История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2021-05-28 | 36 |
5.00
из
|
Заказать работу |
1) социальный статус, включающий в себя совокупность признаков, отражающих место человека в системе общественных отношений (пол, возраст, семейное положение, образование, национальность, социальная группа и др.);
2) социальные функции, выраженные посредством показателей реальных проявлений личности в основных сферах деятельности (профессионально-трудовой, социально-культурологической, социально-бытовой);
3) нравственно-психологические установки, отражающие отношение человека к его проявлениям в основных видах деятельности (отношение к культурным ценностям, гражданским обязанностям, российскому обществу, власти, закону, труду, семье).
При рассмотрении социально-демографической картины преступности хорошо видно, что подавляющее большинство преступников мужчины. Доля же женщин колеблется в пределах 14-17%. Возрастная дифференциация преступников показывает, что чаще всего совершаются преступления в возрасте от 25 до 30 лет. Затем следуют 18-24, 14-17 и 30-40-летние. Реже всех совершают преступления лица старше 50 лет. Наибольшая криминальная активность наблюдается у преступников в возрасте до 24 лет.
Возрастной фактор влияет на избирательность преступного поведения. Например, в возрасте до 25 лет чаще всего совершаются кражи, угоны автомобилей, хулиганства, изнасилования. Среди совершающих экономические преступления преобладают лица в возрасте более 30 лет.
Преступники чаще всего имеют среднее или неполное среднее образование. Постепенно возрастает число преступники с высшим образованием. Более высокий уровень образования отмечается у должностных преступников, ниже всего уровень образования у лиц, совершивших убийства, разбои, хулиганство.
Распределение преступников, исходя из их принадлежности к различным социальным группам, показывает, что доля маргиналов, т.е. лиц без постоянного источника дохода, увеличивается и составляет на данный момент 50 %.
Социологические исследования показывают, что около половины всех преступников холостые. Семья обладает значительным моральным и социальным мобилизующим потенциалом. Отсутствие ее влияния на человека закономерно коррелирует с его преступным поведением.
Преступная групповая деятельность наиболее характерна для лиц, совершающих разбои (до 70%), кражи, грабежи (до 50%), изнасилования (до 40%). Несовершеннолетние чаще совершают преступление в составе группы (80%).
Личность преступника в нравственно-психологической сфере становятся объектом анализа, когда речь идет о мотивации преступного поведения и состоянии преступника в момент совершения преступления.
Психологические исследования выявляют у преступников высокий уровень импульсивности, чувствительности, выраженную агрессивность. Совершение преступления является результатом неуважения к закону, отсутствия несогласия с правовыми требованиями или в силу просто их незнания, или в результате не усвоения требований правовых норм.
Исходя из сказанного можно дать следующее определение личности преступника. Личность преступника - это совокупность социально-демографических, социально-психологических, нравственных и правовых свойств, признаков, связей, отношений, характеризующих лицо, совершившее преступление, влияющих на его преступное поведение.
Процесс становления такой личности происходит постепенно:
1. Сначала, как правило, в семье с детства в такую личность закладываются неуважение или пренебрежение к интересам окружающих, к социальным запретам. В результате появляется пока нейтральная к уголовному закону незаконопослушная личность, настроенная жить независимо от действующих и общепринятых правил поведения. Наличие психических аномалий ускоряет развитие криминогенной личности.
2. Второй этап формирования личности преступника связан с совершением правонарушений и явно аморальных поступков, еще не подпадающих под действие уголовного закона.
3. Третий этап - криминогенная личность сформировалась, если оказалась на стадии совершения ею преступления.
4. Четвертый этап относится к развитию посткриминогенной личности, выбирающей одно из двух направлений: дальнейшую криминализацию и рецидив либо исправление и становление на позитивный путь жизнедеятельности. Возможен и уход данной личности из жизни.
Прогноз о возможности совершения преступления должен быть основан на соотношении негативной и позитивной направленности личности. Из этого следует, что криминогенность личности преступника есть качественное выражение такого соотношения. Если преступление совершается, то прогноз сбывается и криминогенность подтверждается.
Поэтому преступление является объективным показателем криминогенности личности. Криминогенность можно рассматривать не только как результат, но и как процесс ее становления. Личность преступника может быть представлена в совокупности стадий развития ее криминогенности.
1-ая стадия формирования криминогенности личности связана с совершением аморальных проступков и правонарушений неуголовного характера. В социальной направленности такой личности компонент негативной направленности не занимает ведущего места. В развитии личности преступника эта первичная криминализация образует стадию предкриминогенной личности.
С увеличением роли негативной направленности в поведении субъекта, когда она становится ведущим компонентом социальной направленности личности, преступление является фактом реальной действительности. Криминализация личности состоялась, преступление совершено, и можно говорить о стадии криминогенной личности - личность преступника состоялась.
С привлечением лица к уголовной ответственности начинается стадия посткриминогенной личности. С этого момента должен начаться процесс декриминализации личности. Здесь возможны два варианта.
В первом, при наличии успехов исправления преступника, в его личности происходят положительные для общества изменения. Компонент позитивной направленности «реанимируется» и вытесняет негативную направленность. В результате выход из стадии посткриминогенной личности завершается формированием положительной социальной направленности.
Второй вариант имеет место в том случае, если осужденный вновь совершает преступление во время отбывания наказания или после его окончания. Совершение нового преступления означает, что произошла вторичная криминализация личности и она вновь оказывается в криминогенной стадии.
Развитие личности преступника имеет некоторые особенности в тех случаях, когда преступник обладает физическими или психическими отклонениями. Такие отклонения оказывают влияние на поведение человека, в том числе и на преступное, зачастую облегчая совершение преступления.
Классификация преступников способствует анализу личности преступника, причин преступной деятельности, научному предвидению возможностей такой деятельности и разработке мер, применяемых к преступникам. Классификация преступников возможна по различным основаниям.
Самой простой классификацией является разделение преступников по видам совершенных преступлений. В криминологии преступность и преступники классифицируются на насильственную, экономическую, неосторожную, рецидивную, профессиональную, организованную, а также преступность несовершеннолетних, женскую. Особенность данной классификации состоит в том, что здесь имеются два основания: разновидность совершенного деяния и категория лиц, совершающих преступления.
Классификация преступников:
1. по социально-демографическим признакам:
1.1. пол;
1.2. возраст (14-15, 16-17, 18-24, 25-29, 30-49, 50 и старше);
1.3. образование (высшее, среднее профессиональное, среднее (полное) общее, основное среднее, начальное общее, отсутствие образования);
2. по признакам социального положения и рода занятий: рабочие, служащие (государственные, муниципальные), учащиеся, частные предприниматели, фермеры, пенсионеры, лица не имеющие постоянного источника дохода и т.д.;
3. по признакам места проживания: местный житель, житель другого региона в составе РФ, проживающий в общежитии, находящийся в исправительном учреждении, без определённого места жительства и т.д.;
4. по данным о состоянии лица в момент совершения преступления: в адекватном состоянии, в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения и т.д.;
5. по данным интенсивности и характера преступной деятельности: привлекалось ли лицо к уголовной ответственности, было ли ранее судимо, совершило ли рецидив, участвовал ли в преступлении в группе, в организованной группе.
Во многих странах также учитываются раса, вероисповедание, национальность, иногда партийность.
Есть множество вариантов типологии личности преступника. Но все известные типологии можно разделить на три группы.
К первой группе ( основной ) относятся те из них, в которых преступников дифференцируют в зависимости от характера личностно-мотивационных свойств, проявляющихся в совершенном преступлении. Например, выделяют: 1) особо опасных преступников; 2) насильственных преступников; 3) корыстных преступников; 4) лиц, совершивших преступления против общественного порядка; 5) неосторожных преступников.
Вторая группа объединяет типологии, в которых преступников дифференцируют исходя из характера взаимодействия криминогенной личности с разной степенью выраженности с факторами ситуации совершения преступления или только в зависимости от степени выраженности криминогенных искажений личности. Примером такой типологии может быть вариант, где выделяются два типа: криминогенный и случайный. Криминогенный тип в свою очередь подразделяется на три подтипа: последовательно криминогенный; ситуативно-криминогенный; ситуативный.
Третья группа включает типологии, в которых критерием типологизации выступает социальная направленность личности преступника. Один из вариантов подобной типологии ранжирует преступников исходя из соотношений негативной и позитивной направленности личности. Схематически это можно представить следующим образом: профессиональный тип, привычный тип, неустойчивый тип, небрежный тип, случайный тип.
По степени и характеру общественной опасности можно выделить преступников: 1) совершивших тяжкие преступления против личности - убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилования, разбои; 2) совершивших менее тяжкие преступления против личности - хулиганство и грабежи; 3) совершивших хищения чужого имущества, должностные преступления; 4) совершившие иные преступления, в том числе против общественного порядка.
Типология и классификация необходима при использовании статистических подходов к изучению личности преступника, при распределении всей массы лиц, совершивших преступления, по группам с соответствующими признаками с целью осуществления специально-профилактического воздействия на них на индивидуальном и групповом уровне.
В деятельности по предупреждению преступлений учет личностного фактора играет важную роль, которая проявляется в направлениях: 1) статистического анализа преступности по лицам; 2) при изучении причин и условий совершения конкретных преступлений, в целях их дальнейшего предупреждения; 3) при проведении индивидуально-воспитательной работы; 4) в деятельности судов при назначении наказания и т.д.
Вопрос № 2. Понятие и содержание причин и условий совершения преступления
Представляя собой человеческий поступок, преступление является внешне выраженным актом человеческого поведения, который причинил ущерб объекту посягательства, или поставил его под угрозу причинения вреда. Под преступным поведением понимают пространственный и временной процесс, включающий в себя как объективные (внешние) действия, так и субъективные (внутренние), обусловливающие совершение конкретного преступления.
Под механизмом преступного поведения понимают определенную последовательность действий, а именно: 1) зарождение преступных намерений, 2) принятие решения совершить преступление, 3) планирование собственных действий, 4) осуществление задуманного.
Это процесс взаимодействия факторов внешней среды, формирующей преступное поведение, и собственно личности преступника. В данном процессе различные состояния личности и ее психические составляющие (эмоции, воля, образование, интеллект и т.д.) имеют антиобщественное по направленности содержание. Из этого следует, что механизм преступного поведения связан наряду с личностью преступника также и с внешней социальной средой.
Личность не только определяет мотивы, планирует и исполняет задуманное, но также имеет возможность предвидеть результат своих действий. Только при определенном сочетании отдельных качеств человека со сложившимися вокруг него внешними обстоятельствами рождается преступление. Познание этих обстоятельств позволяет предотвращать образование подобных комбинаций, предупреждать конкретные преступления, которые могут быть совершены при их наличии, а также защищаться от криминальных опасностей.
К обстоятельствам конкретного преступления относятся: а) причины преступления (заложенные в личности преступника); б) благоприятные для реализации преступного замысла условия (обстоятельства, являющиеся недостающим элементом для выполнения задуманного); в) место, где встретились лицо и необходимые обстоятельства (соединились причины и условия); г) время соединения предыдущих элементов, т.е. при одновременном сочетании причин и условий в одном месте, когда лицо созрело до уровня решимости совершить преступление и не видит для этого препятствий.
Личностные особенности индивида участвуют в детерминации преступного поведения посредством действия его интересов, потребностей, целей, мотивов, взглядов, представлении, увлечений и т.п. качеств, выражающих его отношение к различным социальным ценностям и предписаниям. Окружающие индивида внешние обстоятельства являются объективными, они могут усиливать или ослаблять намерение совершить преступление, выступая в качестве условий совершения преступления.
Совершение конкретного преступления является результатом взаимодействия негативных нравственно-психологических свойств личности, сложившихся под влиянием неблагоприятных условии нравственного формирования индивида, и объективных внешних обстоятельств, образующих ситуацию преступления, которая в этом случае является криминогенной.
Таким образом, под преступлением следует понимать акт противопоставления индивида обществу, материализацию определенных личностных качеств, более или менее жестко детерминированных ситуативными обстоятельствами их формирования и реализации.
Антиобщественные установки появляются не сами по себе. Их формирование происходит в процессе общения индивида с окружающей его средой. В жизни закладывается фундамент будущего преступного поведения, и возникает для каждого конкретного индивидуума криминологическая ситуация, которая включает этапы преступного механизма:
1) формирование личности с определенными нравственно-психологическими деформациями;
2) жизненную ситуацию, в которой формируется конкретное намерение совершить преступление;
3) обстановку, способствующую совершению преступления (в широком смысле все это - предкриминальная обстановка);
4) само преступление.
К явлениям макросреды относятся особенности экономического развития, политические воззрения, присущие населению данного региона, тем или иным социальным группам. Та часть социальной среды, с которой индивид поддерживает прямые и непосредственные контакты, представляет собой микросреду.
На личность воздействуют и проявляются в причинах индивидуального преступного поведения факторы социальной среды как на макроуровнях, так и на микроуровнях, тем более что различия между ними относительны: то, что для одного индивида составляет круг его постоянного и непосредственного общения, для другого - обстоятельства макросреды.
Микросреда опосредует влияние макросреды. Формирующие воздействия макросреды как бы проходят через фильтр микросреды, которая некоторым образом преломляет макровоздействия, в какой-то части «отсекает» их от индивида. Общество практически не может прямо и непосредственно воздействовать на индивида, который воспринимает его влияние через непосредственный круг общения и индивидуальный опыт.
В системе формирующих воздействий индивид ощущает таковые в их совокупном влиянии. Макросреда способна формировать оценочные стереотипы, в том числе аморального и противоправного характера, ориентированные на определенные социальные группы. Микросреда, культивирующая антиобщественные установки, взгляды представления, одобряющая антиобщественное и противоправное поведение, восстанавливающая личность против общества, превращается в криминальную среду.
Основной составляющей микросреды является семья, которая не может быть нейтральной в становлении личности с момента ее появления на свет. Влияние семьи, семейного воспитания неодинаково на различных этапах жизни человека: оно наиболее значимо в детские и юношеские годы. Если семейное влияние положительное, то личность ребенка формируется в положительном плане. При негативном влиянии и результат чаще всего негативен.
Важным фактором негативного формирования личности также является влияние ближайшего бытового окружения. Это друзья, знакомые, соседи и компании, с которыми субъект контактирует постоянно и непосредственно. В зависимости от преобладающих в бытовом окружении установок, направленности, систем ценностей и т.д., оно может представлять собой криминогенную среду.
Под конкретной жизненной ситуацией понимается определенное сочетание объективных обстоятельств жизни человека, непосредственно влияющих на его поведение до и во время совершения преступления. Отрицательные особенности личности, сложившиеся под воздействием неблагоприятных условий ее формирования, приводят к совершению преступления. Конкретная жизненная ситуация является частью социальной среды. Если неблагоприятные условия оказывают влияние на личность продолжительный период времени, то ситуация взаимодействует с личностью в короткий момент непосредственно перед совершением преступления. Она действует как сила, подталкивающая человека к совершению преступления, подсказывающая ему место и время преступного действия, которого до этого недоставало.
С субъективной стороны содержание ситуации раскрывается через познание оценки ее лицом, совершившим преступление. У различных людей реакция на внешние обстоятельства может резко отличаться, их оценка должна быть связана с мотивационной сферой личности, ее индивидуальными качествами и установками. Не всегда человеку удается осмыслить происходящее, после чего принять решение.
Элементами криминогенной ситуации являются также обстоятельства, способствующие совершению преступления, которые могут иметь противоправный и даже преступный характер. Указанные обстоятельства являются не причиной, а условием преступления, так как сами по себе не вызывают его совершение, хотя и способствуют этому. Лицо, совершая преступление, всегда действует в определенной «криминальной» ситуации. Однако оно привносит в нее свои личностные качества.
Ситуации, предшествующие преступлению, следует, исходя из их объективного содержания, разделять на криминогенные (содержащие объективные предпосылки преступления) и некриминогенные (нейтральные или создающие препятствия к совершению преступления).
К конкретному преступлению ведут две линии: 1) личность с выраженной антиобщественной установкой; 2) определенная предкриминальная ситуация, которая в рамках детерминации может играть и роль причины, и роль условия, способствующего совершению преступления.
Из сказанного можно сделать вывод, что ситуация выступает в роли причин конкретного преступления при условии, что она содержит обстоятельства, толкающие субъекта на преступные действия. Она воздействует на волю, сознание, чувства субъекта, непосредственно побуждает его к криминальным действиям. Но это не означает, что внешне выраженные обстоятельства могут выглядеть в виде повода к совершению преступления, если объективные побудительные мотивы здесь иные.
В отличие от повода толчком к совершению преступления могут явиться обстоятельства, являющиеся исходной криминологической составляющей механизма преступления. Они дают преступнику мотив и решимость совершить преступление. Толчковый характер ситуации - это ее объективная характеристика, причем «толчковые» элементы могут быть по существу как негативными, так и позитивными. Если негативный толчок чаще всего играет роль внешнего причинного фактора, то позитивный - компонента ситуации некриминогенного характера. Толчковый характер ситуации остается таковым независимо от того, реализовался толчок в преступление или нет. Реализовавшийся толчок выступает в виде повода (предлога) к совершению преступления, тогда как повод может и не содержать в основе своей толчка.
Соприкасаясь с негативными особенностями личности на индивидуальном уровне, их усиливают факторы группового уровня, существующие в окружающей среде. Во взаимодействии этих звеньев начинает вырабатываться уже определенная криминогенная направленность и появляется решимость совершить конкретное преступление. И человек самостоятельно переходит в стадию совершения преступления Но в ряде случаев к этому может привести криминогенная ситуация, которая подтолкнет лицо, еще не решившие совершить преступление, к этому акту, сокращая сроки созревания криминогенной личности.
Вопрос 3. Социально-психологическая характеристика потерпевшего
Факторы формирования личности потерпевшего, его поведение до совершения преступления, в момент совершения и после, практические рекомендации по воспитанию у личности морально-волевых качеств, помогающих защищаться от криминального деяния являются ключевыми социально-психологическими характеристиками потерпевшего. Они изучаются в рамках психологии, социологии, юридической психологии.
Потерпевшим по действующему российскому уголовно-процессуальному законодательству (ст.53 УПК РФ) является лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред.
В статье 1 Декларации ООН 1985 г. «Об основных принципах отправления правосудия в отношении жертв преступлений и злоупотребления властью» под жертвой понимают лица, к которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, нарушающего действующие национальные уголовные законы государств-членов, включая законы, запрещающие злоупотребление властью.
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!