История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2021-05-28 | 39 |
5.00
из
|
Заказать работу |
ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУКЦИЙ ПОДШИПНИКОВ
Методические указания к лабораторному занятию
по курсу «Прикладная механика»
для студентов направления 220700.62
«Автоматизация технологических процессов и производств»
Составители О. В. Любимов
Е. Ю. Пудов
Утверждены на заседании кафедры
Протокол № 10 от 30.04.2013
Рекомендованы к печати
учебно-методической комиссией
направления 220700.62
Протокол № 79 от 17.05.2013
Электронная копия находится
в библиотеке КузГТУ
Кемерово 2013
Цель занятия
Цель лабораторного занятия – изучить конструкции наиболее распространенных подшипников скольжения и качения. Знать назначение, классификацию, обозначения, уметь пользоваться каталогами подшипников качения.
Работа рассчитана на 4 часа.
Общие сведения
Назначение подшипников – поддерживать вращающиеся валы и оси в пространстве, обеспечивая им возможность вращения или качания, и воспринимать действующие на них нагрузки.
По виду трения подшипники разделяют на подшипники скольжения и качения.
Подшипники скольжения
Подшипник скольжения состоит из корпуса и помещенного в нем вкладыша, на который непосредственно опирается ось или вал. Корпус обычно делают из чугуна, вкладыши для уменьшения трения изготовляют из металлов, которые в паре с цапфой вала имеют незначительный коэффициент трения. Замена вкладышей при износе стоит значительно дешевле, чем замена всего подшипника.
Подшипник скольжения изготовляют либо в отдельном корпусе, прикрепляемом болтами к конструкции, на которой он устанавливается, либо в корпусе, выполненном заодно с конструкцией, например, станиной машины, корпусом редуктора и т.п. Наружная форма корпуса подшипника определяется в зависимости от того, где устанавливается подшипник.
Различают неразъемные (рис.1, а) и разъемные (рис. 1, б) подшипники скольжения. Корпус и вкладыш неразъемного подшипника цельные. Вкладыш изготавливают в виде втулки, которую запрессовывают в корпус. Корпус разъемного подшипника состоит из двух частей – основания и крышки, прикрепляемой к основанию болтами или шпильками. Вкладышей в разъемном подшипнике обычно два – верхний и нижний. Иногда применяют многовкладышевые разъемные подшипники.
а) | б) |
Рис. 1
В случае большой деформации вала или невозможности осуществления точного монтажа применяют самоустанавливающиеся подшипники скольжения, вкладыши которых выполняют со сферическими опорными поверхностями.
В подшипниках скольжения быстроходных малонагруженных валов, а также в подшипниках большой несущей способности применяют самоустанавливающиеся сегментные вкладыши.
Для уменьшения трения в подшипниках, повышения к.п.д., снижения износа и нагрева до минимума трущиеся поверхности смазывают маслом или другим смазочным материалом. В зависимости от толщины масляного слоя подшипник работает в режиме жидкостного, полужидкостного или полусухого трения.
В зависимости от направления воспринимаемой нагрузки различают радиальные, упорные (подпятники) и радиально-упорные подшипники скольжения.
Основные требования к подшипникам скольжения:
– конструкции и материалы подшипников должны обеспечивать минимальные потери на трение и износ валов, иметь достаточную прочность и жесткость, чтобы противостоять действующим на них силам и вызываемым ими деформациям;
– размеры трущихся поверхностей должны быть достаточными для восприятия действующего на них давления без выдавливания смазки и для отвода выделяющейся от трения теплоты;
– сборка подшипников, установка осей и валов и обслуживание должны быть по возможности простыми.
Подшипники качения
Подшипники качения – это опоры вращающихся или качающихся деталей, использующие элементы качения (шарики или ролики) и работающие на основе трения качения. На рис. 1 приведены основные типы тел качения.
Рис. 2
Основные типы подшипников приведены в прил. Г.
Подшипники качения, показанные на рис. 3, состоят из наружного кольца 1; внутреннего кольца 2; тел качения, шариков или роликов 3; сепаратора 4, разделяющего и направляющего тела качения.
Рис. 3
Подшипники качения – группа деталей, наиболее широко стандартизованных в международном масштабе, взаимозаменяемых и централизованно изготовляемых в массовом производстве.
По форме тел качения подшипники разделяют на шариковые (рис. 4) и роликовые (рис. 5).
Подшипники качения разделяют по направлению воспринимаемой нагрузки на:
– радиальные, предназначенные для чисто радиальной нагрузки или способные также фиксировать валы в осевом направлении и воспринимать небольшие осевые нагрузки (рис. 4, а, рис. 5, а);
– радиально-упорные, для комбинированной радиальной и осевой нагрузки (рис. 4, б, рис. 5, б);
– упорные, предназначенные для осевой нагрузки (рис. 4, в, рис. 5, в).
а) б) в) г)
Рис. 4
а) б) в) г)
Рис. 5
По принципу самоустанавливаемости подшипники делят на:
– несамоустанавливающиеся;
– самоустанавливающиеся сферические (рис. 4, г, рис. 5, г).
Подшипники качения выполняют в стандартных габаритах. По габаритным размерам подшипники разделяют на размерные серии:
– по радиальным габаритным размерам;
– по ширине.
Основная из особо легких серий подшипников обозначается
цифрой 1, легкая – 2, средняя – 3, тяжелая – 4, легкая широкая – 5, средняя широкая – 6 и т.д.
Размерные серии подшипников показаны на рис. 6. На рис. 7 дано сравнение габаритов, динамической и статической грузоподъемностей шарикоподшипников различных серий.
Рис. 6
Рис. 7
Подшипники изготовляются пяти классов точности: 0 – нормальный, 6 – повышенный, 5 – высокий, 4 – прецизионный, 2 – сверхпрецизионный.
Система условных обозначений подшипников качения дана в прил. А.
Назначение подшипников
Предназначаются для восприятия радиальной нагрузки и небольших осевых, действующих в обе стороны вдоль оси вала.
Допускают небольшие перекосы колец (на угол не более 2°).
а) | б) |
Рис. 8 |
|
Условное обозначение основного типа – 0000.
Расшифровка обозначения подшипника 206:
06 – условное обозначение посадочного диаметра внутреннего кольца ( = 06´5 = 30);
2 – условное обозначение серии (легкая).
Примечание – нули, стоящие после последней значащей цифры, отбрасывают.
Размеры подшипника
Размеры подшипника, в соответствии с рис. 8, а: , , , , – заплечик вала; – заплечик корпуса – даны в ГОСТ 8338-75 (см. прил. Г).
Эти размеры необходимы и достаточны для конструирования сопряженных с подшипником деталей (см. прил. Б).
Назначение подшипников
Предназначаются для восприятия радиальных нагрузок в условиях значительных (до 1,5…4°) перекосов колец подшипников вследствие несоосности отверстий под подшипники (в разных корпусах) и больших упругих деформаций валов.
Допускают осевую фиксацию вала и небольшую осевую нагрузку.
а) | б) |
Рис. 11 |
Обозначения подшипников
Условное обозначение основного типа – 1000.
Расшифровка обозначения подшипника 1206:
06 – условное обозначения посадочного диаметра внутреннего кольца ( = 06´5 = 30);
2 – условное обозначение серии (легкая);
1 – условное обозначение типа подшипника (см. прил. А).
Размеры подшипника
Размеры подшипника в соответствии с рис. 11, а: , , , , , – заплечик вала, – заплечик корпуса – даны в прил. Г.
Эти размеры необходимы и достаточны для конструирования сопряженных с подшипником деталей (см. прил. Б).
Назначение подшипников
Предназначаются для восприятия совместно действующих радиальных и односторонних осевых нагрузок. Может воспринимать чисто осевую нагрузку. Подшипники выполняют с углами контакта шариков с кольцами a=12°, a=26° и a=36°.
а) | б) |
Рис. 14 |
Обозначения подшипников
Условное обозначение основных серий – 36000, 46000, 66000.
Расшифровка обозначения подшипника 36206:
06 – условное обозначения посадочного диаметра внутреннего кольца ( = 06´5 = 30);
2 – условное обозначение серии (легкая);
6 – условное обозначение типа подшипника (см. прил. А);
3 – конструктивная особенность (a=12°).
Размеры подшипника
Размеры подшипника в соответствии с рис. 14, а: , , , , , , – заплечик вала, – заплечик корпуса – даны в ГОСТ 831-75 (см. прил Г).
Эти размеры необходимы и достаточны для конструирования сопряженных с подшипником деталей (см. прил. Б).
У этого подшипника радиальная нагрузка вызывает осевую составляющую, которая показана на рис 14, а.
Назначение подшипников
Предназначаются для восприятия совместно действующих радиальных и односторонних осевых нагрузок при средних скоростях (до 15 м/с на валу).
Угол контакта (половина угла при вершине конуса дорожки качения наружного кольца) a=10…16°. Подшипники, предназначенные для восприятия особо больших осевых нагрузок, выполняются с a=20…30°.
а) | б) |
Рис. 17 |
Обозначения подшипников
Условное обозначение основного типа – 7000.
Расшифровка обозначения подшипника 7206:
06 – условное обозначение посадочного диаметра внутреннего кольца ( =06×5=30);
2 – условное обозначение серии (легкая);
7 – условное обозначение типа подшипника (см. прил. А).
Размеры подшипника
Размеры подшипника в соответствии с рис. 17, а: , , , , , , a, – заплечик вала, – заплечик корпуса – даны в прил. Г.
Эти размеры необходимы и достаточны для конструирования сопряженных с подшипником деталей (см. прил. Б).
У этого подшипника радиальная нагрузка вызывает осевую составляющую, которая показана на рис. 17, а.
Назначение подшипников
Предназначаются для восприятия повышенных радиальных нагрузок.
Имеют ряд разновидностей в зависимости от наличия бортов на кольцах подшипника. При наличии бортов на наружном и внутреннем кольцах могут фиксировать вал в осевом направлении. Подшипники без бортов используются для «плавающих» валов.
а) | б) |
Рис. 20
Обозначения подшипников
Условное обозначение типов – 2000, 12000, 22000, 32000, 42000, 52000, 62000, 92000.
Расшифровка обозначения подшипника 2206:
06 – условное обозначение посадочного диаметра внутреннего кольца ( =06×5=30);
2 – условное обозначение серии (легкая);
2 – условное обозначение типа подшипника (см. прил. А).
Размеры подшипника
Размеры подшипника в соответствии с рис. 20, а: , , , , , – заплечик вала, – заплечик корпуса – даны в ГОСТ 8328-75 (см. прил. Г).
Эти размеры необходимы и достаточны для конструирования сопряженных с подшипником деталей (см. прил. Б).
Порядок выполнения работы. Требования к отчету
Студент слушает объяснения преподавателя, изучает натурные образцы подшипников, описанных в методических указаниях. Отчет, оформленный в соответствии с требованиями ЕСКД, должен содержать описание подшипника, соответствующего образцу, предложенному преподавателем.
9 Контрольные вопросы
1) Какова классификация подшипников скольжения?
2) Конструкции и назначение шариковых подшипников (3 вида).
3) Конструкции и назначение роликовых подшипников (2 вида).
4) Конструкции и назначение радиально-упорных подшипников (2 вида).
5) Конструкции и назначение сферических подшипников (2 вида).
6) Подшипники, применяемые для устройства плавающих опор и валов.
7) Расшифровать обозначение и определить размеры подшипников: 212, 1207, 111207, 1120636210, 462107214, 2210, 32210.
Список рекомендуемой литературы
1. Иванов, М. Н. Детали машин / М. Н. Иванов, В. А. Финогенов. – Москва: Высш. шк., 2006. – 408 с.
2. Дунаев, П. Ф. Конструирование узлов и деталей машин / П. Ф. Дунаев, О. П. Леликов. – Москва: Академия, 2003. – 496 с.
3. Черменский, О. Н. Подшипники качения: Справочник-каталог / О. Н. Черменский, Н. Н. Федотов. – Москва: Машиностроение, 2003. – 576 с.
Приложение А
(справочное)
Приложение Б
(справочное)
Приложение В
(справочное)
Определение опорных баз h радиально-упорных подшипников
Опорная база используется при составлении расчетных схем валов для определения точек приложения опорных реакций в подшипниках качения.
Таблица 1 – Опорная база радиально-упорных шарикоподшипников
В миллиметрах
| Условное обозначение внутренних диаметров | Тип подшипника | |||||||
36200 | 36300 | 46100 | 46200 | 46300 | 46400 | 66300 | 66400 | ||
00 | 7 | – | 8 | 9 | – | – | – | – | |
01 | 7 | – | 9 | 10 | – | – | – | – | |
02 | 8 | – | 10 | 12 | – | – | – | – | |
03 | 9 | 10 | 11 | 13 | 15 | – | – | – | |
04 | 11 | 11 | 14 | 15 | 16 | – | – | – | |
05 | 12 | 13 | 15 | 17 | 19 | 23 | 24 | 30 | |
06 | 13 | 15 | 17 | 19 | 22 | 26 | 28 | 33 | |
07 | 14 | 17 | 19 | 22 | 25 | 28 | 31 | 37 | |
08 | 15 | 18 | 21 | 24 | 27 | 32 | 35 | 41 | |
09 | 16 | 20 | 23 | 25 | 30 | 35 | 39 | 44 | |
10 | 17 | 22 | 24 | 27 | 33 | 37 | 43 | 48 | |
11 | 19 | 24 | 27 | 29 | 36 | 40 | 46 | 52 | |
12 | 20 | 26 | 28 | 32 | 39 | 43 | 50 | 56 |
Можно определять по формуле
Таблица 2 – Опорная база конических однорядных роликоподшипников
В миллиметрах
Условное обозначение внутренних диаметров | Тип подшипника | ||||||
2007100 | 7200 | 7300 | 7500 | 7600 | 27300 | ||
02 | – | 10 | 9 | – | – | – | |
03 | – | 10 | 10 | – | – | – | |
04 | – | 12 | 11 | – | 14 | – | |
05 | – | 13 | 14 | – | 16 | – | |
06 | 12 | 14 | 16 | 15 | 18 | 22 | |
07 | 14 | 16 | 17 | 18 | 21 | 26 | |
08 | 15 | 16 | 18 | 19 | 23 | 28 | |
09 | 16 | 19 | 20 | 20 | 25 | 32 | |
10 | 17 | 19 | 21 | 22 | 28 | 35 | |
11 | 19 | 21 | 25 | 22 | 31 | 38 | |
12 | 20 | 21 | 26 | 26 | 32 | 41 |
Можно определять по формуле
Примечание – Обозначения в формулах соответствуют принятым в стандартах на подшипники.
Приложение Г
(справочное)
Шарикоподшипники радиальные однорядные типа 0000 [3, с.76]
Эквивалентная радиальная нагрузка на подшипник: динамическая P = XFr + YFa; статическая P 0 = 0,6 Fr + 0,5 Fa, при P 0 < Fr принимать P 0 = Fr
Fa/C0 | e | Числовые значения коэффициентов | |||
Fa/Fr £ e | Fa/Fr ³ e | ||||
X | Y | X | Y | ||
0,025 | 0,22 | 1 | 0 | 0,56 | 2,0 |
0,04 | 0,24 | 1,8 | |||
0,07 | 0,27 | 1,6 | |||
0,13 | 0,31 | 1,4 | |||
0,25 | 0,37 | 1,2 | |||
0,5 | 0,44 | 1,0 |
Продолжение приложения Г
| d 2наим | D 2наиб | Шарики | Ориентировочные расчетные параметры | |||||||||
Условное обозначение | d | D | B | r | D T | z | Грузоподъемность, кН | n, мин–1 при смазке | m, кг | ||||
С | С 0 | п | ж | ||||||||||
Продолжение приложения Г
Шарикоподшипники радиальные двухрядные сферические [3, с. 97]
Эквивалентная радиальная нагрузка на подшипник: динамическая P = XFr + YFa; статическая P 0 = X 0 Fr + Y 0 Fa
Размеры, мм
Условное обозначение | d | D | B | r | d 1 | a° | d 2наим | D 2наиб | D 1 | L | a 1 | a 2 | D T | z | |||||||||||||||||
Средняя серия
1304
–
20
52
15
2
–
11
26,5
45
–
7,14
12
1305
–
25
62
17
–
31,5
55
–
8,73
1306
30
72
19
25
10
36,5
65
50
31
15
27
9,53
1307
35
80
21
2,5
30
9
43
71
58
35
17
31
10,32
1308
40
90
23
35
10
48
81
65
36
31
11,11
15
1309
45
100
25
40
9
53
91
72
39
32
12,7
1310
50
110
27
3
45
60
99
76
42
19
37
14,29
1311
55
120
29
50
64,4
111
85
45
39
15,08
1312
60
130
31
3,5
55
71
118
90
47
20
41
15,88
Продолжение приложения Г
Условное обозначение | Грузоподъемность, кН | n, мин–1 при смазке | Fa/Fr £ e | Fa/Fr>e | m, кг по типам | |||||||||
С | С 0 | п | ж | е | X | Y | X | Y | Y0 | 1000 и 111000 | 11000 | |||
Средняя серия
–
1
0,65
–
0,23
Продолжение приложения Г
Шарикоподшипники радиально-упорные однорядные [3, с. 148]
Эквивалентная радиальная нагрузка на подшипник: динамическая P = XFr + YFa; статическая P 0 = X 0 Fr + Y 0 Fa
a) a=12° (тип 36000); | б) a=26° (тип 46000); | ||||||||||||
Fa/C 0 | e | Fa/Fr £ e | Fa/Fr>e | X 0 | Y 0 | Fa/Fr £ 0,68 | Fa/Fr>0,68 | X 0 | Y 0 | ||||
X | Y | X | Y | X | Y | X | Y | ||||||
0,014 | 0,30 | 1,0 | 0 | 0,45 | 1,81 | 0,5 | 0,47 | 1,0 | 0 | 0,41 | 0,87 | 0,5 | 0,37 |
0,029 | 0,34 | 1,62 | |||||||||||
0,057 | 0,37 | 1,46 | |||||||||||
0,086 | 0,41 | 1,34 | в) a=36° (тип 66000); | ||||||||||
0,11 | 0,45 | 1,22 | |||||||||||
0,17 | 0,48 | 1,13 | Fa/Fr £ 0,99 | Fa/Fr>0,99 | X 0 | Y 0 | |||||||
0,29 | 0,52 | 1,04 | X | Y | X | Y | |||||||
0,43 | 0,54 | 1,01 | 1,0 | 0 | 0,36 | 0,64 | 0,5 | 0,28 | |||||
0,54 | 0,57 | 1,00 |
Продолжение приложения Г
Размеры, мм
Условное обозначение | d | D | B | r | r 1 | d 2 наим | D 2 наиб | D T | z | |
Средняя серия
2,0
1,0
11
2,5
1,2
11
3,0
1,5
12
Условное обозначение подшипников | Грузоподъемность, кН | n, мин–1 при смазке | m, кг | ||
С | С 0 | п | ж | ||
36308 | 53,9 | 36,0 | 11000 | 15000 | 0,63 |
46304 | 17,8 | 11,0 | 12000 | 17000 | 0,17 |
46305 | 26,9 | 16,0 | 10000 | 14000 | 0,23 |
46306 | 32,6 | 20,3 | 9000 | 12000 | 0,402 |
46307 | 42,6 | 25,1 | 8000 | 1000 | 0,542 |
46308 | 50,8 | 33,6 | 7000 | 9000 | 0,747 |
46309 | 61,4 | 41,0 | 6300 | 8500 | 0,868 |
46310 | 71,8 | 48,8 | 5600 | 7500 | 1,32 |
46311 | 82,8 | 58,7 | 5000 | 7000 | 1,7 |
46312 | 100,0 | 72,4 | 4800 | 6300 | 1,71 |
Продолжение приложения Г
Роликоподшипники радиально-упорные конические однорядные [3, с. 178]
Эквивалентная радиальная нагрузка на подшипник: динамическая P = XFr + YFa; статическая P 0 = 0,5 Fr + Y 0 Fa, при P 0 < Fr принимать P 0 = Fr
Условное обозна– чение | d | D | B | c | T наиб | T наим | r | r 1 | a° | D 1 наим | d 2 наим | D 2 наиб | d 3 наиб | a 1 наим | a 2 наим | D T | l | z |
Средняя серия | ||||||||||||||||||
7304 | 20 | 52 | 16 | 13 | 16,25 | 16,0 | 2,0 | 0,8 | 11 | 48,5 | 28 | 45 | 27 | 3 | 3 | 8 | 10,2 | 11 |
7305 | 25 | 62 | 17 | 15 | 18,25 | 18,0 | 14 | 58,5 | 32 | 55 | 33 | 9,5 | 10 | 13 | ||||
7306 | 30 | 72 | 19 | 17 | 20,75 | 20,5 | 68 | 37 | 65 | 38 | 4,5 | 9,9 | 12,7 | |||||
7307 | 35 | 80 | 21 | 18 | 22,0 | 22,5 | 2,5 | 12 | 76 | 44 | 70 | 43 | 5 | 11,7 | 14,8 | 12 | ||
7308 | 40 | 90 | 23 | 20 | 25,5 | 25,0 | 11 | 86 | 49 | 80 | 50 | 5 | 13,1 | 14,2 | ||||
7309 | 45 | 100 | 26 | 22 | 27,5 | 27,0 | 95 | 54 | 90 | 55 | 14,3 | 16 | 13 | |||||
7310 | 50 | 110 | 29 | 23 | 29,5 | 29,0 | 3,0 | 1,0 | 12 | 105 | 60 | 100 | 61 | 6 | 16,7 | 19,4 | 12 | |
7311 | 55 | 120 | 25 | 32,0 | 31,0 | 13 | 114 | 65 | 110 | 67 | 13 | |||||||
7312 | 60 | 130 | 31 | 27 | 34,0 | 33,0 | 3,5 | 1,2 | 12 | 124 | 72 | 118 | 72 | 7 | 17,5 | 20 | 14 |
Продолжение приложения Г
Условное обозначение подшипников | Грузоподъемность кН | n, мин–1 при смазке | e | Y* | Y 0 | m, кг | ||
С | С 0 | п | ж | |||||
Средняя серия
0,28
2,16
* Значения Y даны при Fa / Fr > e; при этом X =0,4 для всех подшипников. При Fa/Fr £ e для всех подшипников X =1, Y =0
Продолжение приложения Г
Роликоподшипники радиальные с короткими цилиндрическими роликами однорядные
[3, с. 105]
Эквивалентная радиальная нагрузка на подшипник: динамическая P = Fr; статическая P 0 = Fr
Продолжение приложения Г
Размеры, мм
Условное обозначение подшипников | d | D | B | r | r 1 | d 1 | D 1 | d 2наим | D 2наиб | D T | l | z | ||||
2000 | 12000 | 32000 | 42000 | 92000 | ||||||||||||
Средняя серия | ||||||||||||||||
2305 | – | – | – | – | 25 | 62 | 17 | 2,0 | 2,0
| 35,0 | 53,0
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу... Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий... Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура... История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м... © cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста. |