Назови изображения, которые видишь — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Назови изображения, которые видишь

2021-06-02 40
Назови изображения, которые видишь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

 

Поочередно показывайте ребенку карточки. Можно изготовить другие, на них непременно должны быть знакомые ребенку предметы.

 

Выложи сам

 

В этой игре ребенок научится анализировать форму предметов. Дайте ему контурное изображение предмета, составленного из нескольких геометрических фигур, и набор этих фигур. Например, собаку можно сложить так:

Сделайте игру подходящей по сложности для вашего ребенка. Если на контуре-образце внутренними линиями показать, как составлять картинку, решить задачу будет намного легче.

Если сделать образец не в натуральную величину (по размеру фигур), а мельче, задача усложнится. Ее сложность зависит и от того, какое количество фигур дают ребенку: если их больше, чем необходимо, ему придется отбирать нужные.

Вот примерные изображения предметов, которые можно складывать из геометрических фигур:

Игра пройдет интереснее, если в ней будут участвовать несколько человек. Образцы можно расположить на листе картона по кругу, в центре которого на стержне укреплена вращающаяся стрелка. Один из участников игры будет крутить стрелку, другой – выкладывать изображение, на которое она указала. Хорошему игроку можно дать новое задание – придумать, как выложить какой-нибудь предмет.

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ

 

Любой родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо соображал: такой ребёнок и учится лучше, и глупостей делает меньше. Народная мудрость гласит: "Умного пошли – одно слово скажи, дурака пошли – три скажи, да сам за ним пойди".

Но вот вопрос: можно ли добиться того, чтобы ребёнок стал умнее? Конечно можно, если развитием ума заниматься так же регулярно, как занимаются развитием силы, выносливости и других подобных качеств. И если ваш ребёнок решает посильные и интересные головоломки постоянно, то он перестает теряться при столкновении с новыми задачами, действует активно, самостоятельно находит верные решения.

Мышление является одной из сторон психической деятельности человека. К числу важнейших мыслительных операций относятся рассмотрение ряда объектов под одним и тем же углом зрения (форма, цвет, структура, величина), переключение с одного аспекта рассмотрения на другой, совмещение аспектов рассмотрения. К числу начальных логических приемов относятся: прием выделения свойств в предметах, прием выделения существенных свойств, сравнение. Начинать эту работу надо уже с 5 лет. Давайте проведем несколько упражнений, направленных на выработку умений разбирать целое на элементы, понимать отношение между ними, обобщать и собирать из элементов целое.

Упражнение 1. Возьмите существительные (кот, рак, лес, лев, дом, бык, мак, груша, трава, пчела, собака, дыня и т.д.). Ребёнок выбирает любое слово и, представляя этот предмет (вначале можно смотреть на картинку) как целое, делит его на элементы. Сначала называет элементы вслух, а затем по мере освоения упражнения, мысленно перебирая элементы, ставит палочки на бумаге. Например: кот – тело, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть и т.д. Если элементы в этом предмете кончились, берите другое слово. Причем ребёнок выполнять действия должен очень быстро (за 3 мин. 50–60 элементов).

 

Упражнение 2. Затем возьмите глаголы. Выберите один глагол и разберите его на действия, из которых он состоит. Например: шить – брать, продевать, втыкать, протыкать, протаскивать, вытаскивать, натягивать, смотреть; прыгать – желать, разгоняться, оттолкнуться, вытягивать, лететь, приземляться, тормозить, дышать, отдыхать... Можно показывать действия, которые совершаете, а ребёнок называет их. Используйте слова:

 

пить рвать спать рыть пугать колоть мочить лизать болеть ползти кусать уносить хватать снимать черпать стучать одевать дружить чистить следить улыбаться скользить разбирать разрушать танцевать воспитывать полоскать рассмешить исправить уничтожить

 

Для развития мышления детей необходимо обучать их различным мыслительным операциям, в частности, таким, как классификация и сравнение.

Классификация – это сложная мыслительная операция, требующая умения анализировать материал, сопоставлять друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять объекты по группам на основании выделенных в них общих признаков.

Формирование способности к классификации требует длительного времени. В начальной форме она возникает в результате практических действий детей с предметами и картинками, затем постепенно переносится в речевой план и превращается в умственные действия.

Большие возможности в этом отношении содержат в себе различные дидактические игры.

"Чудесный мешочек"

Взрослый подбирает и складывает в мешочек картинки, кубики с различными группами однородных предметов (игрушки, животные, посуда, машины и т.д.). Вынимая по одному из мешочка, взрослый называет предмет и спрашивает, к какой группе он относится, при этом ведёт беседу о каждом.

Поможем кукле

В игре могут быть использованы предметы разного назначения, которые расположены на столе. Вы говорите: "Кукле Тане купили новую одежду. Поможем ей разобрать её. Или собраться на прогулку". Ребёнок выполняет поручение взрослого, выбирая только одежду.

Затем предложите принести кукле мебель – для оборудования комнаты; игрушки – для того, чтобы кукла могла занять других кукол; овощи – для того, чтобы приготовить обед.

 


Кто скорее соберёт?

Используются разные предметные картинки, а если ребёнок умеет читать, то названия предметов написаны на карточке.

Взрослый называет обобщающее слово и, соревнуясь с ребёнком, собирает предметы. Например, ребёнок собирает "насекомых", а взрослый – "диких животных".

 

Назови, что знаешь

Игра проводится с мячом. Взрослый бросает мяч и называет обобщающее слово, а ребёнок ловит мяч и отвечает, называя 2-3 предмета. Затем ребёнок бросает мяч и тоже называет обобщающее слово, а взрослый отвечает. Можно игру проводить и по-другому: называть предмет, а потом обобщающее слово.

Назови одним словом

Называются отдельные предметы, а дети называют их одним словом.

Кот, корова, собака, лошадь, овца – домашние животные.

Заяц, лев, лиса, лось, волк – дикие животные.

Кузнечик, бабочка, муравей, жук – насекомые.

Кукла, мяч, юла, погремушка – игрушки.

Ромашка, колокольчик, одуванчик – цветы.

Кукушка, сова, дятел, сорока – лесные птицы.

Гуси, лебеди, утки – водоплавающие птицы.

Дуб, берёза, ель, сосна, осина – деревья.

Земляника, малина, ежевика – ягоды.

Груша, яблоко, вишня, слива – фрукты.

Лена, Наташа, Оля, Света – имена.

Иванов, Петров, Кузнецов, Орлов – фамилии.

 

Четвертый лишний

 

Эту игру можно проводить с картинками или словесно. Взрослый называет предметы и объясняет: "Один предмет здесь липший, найди его и отложи в сторону или назови". После того, как ребёнок выполнит требуемое действие, его спрашивают, как можно назвать предметы, которые остались. Или просят доказать свой выбор лишнего предмета.

Заяц, белка, зубная щётка, медведь.

Яблоко, груша, огурец, лимон.

Суп, кисель, стол, картошка.

Берёза, осина, дерево, ель.

Курица, петух, кукушка, утка.

Платье, юбка, шляпа, сарафан.

Дряхлый, старый, изношенный, большой.

Смелый, храбрый, решительный, злой.

Собака, корова, лошадь, лось.

Дом, сарай, изба, здание.

Гнездо, нора, муравейник, курятник.

Лишние слова в игре подчёркнуты, но ребёнок может назвать другие ответы и доказать. Если это логично, то похвалите его за смекалку и логику.

Сравнивая предметы между собой, мы узнаем, в чём состоит их сходство и различие. Чем больше у двух предметов одинаковых признаков, тем более они схожи. Так, например, если у сына мамины глаза, рот, а папин только подбородок, то говорят, что он похож больше на маму, чем на папу. Близнецы часто бывают так похожи, что их с трудом различают даже родители.

Иногда сходство не так-то легко заметить: оно бывает глубоко скрыто. Выявление сходства различных объектов помогает людям познавать окружающий мир, приводить знания в систему, открывать и изобретать новое. Художник, рисуя картину, стремится к сходству (внешнему или внутреннему) с изображаемым. Сходство в звучании слов лежит в основе стихосложения. Как видите, умение усматривать сходство в различных объектах бывает весьма полезным.

Попробуем научить своего ребёнка сравнивать различные объекты между собой.

 

Упражнение 1. Разберите с ребёнком следующие примеры на сравнение: больше – меньше, выше – ниже, тяжелее – легче и т. д. Например:

1.  Грузовик больше легкового автомобиля.

2.  Жираф выше лошади.

3.  Слон тяжелее медведя.

4.  Заяц бегает быстрее черепахи.

 

Упражнение 2.

а). Чем отличается кит от кота?

"Странный вопрос – между ними нет ничего общего", – скажете вы и ошибетесь: и кот, и кит – млекопитающие, но живут в разных местах.

А чем отличаются слова "кот" и "кит"?

Всего одной буквой. Слова "каша" и "кора"? (2 буквы)

б). Назови общие признаки яблока и груши, клубники и малины, березы и ели, кошки и собаки, птицы и человека.

 

Упражнение 3. Взрослый говорит: "Сейчас мы с тобой будем сравнивать слова. Я буду говорить тебе 2 слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее, а какое короче. Только помни, что сравнивать надо сами слова, а не вещи, которые называются этими словами. Ты ведь знаешь, что слово – это не вещь. Ну-ка, скажи, какое слово длиннее – "карандаш" или "карандашик".

После того, как ребенок назвал слово "карандашик", спросите: "А почему оно длиннее?"

Вот пары слов для сравнения: червячок – змея; усики – усы; кот – котёнок; хвост – хвостик.

 

Упражнение 4.

Чем похожи слова:

а) кошка, книга, крыша (к, а, 5 букв);

б) число, буква, цифра (5 букв, обозначают знаки);

в) трава и лягушка (цвет – зеленый);

г) лягушка и заяц (прыгают);

д) перец и горчица (приправа горькая);

е) пылесос и швабра (приборы для уборки помещения).

 

Упражнение 5. Чем отличаются:

осень от весны               вилка от ложки

лето от зимы                  кошка от собаки

книга от тетради            белый гриб от мухомора

стол от стула


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.