Анализ результатов эксперимента. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Анализ результатов эксперимента.

2021-05-27 35
Анализ результатов эксперимента. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Если данные, полученные в эксперименте, качественного характера, то правильность делаемых на основе их выводов пол­ностью зависит от интуиции, эрудиции и профессионализма ис­следователя, а также от логики его рассуждений. Если же эти данные количественного типа, то сначала проводят их первич­ную, а затем вторичную статистическую обработку. Первичная статистическая обработка заключается в определении необхо­димого числа элементарных математических статистик. Такая обработка почти всегда предполагает как минимум определение выборочного среднего значения. В тех случаях, когда информа­тивным показателем для экспериментальной проверки предло­женных гипотез является разброс данных относительного сред­него, вычисляется дисперсия или квадратическое отклонение. Значение медианы рекомендуется вычислять тогда, когда пред­полагается использовать методы вторичной статистической об­работки, рассчитанные на нормальное распределение, Для такого рода распределения выборочных данных медиана, а также мода совпадают или достаточно близки к средней величине. Этим кри­терием можно воспользоваться для того, чтобы приблизительно су­дить о характере полученного распределения первичных данных.

Вторичная статистическая обработка (сравнение средних, дисперсий, распределений данных, регрессионный анализ, кор­реляционный анализ, факторный анализ и др.) проводится в том случае, если для решения задач или доказательства предложен­ных гипотез необходимо определить статистические закономер­ности, скрытые в первичных экспериментальных данных. При­ступая к вторичной статистической обработке, исследователь прежде всего должен решить, какие из различных вторичных ста­тистик ему следует применить для обработки первичных экспе­риментальных данных. Решение принимается на основе учета ха­рактера проверяемой гипотезы и природы первичного материа­ла, полученного в результате проведения эксперимента. Приве­дем несколько рекомендаций на этот счет.

Рекомендация 1. Если экспериментальная гипотеза содер­жит предположение о том, что в результате проводимого пси­холого-педагогического исследования возрастут (или уменьшатся) показатели какого-либо качества, то для сравнения до- и постэкс­периментальных данных рекомендуется использовать критерий Стъюдента или х2~критерий. К последнему обращаются в том случае, если первичные экспериментальные данные относитель­ны и выражены, например, в процентах.

Рекомендация 2. Если экспериментально проверяемая ги­потеза включает в себя утверждение о причинно-следственной зависимости между некоторыми переменными, то ее целесооб­разно проверять, обращаясь к коэффициентам линейной или ранговой корреляции. Линейная корреляция используется в том случае, когда измерения независимой и зависимой переменных производятся при помощи интервальной шкалы, а изменения этих переменных до и после эксперимента небольшие. К ранго­вой корреляции обращаются тогда, когда достаточно оценить из­менения, касающиеся порядка следования друг за другом по ве­личине независимых и зависимых переменных, или когда их из­менения достаточно велики, или когда измерительный инстру­мент был порядковым, а не интервальным.

Рекомендация 3. Иногда гипотеза включает предположение о том, что в результате эксперимента возрастут или уменьшатся индивидуальные различия между испытуемыми. Такое предполо­жение хорошо проверяется с помощью критерия Фишера, позво­ляющего сравнить дисперсии до и после эксперимента. Заметим, что, пользуясь критерием Фишера, можно работать только с аб­солютными значениями показателей, но не с их рангами.

Результаты количественного и качественного анализа мате­риала, полученного в ходе проведения эксперимента, первичной и вторичной статистической обработки этого материала, исполь­зуются для доказательства правильности предложенных гипо­тез. Выводы об их истинности являются логическим следствием доказательства, в процессе которого в качестве основного аргу­мента выступает безупречность логики самого доказательства, а в качестве фактов — то, что установлено в результате количест­венного и качественного анализа экспериментальных данных.

Факты в ходе доказательства обязательно должны соотно­ситься с гипотезами. В процессе такого соотнесения выясняет­ся, насколько полно имеющиеся факты доказывают, подтверж­дают предложенные гипотезы.

Заметим, что логические ошибки в доказательстве возмож­ны именно на этом, заключительном этапе эксперимента. Неред­ко обнаруживается, например, что полученных в ходе экспери­мента фактов недостаточно для того, чтобы полностью доказать или опровергнуть предложенную гипотезу. Это бывает тогда, ког­да объем и содержание понятий, используемых в формулиров­ках гипотез, шире, чем совокупность экспериментально установ­ленных фактов. Допустим, что исследователь намерен экспери­ментально доказать гипотезу о том, что успешность учения де­тей зависит от мотивации учебной деятельности, и в качестве до­казательства использует факт, согласно которому при наличии интереса к учебному предмету успеваемость учащихся выше, чем при его отсутствии. Этого факта, казалось бы, достаточно для то­го, чтобы на деле доказать правильность данной гипотезы. Но это далеко не так. На самом деле указанный факт доказывает предложенную гипотезу лишь отчасти, потому что, с одной сто­роны, мотивация учения не сводится к интересу к учебному предмету, а с другой стороны — содержание понятия «успеваемость» отнюдь не равноценно объему и содержанию понятия «успеш­ность учения».

Для того чтобы полностью доказать гипотезу именно в той ее формулировке, которая предложена изначально, необходимо сде­лать следующее:

1. Полностью раскрыть объем и содержание по­нятий «мотивация учения» и «успешность учения» по крайней мере на уровне их рабочих определений.

2. Установить, какую минимально необходимую и вместе с тем достаточную совокуп­ность фактов нужно получить в ходе экспериментального исс­ледования для доказательства гипотез. Имеется, в виду система фактов, которая полностью покрывает объем и содержание по­нятий «мотивация учения» и «успешность учения».

3. Удосто­вериться в том, что все эти факты получены, достоверны, и далее соотнести их с гипотезой, сделав выводы о ее доказанности или недоказанности.

Описанная ситуация неполного доказательства гипотезы по объему и содержанию включенных в нее понятий на практике встречается довольно часто и, к счастью, не является фатальной для судьбы самого эксперимента. Из этой ситуации почти всег­да можно выйти, если уже после проведения эксперимента су­зить, конкретизировать его гипотезу, приведя ее в соответствие с имеющимися данными. В описанном выше примере можно было бы переформулировать гипотезу так: «Интерес к учебному пред­мету положительно влияет на успеваемость учащихся». В этом случае содержание включенных в гипотезу понятий и факты были бы приведены в соответствие друг с другом.

Постэкспериментальная переформулировка гипотезы требу­ет разрешения еще одного важного вопроса: соответствует ли но­вая формулировка гипотезы объему и содержанию проблемы, це­лей и задач эксперимента? Несоответствие, как правило, возни­кает или, если оно присутствовало с самого начала, усиливается после того, как по результатам эксперимента была конкретизи­рована формулировка исходной гипотезы. Данное несоответст­вие также необходимо устранить, но эта задача решается несколь­ко иным путем, чем устранение несоответствия между гипоте­зой и фактами.

Прежде всего требуется констатация того, что проведенное исследование не полностью разрешило поставленную проблему, что ряд задач и вопросов остались без ответа и требуют дальней­ших исследований. Далее производится (как правило, уже в фор­ме выводов из проведенного исследования) сужение, конкрети­зация совокупности решенных задач. Заметим, что несоответст­вие замысла результатам на уровне проблем и задач исследова­ния — это такое же типичное явление, как несоответствие гипо­тез фактам. Важно только, чтобы это несоответствие в заключе­нии исследования было оговорено.

То, что говорилось выше о доказательстве гипотез и реше­нии поставленных в исследовании проблем, касается и опровер­жения гипотез. Доказать несостоятельность гипотезы, как пра­вило, бывает труднее, чем доказать ее справедливость, так как для этого требуется опровергнуть все, в том числе и частные фак­ты, свидетельствующие в пользу этой гипотезы. Недоказанность гипотезы в позитивном смысле слова чаще всего сама по себе не является ее опровержением, так как оба вида доказательства: по­зитивное и негативное — с логической точки зрения различные и независимые друг от друга.

В соответствие с реальными фактами должны быть приведе­ны и выводы из исследования. Их также нельзя делать слишком поспешно. Выводы должны строго вытекать из того, что на са­мом деле доказано. Выводы обычно предлагаются в виде крат­ких и конкретных утверждений, формулировки которых опира­ются на факты, существование которых до начала проведения исследования лишь гипотетически предполагалось. Объем и со­держание понятий, используемых в выводах, должны соответст­вовать объему и содержанию понятий, имеющихся в новых фор­мулировках экспериментальных гипотез.

Оформление результатов научно-исследовательских работ.

Оформление (материализация) результатов научного исследования является последним, завершающим этапом научно-исследовательской работы. Оно может осуществляться в письменной и устной формах. Как правило, результаты научных исследований в письменной форме оформляются в виде литературного научного произведения (научных докладов, отчетов, обзоров, статей, монографий, кандидатских и докторских диссертаций и др.). На уровне студенческих исследований научная работа реализуется в виде курсовых, конкурсных и дипломных работ, докладов, выступлений на семинарах и т. д. Формы научных работ представлены в таблице 10.

Таблица 10

Формы и содержание научных работ

Форма Структура
Доклад В кратких вводных замечаниях научно- практическая ценность темы. Сущность темы, основные научные предложения Выводы и предложения
Тезисы доклада Основные положения доклада. Основные выводы и предложения
Научная статья Заголовок. Вводные замечания. Краткие данные о методике исследования. Анализ собственных научных результатов и их обобщение. Выводы и предложения
Научный отчет Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы. Значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики. Существование новых научных результатов. Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы. Выводы и предложения
Реферат Вводная часть. Основной текст. Заключительная часть
Монография Введение. Подробно и всесторонне исследуется и освещается какая-либо одна из проблем или тема (глава)

Работа над рукописью может осуществляться в следующем порядке:

– предварительный отбор материала;

– конспектирование, выписки, отбор материала;

– систематизация материала;

– составление предварительного плана работы;

– окончательный отбор материала;

– составление окончательного плана литературного оформления;

– составление чернового варианта;

– правка;

– предварительное оформление работы;

– окончательное оформление работы.

Изложенный порядок систематизирован в таблице 11.

Таблица 11

Классификация работ по подготовке научного произведения

Циклы Этапы Содержание работы
1. Исследовательский Исследование нерешенных проблем Обобщение результатов эксперимента. Экспериментальные исследования. Теоретические исследования. Материальное обеспечение исследователя. Определение методики исследования. Определение границ исследования. Написание
    плана исследования. Перечисление вопросов, на которые должен ответить исследователь. Формулирование цели и задач исследования, которые собирается решить исследователь. Выбор и формулирование темы исследования
2. Информационный Выявление и получение информации об уже имею­щихся знаниях Выявление литературных источников и предварительное знакомство с ними
3. Аналити- ческо-синтетический Анализ и обобщение знаний Оценка актуальности. Анализ, сопоставление и критика полученных знаний. Описание состояния проблемы на момент начала работы
4. Крити-ческий Критика имеющихся знаний и выявление нерешенных проблем Составление раздела «Состояние вопроса и уровень его исследования». Консультации со специалистами для выявления малоизученных вопросов. Характеристика места проблемы в более широкой области знаний
5. Трансляционнооформительский Фиксация промежуточных и конечных результатов исследования Написание научного текста (монографии, диссертации, статьи и т. д.). Формулировка выводов. Разработка конкретных рекомендаций. Оформление изобразительно-графического материала. Сопоставление полученных данных с теорией

Для создания научного произведения необходимо, прежде всего, составить план изложения. В связи с тем, что объем научных работ в основном ограничен, следует определить объем каждой части, исходя из запланированного объема. Такая предварительная разметка обеспечивает соразмерность частей, помогает сконцентрировать внимание на главном.

Форма будущего научного произведения в некоторой степени определяется при составлении предварительного плана работы. Уже на этой стадии вырисовываются контуры будущей работы (разделы, главы, параграфы и т. п.), намечаются характер и объем иллюстрированного материала, завершается в основном классификация источников.

Написание научного произведения (работы) осуществляется в два этапа.

1-й этап. Работа над содержанием: окончательный отбор материала, составление предварительного плана литературного оформления, группировка и перегруппировка материала для написания и оформления.

2-й этап. Работа над оформлением: составление окончательного плана литературного оформления, написание работы, оформление работы.

Немаловажным в оформлении научной работы является поиск оптимальной формы научного произведения, исходя из которой составляется окончательный план содержания работы.

Текст рукописи следует делить на абзацы, т. е. на части, начинающиеся с красной строки. Каждый абзац включает самостоятельную мысль, содержащуюся в одном или нескольких предложениях.

В рукописи следует избегать повторений, не допускать перехода к новой мысли, пока первая не получила полного законченного выражения. Нельзя допускать в рукописи растянутые фразы с нагромождением придаточных предложений, вводных слов и фраз, писать по возможности краткими и ясными для понимания предложениями. Текст лучше воспринимается, если в нем исключены тавтологии, частое повторение одних и тех же слов и выражений, сочетания в одной фразе нескольких свистящих и шипящих букв.

Изложение должно быть беспристрастным, включать критическую оценку существующих точек зрения, высказанных в литературе по данному вопросу, даже если факты не в пользу автора. Если же необходимо включить спорное мнение, то это следует оговорить. В тексте желательно меньше делать ссылок на себя, но если это необходимо, то употреблять выражения в третьем лице: автор полагает, по нашему мнению и т. д.

Не рекомендуется перегружать рукопись цифрами, цитатами, иллюстрациями, ибо это отвлекает внимание читателя изатрудняет понимание содержания. Однако не следует и отказываться совсем от такого материала, так как по нему читатели могут проверить результаты, полученные в исследовании. Весь вспомогательный материал лучше привести в отчете в виде приложения. Цитируемые в рукописи места должны иметь точные ссылки на источники.

Необходимо соблюдать единство условных обозначений и допускаемых сокращений слов, которые соответствовали бы стандартам Сведения об этих стандартах и сокращениях имеются в справочных изданиях, энциклопедиях, словарях. Если же используются сокращения нестандартные, присущие данной теме, то в отчете целесообразно отдельной таблицей дать сводку сокращений и поместить ее в начале отчета.

Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности. Для научного текста характерны смысловая законченность, целостность и связность. Важнейшим средством выражения логических связей являются специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (в начале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.), противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее), причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же), переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к..., обратимся к..., рассмотрим, остановимся на..., рассмотрев, перейдем к..., необходимо остановиться на..., необходимо рассмотреть), итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать...). В качестве средств связи могут быть использованы местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные и др.)

Не всегда такие и подобные им слова и словосочетания украшают слог, но они являются своеобразными дорожными знаками, кото­рые предупреждают о поворотах мысли автора, информируют об особенностях мыслительного пути. Читатель сразу понимает, что слова «действительно» или «в самом деле» указывают, что следую­щий за ними текст предназначен служить доказательством, слова «напротив», «с другой стороны» и «впрочем» готовят читателя к восприятию противопоставления, «ибо» – объяснения.

При написании научного отчета, доклада, статьи, целесообразно придерживаться следующего общего плана изложения (хотя индивидуальные отклонения возможны).

Вначале продумывается название (заглавие работы, которое должно быть кратким, определенным, отвечающим содержанию работы, так как по нему научная работа будет классифицирована в предметном каталоге). Название работы выносится на титульную страницу, на которой указываются полное имя, отчество и фамилия автора (авторов) в именительном падеже и должность, занимаемая им в момент написания работы, название учреждения и города, где была выполнена предлагаемая работа, год ее оформления, фамилия, должность и звание руководителя.

Оглавление (содержание) призвано раскрыть перед читателем в краткой форме содержание работы путем обозначения основных разделов, частей, глав и других подразделений рукописи. Место содержания в общей структуре рукописи может быть либо в начале ее, либо в конце.

Иногда при оформлении научной работы возникает необходимость дать предисловие. В нем излагаются внешние предпосылки создания научного труда: чем вызвано его появление, когда и где была выполнена работа, перечисляются организации и лица, оказавшие содействие при выполнении данной работы.

В кратком вступлении (введении) автор вводит читателя в круг проблем, дает постановку основного вопроса исследования, чтобы подготовить к лучшему усвоению изложенного материала. В таком вступлении определяются значение проблемы, ее актуальность, цели и задачи, поставленные автором при написании научной работы, состояние проблемы на данный момент. Не следует при этом затрагивать факты и выводы, излагаемые в последующих разделах научной работы.

Вслед за вступлением дается краткий обзор литературы по рассматриваемому вопросу. При этом очень важно уметь отделить наиболее важную литературу от менее существенной. Это имеет большое значение для читателей, так как позволяет им определить положение работы в общей структуре работ по данной теме.

В основное содержание работы включаются материалы, методы, экспериментальные данные, обобщения и выводы самого исследования. При написании этого раздела необходимо представить себе вопросы по предлагаемому материалу, которые могут, прежде всего, заинтересовать читателя, и в соответствии с этим дать по ним исчерпывающий ответ. Особое внимание следует обращать на точность используемых в тексте слов и выражений, не допускать возможности двусмысленного их толкования.

Вновь введенные термины или понятия необходимо подробно разъяснять. Общеизвестные и даже специальные термины и понятия раскрывать необязательно, так как научная работа, как правило, предназначается для подготовленного читателя, для специалистов.

Цифровой материал, если он есть, представляется в форме, легко доступной обозрению (в виде таблиц, диаграмм, графиков) при соблюдении особой точности, так как неверные цифры могут привести к неверным выводам. Если же какой-то цифровой материал можно с достаточной ясностью и краткостью изложить в самом тексте, то его не следует облекать в табличную форму.

Каждая таблица, включенная в текст, должна иметь наименование (заголовок) и номер либо для всей работы (Таблица 5), либо для данной главы, например пятой (Таблица 5.3). Особое внимание надо обратить на заголовки граф таблицы. Таблица должна содержать ответы минимум на четыре вопроса: что, когда, где, откуда. Все сведения, которые могут быть вынесены в заголовки граф, нет надобности помещать в тексте таблицы (например, единицы измерения). Если в таблице имеются пропуски, их надо указать и пояснить, что они значат. Текст к таблицам дается очень краткий, в нем указываются только основные взаимоотношения и выводы, которые вытекают из цифрового материала.

В таблицах необходимо избегать больших чисел, а прибегать к сокращениям или укрупненным единицам, например вместо 2 542 000 т следует написать 2,542 тыс. т и указать в заголовке, что числа в графе выражаются в млн. т.

Выводы должны отвечать только тому материалу, который изложен в работе. Пишутся выводы в конце работы как итоговый материал в виде кратко сформулированных и пронумерованных отдельных тезисов (положений). Иногда их представляют в связанном, но предельно сжатом изложении. Но и при этом следует соблюдать принцип: в выводах надо идти от частных к более общим и важным положениям.

Характерной ошибкой при написании выводов является то, что вместо формулировки результатов исследований пишется о том, что делалось в данной работе и о чем уже говорилось в основном содержании. Получается повторение материала и в то же время образуется существенный пробел – отсутствие акцептации на результатах исследования.

В заключении дается обобщение наиболее существенных положений научного исследования, подводятся его итоги, показывается справедливость выдвинутых автором новых положений, а также выдвигаются вопросы, которые еще требуют разрешения. Заключение ни в коем случае не должно повторять выводы. Оно обычно бывает небольшим по величине, но емким по тому количеству информации, которое в нем должно содержаться. Хорошо написанное заключение характеризуется тем, что человек, знакомый с исследованиями по данному направлению, прочитав это заключение, может ясно представить качественную сущность данной работы.

В конце работы приводится перечень литературных источников. Цитируемые литературные источники, если их мало или если они используются один раз, можно указать в сносках текста, а если их много и они неоднократно повторяются, то в тексте следует указать порядковый номер данного источника по списку литературы, приведенному в конце работы. Все источники должны быть описаны в порядке, принятом в библиографии, и пронумерованы.

В научных трудах часто возникает необходимость в конце работы дать приложение, куда входят вспомогательные таблицы, графики, дополнительные тексты и прочие материалы. При этом каждому материалу, таблице, графику надо присвоить самостоятельный порядковый номер, который при необходимости можно указать в тексте при ссылке на те или иные вспомогательные материалы.

Часто по тексту работы приходится готовить реферат или аннотацию. Аннотация – это краткая характеристика отчета или другого произведения печати с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей. Аннотация выполняет прежде всего сигнальные функции и должна отвечать на вопрос: о чем говорится в первичном документе? Поэтому аннотации включают в себя преимущественно фразы в форме страдательного оборота, где сказуемое выражено глаголом в возвратной форме («рассматривается», «обсуждается», «исследуется» и т.п.) или пассивной глагольной формой («рассмотрен», «исследован», «доказан» и т. п.). Аннотации часто помещаются в отчетах, а также в книгах, брошюрах, тематических планах издательств, рекламных материалах, в библиографических пособиях и печатных каталожных карточках. В аннотации указывается, что нового несет в себе данное произведение и его читательское назначение. Средний объем аннотации – 600 печатных знаков.

Реферат представляет собой сокращенное изложение содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами. Реферат в отличие от аннотации выполняет не сигнальную, а познавательную функцию, отвечая на вопрос: что говорится в первичном документе? Поэтому реферат может включать в себя фразы, выраженные любой грамматической формой. Рефераты помещаются в реферативных журналах и сборниках, информационных картах и др. Реферат должен включать заглавие реферата (как правило, совпадающее с заглавием первичного документа) и текст реферата. Текст реферата включает тему, предмет (объект), характер и цель работы, методы проведения работы (для новых методов дается описание, широко известные только называются), конкретные результаты работы (теоретические, экспериментальные, описательные), при этом предпочтение отдают новым и проверенным фактам, результатам долгосрочного значения, открытиям, важным для решения практических вопросов, выводы (оценки, предложения), принятые и отвергнутые гипотезы, описанные в первичном документе, характеристику области применения работы.

Основные требования к оформлению научно-технического отчета (отчета о НИР) содержит ГОСТ 7.32-91.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.