Область: 10. Предсловарь/словарь — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Область: 10. Предсловарь/словарь

2021-05-27 37
Область: 10. Предсловарь/словарь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

10.

Предсловарь/словарь

Коммуникативные навыки самых маленьких детей очень трудно разделить по тем же катего­риям, которые используются для анализа речи более старших детей. И все же важно диффе­ренцировать эти коммуникативные навыки, насколько это возможно, поскольку они служат фундаментом для всего последующего коммуникативного развития.

«Экспрессивный словарь ребенка, который не достиг еще 9 месяцев, состоит, главным об­разом из вокализаций и жестов, которые выражают его чувства и потребности. Некоторые из них включены в данную главу как «доречевые», другие можно найти в главе 13 - «Разговор­ные навыки». Разделение получилось достаточно произвольным. После рубежа 9 месяцев пункты в этом разделе более соответствуют понятию «экспрессивный словарь».

 

Предсловарь/словарь

a) Сигнализирует определенным образом о состоянии голода, дискомфорта, удоволь­ствия.

b) Издает пять или более гласных и согласных звуков.

c) Смеется

d) Показывает голосом три и более чувства.

e) Лепечет сочетания из гласных и согласных.

f) Использует два и более жеста, ассоциируемых с языковыми понятиями («больше нет», «еще», «пока-пока» и др.).

g) Использует два или более слова (или жеста) для обозначения предметов или называ­ния людей.

h) Использует два или более слова (или жеста) для обозначения предметов или называ­ния людей.

i) Использует одно или более восклицаний или жестов в соответствующих ситуациях.

j) Использует семь или более слов.

k) Осмысленно говорит или показывает «нет».

l) Правильно использует 15 слов или жестов.

m) Называет три или более знакомых предмета на картинке.

 

Область: 10. Предсловарь/словарь

Область: 10. Предсловарь/словарь

Поведение: 10b. Издает пять или более гласных или согласных звуков

 

Материалы: Обычная обстановка в доме или в группе.

 

Процедуры и использование в повседневной жизни:

В течение дня выберите время, чтобы установить с ребенком зрительный контакт, когда за­говорите с ним. Это должно быть частью повседневной деятельности, ответьте так, как будто вы ведете беседу.

Прикрепите небьющееся зеркало к кроватке или на стуле возле нее, или на коврике, где ребе­нок проводит время, так, чтобы он мог видеть свое лицо при произнесении звуков.

Удостоверьтесь, что ребенок знает, что вы находите вокализацию прекрасной забавой.

 

Адаптация процедуры:

Дети с нарушениями зрения: при работе с ребенком с нарушением зрения положите его руч­ки на ваш рот и издавайте разные звуки, чтобы ребенок смог не только услышать их, но и ощутить их на ощупь. По возможности помогите ребенку прикоснуться к его собственному рту, когда он издает различные звуки.

Дети с нарушениями слуха: Помогите ребенку с нарушениями слух ощутить звук на ощупь, давая ему дотрагиваться до вашего рта или горла и помогая ему дотронуться до своего. Воз­можно, будет полезно усиливать вокализацию ребенка, используя микрофон и колонки, что­бы ребенок сам слышал издаваемый им звук.

 

Критерий: Ребенок вокализирует пять и более согласных и гласных звуков.

 

 

Область: 10. Предсловарь/словарь

Поведение: 10с. Смеется

 

Материалы: Обычная обстановка дома или в группе.

 

Процедура и использование в повседневной жизни:

 

Ситуации, во время которых ребенок экспериментирует, стуча и шумя, наиболее эффектив­ны для появления смеха у ребенка в раннем возрасте (например, хлопанье по лицу и животу, издавание хлопающих звуков).

Выберите время в течение дня, чтобы поиграть или просто пообщаться с ребенком, произво­дя шум, нежно похлопывая его, проговаривая при этом детские стишки или песенки, кото­рые включают в себя тактильную стимуляцию. Всегда при этом смейтесь или как-нибудь по-другому с энтузиазмом реагируйте на смех и улыбки ребенка.

 

Адаптация процедуры:

Дети с двигательными нарушениями: некоторые двигательные нарушения, особенно повы­шенный или пониженный мышечный тонус, делают ребенка неспособным смеяться и улы­баться. Часто «формирование» этого навыка требует у такого ребенка долгого времени. Если вы получаете ответную реакцию редко, увеличьте время между играми. Например, после игры с ладошкой ребенка в «Сороку-ворону» подождите 10-20 секунд перед возобновлением игры или повторением того же самого стишка. Если вы получите в ответ запоздалый смех или улыбку, попытайтесь впредь делать большую паузу между этапами игры, чтобы ребенок успевал реагировать смехом или улыбкой.

 

Критерий: Ребенок часто смеется.

 

 

Предсловарь/словарь

Предсловарь/словарь

Имитация: Звуки и жесты

a) Успокаивается при звуках голоса.

b) Смотрит на человека, который говорит или жестикулирует.

c) Повторяет только что произведенные звуки, когда взрослый ему подражает.

d) Продолжает движение, если взрослый его имитирует.

e) Изменяет собственные звуки, имитируя звуки, произносимые взрослым.

f) Имитирует действия после того, как их совершит взрослый.

g) Имитирует интонацию (например, высоту голоса).

h) Пытается подражать новым звукам.

i) Имитирует незнакомые движения.

j) Имитирует знакомые слова из двух слогов (баба, мам, папа).

k) Экспериментирует с артикуляционными движениями, пытаясь подражать взрослому.

l) Имитирует знакомые двусложные слова, состоящие из двух разных слогов, или два жеста, заменяющих слова.

m) Имитирует новые односложные слова.

n) Имитирует знакомые слова, услышанные в разговоре взрослых (или жесты, увиден­ные во время разговора других).

o) Имитирует звуки окружающей среды во время игры.

p) Имитирует предложения из двух слов.

q) Имитирует слова из трех слогов.

 

 

12.

Ответы на коммуникацию

 

Эта глава посвящена тому, насколько хорошо ребенок воспринимает попытки других вступить в общение. Чувствительность матери к «прочтению ответов» ребенка очень важна и для выяснения того, как много ребенок понимает, и для развития ребенка в этом понимании. Чтобы научиться понимать значение «сообщений» взрослого, ребенок должен получать реакцию взрослого на свое прочтение этих «посланий».

Задача этого раздела — помочь взрослому быть более чувствительным к детским реакциям и обеспечить соответствующую стимуляцию коммуникативного развития ребенка. Однако нужно учесть, что бывает очень трудно «прочесть» сигналы некоторых детей, имеющих нарушения. К сожалению, во многих случаях ребенок, который кажется неспособным к ответным реакциям, «учит» взрослых с ним не разговаривать. Это можно заметить, если сравнить то, как взрослые общаются с двухлетним ребенком, имеющим нормальное развитие, и то, как взрослые общаются с двухлетним ребенком, имеющим нормальное развитие, и то, как они общаются с двухлетним ребенком, имеющим нормальное развитие, и то, как они общаются с неговорящим ребенком того же возраста с тяжелой формой церебрального паралича, несмотря на его нормальное когнитивное развитие. Важно, чтобы взрослые продолжали разговаривать с ребенком и жестикулировать нужным образом, даже если ответы ребенка отсутствуют или их трудно разобрать.

Необходимо понимать, что многие дети с проблемами в развитии будут в дальнейшем использовать альтернативную форму коммуникации. Важно поэтому обращать серьезное внимание на жесты и другие знаки, которые сопровождают речь.

 

Ответы на общение

 

a) Соответствующим образом реагирует на голос и на выражение лица.

b) Оборачивается, когда его зовут по имени.

c) Прекращает деятельность, когда его зовут по имени.

d) Делает заранее выученные задания по словесной или жестовой подсказке.

e) Отвечает, используя правильные жесты на «иди на ручки» и «пока-пока».

f) Реагирует на «нельзя» (прекращает действия).

g) Идентифицирует три разных предмета или человека, о которых говорят или на которых указывают.

h) Выполняют просьбу «дай мне» (устную и/или выраженную жестами).

i) Выполняет простые команды (устные и/или выраженные жестами).

j) Узнает наиболее знакомые предметы, когда их называют или указывают на них.

k) Адекватно отвечает «да» или «нет» на вопросы.

l) Идентифицирует две части тела, когда их называют или указывают на них.

m) Приносит по просьбе предметы, находящиеся в той же комнате.

n) Узнает изображения (на картинках), по крайней мере, четырех животных, когда их называют или указывают на них.

o) Узнает 15 или более знакомых предметов по их изображениям (на картинках), когда их называют или указывают на них.

p) Понимает два или более названий категорий.

q) Идентифицирует пять частей тела, когда их называют.

r) Правильно выполняет три состоящие из двух частей команды, касающиеся одного предмета.

s) Выполняет три различные команды, состоящие из трех частей.

 

Область: 12. Ответы на коммуникацию

Область: 12. Ответы на общение

Область: 12. Ответы на общение

Поведение: 12d. Делает заранее выученные задания по словесной или жестовой подсказке

 

Материалы: Обычная обстановка дома или в группе.

 

Процедура:

 

Во время игры выберите какое-нибудь действие из тех, которые ребенок уже умеет делать (например, целоваться, обниматься, хлопать в ладоши, делать «ладушки»). Попробуйте вызвать у него это действие только при помощи слов. Например, скажите: «Ладушки-ладушки», - но при этом сами не делайте соответствующих движений. Подождите немного и посмотрите, будет ли ребенок хлопать ладошками. Если да, то продолжите эту игру. Если нет — повторите: «Ладушки-ладушки», - и сами начните выполнять движения или похлопайте ручками малыша, взяв их в свои. После этого можете поиграть. В следующий раз, выполняя данную процедуру, снова начните только со слов.

Если ребенок еще не принимает участия в действиях, которые ему предлагается произвести по словесному намеку, начните с игр, которые можно использовать подобным образом. Например, поцелуйте ребенка, а затем скажите ему: «Поцелуй меня!» - и прижмите лицо к нему; или прижмитесь так, чтобы ребенок ртом касался вашего лица, и обнимите его.

Можно попробовать и другие игры. Спросите: «Какой у нас большой (имя ребенка)? Вот какой большой!» (и потяните ребенка за ручки, чтобы он поднял их над головой); «Давай пускать пузыри! (надуйте щеки и подождите, чтобы ребенок повторил ваше действие); или «Тук-тук» (как будто вы стучите по столу, пусть ребенок повторит).

 

В повседневной жизни:

 

Вы можете использовать эти игры в течение дня, когда ребенок требует внимания к себе. Научив ребенка играть в эти игры по словесной подсказке, вы всегда сможете отвлечь его на короткий период времени, когда сами заняты другими делами.

 

Адаптация процедуры:

Дети с нарушениями слуха: сопровождайте свои слова жестами и знаками, играя с ребенком.

Дети с двигательными нарушениями: попробуйте придумать такие игры, которые подходят для ребенка с ограниченными двигательными способностями. Если ребенок не может сам двигать руками и ногами, можно придумать игру, где задействованы движения глаз. Например, держа его ручку в разных положениях, говорите: «Посмотри вверх, посмотри вниз, вправо, влево, а теперь вокруг!» - и обведите пальцем круг на животике ребенка, щекоча его. Этот тип игры будет не только развлечением для ребенка, но и разовьет у него способность «указывать глазами», которая потом будет использована ребенком при коммуникации.

 

Критерий: В нескольких ситуациях ребенок делает прежде выученное действие по словесной или жестовой подсказке.

 

 

Область: 12. Ответы на коммуникацию

Область: 12. Ответы на общение

Область: 12. Ответы на общение

Область: 12. Ответы на общение

Область: 12. Ответы на общение

Область: 12. Ответы на общение

Область: 12. Ответы на общение

Поведение: 12k. Адекватно отвечает «да» или «нет» на вопросы

 

Материалы: Обычная обстановка дома или в группе.

 

Процедура и использование в повседневной жизни:

 

В течение дня задавайте ребенку простые вопросы, требующие ответов «да» или «нет». Например: «Ты хочешь яблоко?» или «Это мой ботинок?» (когда вы держите у своей ноги ботинок ребенка). Начинайте с вопросов, на которые ребенок наверняка знает ответ.

Подождите несколько секунд, давая ребенку понять, что вы ждете от него ответа. Если ребенок не отвечает, продемонстрируйте ожидаемый ответ. Например, покивайте головой и скажите: «Да, ты хочешь яблоко», или покачайте головой и скажите: «Нет, это не мой ботинок, это твой ботинок». Если ребенок еще не умеет говорить «да» и «нет», помогите ему кивнуть или покачать головой.

Поправьте ребенка, если он явно ошибся. Однако, если ребенок дал неожиданный ответ на вопрос «Ты хочешь?», не надо его поправлять. Действуйте в соответствии с ответом ребенка. Например, ребенок ответил «нет» на вопрос «Ты хочешь яблоко?» (сказал или покачал головой). Скажите: «Нет? Тогда я сама съем это яблоко». Если ребенок огорчиться, скажите: «Ты, наверно, ошибся. Ты сказал нет (покачайте головой), а хотел сказать да (кивните головой)».

Важно, чтобы ребенок понял, что его ответам верят и действуют так, как он сказал.

 

Примечание: Дети часто учатся отвечать «нет» раньше, чем говорить «да». Они могут на каждый вопрос говорить «нет». Будьте последовательны и действуйте согласно тому, что ребенок сказал, а не тому, что, по вашему мнению, он думал. Это лучший способ помочь ребенку эффективно общаться.

 

Адаптация процедуры:

Дети с нарушениями слуха: используйте как слова, так и жесты, задавая вопросы ребенку.

Дети с двигательными нарушениями: если ребенок не может ни двигать головой, ни говорить достаточно хорошо, чтобы можно было различить «да» от «нет», попытайтесь определить, какие два вида его поведения вы хорошо различаете и научите использовать их как ответ «да» и «нет». Например. Вокализация простого гласного звука может быть принята вами как «да», а поворот головы как «нет». Говоря с ребенком, используйте эти его знаки, воспроизводя их, чтобы закрепить у ребенка модель поведения.

 

Критерий: Ребенок всегда адекватно отвечает на вопросы «да» и «нет». Адекватность ответа определяется последующим поведением ребенка, если взрослый поступает так, как ребенок сказал.

 

 

Область 12. Ответы на общение

Область 12. Ответы на общение

Область 12. Ответы на общение

Область: 12. Ответы на общение

Область: 12. Ответы на общение

Область: 12. Ответы на общение

13.

Разговорные навыки

 

Эта глава является центральной в разделе «Общение». Способность ребенка к общению, главным образом, зависит от взаимодействия со взрослым, чутким к его потребностям и изменениям в поведении. Первые разговоры состоят не из обмена словами, а из обмена действиями. Этот обмен действиями и является основанием для развития желания общаться, порождая представление о значении коммуникативных актов и устанавливая «правила» коммуникативного обмена.

В то же время эти взаимодействия лежат в основании социального и эмоционального развития ребенка. Особенно сильна эта связь между областями развития в младенчестве и раннем детстве. Ребенок, начинающий интерактивную игру, умеющий просить и демонстрировать поведение, ожидаемое окружающими, получает основание для здорового социального и эмоционального развития, а также для развития коммуникационных навыков. Однако развитие этих способностей в значительной степени зависит от чуткости взрослых, которые ухаживают за ребенком и от их реакций.

С первых месяцев жизни ребенка взрослые приписывают ему способности более сознательного общения, чем это есть на самом деле. Однако это важный факт, потому что взрослые с готовностью реагируют на детские «сообщения» и ребенок учится понимать, как влияет его поведение на поведение других. Это и есть начало общения. Например, когда ребенок начинает говорить: «Да, да» - он лишь экспериментирует со звуками. Когда родители постоянно интерпретируют эти звуки как выражение согласия и ведут себя соответственно, ребенок запоминает, зачем эти звуки надо использовать. То же самое верно и насчет невербального общения. Ребенок учится поднимать руки, чтобы сообщить: «Я хочу, чтобы меня взяли на руки», только после многократно повторяющегося опыта — когда он поднимает руки - его берут на руки, интерпретируя этот жест как желание ребенка оказаться на руках у родителей.

Разного рода нарушения затрагивают голосовое и двигательное поведение, которое обычно закладывает основу для ранних коммуникативных актов. Так как двигательные нарушения ограничивают поведенческие возможности ребенка, взрослые могут перестать приписывать ребенку сознательное общение, вследствие чего частота их общения с ребенком может сократиться, замедляя развитие у ребенка сознательного общения. Поэтому особенно важно, чтобы взрослые, ухаживающие за младенцем с физическими нарушениями, сохраняли чуткость к сменам поведения ребенка, которые можно интерпретировать и в дальнейшем использовать для общения.

 

Разговорные навыки

 

a) Улыбается человеку, который говорит и/или жестикулирует.

b) Голосом выражает протест или недовольство действиями или событиями.

c) Повторяет вокализацию и/или жесты, которые вызывают реакцию взрослого.

d) Выражает интерес к игрушке или предмету через пристальный взгляд, попытку дотянуться или вокализацию.

e) Долго «просит» знакомую игрушку, песню или игру, начиная двигаться. Смотреть в глаза и/или издавать звуки.

f) Ждет, пока взрослый в свою очередь сделает что-то.

g) Начинает слушать — координирует наблюдение со слушанием.

h) Просит, направляя внимание взрослого.

i) Выражает «хватит» и «не нравится», отворачиваясь или пытаясь оттолкнуть.

j) Замечает и издает звуки, когда родитель собирается уйти.

k) Взглядом выбирает партнера по коммуникативному обмену.

l) Меняет громкость производимых звуков в зависимости от силы желаний.

m) Поднимает ручки, чтобы его взяли на руки.

n) Выражает желание быть отпущенным или опущенным на место каким-то постоянным способом, не крича и не нервничая.

o) Играет в игры, требующие взаимодействия (например, там, где надо играть по очереди, издавая звуки, хлопая в ладоши и т.д.).

p) Использует слова или жесты, чтобы выразить желания.

q) Звуками, указыванием или другими коммуникационными сигналами просит помощи взрослого, чтобы исследовать окружающую обстановку.

r) Использует интонационные образцы вокализации (или использует жесты, будто делает знаки).

s) Приветствует членов семьи и знакомых соответствующим звуком или жестом.

t) Просит у взрослого нужную информацию с помощью вопросительного взгляда, изменения издаваемого звука и/или словами.

u) Использует интонационные модели предложений из 1 или 2 понятных слов, соединяет узнаваемые знаки с другими жестами).

v) Экспериментирует с высказываниями из двух слов (или жестами из двух знаков), чтобы добиться своей цели (например, «Иди ко мне», «Подними мишку», «Сядь, папа»).

w) Кстати самостоятельно говорит знакомое приветствие и прощание (или использует соответствующие жесты).

x) Говорит (или показывает жестами) «нет». Чтобы выразить протест, когда у него что-то забирают.

y) Самостоятельно использует слова (или жесты) при ролевой игре.

z) Использует комбинации слов (или жестов), чтобы описать недавно случившееся событие.

aa) Использует слова (или жесты), чтобы попросить о чем-то.

bb) Отвечает на простые вопросы словами, жестами или знаками.

 

 

Поведение: 13y. Самостоятельно использует слова (или жесты) при ролевой игре

 

Материалы: Обычная обстановка дома или в группе.

 

Процедура:

 

Часто вовлекайте ребенка в ролевую игру. Например, говорите за кукол. Мягких зверушек, пусть они совершают знакомые ребенку действия (например, еда, укладывание спать, купание), пусть задают ребенку вопросы или как-то иначе вовлекают его в игру. Сымитируйте «завтрак», где вы и ребенок будете понарошку есть печенье и пить сок из пустой посуды. Стройте дороги и дома из кубиков, рассказывайте о них, возьмите лошадку или машинку и рассказывайте, куда вы едите или скачите, кого можно навестить по дороге, что можно будет делать в гостях и т.д.

В повседневной жизни:

Ролевая игра — эффективный способ развлечь ребенка в период ожидания, езды в машине, или когда вы заняты по хозяйству. При этом ребенок слышит новые слова, усваивает их значение.

 

Адаптация процедуры:

Дети с нарушениями зрения: большинство ролевых игр базируются на наблюдении за поведением других; игра «понарошку» основана на действиях, когда что-то как будто присутствует, хотя на самом деле этого нет, или на поведении, когда предмет является чем-то другим, чем на самом деле. В такой игре очень важен зрительный опыт. Дети с серьезными нарушениями зрения, возможно. Будут медленно осваивать сложные ролевые игры. Особенно важными для них становятся ваш рассказ и звуки. Чтение детям рассказов и воспроизведение событий из них — хороший путь стимуляции ролевой игры. Например, прочитав сказку о Сером волке можно поиграть: «Я злой серый волк и хочу тебя поймать. Убегай» или «Ты большой серый волк? Я лучше убегу от тебя».

Дети с нарушениями слуха: во время ролевой игры сопровождайте слова жестами.

Дети с двигательными нарушениями: двигательные нарушения могут ограничить возможности ребенка принимать участие в ролевой игре и говорить. Вовлекайте ребенка в игру, насколько это возможно.

 

Критерий: Ребенок самостоятельно использует слова (или жесты) в ролевой игре. Это не должна быть немедленная имитация того, что партнер сказал или сделал.

 

10.

Предсловарь/словарь

Коммуникативные навыки самых маленьких детей очень трудно разделить по тем же катего­риям, которые используются для анализа речи более старших детей. И все же важно диффе­ренцировать эти коммуникативные навыки, насколько это возможно, поскольку они служат фундаментом для всего последующего коммуникативного развития.

«Экспрессивный словарь ребенка, который не достиг еще 9 месяцев, состоит, главным об­разом из вокализаций и жестов, которые выражают его чувства и потребности. Некоторые из них включены в данную главу как «доречевые», другие можно найти в главе 13 - «Разговор­ные навыки». Разделение получилось достаточно произвольным. После рубежа 9 месяцев пункты в этом разделе более соответствуют понятию «экспрессивный словарь».

 

Предсловарь/словарь

a) Сигнализирует определенным образом о состоянии голода, дискомфорта, удоволь­ствия.

b) Издает пять или более гласных и согласных звуков.

c) Смеется

d) Показывает голосом три и более чувства.

e) Лепечет сочетания из гласных и согласных.

f) Использует два и более жеста, ассоциируемых с языковыми понятиями («больше нет», «еще», «пока-пока» и др.).

g) Использует два или более слова (или жеста) для обозначения предметов или называ­ния людей.

h) Использует два или более слова (или жеста) для обозначения предметов или называ­ния людей.

i) Использует одно или более восклицаний или жестов в соответствующих ситуациях.

j) Использует семь или более слов.

k) Осмысленно говорит или показывает «нет».

l) Правильно использует 15 слов или жестов.

m) Называет три или более знакомых предмета на картинке.

 

Область: 10. Предсловарь/словарь


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.