Такого не может быть, потому что этого не может быть». Недооценка силы обратной связи — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Такого не может быть, потому что этого не может быть». Недооценка силы обратной связи

2021-05-27 34
Такого не может быть, потому что этого не может быть». Недооценка силы обратной связи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Есть вещи (или не вещи, а объекты, феномены – как хотите), которые наш мозг не может понять и оценить в принципе. Например, бесконечность. Чем дольше вы пытаетесь представить себе бесконечность, тем больше у вас болит голова. Точно так же наша оперативная память не может запомнить более семи объектов, именно поэтому телефонные номера в большинстве стран состоят из семи цифр. Не можем мы осознать и силу обратной связи.

Вот пример. Предположим, вы положили один миллион рублей в банк под скромные 10 % годовых. То есть через год на вашем счете будет 1 миллион и 100 тысяч рублей, через два – миллион и 200 тысяч с хвостиком и так далее. Прибыль не ахти какая, зато надежно. Вопрос: какую сумму вы накопите через 30 лет при условии, что не будете снимать начисленные проценты (то есть они будут участвовать в капитализации вклада)? Когда я задаю эту задачу студентам, они выдают ответы, которые входят в диапазон от четырех (ответ безнадежных двоечников) до шести миллионов (ответ тех, кто увидел мою реакцию на ответ двоечников). Правильный ответ шокирует – более 20 миллионов! За период 30 лет с учетом капитализации процентов вклад увеличится более чем в 20 раз! Вот вам и скромные 10 % годовых – на 30-летнем отрезке времени они генерируют огромную прибыль.

На протяжении всей моей практики преподавания в вузах ни один студент даже близко не назвал правильный ответ. О чем это говорит? О том, что наша интуиция в некоторых случаях терпит сокрушительное поражение от математических законов.

Другой пример. Первого января я дам вам один рубль. Второго – два. Третьего – четыре. И так далее, каждый день в два раза больше. Вопрос: сколько рублей я должен буду вам дать через месяц, то есть первого февраля? От 100 до 1000 рублей – типичные ответы студентов. Правильный ответ шокирует еще больше, чем в предыдущей задаче, – более двух миллиардов! Вдумайтесь в эту цифру. Всего лишь за 30 дней один рубль превратился в два с лишним миллиарда!

В данных примерах мы видим, как количественный рост, пусть даже скромный, подпитывает сам себя. Каждый последующий шаг приводит не только к увеличению общей суммы, но и ускоряет процесс роста. Это называется эффектом положительной обратной связи. К сожалению, наша интуиция не в состоянии его оценить. Именно по этой причине мы часто не верим в возможность весьма вероятных событий – нам кажется, что они невозможны, потому что мы недооцениваем влияние положительной обратной связи.

Концепция положительной обратной связи исследована в математике, физике, метеорологии, информатике и других науках. Однако в социальных науках степень влияния положительной обратной связи все еще остается до конца непознанной. Например, ее недооценивают приверженцы теории эффективного рынка – для них акции в каждый момент времени оценены правильно, и изменение цены происходит лишь под влиянием некоторых внешних корректирующих событий (финансовая отчетность, изменение экономической конъюнктуры или стоимости заимствования). При этом теория эффективного рынка не в состоянии объяснить самоусиливающиеся процессы, то и дело происходящие на финансовых рынках под влиянием положительной обратной связи. Каково же было удивление экономистов, когда результат опроса инвесторов, переживших драматическое падение индекса Доу-Джонса в 1987 году (за один день американские ценные бумаги потеряли почти четверть своей стоимости), показал, что подавляющее большинство продавали акции не под влиянием фундаментальных факторов (процентные ставки, цены на нефть, корпоративные прибыли), а по абсолютно иррациональной причине – потому что другие продавали.

 

 

Индекс Доу Джонса (19.07.1987 – 19.01.1988)

Драматичное однодневное падение американского фондового рынка в 1987 году. Яркий пример влияния эффекта положительной обратной связи

 

Таким образом, недооценка степени влияния эффекта положительной обратной связи нередко делает поведение экономических агентов абсолютно иррациональным – люди неверно оценивают вероятность (если говорить точнее – понижают почти до нуля) весьма вероятных, но далеко не очевидных (можно даже сказать – неправдоподобных) событий.

Кстати, именно эффект положительной обратной связи лежит в основе такого явления, как нелинейность времени. Например, когда я начинал писать эту книгу (а у меня было как минимум три попытки, каждая из которых в итоге заканчивалась не более чем парой страниц), я не мог поверить, что когда-нибудь смогу ее закончить. Действительно, на старте темпы работы были просто смешными – одна страница в неделю. То есть за год вышло бы около 50 страниц. Не очень мотивирует, согласитесь. Но время нелинейно!

Это касается не только написания книги, но и любой другой работы. На этой неделе – одна страница. На следующей – уже десять. Через месяц готова первая глава. И так далее. Темпы растут. Почему? Потому что влияет эффект положительной обратной связи. Каждая написанная страница не только увеличивает общий объем книги, но и ускоряет процесс ее написания. С каждой новой страницей автор четче понимает структуру книги, яснее выражает свои мысли, глубже вникает в тему и погружается в работу. И дело идет быстрее.

Каждый год тысячи людей начинают писать свою первую книгу (говорят, больше всего начинаний приходится на ноябрь) и… бросают. Все потому, что мы не умеем интуитивно оценить эффект положительной обратной связи.

 

Выводы

 

Мы не умеем правильно оценивать вероятность. Мы игнорируем априорную вероятность, недооцениваем высоковероятные события и переоцениваем шансы наступления крайне маловероятных событий типа выигрыша в лотерею. Причина тому – многочисленные эффекты, искажающие наше восприятие реальной картины мира (иллюзия умения, эффект привязки, ошибки памяти, эффект хорошего настроения, яркое видение итогов, недооценка силы обратной связи). Кроме того, мы упорно отказываемся признавать факт существования так называемых неизвестных неизвестных – событий, о существовании которых мы даже не догадываемся и уж тем более не можем оценить их пагубное влияние на нашу жизнь.

В суматохе будней у нас не возникает особых проблем в связи с этим нашим неумением. Мы не совершим фатальную ошибку, если переоценим шансы опоздать на поезд метро с 35 до 48 %. Однако бывают случаи (и их немало), когда цена подобных ошибок чрезвычайно высока. Например, выбирая недвижимость или автомобиль, мы можем поддаться эффекту хорошего настроения и купить не совсем то, о чем мечтали. И сильно пожалеем об этом в будущем. Или, находясь в плену иллюзии умения и переоценив свои силы, можем взвалить на себя неподъемную ношу в виде большого и дорогого кредита, расплатиться за который не в состоянии.

А в бизнесе и особенно на финансовых рынках неумение правильно оценивать вероятность будущих событий очень часто ведет к краху даже самой оптимистичной идеи. Причины разорения различаются от случая к случаю, но механизмы часто одни и те же – неверные решения, принятые под влиянием нерегистрируемых и ненаблюдаемых эффектов.

 

Рекомендации

 

Первое. Почаще думайте о том, как вы думаете. Покупаете ли вы продукты в супермаркете, берете ли ипотечный кредит, выкрикиваете ли угрозы в сторону водителя, припарковавшегося на вашем месте, открываете ли кофейню – остановитесь на мгновенье, подумайте, что заставляет вас сделать именно этот выбор. Не подвержены ли вы в данный момент эффекту хорошего настроения (а значит, самое время насторожиться), не игнорируете ли вы априорную вероятность, не ослеплены ли ярким видением итогов? Каждый раз, когда вы задаете себе подобные вопросы, вы притормаживаете эмоциональную Систему 1 и активизируете рациональную Систему 2, следовательно, ваши решения будут более рациональными и вы не станете потом сожалеть о них.

Второе. Не путайте вероятность и правдоподобность. Вероятность можно оценить только при наличии репрезентативной статистической выборки. Все остальное – это правдоподобность. А степень правдоподобности зависит не от статистических законов, а от ваших эмоций, ощущений, опыта и, как ни странно, сиюминутного настроения. А они частенько подводят.

«Насколько вероятно, что я осилю этот ипотечный кредит?» – так нельзя формулировать вопрос. Вероятность тут ни при чем. Да, расплатиться по этому кредиту весьма правдоподобно, ведь вы в своей жизни, скорее всего, еще не сталкивались с процедурой собственного банкротства и принудительного изъятия имущества. Поэтому вам кажется, что и в этот раз вы избежите подобной участи. Подменяя (неосознанно, конечно) вероятность правдоподобностью, вы приобретаете уверенность, что все рассчитали заранее, что выбранный вариант оптимален и что кредит действительно вам по силам. Ничего подобного! Находясь в плену правдоподобности, вы забыли про неизвестные неизвестные. Неожиданное, совершенно непредсказуемое событие может выбить почву из-под ног. Вспомните моего товарища Антона – его бизнес погубили не конкуренты, не переменчивая рыночная конъюнктура и не налоговое бремя. Неверность жены (одно из миллионов неизвестных неизвестных) стала причиной банкротства.

Все вышесказанное, конечно же, не означает, что не стоит начинать великие дела, ибо мы не в состоянии предсказать факторы, которые в итоге их погубят. Нет, конечно. Проблема в том, что, определив (неправильно) вероятность положительного или отрицательного исхода, мы отключаем Систему 2 и тут же попадаемся в одну из многочисленных ловушек. А постоянное осознание ограниченности собственных прогностических возможностей, принятие во внимание наличия многочисленных неизвестных неизвестных – все это держит в тонусе, не позволяет расслабиться и потерять контроль над бизнесом и самим собой.

Третье. Будьте сами себе адвокатом дьявола. Адвокат дьявола – это средневековый институт католической церкви, в качестве которого выступал кто-то из церковных иерархов. В процессе канонизации адвокат дьявола старался представить факты, порочащие кандидата на причисление к лику святых. Согласитесь, весьма полезный и эффективный институт. Каждый раз, когда вы принимаете важное решение, думайте прежде всего о том, что может пойти не так, какие ловушки могут возникнуть на вашем пути. Позаботьтесь о плохом, а хорошее случится без вашего участия.

Четвертое. Постарайтесь создать противовес своим привычкам при принятии важных решений. Привычки усыпляют Систему 2 и передают бразды правления Системе 1. Они позволяют экономить время и силы. Однако иногда привычки подводят. Например, если у вас не сходятся сложные математические расчеты, потрудитесь проверить элементарные арифметические действия, в отношении которых у вас нет никаких сомнений (вспомните задачу про клюшку и шайбу). Возможно, ошибка не в выбранной вами парадигме, а в знаке умножения, закравшемся в одну из формул.

На финансовых рынках у многих трейдеров есть плохая привычка ставить защитные приказы на продажу акций (в случае их сильного падения) не сразу после открытия позиции, а спустя некоторое время. Иногда это «некоторое время» растягивается вплоть до момента, когда уже поздно что-либо предпринимать. Таким образом, даже одна сделка может привести к полному разорению, если трейдер нарвался на сильное движение рынка против своей позиции. Впоследствии он скажет, что причина разорения – медленный Интернет, телефонный звонок, прозвучавший не вовремя, чашка кофе, на которую он потратил драгоценные пять минут, и так далее. Но причина в другом – в пагубной привычке откладывать то, что откладывать нельзя.

Пятое. Не тратьте время на споры. Теперь вы уже знаете, что мы принимаем решения и занимаем позицию за столом переговоров в соответствии со своими убеждениями, которые к тому же подвержены влиянию незаметных факторов. И уже после того, как решение принято, мы подбираем рациональные аргументы. Уверяю вас, всегда найдутся аргументы для обоснования и вашей, и противоположной точки зрения. Бесполезно спорить о вкусах (читай – предпочтениях), это пустая трата времени, связанная к тому же с риском испортить отношения.

Ну а коль появился повод для спора, постарайтесь представить противоположной стороне свои аргументы без эмоциональной оценки. Факты и только факты – без налета чувств, без перечисления усилий, которые вы предприняли, чтобы избежать конфликта (урегулировать его), без указания на статусы и звания. Тем самым вы займете более беспристрастную позицию.

Полезно привлечь независимого арбитра. Иногда это даже более продуктивно, чем давить на противоположную сторону убийственными аргументами, ведь важно не только быть правым, но и предоставить оппоненту возможность сохранить лицо (иначе он будет стоять на своем до последнего).

Шестое. Всегда принимайте в расчет априорную вероятность. Точнее – ориентируйтесь на статистические данные, а не на мнения экспертов, пророков, аналитиков и прочих любителей поделиться своим мнением. Не делайте ставки на отдельные истории успеха, помните, что очень часто своим успехом мы обязаны удаче, поэтому повторить его будет ох как сложно. Отделить удачу от закономерности вам как раз и поможет априорная вероятность.

Знание априорной вероятности повышает рациональность принимаемых решений и, что очень важно, позволяет минимизировать влияние эффектов, искажающих восприятие реальной картины мира. Ведь, поддавшись искажающим эффектам, мы не в состоянии противостоять информационной перегрузке, в условиях которой вынуждены существовать в последние полтора столетия. Но об этом в следующей главе.

 

Интересные задачи

 

Задача 1. Вы владелец сети магазинов, и ваша задача – спрогнозировать продажи на будущий год. Все магазины вашей сети сходны по площади и ассортименту, но объем продаж у них разный. В таблице вы видите объемы продаж каждого магазина за 2015 год. Эксперты-экономисты считают, что в следующем году рост продаж в целом составит 10 %. Как вы заполните таблицу?

 

 

Задача 2. Вам представилась возможность сыграть в игру. У вас есть шанс с вероятностью 10 % выиграть $95, а также 90 %-ная вероятность проиграть $5. Согласитесь ли вы на эту игру?

А если поменять условия: согласны ли вы за $5 участвовать в лотерее, в которой с 10 %-ной вероятностью можно выиграть $100 и с 90 %-ной вероятностью не получить ничего?

 

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.