Предмет науки теории государства и права — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Предмет науки теории государства и права

2021-05-27 28
Предмет науки теории государства и права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предмет науки теории государства и права

Каждая наука имеет свой предмет исследования. Предмет определяет самостоятельность науки.

Объект ТГП – гос-во и право; но объект может быть у разных наук одним и тем же, а предмет всегда один. Предмет выражает направление деятельности, ее аспект (т.е. более узкое понятие).

Предмет ТГП: общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, а также разнообразные формы их проявления. Особое внимание ТГП уделяет вопросу о понятиях и категориях юридической науки (определения часто прописываются в законах).

Исследование предмета ТГП предполагает характеристику:

а) сущности права и государства;

б) общих черт, присущих праву и государству любого типа и любой системы;

в) общих закономерностей генезиса (происхождения) права и государства;

г) типов и форм права и государства;

д) общих закономерностей, принципов, механизмов развития и функционирования права и государства;

е) общих закономерностей связи права и государства друг с другом и другими социальными явлениями; и др.

Предмет ТГП охватывает не только статические моменты (собственно право и государство), но и их динамику (в частности, процесс правового регулирования).

Методология теории государства и права

Метод – это совокупность приемов, спрособов и средств, с помощью к-ых осуществляется изучение государства и права. Метод отвечает на вопрос «как?». Методология - учение о методах. Это теория, обращенная к практике исследования.

В юр.науке – большое многообразие подходов. Это связано с уровнем развития науки в целом.Но есть 3 осн. группы методов:

1. Всеобщие методы: основа для развития ТГП. Включают метафизику (ГиП как вечные и неимзенные институты) и диалектика (ГиП рассматриваются в их развитии и взаимодействии. Подразделяется на идеализм (объективный и субъективный) и материализм). Объективный иделаизм – объясняет факт существования ГиП объективным разумом. Субъективный идеализм – связывает существование ГиП с сознанием человека.

2. Общенаучные методы: исторический, логический (анализ – процесс разложения целого на части, синтез – процесс воссоединения целого из частей), системный метод (исследование явлений как систем. ГиП – сложные системные образования, должны исследоваться во взаимосвязи), структурно-функциональный метод (позволяет выявить функции ГиП);

3. Группа частнонаучных методов: формально-юридический (догматический), сравнительно-правовой, статистический, социологический, метод моделирования и т.д.

 

Форма правления

Форма правления раскрывает три главные характеристики государства:

1. Организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании;

2. Взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением;

3. Компетенцию этих органов.

Т.о. форма правления это способ организации и взаимоотношений органов государства между собой (а именно главы государства, парламента и правительства) и их прямые и обратные связи с населением.

Различают две основные формы правления: монархическую и республиканскую. Форма правления зависит, прежде всего, оттипа общества.

Монархическая форма правления воз­никла в условиях рабовладельческого общества. При этом монархия, как орудие диктатуры рабовладельцев, существовала в двух разновидностях: деспотия, как правило, с восточным оттенком (деспот сосредотачивает в своих руках всю полноту власти, опираясь на военный и полицейский аппарат, используя жесточайшие формы насилия, но, тем не менее, проявляя заботу о своем государстве), и тирания, как правило, устанавливаемая в результате государственного переворота (тиран стремится, прежде всего, к удовлетворению своих личных интересов, не проявляя заботы об обществе).

При феодализме монархия, как орудие диктатуры феодалов и привилегированных сословий, стала основной формой государственного правления и прошла в своем развитии ряд стадий: ранняя феодальная монархия (период становления монархии в отсутствие тесных экономических взаимосвязей как в самом государстве, так и с завоеванными территориями), монархия периода децентрализованной феодальной раздробленности (монарх рассматривается как первый среди равных, а фактически иногда и первым не является), усиления централизации и установления сословно-представительной монархии (появляются классы и сословия, на которые может опереться монарх и у которых находят поддержку; появляются представительные органы – Земские сборы, Генеральные штаты во Франции), централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности (власть монарха ничем не ограничена (Людовик XV, Николай I), отсутствие сдержек и противовесов власти монарха).

В государствах буржуазного типа сохранились лишь формальные черты монархического правления.

В н.в. с точки зрения полноты власти монарха выделяют виды монар­хии:

1) Абсолютная (неограниченная). В условиях абсолютной монархии как формы государственного правления монарх по закону обладает всей полнотой верховной государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной. В таком государстве нет парла­мента – законодательного органа, избираемого населением; нет конституци­онных актов, ограничивающих власть монарха (Саудовская Аравия, Катар, Осман, Российская Империя).

Наиболее типичные черты монархической формы правления состоят в следующем:

o существование единоличного главы государства, пользующегося бессрочной пожизненной властью (законы монархий не предусматривают никаких оснований для отстранения монарха от власти);

o юридическая независимость и безответственность монарха, подчеркиваемая институтом контрассигнатуры – порядком, при котором утвержденные монархом правовые акты подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра (реже одного из министров), ответственного за исполнение данного акта;

o наследственный порядок преемственности верховной власти;

o концентрация в руках монарха всей полноты власти,

 

 

Существую две системы наследования престола – персональная и семейная. При персональной системе трон наследует конкретное лицо, заранее определенное законом. Персональная система имеет несколько разновидностей: салическую (наследниками могут быть только мужчины), кастильскую (в числе наследников могут быть и женщины, и мужчины, но последние имеют преимущество), австрийскую (женщины имеют право занять престол только в том случае, если во всех поколениях династии нет мужчин), шведскую (мужчины и женщины наследуют престол на равных условиях по праву первородства).

 

2) Конституционная (ограниченная). Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха по конституции ограничена представительным органам. Конституционная монархия возникла в период становления бур­жуазного общества и в настоящее время существует в Англии, Дании, Бель­гии, Испании, Норвегии, Швеции, Японии и др. Конституционная монархия может быть

- дуалистической (Марокко, Иордания, Кувейт, Бах­рейн и др.), при которой организация высших органов государствен­ной власти носит двойственный характер: монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное пе­ред ним, а законодательная власть и контрольные функции принадлежат парламенту (при этом, од­нако, монарх обладает правом налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом.);

- парламентар­ной (Великобри­тания, Бельгия, Испания, Швеция, Нидерланды), для которой характерны следующие черты:

o власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти, от­сутствует какой бы то ни было ее дуализм;

o исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соот­ветствии с конституцией ответственно перед парламентом, а не монархом;

o правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах;

o главой государства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте;

o законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт.

В некоторых странах существует система министериализма (кабинета), при которой парламент контролируется правительством, состоящим из лидеров партий, обладающих в парламенте большинством (Великобритания).

Т.о. монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу и переходит, как правило, по наследству.

Республиканская форма правления – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Она также характерна для самых различных исторических типов государств.

В условиях рабовладельческого общества существовала: аристократическая республика (власть в основном была сосредоточена в руках должностных лиц, а представительные органы такими полномочиями не обладали – Спартанская, Римская), демократическая республика (в управлении участвует все свободное население, путем выборов, роль и значение должностных лиц, носит подчиненный характер по отношению к представительным органам государственной власти – Афинская демократическая республика).

Республика в условиях феодализма большого развития не получила. Существовали феодальные города-республики, которые в результате укреп­ления своего могущества перешли от городского самоуправления к суверени­тету государства (Флоренция, Вене­ция, Генуя – в Италии, Новгород и Псков – в России, вольные города были также в Германии, Франции, Англии).

 

В условиях буржуазного типа общества республика становится господствующей формой правления.

В условиях социалистического типа государства предполагалось, что не должно быть никакого разделения властей, т.к. вся власть принадлежит народу. Фактически кандидатуры депутатов определялись партийными органами, а не населением. Кроме того, все важнейшие вопросы решались на партийных съездах и конференциях. Органы представительной власти собирались крайне редко.

Для республиканской формы правления характерны следующие черты:

o верховная власть осуществляется выборными органами (президент, парламент);

o источником власти является народ, который реализует эту власть посредством проводимых через определенные промежутки времени выборов высших и местных представительных органов власти, органов местного самоуправления);

o избрание органов верховной государственной власти на определенный срок;

o использование институтов демократии в разнообразных формах;

o юридическая и политическая ответственность главы государства.

Современная республика может быть:

1) Президентской (США, Аргентина, Бразилия, Мексика), для которой характерно:

o соединение в руках президента полномочий главы государства и прави­тельства;

o президент избирается населением или его представителями на выборах (выборщиками);

o президент самостоятельно (не исключен парламентский контроль) формирует правительство, и оно ответственно перед президентом, а не пар­ламентом;

o президент наделен такими полномочиями, которые в значительной сте­пени позволяют ему контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.), брать на себя в экс­тренных случаях функции парламента.

Президентские республики более стабильны и эффективны, чем парламентские. Однако, основным их недостатком является концентрация власти в руках одного лица (президента), что создает предпосылки для злоупотребления ею и трансформации президентской республики в суперпрезидентскую, при которой представительные органы практически утрачивают свое значение.

2) Парламентарной (Италия, ФРГ, Греция, Ислан­дия, Индия и др.), главной отличительной особенностьюкоторой являет­ся принцип политической ответственности правительства перед парламентом:

o верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением;

o президент является главой государства, но не главой правительства;

o правительство формируется только парламентским путем из числа де­путатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте) или к партийной коалиции;

o правительство ответственно перед парламентом;

o президент избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом;

o наличие должности премьер-министра, который является главой пра­вительства и лидером правящей партии или партийной коалиции;

o правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает под­держкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах - боль­шинства нижней палаты), а в случае утраты такой поддержки оно либо ухо­дит в отставку, что означает правительственный кризис, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения внеочередных парламентских выборов;

o президент как глава государства обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д. (т.е. выступает только как официальный представитель и широких политических полномочий не имеет)

 

 

Парламентарная республика считается более демократической, нежели чем президентская, т.к. правительство формируется коллегиальным органом – парламентом, а не единолично президентом. Однако при многопартийной системе возможны частые правительственные кризисы (Италия).

3) Некоторые страны относят к «полупрезидентским» республикам (Франция, Финляндия, Россия), т.е. имеет элементы как парламентарной, так и президентской республик. В частности, наряду с сильным президентом, являющимся одновременно главой правительства, в формировании правительства участвует парламент, а правительство несет ответственность и перед президентом, и перед парламентом.

Некоторые республики превращаются в монархические, в которых президент занимает свой пост пожизненно (КНДР). В условиях военных режимов временно возникают президентско-милитаристские республики (Алжир, Нигерия), в которых устанавливается военное правление.

Форму правления тоталитарного государства называют «извращенной формой республики» или «партократической» республикой, которой прису­щи все черты тоталитарной организации.

Иногда выделяют такую форму правления как аристократия – осуществление верховной власти ограниченным числом лиц (Др. Афины).

 

 

  1.  Формы гос режима

Иногда форму правления и государственное устройство называют внешней формой государства, а политический (государственно-правовой) режим – внутренней. Государственно-правовой режим представляет собой совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Государственный режим характеризует функциональную сторону формы государства.

Специфика политико-правового режима обуславливается:

o экономической и общественно-политической ситуацией;

o объективными и субъективными обстоятельствами (национальными и историческими традициями, особенностями культуры, религии, территориальными размерами государства).

Политические режимы подразделяют на:

1) Демократические режимы, суть которых состоитв следующем:

o Народовластие, т.е. признание народа единственным источником государственной власти.

Народовластие может проявляться в различных формах:

-      непосредственная демократия, когда народ непосредственно принимает участие в решение важнейших государственных вопросов (выборы);

-      представительная демократия, которая предполагает, что волю народа выражают его представители в соответствующих законодательных и других органах государственной власти (Государственная дума);

-      местное самоуправление, которое не входит в систему органов государственной власти, но также является одной их форм волеизъявления народа.

o Свобода личности в экономической сфере (свобода предпринимательства и признание частной собственности).

o Реальная гарантированность прав и свобод человека и гражданина.

o Осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей.

o Выборность и сменяемость органов государственной власти.

o Децентрализация органов государственной власти.

o Наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании и деятельности органов госу­дарственной власти (в форме прямого участия населения или на основе пред­ставительной демократии).

o Наличие официальных механизмов, обеспечивающих учет мнений и ин­тересов меньшинства населения, использование метода согласования при принятии решений.

o Политический плюрализм (отсутствие единой, обязательной для всех го­сударственной официальной идеологии, свободное формирование негосу­дарственных общественных объединений, конкуренция политических пар­тий и других политических сил).

o Наличие легальной политической оппозиции.

Как важнейшее достоинство демократического политического режима в литературе отмечается то, что он обеспечивает систематическую смену пра­вителей мирным, ненасильственным путем.

Выделяют следующие виды демократии:

а) Либеральная демократия, которая характеризуется:

o плюрализмом во всех сферах общественной жизни (многообразие форм собственности, многопартийность, идеологическое многообразие);

o осуществлением государственной власти на основе принципа разделения властей;

o приоритетом интересов личности в отношениях личности и государства;

o высоким политическим, нравственным и правовым сознанием населения.

 

 

б) Собственно демократия, которая характеризуется:

o признанием равенства и свободы все людей (конституционное закрепление и реальная гарантированность прав и свобод личности);

o максимальным использованием в политической жизни демократических институтов (плебисцитов, демонстраций и т.п.);

o принятием государственных решений по воле большинства, но с учетом мнения и интересов меньшинства (национальные меньшинства);

o строгим разграничением полномочий центральных и местных органов власти, поощрением местной инициативы;

o утверждением верховенства закона, режима законности, высокой правовой культурой общества, должностных лиц и отдельной личности.

Иногда говорят об управляемой демократии (политическое руководство оказывает определенное воздействие на население: волеизъявление с учетом интересов политического руководства) и суверенной демократии (волеизъявление народа должно быть самостоятельным, независимым от воздействия извне).

2) Антидемократические режимы не предполагают опоры политической власти на граждан. Чаще всего они представлены тоталитарным и авторитарным режимами.

Авторитарный режим характеризуется тем, что государством руководит узкий круг – правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами. Характерными признаками также являются:

o власть элиты не ограничена законом;

o народ отстранен от управления государством и не может контролировать деятельность правящей элиты;

o в политической жизни допускается существование многопартийности, но оппозиционные партии запрещены;

o имеются сферы, свободные от политического контроля (экономика, частная жизнь), контролю подлежит главным образом политическая сфера жизни общества;

o устанавливается приоритет интересов государства перед личными интересами;

o принуждение и насилие применяются в отношении открытых противников.

Т.о. авторитарный режим – государственно-политическая система, характеризуемая сосредоточением власти в руках одного человека или правящей элиты, фактически не контролируемых и не избираемых населением, но при сохранении внешних признаков конституцион­ного правления.

Авторитарный режим занимает промежуточное место между тоталитарным и демократическим режимами и способен перерасти как в тот, так и в другой в зависимости от ориентации правящей элиты.

Существует 2 разновидности Авторитарного режима.

- Авторитарно-конституционный режим

- Тоталитарный режим

Авторитарно-конституционный режим предполагает все-таки определенное ограничение полномочий высших должностных лиц конституцией.

Тоталитарный режим – это крайняя форма авторитарного режима, представляющая собой всеобъемлющий контроль государства над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения. Политологи отмечают, что тоталитаризм – это не просто поли­тический режим как характеристика власти, а практическиспособ организации общества. Тоталитаризм – порождение XX в. Однако идеи о возможности полного, всеобщего управления обществом со стороны государства уходят корнями в древность (Гераклит, Платон). В средние века и в Новое время, многие тота­литарные идеи были воплощены в проектах будущего государства коммуни­стов-утопистов (Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы, Гракха Бабефа). В дальнейшем тоталитарные идеи получили развитие в трудах Фихте, Ге­геля, Маркса, Ницше и др.

 

 

Тоталитаризм как способ организации общественной жизни и политичес­кий режим характеризуют следующие моменты:

o монизм (отсутствие плюрализма) во всех сферах общественной и госу­дарственной жизни: тоталитарная политическая система основана на мониз­ме власти;

o претензия тоталитарной системы на монопольное обладание истиной и коллективистско-механистическое мировоззрение (государство - «ма­шина», человек - «винтик» и т. п.);

o идеологизация всей общественной жизни, введение на государственном уровне единой для всех идеологии;

o крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, запрет всяких других идеологий, демагогия и догматизм (в фашистской Германии существовал «За­кон против образования новых партий»: В Германии существует в качестве единственной политиче­ской партии Национал-социалистическая германская рабочая партия);

o монополия на информацию и полный контроль над средствами массовой информации;

o полное устранение гражданского общества, всякой частной жизни и собственности и распространение на все сферы жизни уравнительного принципа, подав­ление человеческой индивидуальности;

o систематический массовый террор против своего населения;

o прикрытие, маскировка атрибутами правовой формы: конституцией, писаным законом, законностью, правосудием;

o отсутствие публично-властной суверенности государства, поглощение государственного аппарата партийным;

o вся полнота власти принадлежит аппарату одной «партии», которая на самом деле представляет собой систему тоталитарной бюрократии, осуще­ствляющую свое господство и контролирующую всю общественно-политиче­скую систему;

o запрет на существование всяких иных политических партий и движений;

o жесткая централизация власти, иерархию которой возглавляет куль­товая фигура вождя;

o упразднение местного самоуправления.

Основные разновидности тоталитаризма:

а) левый (коммунистический) тотали­таризм,

б) правый тоталитаризм (фашизм)

в) национал-со­циализм (возник в Германии в 1933 г.)

г) религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм).

Фашизм впервые был установлен в Италии в 1922 г. Ему свойственны все признаки тоталитаризма, но имеет и свои особенности:

o основывается на националистической идеологии (расизме): представлениями о превосходстве одной расы (высшая, элитная) над другими (неполноценные народы), одной нации над другими нациями, низшие расы призваны обслуживать высшую либо подлежат уничтожению (теория расизма);

o проявляет крайнюю агрессивность по отношению к другим государствам (захватничество, реальная военная экспансия), отсюда милитаризация жизни страны, введение военно-бюрократического централизма.

В нашей стране тоталитарный режим утвердился в конце 20-х годов и суще­ствовал до начала 50-х. После этого он оставался авторитарной диктатурой КПСС с сильными пережитками тоталитаризма, заключавшимися в принуди­тельном насаждении одной-единственной идеологии - «марксизма-ленинизма».

Недемократические режимы могут быть установлены при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, но должны носить временный характер.

 

 

Существуют переходные (либеральные) режимы, характерные для стран, покончивших с антидемократическим правлением автократии, проводящих либеральные реформы в экономике, в полити­ческой системе общества, в методах и способах осуществления государственной власти (в постсоциалистических странах Централь­ной и Восточной Европы, в постсоветских государствах - участниках СНГ, в ряде государств Центральной и Южной Америки, Африки и Азии). Такой режим:

o законодательно закрепляет принципиальные демократические институты, права и свободы человека и гражданина;

o осуществляет либерализацию экономических отношений;

o утверждает многопартийность и идеологический плюра­лизм в целом;

o проводит альтернативные выборы высших, региональных и местных органов власти;

o практически реализует принцип разделения властей с созданием системы «сдержек и противовесов».

В то же время половинчатость, неустойчивость перемен в условиях перехода к демократическому правлению нередко проявляются:

o в сохранении в своей основе прежней номенклатуры с ее коррумпированностью и стремлением оставить за собой влияние в обществе;

o в соединении в управлении делами государства черт авторитаризма и демократизма;

o в недейственности сформированного механизма защиты прав человека;

o в низкой эффективности законодательства;

o в духовной необеспеченности преобразований соответствующим уровнем правовой и политической культуры общества.


 

 

  1.  Тоталитарное и авторитарное государство

Тоталитарный и авторитарный режимы – это антидемократические политические режимы.

Авторитарный режим характеризуется тем, что государством руководит узкий круг – правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами. Характерными признаками также являются:

o власть элиты не ограничена законом;

o народ отстранен от управления государством и не может контролировать деятельность правящей элиты;

o в политической жизни допускается существование многопартийности, но оппозиционные партии запрещены;

o имеются сферы, свободные от политического контроля (экономика, частная жизнь), контролю подлежит главным образом политическая сфера жизни общества;

o устанавливается приоритет интересов государства перед личными интересами;

o принуждение и насилие применяются в отношении открытых противников.

Т.о. авторитарный режим – государственно-политическая система, характеризуемая сосредоточением власти в руках одного человека или правящей элиты, фактически не контролируемых и не избираемых населением, но при сохранении внешних признаков конституцион­ного правления.

Авторитарный режим занимает промежуточное место между тоталитарным и демократическим режимами и способен перерасти как в тот, так и в другой в зависимости от ориентации правящей элиты.

Существует 2 разновидности Авторитарного режима.

- Авторитарно-конституционный режим

- Тоталитарный режим

Авторитарно-конституционный режим предполагает все-таки определенное ограничение полномочий высших должностных лиц конституцией.

Тоталитарный режим – это крайняя форма авторитарного режима, представляющая собой всеобъемлющий контроль государства над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения. Политологи отмечают, что тоталитаризм – это не просто поли­тический режим как характеристика власти, а практическиспособ организации общества. Тоталитаризм – порождение XX в. Однако идеи о возможности полного, всеобщего управления обществом со стороны государства уходят корнями в древность (Гераклит, Платон). В средние века и в Новое время, многие тота­литарные идеи были воплощены в проектах будущего государства коммуни­стов-утопистов (Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы, Гракха Бабефа). В дальнейшем тоталитарные идеи получили развитие в трудах Фихте, Ге­геля, Маркса, Ницше и др.

Тоталитаризм как способ организации общественной жизни и политичес­кий режим характеризуют следующие моменты:

o монизм (отсутствие плюрализма) во всех сферах общественной и госу­дарственной жизни: тоталитарная политическая система основана на мониз­ме власти;

o претензия тоталитарной системы на монопольное обладание истиной и коллективистско-механистическое мировоззрение (государство - «ма­шина», человек - «винтик» и т. п.);

o идеологизация всей общественной жизни, введение на государственном уровне единой для всех идеологии;

o крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, запрет всяких других идеологий, демагогия и догматизм (в фашистской Германии существовал «За­кон против образования новых партий»: В Германии существует в качестве единственной политиче­ской партии Национал-социалистическая германская рабочая партия);

 

 

o монополия на информацию и полный контроль над средствами массовой информации;

o полное устранение гражданского общества, всякой частной жизни и собственности и распространение на все сферы жизни уравнительного принципа, подав­ление человеческой индивидуальности;

o систематический массовый террор против своего населения;

 

o прикрытие, маскировка атрибутами правовой формы: конституцией, писаным законом, законностью, правосудием;

o отсутствие публично-властной суверенности государства, поглощение государственного аппарата партийным;

o вся полнота власти принадлежит аппарату одной «партии», которая на самом деле представляет собой систему тоталитарной бюрократии, осуще­ствляющую свое господство и контролирующую всю общественно-политиче­скую систему;

o запрет на существование всяких иных политических партий и движений;

o жесткая централизация власти, иерархию которой возглавляет куль­товая фигура вождя;

o упразднение местного самоуправления.

Основные разновидности тоталитаризма:

а) левый (коммунистический) тотали­таризм,

б) правый тоталитаризм (фашизм)

в) национал-со­циализм (возник в Германии в 1933 г.)

г) религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм).

Фашизм впервые был установлен в Италии в 1922 г. Ему свойственны все признаки тоталитаризма, но имеет и свои особенности:

o основывается на националистической идеологии (расизме): представлениями о превосходстве одной расы (высшая, элитная) над другими (неполноценные народы), одной нации над другими нациями, низшие расы призваны обслуживать высшую либо подлежат уничтожению (теория расизма);

o проявляет крайнюю агрессивность по отношению к другим государствам (захватничество, реальная военная экспансия), отсюда милитаризация жизни страны, введение военно-бюрократического централизма.

В нашей стране тоталитарный режим утвердился в конце 20-х годов и суще­ствовал до начала 50-х. После этого он оставался авторитарной диктатурой КПСС с сильными пережитками тоталитаризма, заключавшимися в принуди­тельном насаждении одной-единственной идеологии - «марксизма-ленинизма».

Недемократические режимы могут быть установлены при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, но должны носить временный характер.


 

 

  1.  Форма территориально- политического (гос-го) устройства

Форма государственного устройства – это способ (форма) территориаль­ной организации государственной власти, который выражается в националь­но-государственном (субъекты федерации, автономные образования) и административно-территориальном (провинции, районы, общины и др.) устройстве госу­дарства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.

Проблема территориальной организации власти характерна именно для государственно-организованного общества, поскольку в нем люди управляются не непосредственно (как это было в первобытном обществе, где они обособля­лись и объединялись по кровнородственному признаку), а опосредствованно – через организацию государством социально-производственного процесса на определенной территории. Государственная власть и государственное управление строятся по территори­альному принципу.

На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, историче­ские традиции, территориальные размеры государства и др.

Государственное устройство может быть простым и сложным.

1) Простым является унитарное государственное устройство. Унитарное государство – это слитная государственно-территориальная организация, отличающаяся полным политическим единством, составные части которого так или иначе подчинены центральным органам власти и функционируют в рамках целостной государственно-правовой системы. Унитарное государство подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не вклю­чая в себя никаких государственных образований.

Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:

o единый центр государственной власти, т.е. единая, общая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (парламент, правительство, Верховный суд);

o единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство;

o единая денежная система, одноканальная система налогов;

o территориальные элементы унитарного государства (области, департа­менты, округа, графства и т. п.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности, т.е. не обладают политической самостоятельностью.

Унитарные государства могут быть

o симметричными (административно-территориальные единицы имеют одинаковый правовой статус (одноименные), занимают равное положение по отношению к государству в целом – Болгария, Польша и др.);

o ассиметричными (на территории унитарного государства создаются политические или административные автономии, обладающими более широкими правами, чем обычные административно-территориальные единицы, границы которых устанавливаются высшими органами власти страны – Финляндия, Дания).

Автономия – это самоуправление определенной части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, а иногда – географическими условиями, ее населению могут быть присущи определенные исторические особенности, традиции. Существуют две разновидности автономии в унитарном государстве – политическая и административная. Политическая автономия пользуется более широкими правами, обладает правом собственного законодательства (иногда называют регионализмом). Административная автономия предполагает использование местного языка в школах, в судебном процессе, радиовещании и издание газет на местном языке, некоторые права во внешнеэкономических отношениях, приоритет в использован


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.145 с.