Христианский гуманитарно-экономический — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Христианский гуманитарно-экономический

2021-05-28 23
Христианский гуманитарно-экономический 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Уч. дисциплина: «ПСИХОДИАГНОСТИКА»

 

Тема: «ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

 

студентки 4 курса

гуманитарного факультета

Гричун Элины Борисовны

 

Одесса-2008 г.


Содержание

 

Введение

Часть І. Основные теоретические подходы к изучению

Нервно-психических напряжений

1.1 История изучения нервно-психических состояний человека

1.2 Современные представления о психических состояниях человека

Часть II. Тревожность как состояние нервно-психической напряженности

2.1 Понятие «тревожность» и причины ее возникновения

2.2 Субъективные факторы, влияющие на возникновение и

проявление тревожности

2.3 Влияние тревоги на эффективность деятельности

Часть IІІ. Эмпирические исследования уровня тревожности

3.1 Организация исследования

3.2 Результаты исследования

Заключение

Литература

Приложение


Введение

Современная эпоха общественного развития характеризуется несколькими важными особенностями. Это невиданный ранее темп развития науки и производства, имеющий характер научно-технической революции, все более возрастающая роль человека в этом процессе, как главной производительной силы общества, все более высокие требования, предъявляемые к работникам, к их профессиональным и личностным качествам.

Высокий динамизм повседневной жизни и деятельности современного человека, интенсификация социальных связей и общения людей, необходимость принимать ответственные решения в условиях неопределенной ситуации и дефицита времени, повышение требований к компетентности и оперативности человека связаны, в свою очередь, с ростом психологической напряженности, которую порождают всевозможные катаклизмы, стихийные бедствия, войны, терроризм. Общество находится во власти тревоги, проникающей в дома, сердца и жизнь людей.

Проблема психических состояний имеет в человекознании огромное значение. Успешная разработка этой проблемы необходима потому, что психические состояния во многом определяют характер деятельности человека. Тревожность как состояние в отечественной и зарубежной литературе изучалась, прежде всего, с точки зрения развития навыков саморегуляции у спортсменов (К. Эликсон, У. Морган, Ю.В. Пахомов). Тревожность как состояние и как черту, которая возникает в процессе адаптации к среде и при выполнении различных видов деятельности изучал. Ю Ханин.

В некоторых работах тревожность рассматривается как реакция на социальное влияние при определенных индивидуальных психофизических свойствах (Г. Айзенк, Б. Вяткин, Ч. Спилбергер, Н. Махони), а так же как состояние, которое может возникнуть вовремя различных психосоматических заболеваниях (Е Соколов).

Что же такое тревожность, как она проявляется у отдельных индивидов, какие последствия для общества может иметь хроническое состояние тревожности у его обитателей?

Основная цель данной работы: изучение влияния уровня тревожности на профессиональную деятельность.

Для достижения указанной цели будут решены следующие задачи:

- проанализирована литература по данному вопросу;

- подобран адекватный психологический инструментарий для исследования уровня тревожности;

- отражение полученных результатов в таблице;

- сделаны соответствующие выводы по полученным результатам.

Предметом данного исследования является специфика проявления тревожности как индивидуального свойства личности и как реакция на ситуацию.

В качестве гипотезы мы выдвигаем предположение: уровень тревожности оказывает влияние на удовлетворенность профессиональной деятельностью.

В качестве инструмента исследования использована методика Ч. Спилбергера, адаптированная Ю. Ханиным.


Часть І. Основные теоретические подходы к изучению нервно-психических напряжений

Часть II. Тревожность как состояние нервно-психической напряженности

 

Проявления тревожности могут носить соматический и поведенческий характер. Соматические проявления касаются изменений во внутренних органах, системах организма: ускоренное сердцебиение, неровное дыхание, дрожание конечностей, скованность движений. Может повышаться артериальное давление, возникать расстройства желудка.

На поведенческом уровне проявления повышенной тревожности еще более разнообразны и непредвиденны. Они могут колебаться от полной апатии и безынициативности к демонстративной агрессии. Часто это происходит при заниженной самооценке. Заниженная самооценка в большинстве случаев присуща людям с личностной тревожностью, застревающим и педантичными типами акцентуации характера. В результате возникает пониженный фон настроения, закрепляется комплекс неполноценности [8,24]. Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность, искаженное восприятие окружающих.

Бессознательно маскируя свою тревожность, человек провоцирует негативное к себе отношение, что усложняет и без того тяжелое внутреннее состояние.

Одно из более частых проявлений тревожности – апатия и вялость. Конфликт между противоречивыми стремлениями разрешается за счет отказа от любых стремлений. Апатия часто является следствием безуспешности других механизмов преодолеть тревожность. Маска апатии еще более обманчива, чем маска агрессии. Демонстративная инертность, отсутствие живых эмоциональных реакций мешают распознать тревогу и внутренние противоречия, которые привели к развитию состояния тревожности.

 

Организация исследования

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить или только личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч.Д. Спилбергом. На русском языке его шкала была адаптирована Ю.Л.Ханиным.

В данной работе нами использована методика Ч. Спилбергера, адаптированная Ханиным. Методика представляет из себя два опросника: Шкала ситуативной тревожности (СТ) и Шкала личной тревожности (ЛТ).

Шкала ситуативной тревожности включает в себя 20 вопросов, на которые исследуемый должен ответить: Нет, это не так, Пожалуй так, Верно, Совершенно верно.

Шкала личной тревожности также состоит из 20 вопросов, на которые испытуемому необходимо ответить: Никогда, Почти никогда., Часто, Почти всегда.

Определение показателей ситуативной и личностной тревожности производится с помощью ключа.

Для изучения уровня личностной и ситуативной тревожности и выявления связи уровня тревожности с успешностью профессиональной деятельности нами была сформирована группа из 10 человек методом свободной выборки из лиц различного возраста от 19 до 50 лет. 60% участников составляли женщины и 40% - мужчины.

В состав группы входили люди различных профессий, как умственного, так и физического труда: студенты, преподаватели, менеджеры, строители, водители и др.

С каждым участником перед проведением опроса был проведен инструктаж по работе с опросниками.

После проведения тестирования, каждому участнику исследования задавался вопрос, насколько он считает себя успешным в профессиональной деятельности. Все результаты тестирования систематизированы в таблицу.

 

Таблица 1.

Результаты изучения уровня ситуативной и личностной тревожности

участники пол возраст профессия Уровень личн. тревожн Уровень ситуат. тревож. Успешн. профес. деятельности Примеч.
А жен 41 Учитель 42 балла 45баллов  +  
Б жен 19 Студ. 32 36  +  
В муж 21 Студ. 29 35  +  
Г муж 38 Строитель 25 28  +  
Д жен 50 Продавец 55 60  _  
Ж муж 47 Водитель 40 42  +  
З жен 31 Менеджер 48 50  _ Обращ. к психол.
И жен 27 Воспитатель 42 43  _  
К муж 26 Менеджер 20 20  +  
Л жен 30 секретарь 50 54  _ Обращ. к психол.

 

Результаты исследования

 

Анализ Таблицы 1 показал, что уровень личностной тревожности среди испытуемых распределился следующим образом:

- низкий – 3 человека (30%);

- средний – 4 человека (40%);

- высокий – 3 человека (30%).

Уровень реактивной (ситуативной) тревожности в 90% случаев был несколько выше уровня личностной тревожности и распределился следующим образом:

- низкий – 2 человека (20%);

- средний – 5 человека (50%);

- высокий – 3 человека (30%).

Таким образом, все лица, имеющие высокий уровень личностной тревожности, дали и высокий процент реактивной тревожности.

Все испытуемые с высоким или близким к высокому (42-43 балла) уровнем тревожности, как личностной, так и реактивной – 4 человека, оказались неудовлетворенными своей профессиональной состоятельностью. Они часто испытывают состояние дискомфорта на работе, внутреннего конфликта; они испытывают повышенную утомляемость и раздражительность; у них занижена самооценка. Два человека из испытуемых с высоким уровнем тревожности даже обращались за помощью к психологу.

Из данных, отраженных в Таблице 1. можно также проследить взаимосвязь умственного и физического труда и уровнем тревожности и, соответственно с уровнем профессиональной успешности.

Тревожность, влияющая на успешную деятельность, явно прослеживается у работников умственного труда, по сравнению с работниками физического труда, что возможно связано с преобладающим влиянием состояния тревоги на высшую нервную систему организма. С другой стороны, может существовать и «обратная связь» между способом труда и саморефлексией, что у тревожных личностей снижает уровень самооценки.

Отчетливой связи уровня тревожности с возрастом выявлено не было, но среди испытуемых с высоким уровнем тревожности преобладали женщины, что возможно связано с более выраженной эмоциональностью женщин и эмоциональной лабильностью и склонностью к тревоге. Кроме того, женщины, занятые интеллектуальным трудом, показали более высокую мотивацию к успеху (83,6%), чем мужчины (50%).

Наиболее низкий уровень тревожности показали молодые мужчины (до 25 лет).

Таким образом, используя методику Спилбергера, мы получили данные, что испытуемые с высоким уровнем личностной и ситуативной тревожности испытывают большую неудовлетворенность своей профессиональной деятельностью, чем испытуемые с низким уровнем тревожности. Более высокий уровень тревожности присущ людям, занятым в интеллектуальной сфере деятельности или людям, занятым в сфере, требующей постоянного напряжения и внимания. В нашем случае – это продавцы, секретари, учителя, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу: уровень тревожности влияет на удовлетворенность профессиональной деятельностью.


Заключение

Тревожность, как состояние нервно-психического напряжения является склонностью индивида к переживанию тревоги и во многом обусловливает его поведение. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желанный уровень тревожности – так называемая полезная тревожность.

В психологии различают тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревожность) и как устойчивую черту (личностная тревожность). В целом тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности.

Основными факторами, влияющими на уровень тревожности, выступают внутренние индивидуально-психологические и внешние социально-психологические факторы. К внутренним факторам относятся высокий уровень нейротизма и личностной тревожности, рассогласование в мотивационной сфере. К внешним факторам относятся недостатки организационной структуры и негативный психологический климат в коллективе.

Проведенные эмпирические исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу: уровень тревожности влияет на удовлетворенность профессиональной деятельностью.


Литература

1. Абакумова Т.В. Детерминанты страха как неравновесного эмоционального состояния // Наука и образование. - 1999. - №4.

2. Абраменко Н. Менеджер - вредная профессия //Новый персонал. - 2004. - №4. - С. 18-21.

3. Айзенк Х. Психологические теории тревожности: В кн. Тревога и тревожность / Под ред.В.М. Астапова. - СПб.:Питер, 2001. - С. 224-247.

4. Андрусенко В.А. Социальный страх. - Свердловск: 1991.

5. Астахов Р.Л. Тревожность как фактр трансформации личности подростков // Психология ХХI века: Тезисы Межд. Научно-практической студенческой конференции СПб, 2000, - С. 160-168.

6. Бодалев А. Восприятие человека человеком. - Л., 1965.

7. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления психических ситуаций. - М.: Изд-во МГУ, 1980.

8. Засин С. Динамика эмоционального напряжения в системах с меняющейся вероятностью ожидаемого исхода. - В кн.: Речь, эмоции, личность. - Л, 1978.

9. Изард К. Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 1999.

10. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб. - Питер,2004. - С. 159-161.

11. Катыгин Ю.А., Умнов В.П. Связь тревожности как свойства личности с некоторыми психофизиологическими характеристиками // Психофизиология. - Л, 1979, С. 46-49.

12. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983.

13. Кьергергор Страх и трепет. - М.: Республика, 1993.

14. Краткий психологический словарь / Под общ. Ред. А. Петровского, М. Ярошевского. - М., 1985.

15. Кудрявцева Н. Тревога как социальная болезнь // Химия и жизнь. - 2004. - №11. - С. 10-14.

16. Левитов Д. О психических состояниях человека. - М., 1964.

17. Левитов Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. - 1996. - №1.

18. Мельниченко О.Г. Исследование тревожности в связи с личностными биохимическими особенностями // Психофизиология. - Л., 1979. - С.95-97.

19. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности: В кн.: Тревога и тревожность/Под ред. В.М. Астапова. - СПб.:Питер, 2001. - С. 215-221.

20. Наенко Н. Психологические исследования индивидуальных различий. - М., 1976.

21. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. - Л, 1988.

22. Павлов И.П. Избранные сочинения.-М., 1987.

23. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: «МОДЭК», 2000.

24. Сапольски Р. Как приручить стресс // В мире науки. - 2003. - №12. - С. 61-65.

25. Ханин Ю.Л. Личностные и социально-психологические опросники в прикладных исследованиях:проблемы и перспективы // Социальная психология и общественная практика.-/Под ред. Е.В. Шорохова, В.П. Левкович.-М.: Наука, 1985. - С. 163-177.

ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Уч. дисциплина: «ПСИХОДИАГНОСТИКА»

 

Тема: «ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

 

студентки 4 курса

гуманитарного факультета

Гричун Элины Борисовны

 

Одесса-2008 г.


Содержание

 

Введение


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.