Понятие возрастного кризиса. Место и роль возрастных кризисов в психическом развитии. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Понятие возрастного кризиса. Место и роль возрастных кризисов в психическом развитии.

2021-05-27 19
Понятие возрастного кризиса. Место и роль возрастных кризисов в психическом развитии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Возрастной кризис - целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов.

В отечественной психологии термин «Возрастной кризис» введен Л.С.Выготским и определен как целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. По Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой адекватной новому психологическому облику ребенка. Механизм смены социальных ситуаций составляет психологическое содержание возрастного кризиса. Поведенческие критерии возрастного кризиса — трудновоспитуемость, упрямство, негативизм и др.

Возрастные кризисы являются необходимыми и закономерными (включая и характерные негативные черты поведения). Исследования показали, что выраженное негативное поведение в отношении к «старой» социальной ситуации в определенной мере обеспечивает полноту готовности действовать в новой социальной ситуации развития.

Хронологически возрастной кризис определяют границами стабильных возрастов: кризис новорожденности (до 1 мес), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 6-7 лет, подростковый (11 — 12 лет), юношеский кризис(16-18лет). Кризисы сопровождают и взрослую жизнь человека. Выделяют кризис молодости 23-26 лет, кризис 30-35лет, кризис середины жизни 40-45, кризис пожилого возраста 55-60 лет, кризис старости.

 

12. Понятие “возрастные новообразования”.

Психологическое новообразование - это:

· психические и социальные изменения, возникающие
на данной ступени развития и определяющие сознание
ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю
жизнь;

· обобщенный результат этих изменений, всего психи­
ческого развития ребенка в соответствующий период,
который становится исходным для формирования психи­
ческих процессов и личности ребенка следующего воз­
раста.

·Возрастное развитие, в особенности детское, — сложный процесс, который в силу рада своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. Для Л.С. Выготского развитие — это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде.

 

Понятие “социальная ситуация развития”.

Источником развития является социальная среда. Каждый шаг в развитии ребенка меняет влияние на него среды: среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной ситуации к следующей. Л.С.Выготский ввел понятие " социальная ситуация развития " — специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований.

Понятие “ведущая деятельность”.

Понятие "ведущая деятельность" было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики. Ведущая деятельность- это та деятельность ребен­ка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Ведущая деятельность, создавая условиядляразвития, обусловливает основные изменения в психическом раз­витии.

Содержание категории психического развития в психологии. Проблема условий и движущих сил психического развития.

В процессе психического развития у ребенка возникает и формируется деятельность по воспроизведению в себе общественно заданных способностей на ее основе происходит воспроизведение, формирование самих способностей. Это две основные группы процессов, составляющих психическое развитие ребенка.

Воспитание влияет на психическое развитие ребенка. Работа воспитателя достигает своей цели только тогда, когда он со знанием дела направляет собственную деятельность ребенка как активного участника и субъекта воспитательного процесса.

Развитие психики человека происходит путем усвоения исторически сложившихся социальных форм деятельности, и в этом развитии имеет место переход от внешних, развернутых, коллективных форм деятельности к внутренним, свернутым, индивидуальным формам ее выполнения. Этот необходимый переход называют процессом интериоризации.   

Исследования мышления детей 5-7 лет установили, что узловым моментом их умственного развития является возникновение у них наглядно-образного мышления. Старшие дошкольники оперируют в своих рассуждениях конкретными представлениями. Способность к внутренним действиям с представлениями возникает у детей в процессе игры и повседневной жизненной практики. У детей-дошкольников появляются зачатки словесно-речевого мышления.

С приходом ребенка в школу начальное обучение использует и упражняет те познавательные способности, которые стихийно сложились у него в дошкольном возрасте.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.