Изучение конструкций подшипников — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Изучение конструкций подшипников

2021-05-28 39
Изучение конструкций подшипников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУКЦИЙ ПОДШИПНИКОВ

 

Методические указания к лабораторному занятию

по курсу «Прикладная механика»

для студентов направления 220700.62

«Автоматизация технологических процессов и производств»

 

 

Составители О. В. Любимов

                  Е. Ю. Пудов

 

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № 10 от 30.04.2013

 

Рекомендованы к печати

учебно-методической комиссией

направления 220700.62

Протокол № 79 от 17.05.2013

 

Электронная копия находится

в библиотеке КузГТУ

 

 

Кемерово 2013

Цель занятия

 

Цель лабораторного занятия – изучить конструкции наиболее распространенных подшипников скольжения и качения. Знать назначение, классификацию, обозначения, уметь пользоваться каталогами подшипников качения.

Работа рассчитана на 4 часа.

 

Общие сведения

 

Назначение подшипников – поддерживать вращающиеся валы и оси в пространстве, обеспечивая им возможность вращения или качания, и воспринимать действующие на них нагрузки.

По виду трения подшипники разделяют на подшипники скольжения и качения.

 

Подшипники скольжения

 

Подшипник скольжения состоит из корпуса и помещенного в нем вкладыша, на который непосредственно опирается ось или вал. Корпус обычно делают из чугуна, вкладыши для уменьшения трения изготовляют из металлов, которые в паре с цапфой вала имеют незначительный коэффициент трения. Замена вкладышей при износе стоит значительно дешевле, чем замена всего подшипника.

Подшипник скольжения изготовляют либо в отдельном корпусе, прикрепляемом болтами к конструкции, на которой он устанавливается, либо в корпусе, выполненном заодно с конструкцией, например, станиной машины, корпусом редуктора и т.п. Наружная форма корпуса подшипника определяется в зависимости от того, где устанавливается подшипник.

Различают неразъемные (рис.1, а) и разъемные (рис. 1, б) подшипники скольжения. Корпус и вкладыш неразъемного подшипника цельные. Вкладыш изготавливают в виде втулки, которую запрессовывают в корпус. Корпус разъемного подшипника состоит из двух частей – основания и крышки, прикрепляемой к основанию болтами или шпильками. Вкладышей в разъемном подшипнике обычно два – верхний и нижний. Иногда применяют многовкладышевые разъемные подшипники.

 
а) б)

Рис. 1

 

В случае большой деформации вала или невозможности осуществления точного монтажа применяют самоустанавливающиеся подшипники скольжения, вкладыши которых выполняют со сферическими опорными поверхностями.

В подшипниках скольжения быстроходных малонагруженных валов, а также в подшипниках большой несущей способности применяют самоустанавливающиеся сегментные вкладыши.

Для уменьшения трения в подшипниках, повышения к.п.д., снижения износа и нагрева до минимума трущиеся поверхности смазывают маслом или другим смазочным материалом. В зависимости от толщины масляного слоя подшипник работает в режиме жидкостного, полужидкостного или полусухого трения.

В зависимости от направления воспринимаемой нагрузки различают радиальные, упорные (подпятники) и радиально-упорные подшипники скольжения.

Основные требования к подшипникам скольжения:

– конструкции и материалы подшипников должны обеспечивать минимальные потери на трение и износ валов, иметь достаточную прочность и жесткость, чтобы противостоять действующим на них силам и вызываемым ими деформациям;

– размеры трущихся поверхностей должны быть достаточными для восприятия действующего на них давления без выдавливания смазки и для отвода выделяющейся от трения теплоты;

– сборка подшипников, установка осей и валов и обслуживание должны быть по возможности простыми.

Подшипники качения

 

Подшипники качения – это опоры вращающихся или качающихся деталей, использующие элементы качения (шарики или ролики) и работающие на основе трения качения. На рис. 1 приведены основные типы тел качения.

               
       

Рис. 2

 

Основные типы подшипников приведены в прил. Г.

Подшипники качения, показанные на рис. 3, состоят из наружного кольца 1; внутреннего кольца 2; тел качения, шариков или роликов 3; сепаратора 4, разделяющего и направляющего тела качения.

Рис. 3

 

Подшипники качения – группа деталей, наиболее широко стандартизованных в международном масштабе, взаимозаменяемых и централизованно изготовляемых в массовом производстве.

По форме тел качения подшипники разделяют на шариковые (рис. 4) и роликовые (рис. 5).

Подшипники качения разделяют по направлению воспринимаемой нагрузки на:

– радиальные, предназначенные для чисто радиальной нагрузки или способные также фиксировать валы в осевом направлении и воспринимать небольшие осевые нагрузки (рис. 4, а, рис. 5, а);

– радиально-упорные, для комбинированной радиальной и осевой нагрузки (рис. 4, б, рис. 5, б);

– упорные, предназначенные для осевой нагрузки (рис. 4, в, рис. 5, в).

           а)                                   б)                                                 в)                                г)

Рис. 4

  

          а)                                  б)                                                 в)                                 г)

Рис. 5

 

По принципу самоустанавливаемости подшипники делят на:

– несамоустанавливающиеся;

– самоустанавливающиеся сферические (рис. 4, г, рис. 5, г).

Подшипники качения выполняют в стандартных габаритах. По габаритным размерам подшипники разделяют на размерные серии:

– по радиальным габаритным размерам;

– по ширине.

Основная из особо легких серий подшипников обозначается

цифрой 1, легкая – 2, средняя – 3, тяжелая – 4, легкая широкая – 5, средняя широкая – 6 и т.д.

Размерные серии подшипников показаны на рис. 6. На рис. 7 дано сравнение габаритов, динамической и статической  грузоподъемностей шарикоподшипников различных серий.

Рис. 6

Рис. 7

Подшипники изготовляются пяти классов точности: 0 – нормальный, 6 – повышенный, 5 – высокий, 4 – прецизионный, 2 – сверхпрецизионный.

Система условных обозначений подшипников качения дана в прил. А.

Назначение подшипников

 

Предназначаются для восприятия радиальной нагрузки и небольших осевых, действующих в обе стороны вдоль оси вала.

Допускают небольшие перекосы колец (на угол не более 2°).

а) б)

Рис. 8

 

Рисунок 1
3.2 Обозначения подшипников

 

Условное обозначение основного типа – 0000.

Расшифровка обозначения подшипника 206:

06 – условное обозначение посадочного диаметра внутреннего кольца (  = 06´5 = 30);

2 – условное обозначение серии (легкая).

Примечание – нули, стоящие после последней значащей цифры, отбрасывают.

 

Размеры подшипника

 

Размеры подшипника, в соответствии с рис. 8, а: , , , ,  – заплечик вала;  – заплечик корпуса – даны в ГОСТ 8338-75 (см. прил. Г).

Эти размеры необходимы и достаточны для конструирования сопряженных с подшипником деталей (см. прил. Б).

 

Назначение подшипников

 

Предназначаются для восприятия радиальных нагрузок в условиях значительных (до 1,5…4°) перекосов колец подшипников вследствие несоосности отверстий под подшипники (в разных корпусах) и больших упругих деформаций валов.

Допускают осевую фиксацию вала и небольшую осевую нагрузку.

а) б)

Рис. 11

Обозначения подшипников

 

Условное обозначение основного типа – 1000.

Расшифровка обозначения подшипника 1206:

06 – условное обозначения посадочного диаметра внутреннего кольца (  = 06´5 = 30);

2 – условное обозначение серии (легкая);

1 – условное обозначение типа подшипника (см. прил. А).

 

Размеры подшипника

Размеры подшипника в соответствии с рис. 11, а: , , , , ,  – заплечик вала,  – заплечик корпуса – даны в прил. Г.

Эти размеры необходимы и достаточны для конструирования сопряженных с подшипником деталей (см. прил. Б).

 

Назначение подшипников

 

Предназначаются для восприятия совместно действующих радиальных и односторонних осевых нагрузок. Может воспринимать чисто осевую нагрузку. Подшипники выполняют с углами контакта шариков с кольцами a=12°, a=26° и a=36°.

а) б)

Рис. 14

Обозначения подшипников

 

Условное обозначение основных серий – 36000, 46000, 66000.

Расшифровка обозначения подшипника 36206:

06 – условное обозначения посадочного диаметра внутреннего кольца (  = 06´5 = 30);

2 – условное обозначение серии (легкая);

6 – условное обозначение типа подшипника (см. прил. А);

3 – конструктивная особенность (a=12°).

 

Размеры подшипника

 

Размеры подшипника в соответствии с рис. 14, а: , , , , , ,  – заплечик вала,  – заплечик корпуса – даны в ГОСТ 831-75 (см. прил Г).

Эти размеры необходимы и достаточны для конструирования сопряженных с подшипником деталей (см. прил. Б).

У этого подшипника радиальная нагрузка вызывает осевую составляющую, которая показана на рис 14, а.

 

Назначение подшипников

 

Предназначаются для восприятия совместно действующих радиальных и односторонних осевых нагрузок при средних скоростях (до 15 м/с на валу).

Угол контакта (половина угла при вершине конуса дорожки качения наружного кольца) a=10…16°. Подшипники, предназначенные для восприятия особо больших осевых нагрузок, выполняются с a=20…30°.

а) б)

Рис. 17

Обозначения подшипников

 

Условное обозначение основного типа – 7000.

Расшифровка обозначения подшипника 7206:

06 – условное обозначение посадочного диаметра внутреннего кольца ( =06×5=30);

2 – условное обозначение серии (легкая);

7 – условное обозначение типа подшипника (см. прил. А).

 

Размеры подшипника

 

Размеры подшипника в соответствии с рис. 17, а: , , , , , , a,  – заплечик вала,  – заплечик корпуса – даны в прил. Г.

Эти размеры необходимы и достаточны для конструирования сопряженных с подшипником деталей (см. прил. Б).

У этого подшипника радиальная нагрузка вызывает осевую составляющую, которая показана на рис. 17, а.

 

Назначение подшипников

 

Предназначаются для восприятия повышенных радиальных нагрузок.

Имеют ряд разновидностей в зависимости от наличия бортов на кольцах подшипника. При наличии бортов на наружном и внутреннем кольцах могут фиксировать вал в осевом направлении. Подшипники без бортов используются для «плавающих» валов.

а) б)

Рис. 20

Обозначения подшипников

 

Условное обозначение типов – 2000, 12000, 22000, 32000, 42000, 52000, 62000, 92000.

Расшифровка обозначения подшипника 2206:

06 – условное обозначение посадочного диаметра внутреннего кольца ( =06×5=30);

2 – условное обозначение серии (легкая);

2 – условное обозначение типа подшипника (см. прил. А).

 

Размеры подшипника

 

Размеры подшипника в соответствии с рис. 20, а: , , , , ,  – заплечик вала,  – заплечик корпуса – даны в ГОСТ 8328-75 (см. прил. Г).

Эти размеры необходимы и достаточны для конструирования сопряженных с подшипником деталей (см. прил. Б).

 

Порядок выполнения работы. Требования к отчету

 

Студент слушает объяснения преподавателя, изучает натурные образцы подшипников, описанных в методических указаниях. Отчет, оформленный в соответствии с требованиями ЕСКД, должен содержать описание подшипника, соответствующего образцу, предложенному преподавателем.

 

9 Контрольные вопросы

 

1) Какова классификация подшипников скольжения?

2) Конструкции и назначение шариковых подшипников (3 вида).

3) Конструкции и назначение роликовых подшипников (2 вида).

4) Конструкции и назначение радиально-упорных подшипников (2 вида).

5) Конструкции и назначение сферических подшипников (2 вида).

6) Подшипники, применяемые для устройства плавающих опор и валов.

7) Расшифровать обозначение и определить размеры подшипников: 212, 1207, 111207, 1120636210, 462107214, 2210, 32210.

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Иванов, М. Н. Детали машин / М. Н. Иванов, В. А. Финогенов. – Москва: Высш. шк., 2006. – 408 с.

2. Дунаев, П. Ф. Конструирование узлов и деталей машин / П. Ф. Дунаев, О. П. Леликов. – Москва: Академия, 2003. – 496 с.

3. Черменский, О. Н. Подшипники качения: Справочник-каталог / О. Н. Черменский, Н. Н. Федотов. – Москва: Машиностроение, 2003. – 576 с.


Приложение А

(справочное)

Приложение Б

(справочное)

Приложение В

(справочное)

Определение опорных баз h радиально-упорных подшипников

 

Опорная база  используется при составлении расчетных схем валов для определения точек приложения опорных реакций в подшипниках качения.

Таблица 1 – Опорная база   радиально-упорных шарикоподшипников

В миллиметрах

 

Условное

обозначение внутренних диаметров

Тип подшипника

36200 36300 46100 46200 46300 46400 66300 66400
00 7 8 9
01 7 9 10
02 8 10 12
03 9 10 11 13 15
04 11 11 14 15 16
05 12 13 15 17 19 23 24 30
06 13 15 17 19 22 26 28 33
07 14 17 19 22 25 28 31 37
08 15 18 21 24 27 32 35 41
09 16 20 23 25 30 35 39 44
10 17 22 24 27 33 37 43 48
11 19 24 27 29 36 40 46 52
12 20 26 28 32 39 43 50 56

Можно определять по формуле

 

Таблица 2 – Опорная база  конических однорядных роликоподшипников

В миллиметрах

Условное

обозначение внутренних диаметров

Тип подшипника

2007100 7200 7300 7500 7600 27300
02 10 9
03 10 10
04 12 11 14
05 13 14 16
06 12 14 16 15 18 22
07 14 16 17 18 21 26
08 15 16 18 19 23 28
09 16 19 20 20 25 32
10 17 19 21 22 28 35
11 19 21 25 22 31 38
12 20 21 26 26 32 41

Можно определять по формуле

Примечание – Обозначения в формулах соответствуют принятым в стандартах на подшипники.


Приложение Г

(справочное)

Шарикоподшипники радиальные однорядные типа 0000 [3, с.76]

 

Эквивалентная радиальная нагрузка на подшипник: динамическая P = XFr + YFa; статическая P 0 = 0,6 Fr + 0,5 Fa, при P 0 < Fr принимать P 0 = Fr

 

Fa/C0

e

Числовые значения коэффициентов

Fa/Fr £ e

Fa/Fr ³ e

X Y X Y
0,025 0,22

1

0

0,56

2,0
0,04 0,24 1,8
0,07 0,27 1,6
0,13 0,31 1,4
0,25 0,37 1,2
0,5 0,44 1,0

Продолжение приложения Г

 

d 2наим

D 2наиб

Шарики

Ориентировочные расчетные параметры

 

Условное обозначение

d

D

B

r

D T

z

Грузоподъемность, кН

n, мин–1

при смазке

m, кг
С С 0 п ж  

Продолжение приложения Г

Шарикоподшипники радиальные двухрядные сферические [3, с. 97]

Эквивалентная радиальная нагрузка на подшипник: динамическая P = XFr + YFa; статическая P 0 = X 0 Fr + Y 0 Fa

Размеры, мм

 

Условное обозначение

d

D

B

r

d 1

d 2наим

D 2наиб

D 1

L

a 1

a 2

D T

z

Средняя серия

 

1304

20

52

15

2

11

26,5

45

7,14

12

 

1305

25

62

17

31,5

55

8,73

 

1306

111306 11306

30

72

19

25

10

36,5

65

50

31

15

27

9,53

13  

1307

111307 11307

35

80

21

2,5

30

9

43

71

58

35

17

31

10,32

14  

1308

111308 11308

40

90

23

35

10

48

81

65

36

31

11,11

15

 

1309

111309 11309

45

100

25

40

9

53

91

72

39

32

12,7

 

1310

111310 11310

50

110

27

3

45

60

99

76

42

19

37

14,29

13  

1311

111311 11311

55

120

29

50

64,4

111

85

45

39

15,08

15  

1312

111312 11312

60

130

31

3,5

55

71

118

90

47

20

41

15,88

16                                                                  

Продолжение приложения Г

 

Условное обозначение

Грузоподъемность,

 кН

n, мин–1 при смазке

Fa/Fr £ e

Fa/Fr>e

m, кг

по типам

С С 0 п ж е X Y X Y Y0 1000 и 111000 11000

Средняя серия

1304

12,5 3,66 12000 15000 0,29

1

2,17

0,65

3,35 2,27 0,16

1305 17,8 6,00 9500 13000 0,28 2,26 3,49 2,36 0,26 1306 111306 11306 21,2 7,70 9000 11000 0,26 2,46 3,80 2,58 0,39 0,50 1307 111307 11307 25,1 9,80 7500 9000 0,25 2,57 3,98 2,69 0,50 0,67 1308 111308 11308 29,6 12,2 6700 8000 0,23 2,61 4,05 2,74 0,70 0,91 1309 111309 11309 37,7 15,9 6300 7500 0,25 2,54 3,93 2,66 0,96 1,19 1310 111310 11310 43,6 17,5 5600 6700 0,24 2,69 2,14 2,80 1,21 1,49 1311 111311 11311 50,7 22,5 5000 6000

0,23

2,70 4,17 2,82 1,58 1,91 1312 111312 11312 57,2 26,5 4500 5300 2,80 4,33 2,93 1,96 2,30

Продолжение приложения Г

Шарикоподшипники радиально-упорные однорядные [3, с. 148]

Эквивалентная радиальная нагрузка на подшипник: динамическая P = XFr + YFa; статическая P 0 = X 0 Fr + Y 0 Fa

a) a=12° (тип 36000);

б) a=26° (тип 46000);

Fa/C 0

e

Fa/Fr £ e

Fa/Fr>e

X 0

Y 0

Fa/Fr £ 0,68

Fa/Fr>0,68

X 0

Y 0

X Y X Y X Y X Y
0,014 0,30

1,0

0

0,45

1,81

0,5

0,47

1,0

0

0,41

0,87

0,5

0,37

0,029 0,34 1,62
0,057 0,37 1,46            
0,086 0,41 1,34

в) a=36° (тип 66000);

0,11 0,45 1,22
0,17 0,48 1,13

Fa/Fr £ 0,99

Fa/Fr>0,99

X 0

Y 0

0,29 0,52 1,04 X Y X Y
0,43 0,54 1,01

1,0

0

0,36

0,64

0,5

0,28

0,54 0,57 1,00

Продолжение приложения Г

Размеры, мм

Условное

обозначение

d D B r r 1 d 2 наим D 2 наиб D T z

Средняя серия

– 46304 20 52 15

2,0

1,0

27 45 9,53 9 – 46305 25 62 17 32 55 11,51 10 – 46306 30 72 19 37 65 12,30

11

– 46307 35 80 21

2,5

1,2

44 70 14,29 36308 46308 40 90 23 49 80 15,08 12 – 46309 45 100 25 54 90 17,46

11

– 46310 50 110 27

3,0

1,5

60 100 19,09 – 46311 55 120 29 65 110 20,64

12

– 46312 60 130 31 3,5 2,0 72 118 22,23

 

Условное обозначение подшипников

Грузоподъемность, кН

n, мин–1 при смазке

m, кг
С С 0 п ж  
36308 53,9 36,0 11000 15000 0,63
46304 17,8 11,0 12000 17000 0,17
46305 26,9 16,0 10000 14000 0,23
46306 32,6 20,3 9000 12000 0,402
46307 42,6 25,1 8000 1000 0,542
46308 50,8 33,6 7000 9000 0,747
46309 61,4 41,0 6300 8500 0,868
46310 71,8 48,8 5600 7500 1,32
46311 82,8 58,7 5000 7000 1,7
46312 100,0 72,4 4800 6300 1,71

 

Продолжение приложения Г

Роликоподшипники радиально-упорные конические однорядные [3, с. 178]

Эквивалентная радиальная нагрузка на подшипник: динамическая P = XFr + YFa; статическая P 0 = 0,5 Fr + Y 0 Fa, при P 0 < Fr принимать P 0 = Fr

Условное обозна– чение d D B c T наиб T наим r r 1 D 1 наим d 2 наим D 2 наиб d 3 наиб a 1 наим a 2 наим D T l z

Средняя серия

7304 20 52 16 13 16,25 16,0

2,0

0,8

11 48,5 28 45 27

3

3

8 10,2 11
7305 25 62 17 15 18,25 18,0

14

58,5 32 55 33 9,5 10

13

7306 30 72 19 17 20,75 20,5 68 37 65 38

4,5

9,9 12,7
7307 35 80 21 18 22,0 22,5

2,5

12 76 44 70 43

5

11,7 14,8

12

7308 40 90 23 20 25,5 25,0

11

86 49 80 50

5

13,1 14,2
7309 45 100 26 22 27,5 27,0 95 54 90 55 14,3 16 13
7310 50 110

29

23 29,5 29,0

3,0

1,0

12 105 60 100 61

6

16,7

19,4

12
7311 55 120 25 32,0 31,0 13 114 65 110 67 13
7312 60 130 31 27 34,0 33,0 3,5 1,2 12 124 72 118 72 7 17,5 20 14

Продолжение приложения Г

Условное обозначение подшипников

Грузоподъемность кН

n, мин–1 при смазке

e

Y*

Y 0

m, кг

С С 0 п ж

Средняя серия

7304 26,0 28,0 8000 11000 0,30 2,03 1,11 0,17 7305 33,0 38,0 6700 9000 0,36 1,67 0,92 0,25 7306 43,0 49,0 5600 7500 0,34 1,78 0,98 0,46 7307 54,0 63,0 5000 6700 0,32 1,38 1,03 0,50 7308 66,0 79,0 4500 6000

0,28

2,16

1,18 0,70 7309 83,0 100,0 4000 5300 1,19 1,01 7310 100,0 125,0 3600 4800 0,31 1,94 1,06 1,33 7311 107,0 136,0 3200 4300 0,33 1,80 0,99 1,64 7312 128,0 160,0 3000 4000 0,30 1,97 1,08 2,00

* Значения Y даны при Fa / Fr > e; при этом X =0,4 для всех подшипников. При Fa/Fr £ e для всех подшипников X =1, Y =0

Продолжение приложения Г

Роликоподшипники радиальные с короткими цилиндрическими роликами однорядные

[3, с. 105]

 

Эквивалентная радиальная нагрузка на подшипник: динамическая P = Fr; статическая P 0 = Fr

 

Продолжение приложения Г

Размеры, мм

Условное обозначение подшипников

d

D

B

r

r 1

d 1

D 1

d 2наим

D 2наиб

D T

l

z

2000 12000 32000 42000 92000

Средняя серия

2305

25 62 17

2,0

2,0

 

35,0 53,0 ((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228268']=__lxGc__['s']['_228268']||{'b':{}})['b']['_697691']={'i':__lxGc__.b++};
Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.