Тема 7. Анализ производства и реализации продукции . — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема 7. Анализ производства и реализации продукции .

2021-06-02 24
Тема 7. Анализ производства и реализации продукции . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Основные направления и этапы анализа производства и реализации продукции.

2. Анализ формирования и выполнения производственной программы.

3. Анализ качества продукции.

4. Анализ ритмичности выпуска продукции.

5. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.

6. Анализ резервов роста объема производства и реализации продукции.

1. В условиях перехода к рыночным отношениям объектом анализа является не просто производственный процесс, а получение заказа на производимую продукцию и ее оплата по согласованной с потребителем цене.

Анализ процесса производства осуществляется по двум основным направлениям: оценка перспектив реализации продукции, которая осуществляется в ходе формирования и выполнения производственной программы, и оценка экономических последствий управленческих решений по регулированию производства.

В процессе комплексного целевого анализа производства и реализации продукции можно выделить следующие основные этапы:

1) изучение спроса на производимую продукцию, анализ выполнения договоров предыдущего периода;

2) выявление дополнительных (по сравнению с предыдущим периодом) резервов использования производственных ресурсов с целью оптимизации объема и структуры производства в планируемом периоде под наиболее выгодные предложения о заключении договоров;

3) оценка выполнения договоров по объему и ритмичности поставки, качеству и комплектности продукции; определение потерь в результате несвоевременного или неполного выполнения обязательств по договорам;

4) установление внутренних и внешних причин невыполнения договорных обязательств.

 

2. При оценке работы предприятия по производству продукции, работ, услуг следует анализировать выполнение взятых перед покупателями обязательств:

· объем производства должен соответствовать договорному;

· соответствующего ассортимента;

· в договорные сроки, т.е. ритмично;

· требуемого качества.

Объем выпуска может оцениваться как в стоимостном, так и в натуральном, условно-натуральном выражении (в отличие от оценки объема реализации, где всегда используется стоимостная оценка).

Анализ динамики объема выпуска продукции проводится с помощью индексов динамики и темпов роста (прироста). Анализ динамики проводится как в текущих, так и в сопоставимых ценах. Объектами анализа при этом являются готовая, реализованная продукция, оцененные в стоимостных показателях, а также выпуск продукции в натуральных показателях.

План выпуска продукции в общем объеме и по ассортименту является исходной базой для составления плана обеспечения сырьем, материалами, комплектующими изделиями, оснащения оборудованием, составления штатного расписания и т.д.

Ассортимент - перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Располагая данными о плановой и фактической стоимости отдельных видов произведенной продукции, можно дать количественную оценку выполнения плана по ассортименту. При этом считают, что задания по ассортименту могут быть либо выполнены, либо нет. Перевыполнение плана по выпуску отдельных видов продукции может быть учтено только в выполнение плана по общему ее объему. Поэтому в выполнение плана по ассортименту фактический выпуск продукции засчитывают в пределах плана.

Оценка выполнения плана по ассортименту может проводиться:

1) по способу наименьшего процента (выполнения плана);

2) по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которым выполнен план выпуска продукции;

3) с помощью среднего процента.

 

% выполнения   объем выпуска фактический, но в пределах плана

плана по  = -----------------------------------------------------------------

ассортименту                     объем выпуска плановый

(метод среднего %)

 

Например:

 

 

 

Изделие

Объем выпуска

продукции,

тыс.грн.

Удельный

вес выпуска,

%

Выполнение плана,

%

Зачтено в выполнение плана (тыс.грн.)

план факт план факт
А        128,1 128,6 60,2 60,0** 100,4 128,1
Б 43,7 45,2 21,2 20,4 96,7* 43,7
В 41,9 39,6 18,6 19,6** 105,8 39,6
Итого 212,7 212,4 100,0 100,0 100,6 211,4

 

Выполнение плана по ассортименту:

а) способом наименьшего процента составляет 96,7%(*);

б) способом среднего процента - 99,3% (211,4 / 212,9 х 100%);

в) по удельному весу изделий, по которым план выполнен, этот показатель равен 79,6% (60,0 + 19,6)**.

Дальнейший анализ предполагает выяснение причин невыпуска одних изделий и излишнего выпуска других.

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть внутренние и внешние. Внутренние: недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, нехватка электроэнергии, недостатки в системе управления и т.д. Внешние: состояние материально-технического снабжения, причины производственного характера, изменение конъюнктуры рынка (спроса на отдельные виды продукции, активизации конкурентов и т.п.).

Для оценки влияния факторов внешнего порядка необходим анализ выпуска готовой продукции в сопоставлении с результатами анализа объема реализованной продукции.

Кроме ассортимента состав продукции характеризует ее структура, т.е. удельный вес отдельных видов изделий в общем объеме выпуска продукции. Выполнение плана по структуре означает сохранение в фактическом выпуске продукции запланированных соотношений отдельных ее видов. Влияние изменения структуры продукции на объем ее выпуска в стоимостном выражении наиболее просто определяется при использовании средних цен:

          _ _

ГП = (р1 - р0)х К1, где:

 

ГП - прирост объема продукции за счет изменения структуры, тыс.грн.;

_ _

р1 и р0 - средняя оптовая цена группы изделий фактическая и прошлого периода;

К1 - фактическое количество изделий в отчетном периоде, шт.

Нарушение плановой структуры может происходить в результате изменения удельного веса продукции в сторону более рентабельных изделий, менее трудоемких, давно освоенных, менее сложных по технологии изготовления и вызывает диспропорции в общем производстве продукции.

3. Качество продукции - один из основных факторов, способствующих росту реализации продукции, а также основной показатель конкурентоспособности выпускаемой продукции и предприятия. Повышение качества продукции требует дополнительных затрат и увеличивает себестоимость единицы продукции. Влияние качества продукции на результативные показатели работы предприятия оценивается с помощью показателей качества.

Качество продукции - совокупность свойств продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества. Различают единичные показатели качества, характеризующие одно из ее свойств, комплексные, характеризующие несколько свойств, и обобщающие, отражающие совокупность свойств продукции.

Технический уровень продукции оценивается путем сопоставления технико-экономических показателей изделий с лучшими отечественными и зарубежными образцами. При этом оценка проводится с помощью единичных и комплексных показателей качества.

К экономическим показателям качества (их еще называют обобщающими) относятся: удельный вес продукции, отнесенной к соответствующим уровням качества (мировому, допустимому); экспортируемой продукции; новой продукции в общем ее выпуске; сертифицированной продукции в общем ее выпуске; объем забракованной продукции; количество рекламаций и стоимость зарекламированной продукции; сдача дефектной продукции и др. Три последних показателя характеризуют отступления от норм по качеству изготовления продукции (эти показатели еще называют косвенными показателями качества). Анализ отступлений от норм по качеству изготовления осуществляется по данным о внутризаводском браке и внешних рекламациях на продукцию.

Одним из косвенных показателей качества продукции является брак, который разделяют на исправимый и окончательный. Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, снижению объема товарной продукции, прибыли и рентабельности продукции.

В процессе анализа изучают динамику брака, удельный вес в общем выпуске товарной продукции; определяют потери от брака и потери товарной продукции, например (тыс.грн.):

1. Себестоимость забракованной продукции  50  

2. Расходы по исправлению брака                    9

3. Стоимость брака по цене возможного

           использования                                               16

4. Сумма удержаний с виновных лиц               10

5. Товарная продукция в действующих ценах 10500

6. Себестоимость продукции                          8473

7. Рентабельность продукции, %                      23,9

Потери от брака = 50+9 - 16 - 10 = 33 (тыс.грн);

потери товарной продукции = 33х 1,239 = 40,9 (тыс.грн.).

Показатели качества продукции анализируются путем сравнения фактических данных с предыдущими отчетными периодами, планом, аналогичными данными других родственных предприятий.

Основными причинами снижения качества продукции являются: недостаточный уровень квалификации рабочих, работа на неисправном оборудовании, низкий уровень технологии и организации производства, отступления от технологического процесса, использование некачественных сырья и материалов, нарушение ритмичности производства и др.

4. Ритмичность работы предприятия обеспечивает возможность предприятия своевременно выполнять обязательства. Различают равномерный (т.е. в равные промежутки времени выпуск одинакового количества продукции) и ритмичный выпуск продукции. Требование ритмичности означает соблюдение определенного требуемого ритма выпуска продукции, согласованного с возможностями предприятия по производству и хранению продукции, а также ее своевременной отгрузки.

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце - за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

Основная задача анализа - оценить правильность выбора ритма и его выполнение. В зависимости от заданного ритма (бывает равномерный, равномерно нарастающий, равномерно убывающий и циклический) выбирается и способ оценки.

 Измерение и оценка степени ритмичности производится следующими способами:

1) отношение наименьшего среднесуточного выпуска продукции к наибольшему (чем ближе к 1, тем ритмичнее);

2) способом зачета;

3) с помощью статистических характеристик (среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации).

При заданном равномерном ритме можно воспользоваться первым способом, при других типах ритма эта методика не подходит.

Для оценки ритмичности способом зачета необходимо предварительно определить структуру выпуска во времени (чтобы избежать влияния на коэффициент ритмичности одновременно изменения объема выпуска и его ритма).

 

 К ритм = Сумма фактического выпуска, но не выше плана (по декадам в структуре выпуска, см. графа 4).

К ритм , вычисленный способом зачета равен 95%.

 

Более точные характеристики мы получим при использовании статистических показателей. Например:

Декады           Выпуск   Выпуск  Зачтено      Хф-Хпл     (Хф -Хпл)2

            плановый фактич. при условии

          (в % к итогу) (-«-)   заданного

                Хпл        Хф      ритма

1                2               3             4               5                    6

1              32,0             29,2       29,2          -2,8                7,84

2              33,0           30,8       30,8          -2,2                4,84

3              35,0           40,0       35,0          +5,0              25,00

Итого    100,0         100,0       95,0            -                  37,68

 

 

 

  = ;

= ,

 

где n - количество периодов.

        

В данном случае коэффициент вариации выступает как коэффициент аритмичности (отклонение от заданного ритма)

 Каритм =  / Хср = 3,54 / 33,33 = 0,11; где Х ср = 33,33 (%)

 Критм = 1 - 0,11 = 0,89.

 

Видно, что по одним и тем же данным Критм разный, причем, способ с применением статистических показателей более точный, т.к. он учитывает отклонение в обе стороны от заданного ритма.

В заключение анализа ритмичности целесообразно определить упущенную возможность в связи с неритмичной работой путем умножения разности между наибольшим и наименьшим среднесуточным выпуском продукции на соответствующее количество рабочих суток в анализируемом периоде. При этом из фактического выпуска продукции исключают выработанную за сверхурочное время. На основании данных анализа ритмичности разрабатывают конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной работы.

5. Реализация продукции является завершающей стадией кругооборота средств предприятия. Достижение высоких финансовых результатов, обеспечение устойчивости финансового положения во многом будет зависеть от того, как идет работа по реализации продукции (работ, услуг).

Под реализацией продукции, работ, услуг понимается передача покупателю права собственности на произведенные предприятием-продавцом продукцию, работы, услуги.

В настоящее время моментом передачи права собственности может считаться как момент отгрузки (приемки), так и момент поступления денег за отгруженную (принятую) продукцию.

Выполнение плана по объему реализации зависит от обеспеченности его товарно-сырьевыми ресурсами. Для изучения этого показателя может составляться баланс готовой продукции в двух оценках: по себестоимости и по отпускным ценам, который отражает взаимоувязку показателей движения готовой продукции:

           РП = Он + ГП - Ок, где

РП - объем реализованной продукции;

ГП - объем выпуска продукции;

Он, Ок - остатки готовой продукции на складе на начало и конец периода.

Факторы изменения объема реализации рассчитываются приемом сравнения. При этом учитывают, что фактор изменения остатка готовой продукции на конец года оказывает влияние, обратное знаку изменения самого этого показателя. Например, (тыс.грн.):

 

Показатель План Отчет Изменение (+,-)
Остаток ГП на складе на начало периода 213,0 228,0 + 15,0
Выпуск продукции (ГП) 3286,0 3245,0 - 41,0
Остаток ГП на складе на конец периода 326,4 357,9 + 31,5
Реализация 3172,6 3115,1 - 57,5

 

Работа предприятия по реализации продукции, работ, услуг должна быть оценена с позиции покупателя. Критериями для такой оценки может быть выполнение договоров поставки в полном объеме, то есть по объему реализации в оговоренном ассортименте, заданного количества и в установленные сроки.

Оценка по объему реализации должна исходить из условия неизменности цен. Для этого применяется индекс физического объема, который показывает, как изменился объем реализованной продукции только за счет изменения количества реализованной продукции в отчетный период по сравнению с базисным.

Для оценки выполнения договоров в ассортименте применяется 2 подхода:

     1) определяется доля договоров, выполненных в полном ассортименте, в общей сумме поставок;

     2) производится зачет по каждой ассортиментной позиции, независимо от того, к какому договору она относится.

Оценка работы по реализации с позиции качества может базироваться на учете полученных рекламаций (протестов). Чаще всего это выражается, как требование к поставщику устранить недостатки, снизить цену, возместить потери. Количественная оценка выражается отношением суммы продукции, на которую поступили рекламации, к общему объему реализации.

Соблюдение сроков поставки оценивается как отношение суммы по договорам, выполненным в срок, к общему количеству договоров или общему объему работ.

Уточняющим показателем может служить средняя продолжительность задержки сроков поставки (сумма дней задержек / количество договоров с задержками).

Изучение спроса и емкости рынка проводится с помощью маркетинговых исследований.

 

6. Резервы роста объема производства и реализации - количественно измеримые возможности их увеличения за счет улучшения использования ресурсов предприятия. Факторы, влияющие на выпуск готовой продукции, а, следовательно, и на объем ее реализации, следует искать в наличии и использовании групп соответствующих ресурсов. По экономическому содержанию их объединяют в три группы: рабочая сила, средства труда, предметы труда. Для полноты подсчета резервов, прежде всего, определяют решающую группу ресурсов, с которой и начнется поиск резервов. Для этого изучается структура затрат на производство, что позволяет увидеть каким является производство данной продукции - фондоемким, материалоемким, энергоемким или трудоемким. После этого поиск резервов проводится с целью укомплектования резервов, выявленных по решающей группе ресурсов.

           Чр           П

П = Ч х ------- х --------;

           Ч      Чр

 

 ОФа    П

П = ОФ х -------- х --------;

              ОФ   ОФа

 

            П

П = М х -------,

            М

 

где П - выпуск продукции;

Ч - численность работающих;

Чр - численность рабочих;

ОФ - основные фонды;

ОФа - активная часть основных фондов;

М - материальные затраты.

 

Расчет величины резервов по каждой группе ресурсов можно провести, используя метод элиминирования. За величину резерва принимается сумма отрицательного влияния качественного фактора.

После подсчета резервов роста объема производства определяется комплектный (сводный) резерв увеличения выпуска продукции - минимальная сумма из всех выявленных резервов (по группам ресурсов) плюс резерв по браку.

Сводный резерв реализации складывается из суммы резерва увеличения выпуска готовой продукции и снижения остатков нереализованной товарной продукции.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Какие основные этапы выделяют в анализе производства и реализации продукции?

2. Назовите критерии оценки работы предприятия по производству продукции.

3. Какие методы применяются при анализе ассортимента и структуры выпуска продукции?

4. Назовите основные показатели, которые применяются для оценки качества продукции.

5. Назовите способы оценки ритмичности выпуска продукции.

6. Какие основные факторы влияют на изменение стоимости реализованной продукции?

7. Назовите критерии оценки работы предприятия по реализации продукции.

8. Какова методика поиска резервов увеличения выпуска продукции?

9. Как определить комплектный (сводный) резерв увеличения выпуска продукции?

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.