушали сказку «Бременские музыканты», и предлагает составить подсказку, которая       могла бы помочь эту сказку рассказать. На фланелеграфе размещаются блоки-рамочки со стрелками. Затем дети с помощью взрослого распределяют заместители между персонажами сказки (серый кружок осел, коричневый — собака, желтый — кот, красный — петух, черный — разбойники, желтый треугольник — огонек в лесу).

Воспитатель объясняет детям, что первый квадратик — это начало сказки, ее самый первый эпизод, второй квадратик соответствует игровому эпизоду и т.д. Затем кто-нибудь из детей выходит к фланелеграфу, берет необходимые заместители для первого эпизода сказки и пересказывает его. Педагог помогает ребенку разместить заместители в первом блоке-рамочке. После этого к фланелеграфу выходит другой ребенок, размещает во второй рамочке заместители, соответствующие второму эпизоду, и пересказывает его. Таким образом пересказывается вся сказка. В конце занятия воспитатель обращает внимание детей на то, что они сегодня научились составлять подсказку для рассказывания сказки.

Ситуация организуется для подгрупп детей.

Пример построенной модели:

 

 

Образовательная ситуация № 17

Образовательно-развивающая задача. 1. Развитие воображения: сочинение историй по заместителям. 2. Знакомство со стихотворением С.Михалкова «Дядя Степа». 3. Развитие речи: ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Педагогическая задача. 1. Обучение детей сочинению историй с опорой на заместители. 2. Ознакомление детей со стихотворением. 3. Способствование развитию речи детей: ответам на вопросы.

Материал. Текст стихотворения «Дядя Степа». Кукла-сказочница. Три бумажные плоски разной длины. Фланелеграф.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. Дети рассаживаются перед фланелеграфом, к ним приходит кукла-сказочница и говорит, что она принесла много сказок, но ребята должны помочь ей их рассказать. Достает три бумажные полоски разной длины, ставит их на фланелеграф и просит детей придумать, кто это такие или что это такое и что с ними случилось. Опрашивается 4-5 детей, затем воспитатель может дать образец своей сказки про эти полоски. Важно помочь детям дать разные варианты использовании полосок и соответственно получившихся сказок.

После этого на фланелеграфе остается одна большая полоска и при нее читается история — стихотворение «Дядя Степа». Затем задаются и вопросы по содержанию прочитанного.

Ситуация. организуется для подгрупп детей.

Образовательная ситуация № 18

Образовательно-развивающая задача. 1. Знакомство с русской народной сказкой «Хаврошечка». 2. Развитие речи: ответы на вопросы по содержанию прочитанного; подбор антонимов. 3. Развитие уметы выражать свое отношение к персонажам сказки при помощи символических средств.

Педагогическая задача. 1. Ознакомление детей со сказкой 2. Способствование развитию речи детей: ответам на вопросы пересказу. 3. Организация использования символических средств дли фиксации и передачи эмоционального отношения к персонажам сказки.

Материал. Текст сказки «Хаврошечка». Мяч.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации

Дети рассаживаются полукругом на стульчиках, и им читается сказка. После чтения задаются вопросы по содержанию, требующие развернутого ответа-пересказа небольшого эпизода. Это могут быть вопросы типа; Кто помогал Хаврошечке? Почему? Кто ходи л подсматривать за Хаврошечкой? Кто увидел, что Хаврошечке помогает коровушка? Почему? И т.д. Важно помочь детям полнее ответить на вопрос, правильно проанализировать причину случившегося, дан. наиболее точный ответ.

Затем воспитатель раздает детям листы бумаги и цветные карандаши или фломастеры и предлагает нарисовать на разных листах бумаги два платочка — один для Хаврошечки, другой для злой мачехи. После того, как все дети закончат свои работы, воспитатель раскладывает их на разных столиках: на одном столике находятся платочки для Хаврошечки, на другом — для мачехи. Воспитатель вместе с детьми обсуждает, чем от


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.