Автор принижает военное могущество славян,  что видно из приведенных выше более ранних источников. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автор принижает военное могущество славян,  что видно из приведенных выше более ранних источников.

2021-05-27 37
Автор принижает военное могущество славян,  что видно из приведенных выше более ранних источников. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2) Определить, какие славянские племена Нестор выводит с Дуная и с запада, а какие считает автохтонами.

Древнейшие сведения о славянах и Руси из «Повести временных лет»

 

«Повесть временных лет» — летопись, созданная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в. В 1116 г. она была переработана игуменом киевского Выдубицкого монастыря Сильве­стром, а затем, около 1118 г., вновь подверглась доработке чело­веком, близким к великому киевскому князю Владимиру Мономаху, возможно, его сыном Мстиславом Великим. В таком доработанном виде она и дошла до наших дней в составе целого ряда русских ле­тописей. Создатели «Повести временных лет» использовали большое количество самого разнообразного материала: древние песни, пре­дания и легенды, библейские рассказы, воспоминания современни­ков — очевидцев событий, византийские хроники, а также документы, хранившиеся в великокняжеском архиве в Киеве. Поэтому «Повесть временных лет» является чрезвычайно важным, хотя и не всегда достоверным историческим источником. Ниже приводятся отрывки из нее, содержащие данные по древнейшей истории славянства и Руси (до объединения Новгородского и Киевского раннефеодальных го­сударств князем Олегом в 882 г.). Печатается по изданию: Повесть временных лет/Пер. Д. С. Лихачева и Б. А. Романова; Под ред. чл.-кор. АН СССР В. П. Адриановой-Перетц. М—Л., 1950, ч. I, с. 206— 216.

Иафету же достались северные страны и западные: … Сарматы, жители Тавриды, Скифия, Фра­кийцы, … Иллирик, Словене, … до Понтийского моря на север Дунай, Днестр и Кавкасинские горы, то есть Угорские, а оттуда до Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток, в часть Симову2. В Иафетовой же части сидят русь, чудь и вся­кие языки: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимегола, корсь, летгола, любь. Ляхи же, и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому же морю сидят варяги: отсюда к востоку до предела Симова, по тому же морю сидят и к западу до земли Аглийской и до Волошской. Иафетово колено также: варяги, свей, урмане, готы, русь, англы, галичане, волхва, римляне, немцы, корлязи, ве­нецианцы, фряги и прочие, ти же сидят от запада до юга и соседят с племенем Хамовым [...]

...От этих же 70 и 2 язык1 произошел и народ сла­вянский, от племени Иафета — так называемые норики 2 и есть славяне.

Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. И от этих сла­вян разошлись славяне по земле и прозвались име­нами своими, где кто сел на каком месте. Так, напри­мер, одни, придя, сели по реке именем Морава и проз­вались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты 3, и сербы, и хорутяне4. Когда волохи5 напали на славян на дунайских и по­селились среди них и притесняли их, то славяне эти при­шли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ля­хов пошли поляки, другие ляхи — лутичи 5, иные — мозовшане, иные — поморяне.

Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною8 и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке, которая впадает в Двину и носит название Полота. Те же славяне, ко­торые сели около озера Ильменя, прозвались своим име­нем — славянами 9 и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Семи, и по Суле и назвались северянами. И так разошелся сла­вянский язык, а по его имени и грамота назвалась «славянская».

А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, черемисы, морд­ва, пермь30, печера31, ямь32, литва, зимигола33, корсь34, нарова35, ливонцы36, — эти говорят на своих языках, они потомство Иафета37, живущее в северных странах.

Когда же с л а в я н е, как мы уже говорили, жили на Дунае, пришли от скифов, т.е. от хазар, так называе­мые болгары38, и сели по Дунаю, и были насильники славянам. Затем пришли белые угры39 и наследова­ли землю славянскую, прогнав волохов, которые еще прежде захватили славянскую землю. Эти ведь угры появились при царе Ираклии 40, который ходил по­ходом на персидского царя Хоздроя. В те времена су­ществовали и обры 41, восставшие против царя Ираклия и чуть было его не захватившие. Эти обры воевали про­тив славян и примучилидулебов также славян, и творили насилие женам дулебским: если поедет куда обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но прика­зывал впрячь в телегу три, четыре или пять жен и везти его — обрина. И так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, а умом горды, и бог истребил их, и умер­ли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и до сего дня: «Сгинули как обры», — их же нет ни племени, ни потомства. Вслед за этими обрами пришли печенеги, а затем шли черные угры42 мимо Кие­ва, но было это впоследствии — при Олеге.

Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже гово­рили, были из славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и также не сразу назывались древляне; ради­мичи же и вятичи — от рода ляхов. Были ведь два бра­та у ляхов — Радим, а другой — Вятко; и пришли, и се­ли: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дуле­бы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и ти­верцы сидели по Днестру и соседили с Дунаем. Было их множество: сидели они прежде по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; вот почему гре­ки называли их « Великая Скифь ».

Все они (эти племена) имели свои обычаи и законы своих отцов и предания, и каждые — свой нрав. Поля­не имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдли­вы перед снохами своими и сестрами, матерями и роди­телями; перед свекровями и деверями великую стыдли­вость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день приносят за нее — что дадут. А древляне жили звери­ным обычаем, жили по-скотски, убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали де­виц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели об­щий обычай: жили в лесу как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах. И браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на бесовские пес­ни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраи­вали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ста­вили на столбах при дорогах, как делают и теперь еще вятичи43. Этого же обычая держались и кривичи, и про­чие язычники, не знающие закона божьего, но сами се­бе устанавливающие закон...

3) Определить общественное устройство славян

Поляне же жили в те времена отдельно и управля­лись своими родами20; ибо и до той братии 2I были уже поляне и жили они родами на своих местах, управляясь каждые своим родом. И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их бы­ла Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев22, а Щек сидел на горе, которая ныне называется Щековица23, а Хорив — на третьей горе, которая про­звалась по нему Хоревицей24. И построили городок во имя старшего своего брата и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей. И были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и до сегодня в Киеве.

Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был пере­возчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз на Киев». Од­нако, если бы Кий был перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду. А между тем Кий этот княжил в роде своем, и ходил он к царю, — не знаем только к какому царю, но только знаем, что великие почести воздал ему, как го­ворят, тот царь, при котором он приходил. Когда же он возвращался, пришел он на Дунай и облюбовал место, и срубил небольшой город, и хотел обосноваться в нем со своим родом, но не дали ему близ живущие. Так и доныне называют придунайские жители городище то — Киевец 25. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер, и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались.

И по смерти братьев этих потомство их стало держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а дру­гое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город — Смоленск. Именно там сидят кривичи, от них же проис­ходят и северяне. А на Белоозере сидит весь, а на Рос­товском озере26 меря, а на Клещине озере27 также меря. А по реке Оке — там, где она впадает в Волгу, — муро­ма, говорящая на своем языке, и черемисы28, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке. Вот кто только говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу29, а затем ставшие называться волынянами.

4) Прокомментируйте сведения Нестора о хазарах и варягах. Каковы причины хазарской и варяжской агрессии против славян? Найдите противоречия в сведениях Нестора о руси. 

 …Когда же поляне жили отдельно по горам этим18, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра волок до Ловоти, а по Ловоти входят в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вы­текает Волхов и впадает в озеро великое Нево11, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю» можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно при­плыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, а направляется на север и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Вол­га на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское12. Так и из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и дальше на восток пройти в удел Сима13, а по Двине — в землю Варягов, от Варяг до Ри­ма, от Рима же и до племени Хама14. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, — по берегам его учил, как говорят, святой Андрей15, брат Петра'8.

Когда Андрей учил в Синопе17 и прибыл в Корсунь, он узнал, что недалеко от Корсуни — устье Днепра, и захотел отправиться в Рим и поплыл в устье Днепров­ское и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И ут­ром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать божья, будет великий город и воздвигнет бог много церквей». И взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился богу, и сошел с горы этой, где впоследст­вии возник Киев, и отправился по Днепру вверх. И при­шел «славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей — каков их обычай и как моются, и как хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказывал: «Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные и разожгут их докрасна18, и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и подни­мут на себя молодые прутья, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва слезут, еле живые, и тогда обо­льются водою студеною, и только так оживут. И дела­ют это всякий день, никем же не мучимые, но сами себя мучают, и это совершают омовение себе, а не мученье». Те, кто слышал об этом, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме, пришел в Синоп19.

…Вслед за тем по смерти братьев этих (Кия, Щека и Хорива) поляне были притесняемы древлянами и ины­ми окрестными людьми. И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах, и сказали: «Платите нам дань». Поляне, посоветовавшись, дали от дыма по мечу. И от­несли их хазары к своему князю и к своим старейши­нам, и сказали им: «Вот, новую дань захватили мы». Те же спросили их: «Откуда?» Они же ответили: «В лесу на горах над рекою Днепром». Опять спросили те: «А что дали?» Они же показали меч. И сказали старцы ха­зарские: «Не добрая дань эта, княже: мы доискались ее оружием, острым только с одной стороны, т. е. саб­лями, а у этих оружие обоюдоострое, т. е. мечи: станут они когда-нибудь собирать дань и с нас, и с иных земель». И сбылось все это, так как не по своей воле гово­рили они, но по божьему повелению44. …владеют русские князья хазарами и по нынешний день45.

В год 6360 (852 ) индикта47, когда начал царствовать Михаил48, стала прозываться

Р_у_с_с_к а_я земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом49. …

 

 В год 6366 (858). Царь Михаил отправился с воина­ми на болгар63 по берегу и морем. Болгары же, узнав об этом, не смогли противостать им, попросили их крестить и обещали покориться грекам64. Царь же крестил их кня­зя и всех бояр и заключил мир с болгарами65.

В год 6367 ( 859 ). Варяги из заморья взимали дань с чуди и со с л о в е н, и с мери и со всех66 кривичей, а хазары брали с полян и северян, и с вятичей —брали по серебряной монете и по белке от дыма67.

 

В год 6370 ( 862 ). Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать между собой. И сказали они себе: «По­ищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варя­ги назывались русью, подобно тому как другие (варя­ги) называются свеи (шведы), а иные — норманны и ан­глы, а еще другие — готландцы68, — вот так и эти про­зывались. Сказали руси чудь, с л о в е н е, кривичи и и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами и взяли с собой всю р у с ь, и пришли к словенам, и сел старший Рюрик в Новгороде69, а другой — Синеус — на Белоозере70, а третий — Трувор — в Изборске. И от тех варягов про­звалась Русская земля. Новгородцы же — те люди варяжского рода, а прежде были с л о в е н е. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик, и стал раздавать мужам сво­им города — тому Полоцк, этому — Ростов, другому — Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а ко­ренное население в Новгороде — словене, в Полотске — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рю­рик. И были у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то уви­дели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Тамошние же жители ответили: «Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом го­роде, собрали у себя много варягов и стали владеть зем­лею полян. Рюрик же в это время княжил в Новгороде.

 

В год 6374- (866 ). Отправились Аскольд и Дир вой­ной на греков и пришли туда в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в то время в походе на агарян71 и дошел уже до Черной реки72, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград. И возвра­тился царь. Эти же вошли внутрь Суда, совершили мно­го убийств христианам и осадили Царьград двумяста­ми кораблей. Царь же с трудом вошел в город и с пат­риархом Фотием всю ночь молился в церкви святой Богородицы во Влахерне73. И вынесли они с песнями бо­жественную ризу святой Богородицы, и омочили в море ее полу. Была в это время тишина, и море было спо­койно, но тут внезапно поднялась буря с ветром и вели­кие волны разметали корабли язычников русских, и прибило их к берегу и переломало так, что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой74.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.