Всеслав, хоть и совсем недолго, но занимал киевский трон. В летописях и народных сказаниях этот князь изображается просто фантастической личностью. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Всеслав, хоть и совсем недолго, но занимал киевский трон. В летописях и народных сказаниях этот князь изображается просто фантастической личностью.

2021-05-27 46
Всеслав, хоть и совсем недолго, но занимал киевский трон. В летописях и народных сказаниях этот князь изображается просто фантастической личностью. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Его называли вещим, чародеем и даже оборотнем‑волколаком.

 

Рожденный в рубашке

 

Всеслав был сыном полоцкого князя Брячислава Изяславича – внука крестителя Руси Владимира. В «Повести временных лет» есть упоминание о загадочном рождении будущего князя‑чародея. Там сказано, что мать родила Всеслава от волхвования. При этом указывается, что «на голове его оказалось язвено». Волхвы повелели матери:

– Это язвено навяжи на него, пусть носит его до смерти.

У исследователей есть две версии, что летописцы имели в виду под словом «язвено». Одни считают, что это особое родимое пятно, которое впоследствии Всеслав прикрывал повязкой. По другой версии, князь родился в рубашке, или сорочке. Так в простонародье называют случаи, когда ребенок появляется на свет заключенным в оболочку околоплодного пузыря. Впоследствии Всеслав мог носить кусочек этой кожицы в качестве оберега.

 

Ученик чародея

 

В русских былинах есть такой персонаж – богатырь Вольх Всеславич, прославившийся не только силой и доблестью, но и способностью превращаться в различных животных. Многие историки полагают, что именно Всеслав стал его прототипом. Описывая в былине взросление Вольха, народные сказители отметили, что он едва ли не с пеленок стал осваивать ратное дело и носить доспехи. Когда ему исполнилось семь лет, матушка отдала его учиться, и «грамота Вольху в наук пошла». А с десяти лет богатырь начал постигать древнюю мудрость: обращаться ясным соколом, серым волком и гнедым туром с золотыми рогами. Конечно, это лишь мифы. И все же летописцы неоднократно упоминали о сверхъестественных способностях полоцкого князя и называли его не иначе как Чародеем.

 

Знамения

 

В 1044 году умер отец Всеслава. и князь унаследовал отцовское Полоцкое княжество. Спустя десять лет его княжения умер правитель Киевской Руси Ярослав Мудрый, и государством стали править трое его сыновей: Изяслав, Святослав и Всеволод. Поначалу Всеслав отлично ладил с Ярославичами и даже в 1060 году совместно с ними сходил в военный поход против кочевников‑тюрков. Но впоследствии их отношения испортились. Из‑за чего возник конфликт, история умалчивает, но разногласия дошли до того, что Всеслав собрал армию и пошел войной на Киевскую Русь. Примечательно, что этому событию предшествовали прямо‑таки мистические события.

В 1063 году протекающая около Новгорода река Волхов пять дней текла вспять. Мудрецы расценили это как дурное предзнаменование, решив, что в ближайшем будущем городу грозит страшная беда. Кстати, как отмечают историки, течение Волхова в обратную сторону – вовсе не миф. Такое, хоть и очень редко, но случалось, чему есть научные объяснения.

Второе знамение случилось спустя два года. В небе на западе появилась огромная звезда с красными лучами. Она в течение семи суток всходила каждый вечер и сияла до рассвета. «Эта звезда была как бы кровавая, предвещая крови пролитье», – записали в летописи. Скорее всего, это в очередной раз пролетала мимо Земли комета Галлея, что происходит каждые 75–76 лет. Кстати, туже самую комету англичане посчитали предвестницей смерти короля Эдуарда Исповедника и последовавшего за ней захвата Англии Вильгельмом I Завоевателем.

В том же году произошло и третье знамение – солнечное затмение. Об этом в «Повести временных лет» сказано: «Солнце изменилось и не стало светлым, но было как месяц, о таком солнце невежды говорят, что оно объедено». Конечно же, от этого знака тоже не ждали ничего хорошего.

Но и это еще не все. Вскоре после затмения рыбаки на реке Сетомль выловили неводом странное существо. С виду это был ребенок, но очень уродливый. Как отметили летописцы: «На лице у него были срамные части, а иного нельзя и сказать срама ради». Испугавшись, рыбаки выкинули существо обратно в реку. Эту ужасную находку тоже посчитали предвестником несчастья.

 

Приход оборотня

 

Беда не заставила себя ждать – в 1065 году Всеслав начал открытую войну против Киевской Руси. Сначала он с дружиной совершал набеги на соседние княжества, в том числе разорял и киевские земли. Затем попытался захватить Псков, но безуспешно: город выдержал осаду, и князь был вынужден отступить. А в 1067 году случилось то, чего так опасались новгородцы: полоцкое воинство захватило Новгород, и «пожег Всеслав город». При этом князь снял с новгородского Софийского собора колокола и перевесил их на свой собственный – полоцкий Софийский собор. Всеслав выстроил его специально, чтобы продемонстрировать, что Полоцк достоин занять на Руси положение, равное Киеву и Новгороду. Вообще полоцкие князья, род которых тоже шел от Рюрика, никогда не признавали старшинство Киева на русской земле, что часто приводило к усобицам.

Описывая поход Всеслава в 1065 году, авторы «Слова о полку Игореве» не забыли упомянуть о колдовской сущности князя:

 

Лютым зверем в полночь поскакал он из Белграда,

Синею мглою обвешенный,

Поутру же, стрикузы водрузивши, раздвинул врата Новугороду,

Славу расшиб Ярославову,

Волком помчался с Дудуток к Немиге.

 

На упомянутой реке Немиге дружина Всеслава Чародея встретилась с войском Ярославичей. Узнав о взятии Новгорода, те собрали армию и поспешили остановить захватчиков. Битва состоялась в начале марта, воинам пришлось сражаться в лютый мороз, утопая в снегу. Всеслав потерпел поражение, и все же ему удалось избежать гибели и вернуться в Полоцк.

 

Невольный правитель

 

Спустя несколько месяцев князь получил послание из Киева: Ярославичи предлагали заключить мир и приглашали его явиться на переговоры. Всеслав согласился прекратить усобицу и отправился на ладье в город Орша, где стояло лагерем вражеское войско. За свою безопасность он не беспокоился, ведь правители Киевской Руси поцеловали крест, гарантируя ему неприкосновенность. Но приглашение на мирные переговоры оказалось ловушкой: Ярославичи нарушили клятву. Они схватили Всеслава, отвезли в Киев и посадили в темницу.

Неизвестно, сколько бы продлилось заточение Всеслава, если бы в 1068 году войско Ярославичей не разгромили половцы. Киевляне решили, что виной поражения стало плохое правление их князя Изяслава Ярославича и его воеводы Коснячко. В городе вспыхнуло восстание. При этом горожане вспомнили о томящемся в темнице Всеславе Чародее. Несмотря на то что полоцкий князь совершал набеги на Киевскую Русь, он пользовался у русского народа большим почетом и слыл искусным воином. «Уж он‑то наверняка способен избавить нас от неприятеля», – решили люди.

Увидев, что задумали киевляне, дружина посоветовала Изяславу:

– Пошли верного человека к Всеславу. Пусть обманом подзовет его к окошку и пронзит мечом.

Но Изяслав отказался, сказав, что не станет убийцей родственника. Ведь Всеслав приходился ему двоюродным племянником. В результате Изяславу пришлось бежать из города, а Всеслав, сам того не желая, занял трон Киевской Руси. Правда, его княжение продлилось недолго – всего семь месяцев. Уже на следующий год Изяслав при поддержке польского воинства вернулся отвоевать киевский престол. Сначала Всеслав решил дать ему бой и даже выдвинул навстречу киевскую дружину. Но… либо он понял, что не одолеет, а может, не захотел сражаться за княжество, доставшееся ему против воли, тогда как его ждал родной Полоцк… В обшем, когда киевское войско стояло лагерем у Белгорода, Всеслав Чародей под покровом ночи покинул его и вернулся на родину. Лишившись князя, киевляне разошлись по домам и вскоре распахнули городские ворота перед прежним правителем.

Изяслав не простил Всеславу этот, пусть и невольный, но захват власти. Снова заняв трон Киевской Руси, он пошел походом на Полоцк, взял его приступом и поставил там князьями своих сыновей: сначала Мстислава (который вскоре умер), а затем Святополка. Но уже в 1071 году Всеслав Чародей смог вернуть свое княжество. После этого он княжил в Полоцке еще тридцать лет, все эти годы не прекращая борьбы с правителями Киевской Руси, и умер своей смертью 14 апреля 1101 года.

 

Глава 5

ОБОРОТНИ

 

Вряд ли сегодня найдется человек, который не имеет представления о том, кто такой оборотень. Фантастические романы, сотни фильмов ужасов и компьютерные игры – основные источники информации. В реальности оборотней встречают не так часто, но кому довелось – уже никогда этого не забывают… Хотя и хотели бы.

 

Классика жанра

 

Этот случай произошел в конце 1980‑х годов в ракетной части под Иркутском. Среди ночи старшего лейтенанта вызвали на место происшествия. В карауле стоял боец из его взвода, рядовой Петров. Обходя вверенную ему территорию, он заметил в свете фонаря за проволочным забором огромную фигуру. Внешне нарушитель напоминал странный гибрид человека и волка, только около двух метров ростом. Тело его было покрыто длинной серой шерстью, глаза горели недобрым огнем, а длинная морда кривилась в клыкастом оскале. Когда чудовище сделало попытку перелезть через ограждение, испуганный, но не растерявшийся караульный начал стрелять из автомата. К своему ужасу, солдат понял, что пули не причиняют зверю никакого вреда, словно отскакивая от серой шкуры. Тем не менее после поднятого шума чудовище повернулось и скрылось в лесу.

Сослуживцы обнаружили Петрова в состоянии, близком к истерике. Прибывший на место старший лейтенант с трудом разобрал его бессвязную речь, но картина происшествия дополнилась странными находками на месте, где, по словам рядового, появился зверь. Крови там действительно не обнаружили, а вот следы больших звериных лап там были, причем было похоже, что зверь передвигался на двух ногах. Кроме того, к большому смущению начальника караула, на заградительной проволоке висел клок серо‑черной шерсти.

В то время дело, разумеется, замяли, но факта появления в таежном гарнизоне существа, которое по описанию полностью coответствовало вурдалаку, это не отменяет. Тем более что встречи с подобными или другими существами, которых можно отнести к этой же категории, продолжаются.

 

Зверопастушка

 

Спустя много лет после случившегося жительница Иванова рассказала о подобной встрече в Костромской области. В то время Ирина Говоркова была еще школьницей и проводила каникулы у бабушки в деревне. В этой же деревне жила одна старушка по имени Таисия. Крепкая для своих преклонных лет, точное число которых не знал никто, она бодро гоняла своих коз на пастбище и обратно, справлялась по дому так, что в деревне и молодым‑то не всем под силу. С ней‑то и повстречалась Ирина на лугу. Девочка ехала на велосипеде, но на мокрой траве не сумела вовремя затормозить и чуть не врезалась в Таисию. Тут старушка стала вести себя довольно странно: сделав круг вокруг девочки, она странно оскалилась. Лицо ее словно покрылось серой шерстью, вытянулось, и между губами показались клыки. Это продолжалось совсем короткое время, но Ирина успела испугаться. Через мгновение лицо было прежним. Старушка посмотрела на Ирину и велела все скорее забыть, все равно никто ей не поверит. Действительно, Ирина бабушка приписала всю историю богатому детскому воображению. Хотя злые языки утверждали, что видели, как Таисия вечером уходит на речку, возвращается в облике черного кабана, а живет уже больше ста лет. Словом, считали ее ведьмой, способной менять свой облик. Конечно, где уж столетней бабке угнаться за своими козами, другое дело, если перекинуться в волка или собаку…

Эти образы наиболее типичны и для оборотней, и для ведьм. Однако последние могут принимать и другие облики, например лошади.

 

Тетя‑лошадь

 

Впервые эту странную лошадь увидели жители подмосковной Ильинки. В теплое время года молодое поколение подолгу засиживается на улице, и вот именно такие запоздалые прохожие и стали сталкиваться после заката с исполинской лошадью с горящими глазами. Быстро смекнув, что это проделки нечистой силы, группа активистов стала вычислять, кто именно из их односельчан перекидывается в лошадь и пугает по ночам народ. Заподозрили бабку Марфу, а после случая с Николаем Блинковым эти подозрения переросли в уверенность.

Николай поздно возвращался домой с работы на своем грузовике. В сумерках он заметил стоящую на дороге лошадь и попытался ее объехать по обочине, так как на сигналы животное не реагировало. Но лошадь повернулась и, сверкнув на водителя дьявольскими глазами, поскакала рядом. Довольно долго гонка продолжалась с переменным успехом: на асфальте у машины было преимущество, на проселке – наоборот. А перед въездом в деревню лошадь с разгону заскочила в кузов, так, что машина содрогнулась, а обернувшись назад, Николай увидел через заднее стекло дико хохочущую голую бабку Марфу. Страх придал ему силы, но когда он вышел из машины, в кузове уже никого не было.

Односельчане решили не оставлять такое дело безнаказанным и отправили к ведьме делегацию, настойчиво просившую ее прекратить ночные безобразия… С неделю в деревне было тихо, а потом кто‑то вытоптал у Блинкова весь огород и разнес входную дверь. Потом в больницу попал подросток, которого напугала трехметровая лошадь. От сильного шока парень начал мычать и заикаться.

Теперь местные мужики решили принять серьезные меры. Вечером они притаились у дома женщины‑оборотня и увидели, как та вышла на крыльцо и превратилась в чудовищную кобылицу. На оборотня набросили сразу несколько арканов, но справиться с оказывающим бешеное сопротивление животным удалось далеко не сразу. Лошадь‑оборотня привели на конный двор, подковали, как полагается в таких случаях, и отпустили.

Наутро всех мужиков, участвовавших в поимке ведьмы, забрали в милицию по заявлению бабки Марфы, но тут уж возмутилась вся деревня. Старухе пригрозили, что сожгут ее дом, а ее саму, если еще поймают в облике лошади, отправят на мясокомбинат. Пришлось бабке Марфе забрать свое заявление и поискать других развлечений.

 

Свинский поступок

 

Кроме того что ведьмы могут превращаться в животных, любят они еще и порчу навести. Жительнице Ставропольского края пришлось столкнуться с этим на практике. У сестры Светланы Титовой образовалась на ноге опухоль. Медицина в этом случае оказалась бессильна, вот и решили сестры, что это дело кого‑то из местных ведьм, скорее всего, соседки, о которой давно ходила дурная слава.

По совету стариков, еще помнящих обряды, Светлана приготовилась свести счеты с ведьмой. В ночь на Юрьев день она поставила кипятить молоко. Когда в полночь молоко закипело, она бросила в него 12 новых неиспользованных иголок, по одной на каждый удар часов. После этого вышла за ворота, прочла молитву и приготовилась согласно обряду выплеснуть жидкость в сторону дома той, кого подозревала в колдовстве. После этого надо было, пятясь задом, вернуться в дом и ждать, когда на следующий день придет подозреваемая и обратится с просьбой что‑нибудь дать ей или, наоборот, предложит взять какой‑нибудь предмет. Ни брать, ни отдавать ничего нельзя, иначе отведение порчи не сработает.

И вот на стадии выплескивания молока Светлана заметила неподалеку от себя крупное светлое животное и приняла его сперва за собаку. Но во внезапно наступившей тишине по асфальту застучали копытца – перед женщиной стояла свинья и злобно сверлила ее глазами. Светлана стала пятиться к дому, и в тот момент, когда она коснулась своей калитки, зловещая свинья испарилась в воздухе.

А на следующий день к ней пришла та самая соседка, которую Светлана заподозрила, и предложила отведать ее пирожков, что само по себе было странно. Женщина, разумеется, отказалась, и через несколько дней опухоль на ноге у сестры пропала.

 

Глава 6

ПОСМЕРТНО ОБРЕЧЕННЫЕ

 

В начале 1970‑х годов прошлого века томский краевед Сергей Баранов приехал в составе этнографической экспедиции в небольшую деревеньку Ореховка, располагавшуюся в 230 километрах от областного центра и известную тем, что еще с середины XVIII века здесь селились беглые староверы.

 

Ужас сгоревшей деревни

 

Экспедиция Баранова записывала старинные староверческие песни, обряды и предания, самым любопытным и невероятным из которых стала легенда о заречных упырях. Один из старожилов Ореховки Егор Степанович Мельников рассказал Сергею о том, что лет сорок назад в поселок, расположенный на противоположном берегу реки Лымбелька, названия которого уже никто и не помнит, с местного кладбища повадился ходить упырь, который превратил всех жителей поселка в своих кровожадных сородичей. Узнавшие об этом ужасе соседней деревни ореховчане стали подумывать о том, чтобы покинуть от греха подальше родное село. Однако дед Егора Степановича, которого односельчане величали Знахарем, в один из тихих летних вечеров отправился в соседнюю деревню. В ту же ночь зарево сильного пожара охватило противоположный берег Лымбельки…

Со слов Егора Степановича, до самого утра со стороны страшной деревни доносился жуткий, леденящий душу вой, который прекратился с первыми криками ореховских петухов…

Знахарь не вернулся в Ореховку, канув в небытие вместе с заречными упырями, о которых до недавнего времени никто не слышал. Но со слов Мельникова, в последние два года эта нечисть вновь завелась в их краях, и даже будто бы трое его односельчан погибли из‑за этого сатанинского отродья…

Тогда Баранов не поверил в реальное существование нечисти, достойно оценив историю, поведанную стариком Мельниковым, лишь только с этнографической точки зрения. Тем не менее красочный рассказ Егора Степановича произвел на Сергея сильное впечатление, и несколько последующих лет краевед активно собирал легенды и предания о мифологических упырях, коими богата сибирская земля.

 

Упыри в мифах и преданиях

 

Вскоре Баранов узнал, что среди сибирских староверов загадочный упырь, пожирающий человеческие внутренности, занимает гораздо более значимое место, чем кровосос‑вампир или вурдалак у венгров, кельтов, бриттов или германцев. Вплоть до начала XX века в Сибири и на Урале упырей боялись больше, чем русалок, водяных, шишиг и прочей нежити, в изобилии водившейся в тех краях. Местные поверья, пришедшие вместе с переселенцами из Украины и с Севера России, представляют упырей воинством сатаны, которое придает телам умерших людей невероятную силу и заставляет их творить кровавое зло.

К счастью, далеко не каждый умерший человек встает под черные флаги этого страшного воинства. Шансы превратиться после смерти в упыря очень велики у душегубов, колдунов и самоубийц, а также у людей, умерших без церковного покаяния или преданных церковью анафеме. По этой причине в давние времена таких покойников не хоронили на общих кладбищах, так как энергетика множества тел, лежащих в земле, питает потенциальных упырей мистической силой, посредством которой они восстают из гроба.

Однако в это ужасное существо может превратиться и человек, не запятнавший себя при жизни страшными грехами. Это происходит в случае осквернения его могилы в течение сорока дней после погребения и укуса несчастного при жизни или после смерти другим упырем. На Украине даже в начале прошлого века существовали колдуны и ведьмы, обладавшие особыми знаниями, позволявшими им превращать умершего человека в послушного их воле упыря. По это причине в Малороссии были нередки случаи, когда односельчане сжигали колдуна, считая, что вместе с его смертью погибает и созданный им упырь.

Превратиться, как считается, в упыря также может покойник, через которого перепрыгнула черная кошка или гроб которого во время выноса из дома случайно ударился о дверной косяк. В этом случае покойнику полагалось связать руки и дважды отпеть его в церкви…

 

Классификация нечисти

 

Исследователи мифов и паранормальных явлений утверждают, что упыри подразделяются на несколько видов, которые отличаются весьма характерными особенностями. Наиболее распространенным в странах Восточной Европы и Зауралья является так называемый людоед, или падальщик. Эта сущность перерождается из неправильно похороненного человека или же из мужчины, подвергшегося нападению упыря. Считается, что людоед имеет зеленоватый цвет, снаружи покрыт зловонной слизью, а на пальцах его рук растут длинные крючковатые когти. Главная цель упыря‑людоеда – откушать свежего человеческого мяса, причем он никогда не доедает его до конца. Тем самым он воспроизводит себе подобных упырей. Впрочем, эта разновидность нечисти не гнушается и трупами умерших людей и животных.

Водной разновидностью упыря является лацедон – человек, умерший на борту судна и сброшенный в воду без должных погребальных ритуалов. Водный упырь имеет перепончатые лапы, покрыт зеленоватой слизью, похожей на водоросли, и пьет человеческую кровь.

У кельтов на протяжении многих столетий были известны бруджи. Ими называли колдунов или ведьм, при жизни употреблявших особые магические эликсиры, которые после физической смерти давали жизнь их телам. В отличие от других народов, кельты уважали бруджей и считали их духами‑хранителями своих селений.

Особая разновидность упырей – стрыга – была распространена в Трансильвании и Западной Украине. Считалось, что стрыга появляется в результате осквернения женской могилы, после чего преданное земле тело вынуждено странствовать по свету в разных обличиях. Ее можно увидеть в виде то старухи‑нищенки, то огромной птицы с человеческой головой, а то и одинокой волчицы.

 

Убить сложно, однако…

 

Не обладая какой‑либо заметной сообразительностью и живостью, упыри наделены невероятной физической силой. Они способны ломать деревянные и металлические преграды и крушить стены. Известен случай, когда в 1956 году в поселке Черемхово, неподалеку от Иркутска, подобное существо разбило стену, выложенную из силикатного кирпича…

Опасность большинства упырей заключается в том, что внешне они очень похожи на обычных людей. Вот только горящие дьявольским огнем глаза, землистого цвета руки да смрадный запах, исходящий от них, могут выдать эту нечисть. Упыри редко нападают на группы людей, а вот одинокому путнику, оказавшемуся не в том месте в не подходящее время, практически нет спасения. Ни пулей, ни ножом, ни дубиной не убить упыря.

Сибирские староверы уверены, что даже чеснок, столь действенный в борьбе с вампирами и вурдалаками, не наносит упырю серьезного вреда. Не столь эффективным, как можно было бы считать, является и крест, который лишь причиняет упырю немалые страдания, но не останавливает его в жажде отведать человеческого мяса.

Однако у большинства народов, в мифологии которых присутствует это существо, безотказным средством борьбы с ним считается осиновый кол, вонзенный в грудь нежити, и огонь, очищающий наш мир от этой сатанинской скверны.

Святая вода, разлитая на землю, просыпанное просо, раскаленные угли и даже зола также способны остановить упыря. Спасти может и магический круг, прочерченный человеком вокруг себя.

Наиболее сильны упыри в полнолунные ночи, однако с первыми петушиными криками, возвещающими о приближении рассвета, эта нечисть старается побыстрее укрыться в своих гробах‑убежищах…

Через двенадцать лет Сергей Баранов вновь приехал в Ореховку и, к своему ужасу, увидел вместо ухоженной деревеньки, жители которой столь много поведали ему о загадочных местных упырях, старое поросшее бурьяном пепелище. В соседнем поселке одна из старух неохотно рассказала мужчине о том, что лет пять назад в Ореховке, из которой к тому времени выехали почти все жители, завелась какая‑то чертовщина, и вскоре по неизвестной причине деревня сгорела дотла.

 

 

Часть третья

ВЕДЬМЫ

 

Глава 1

КОЛДУНЬЯ НА РУСИ. КТО ОНА?

 

Давайте заглянем в справочную литературу, благо ее хоть пруд пруди, как говорится. Итак, ведьма – ведунья, знахарка, колдунья на Руси; женщина, занимающаяся колдовством; чародейка, спознавшаяся, по суеверию народа, с нечистою силою, злодейка; панночка из гоголевского «Вия»; сожительница черта, получившая некоторые способности, например, превращаться в разных животных; участница великого шабаша на Лысой горе; черная колдунья… И наконец, ведьма – главная героиня одноименных рассказов таких уважаемых всеми писателей, как А. П. Чехов и Оноре де Бальзак…

 

В гости к ведьме – в… музей

 

Да, существует в России уникальный музей мифов и суеверий русского народа. Как и большинство ярких и необычных музеев Золотого кольца, он – частный, созданный группой единомышленников. На улице 9‑го Января в Угличе, в деревянном 2‑этажном доме с небольшим двориком, окруженным забором, расположена творческая мастерская Дарьи Чужой, где при определенном настрое можно с головой окунуться в языческий мир суеверий, гаданий, легенд и мифов русского люда. Уже во внутреннем дворе можно прочувствовать атмосферу старой языческой жизни – на плетеном заборе, занесенном снегом, торчат рогатые черепа животных и чугунные либо глиняные горшки, кувшины, а кусты увешаны разноцветными тряпочками.

В тесных бревенчатых залах музея любопытный турист обязательно столкнется с множеством персонажей из русских сказок и мифов. Тут и Баба‑яга, и колдуньи южных и северных окраин Руси, и мужичок‑боровичок домовой, и птица феникс, и сцены из святочных гаданий, и скелет одного из раскопанных в Угличе колдунов с остатками осинового кола у ребер. Его череп наклонен глазницами вниз. Именно так раньше на Руси хоронили колдунов.

Но не только всем известные персонажи украшают музей – определенную атмосферу загадочной и волнующей старины добавляют всевозможные ступы, сосуды, корзины и полки, заваленные и увешанные всякими сушеными травками и снадобьями…

 

Экскурсоводы рассказывают…

 

Музей мифов и суеверий русского народа Дарья и ее муж Александр устроили прямо в собственной квартире двухэтажного деревянного дома на окраине Углича. Сами же и экскурсоводами там служат. Экскурсии здесь проводятся, как говорится, на высоком идейно‑художественном уровне. Чувствуется, что супруги – люди по‑настоящему подкованные в дохристианской истории Руси.

– Наши предки хоронили колдунов и колдуний особым образом – лицом вниз, чтобы после смерти они не могли восстать из могилы в виде упырей и шататься по земле, причиняя вред живым, – рассказывает Дарья.

– А для чего в гроб клали осиновый кол? – интересуются посетители.

– Осина издревле считалась на Руси удивительно энергоемким деревом, – поясняет Александр. – Кол забирал в себя всю колдовскую силу. Кстати, именно по этой причине осину у нас никогда не использовали в строительстве домов. Это дерево вытягивает жизненную силу жильцов, и они без конца болеют. А вот баня из осины – именно то, что нужно! Ведь в нее люди ходят для того, чтобы расстаться со всем нечистым, и в этом осиновые бревна помогают как нельзя лучше. В доме по той же причине всегда держали осиновый пень – на него сажали больных, чтобы «вытянул хворь».

– Стало быть, колдунья, ведьма – отрицательный персонаж?

– Да нет, не всегда…

 

Подробности из жизни

 

Ведьма на Руси жила отшельницей в лесу. Собирала всевозможные травки‑корешки и… лечила людей и скотину. Иными словами, творила добро. В сказках ее называют Баба‑яга. Или «ага», что в переводе с тюркского означает «старейшина». То есть – старейшая баба в округе, старшая по возрасту, а значит, самая умная, ведающая тайнами народной медицины, заговоров, добрая симпатичная старушка.

– А у вас самих в музее‑квартире не случалось мистики какой‑нибудь? – интересуются заезжие корреспонденты. Оказывается, случалось в семье и такое. Поехали супруги как‑то в Петербург по делам. Рассчитывали пробыть пару дней, а отсутствовали две недели. Думали, комнатные цветы пропадут, завянут, а оказалось – все в порядке. И земля в горшках влажная… Соседи спрашивают: «Вы ключи, что ли, кому‑то дали от квартиры? Кто‑то у вас все время ходил, вода лилась из крана…» – «Домовой помог», – уверен Александр.

 

Иркутская история

 

Никто из нас не застрахован от воздействия темных сил. Живешь себе спокойно, а вдруг возьмет тебя кто‑нибудь да и приворожит, или супруга уведет, или, напротив, принесет удачу… Скажете, выдумка, суеверие, «темнота»? А между тем известны случаи, когда магия действительно проявляла себя таким удивительным образом. Да вот беда! После того как человек получал желаемое, в его жизни или в жизни его близких начинались неприятности, конфликты, беды.

«Это случилось так неожиданно и было так страшно!» – рассказывает жительница Иркутска Марина. Дело в том, что ее любимый собирался… жениться. Но не на Марине, а на другой женщине. И вот тогда Марина решила обратиться к местной и, по слухам, всесильной гадалке‑ведунье.

Ничего особенного ей делать не пришлось. Она лишь получила совет верить тому, что колдовские чары подействуют и возлюбленный не только оставит идею женитьбы на сопернице, но и навсегда порвет с нею. Марина исправно посещала гадалку, выполняла все ее поручения, наказы, читала какие‑то «рассорки» на любимого и его невесту. И, как ни странно, Сережа действительно начал звонить, иногда даже назначал свидания.

«Всякий раз, когда мы встречались, – вспоминает Марина, – он жаловался на Ольгу, ее тяжелый характер и свое безвыходное положение. Свадьба долго оттягивалась. Мне становилось не по себе, хотелось уже бросить эту затею с приворотом, но гадалка заявила, что намерена идти до конца».

А ситуация между тем набирала обороты. В поле действия колдовских сил оказались не только Сергей и Ольга, но и сама Марина.

Сначала от нее отвернулись друзья, все отговаривались своей занятостью или еще чем‑нибудь. Обстановка дома стала просто невыносимой: постоянные скандалы и стычки с родителями. Из‑за нервных срывов Марина заработала себе невралгию. По причине долгого отсутствия в институте над нею нависла угроза отчисления. «Когда я задумалась, почему на меня навалилось все сразу, – рассказывает Марина, – ответ пришел мгновенно: я делаю зло другим и сама же за него расплачиваюсь. Короче, бумеранг. На фоне всех несчастий была одна радость: Сергей все‑таки вернулся ко мне. Он отменил свою женитьбу на Ольге, она уничтожила их будущего ребенка…

С тех пор прошло два года. Я вышла замуж за Сережу. Детей у нас нет. Честно говоря, я пока боюсь даже думать о них. Все время мучает сомнение: вдруг мое злодеяние отразится на нашем ребенке, ведь Ольга убила своего из‑за меня… Ох, даже подумать страшно! Да и мы с Сережей хоть и любим друг друга, живем как кошка с собакой. Несмотря на то, что я добилась своего, мне все‑таки хочется все вернуть обратно. Чувство какого‑то преступления мучает меня все время…»

Ну а та самая бабка‑ведунья живет в Иркутске и уже много лет имеет репутацию колдуньи, занимаясь исцелением, заговорами и другими подобными деяниями. Назвать свое имя обратившемуся к ней корреспонденту женщина отказалась: «Не только осуждение на себя навлечешь, но и дар можешь потерять, – говорит она таинственным голосом. – Пусть некоторые называют меня колдуньей, ведьмой, ворожеей – это их дело. Я просто помогаю людям в их житейских бедах. О том, что колдовство – это смертный грех, слышала, но то, чем я занимаюсь, ведь чаще всего делается на благо человека, поэтому думаю, что Бог меня простит…»

Когда же корреспондент напомнил колдунье историю с Мариной, она только покачала головой и сказала: «Да мало ли кто ко мне приходит, всех не упомнишь! А что она получила, так ведь сама хотела. Все знают, что чем‑то надо жертвовать, когда решаешься на такое».

 

Глава 2

ЛАНКАШИРСКИЙ ПРОЦЕСС

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.119 с.