Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2021-12-11 | 32 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Уголовно-процессуальное законодательство содержит нормы, ограждающие допрашиваемого от психологического воздействия. Статья 158 УПК запрещает постановку наводящих вопросов, ст. 150 УПК предписывает проведение допроса порознь, а ст. 162 УПК производство очной ставки разрешает одновременно только между двумя лицами. Но даже точное выполнение всех правил проведения допроса не может избавить допрашиваемого от психологического воздействия со стороны следователя. Ведь любая форма общения, тем более устная, уже предполагает воздействие. Даже нейтральное взаимоприсутствие уже есть воздействие одного человека на другого.
Для того чтобы следователь мог выполнить задачи, возникающие в процессе расследования, он обязан воздействовать на лиц, проходящих по делу. Ему приходится убеждать допрашиваемого в необходимости дать правдивые показания, отказаться от избранной им неправильной линии поведения. Именно в этом и заключается дозволенное законом психологическое воздействие на допрашиваемого, которое подчинено цели установления истины по делу. Важно правильно определить границу между действиями и приемами следователя, которые допускаются законом и моралью, и действиями, представляющими собой психическое насилие, несовместимое с принципами уголовного процесса. «В отличие от насилия, — пишет А. Р. Ратинов, — правомерное психическое влияние само по себе не диктует конкретное действие, не вымогает того или иного содержания, а, вмешиваясь во внутренние психологические процессы, формирует правильную позицию человека, сознательное отношение к своим гражданским обязанностям и лишь опосредованно приводит его к выбору определенной линии поведения»1. Речь идет не о том, законно ли применение психологического воздействия, а о недопустимости психического насилия, так как «основной принципиальной особенностью применения всех судебно-психологических методов воздействия является полная недопустимость передачи следователем ложной информации»2.
|
1 Ратинов А. Р. Психологические основы расследования преступлений. Авто-реф. дисс. д-ра юрид. наук М., 1966. С. 448.
2 Дулов А. В. Судебная психология. Минск, 1970. С. 234.
Под воздействием в психологии понимается выработка у личности навыков, знаний, мировоззрения. Воздействие следователя на допрашиваемого имеет более предметную задачу — получение правдивых показаний. Судебно-психологическое воздействие — это определенная совокупность методов, применяемых с целью изменения психического состояния личности, хода психических процессов, с целью контроля над мышлением и изменения волевых отношений личности к фактам, попавшим в орбиту следствия. В сущности, психологическое воздействие направлено в основном на воспитание правосознания у участников уголовного процесса.
Методы психологического воздействия в процессе расследования и судебного разбирательства применяются в совокупности, с учетом психических качеств личности, и их использование ограничено определенными процессуальными формами и сроками.
Установление эмоционального состояния допрашиваемого является предварительным условием допроса и применения методов психологического воздействия. Применяемые методы окажут необходимое воздействие на допрашиваемого, если будут созданы условия, при которых он желал бы, чтобы на него воздействовали. Допрашиваемый должен быть психологически и эмоционально к этому подготовлен. Иначе могут наступить явления, называемые в психологии смысловым и эмоциональным барьерами. Вследствие возникновения смыслового барьера допрашиваемый оказывается совершенно невосприимчив к методам воздействия, и может произойти психический срыв. Причинами возникновения смыслового барьера являются отрицательные эмоции, появившиеся в результате незаслуженного оскорбления, упрека, подозрения, проявления со стороны следователя любой другой несправедливости к допрашиваемому. В таком состоянии допрашиваемого невозможно убедить никакими логическими доводами. Эмоциональный барьер является результатом накопления тяжелых переживаний, проявляющихся в отчужденности от людей, неприязни, озлобленности. Поэтому следователь должен прежде всего преодолеть смысловой и эмоциональный барьеры, проявив доверие и чуткость к допрашиваемому.
|
Воздействие можно представить как определенную систему, включающую в себя ряд элементов:
а) воздействующий индивид;
б) объект воздействия (допрашиваемый);
в) средства воздействия;
г) метод воздействия (способ использования средств);
д) результат воздействия (реакция индивида, на которого воздействуют).
Любое воздействие возможно только при общении, а любое общение предполагает взаимное влияние друг на друга. Поэтому следователь должен использовать такие методы воздействия, которые оградили бы его самого от отрицательного влияния преступной среды. Результатом такого отрицательного воздействия является, в частности, проверка только тех версий, которые навязывают подозреваемый или обвиняемый, использование следователем в своей речи жаргонных слов. Как воздействовать на личность и как оградить себя от ее отрицательного влияния, учит социальная и судебная психология. Так, чтобы оказать соответствующее влияние на другого человека, в общении с ним важно захватить лидерство. Для этого нужно обладать определенной совокупностью личных социально-психологических качеств, к числу которых относятся: достаточно высокий уровень инициативы и активности, опыт и навыки организаторской деятельности, заинтересованность в достижении поставленных целей, хорошая информированность, достаточная общительность, личная привлекательность и авторитет.
С целью получения от допрашиваемого правдивых показаний в следственной практике могут применяться следующие методы психологического воздействия.
1. Метод изобличения
Сущность этого метода в активном воздействии на психику допрашиваемого, в демонстрации несостоятельности его утверждений, противоречий между показаниями и обстоятельствами расследуемого уголовного дела. Изобличение достигается путем предъявления доказательств, постановкой перед допрашиваемым вопросов.
|
Предъявление доказательств в процессе допроса должно быть проведено тактически правильно. Главное состоит в том, чтобы с их помощью была передана допрашиваемому не ложная, а действительная информация, чтобы доказательства были тщательно проверены и не вызывали сомнений в своей достоверности, правильно истолкованы, логически правильно использованы. Правильно предъявленные в ходе допроса доказательства способствуют получению подробной и точной информации от лиц, дающих правдивые показания, побуждают дать правдивые показания тех, кто пытается утаить правду, помогают проверить и правильно оценить показания.
Доказательства при условии их правильного предъявления могут сыграть решающую роль в изобличении виновных. Но известны случаи, когда из-за неправильного предъявления доказательства теряли силу и возможность психологически воздействовать на допрашиваемого, так как были опорочены им. Например, в одном из магазинов была совершена кража. Преступник проник в магазин, выставив стекло, на котором и был обнаружен след его руки. Стекло изъяли, но в протоколе осмотра места происшествия не отразили — с внешней или внутренней стороны оставлен этот след. Наличие следа на стекле являлось основной уликой, изобличающей подозреваемого в краже. Следователь, не продумав тактику допроса подозреваемого, начал его с предъявления заключения дактилоскопической экспертизы. Подозреваемый, поняв, что следователь не располагает больше никакими уличающими его доказательствами, заявил, что след на стекле оставлен им. Этого факта он не отрицает, так как накануне заходил в магазин (это могут подтвердить продавцы), подходил к окну, через которое смотрел на улицу, и поэтому оставил след. В протоколе осмотра места происшествия не было указано, с какой стороны стекла был оставлен след, и данная улика потеряла свое доказательственное значение.
|
2. Метод убеждения
Этот метод заключается в передаче сообщений с целью склонить к определенному мнению или поступку человека, воздействуя на его эмоциональную, интеллектуальную и волевую сферы. Он рассчитан на активизацию положительных качеств личности. Убеждение осуществляется при активном внимании и критическом отношении человека к воспринимаемым идеям. Убедить — значит с помощью доводов доказать или опровергнуть какое-либо положение. При убеждении все участки коры головного мозга находятся в деятельном состоянии, и идея сразу же увязывается со всем комплексом представлений и понятий человека и укрепляется в его сознании.
Метод убеждения возможен только в том случае, если допрашиваемый желает воспринимать доводы, заинтересован выслушать следователя. Поэтому предварительное установление психологического контакта с допрашиваемым является обязательной предпосылкой этого метода. Эффективность убеждения зависит от его силы, предварительной подготовки, психических качеств следователя и убеждаемого. Применение убеждения должно отвечать ряду требований: оно должно строиться с учетом уровня развития, образования, интеллекта допрашиваемого, его индивидуальных психических качеств; быть логичным, доказательным, содержать выводы и конкретные примеры, содержать анализ взаимно известных факторов; оно должно быть рассчитано на обратную связь и на восприятие доводов самого допрашиваемого, чтобы в зависимости от них перестраивать процесс убеждения. Убеждение усиливается, если повторяются доводы, при которых используются различные ассоциативные связи. Оно должно содержать и психологические доводы, которые применяются и как самостоятельные основные средства убеждения, и как дополнительные, усиливающие логическую аргументацию. Следователь должен быть сам убежден в том, в чем хочет убедить другого. У допрашиваемых обостренное восприятие, они хорошо распознают, насколько следователь внутренне искренен.
Квалифицированный следователь, воспитанный и культурный, вооруженный опытом, тактом педагога и психолога, уже на первоначальных стадиях расследования закладывает основы для исправления и перевоспитания лица, совершившего преступление.
3. Метод психологического внушения
Если применение методов изобличения и убеждения не вызывает особых возражений и споров в процессуальной и криминалистической литературе, то воздействие на допрашиваемого в форме внушения является острым углом для многих правоведов.
Под внушением понимается восприятие одним человеком определенной идеи другого, следование ей. Чтобы внушение могло произойти, необходимо наличие сильного раздражительного процесса в узком районе коры головного мозга при одновременном торможении других участков. Это общее условие реализации внушения, которое, однако, в различных формах его осуществляется по-разному. В следственной практике могут применяться лишь такие виды внушения, которые являются типичными формами волеутверждения следователя и используются им в воспитательных целях для усиления эмоционального состояния допрашиваемого и осуществления контроля над его мыслительными процессами. Их несколько.
|
А. Приказание
Оно основано на праве одного человека приказывать и на обязанности другого подчиняться ему. Внушение в этой форме применяется в тех случаях, когда требуется резко изменить направление психических процессов допрашиваемого, например вывести его из возбужденного состояния. Поэтому приказание должно быть лаконичным и неожиданным: «Сидите приличнее, выньте руки из карманов!»
Б. Требование
По существу, каждое слово может служить средством выражения требования. Интонация доводит мысль, высказанную в предложении, до законченности, выражает эмоционально-волевые отношения людей. По сравнению с приказанием требование произносится интонационно несколько мягче, и элемент обязательности здесь выражен слабее.
В. Просьба
Она обращена к воле убеждаемого. Просьба к допрашиваемому, исходящая от следователя, имеет воспитательное значение, преследует цель вызвать у него самостоятельное побуждение выполнить какое-либо действие или, наоборот, воздержаться от его выполнения.
Г. Упрек
Это деликатная, завуалированная просьба не совершать какое-либо действие, или прекратить его совершение, или отказаться от какого-нибудь общественно нецелесообразного намерения.
Д. Предложение
Оно побуждает допрашиваемого совершить какой-либо конкретный поступок, например дать правдивые показания, объяснить какой-то факт и т.д.
Е. Совет
Как вид внушения совет очень близок к предложению. В зависимости от его содержания и авторитета следователя он принимается допрашиваемым как предложение, которое необходимо исполнить.
Ж. Предостережение и предупреждение
Это разновидности предложения, которые выделяются интонационно в зависимости от характера предложения, исходящего от следователя, обстановки допроса и взаимоотношений между следователем и допрашиваемым лицом.
Важными условиями эффективности внушения как метода действия являются неоднократность повторения доводов, усиливающих эмоциональное состояние допрашиваемого, и авторитетность следователя, которая располагает к доверию и снижает сопротивление внушающему воздействию.
Психологи отмечают у некоторой категории людей повышенную степень внушаемости. Эти лица отличаются впечатлительностью, недостаточно развитой способностью к самостоятельном логическому мышлению, отсутствием твердых жизненных принципов и убеждений. Это относится прежде всего к детям и подросткам. Допрос лиц, обладающих повышенной степенью внушаемости должен проводиться с учетом этой особенности их психики.
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!