Правовой статус кормильца при назначении пенсии в случае потери кормильца — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Правовой статус кормильца при назначении пенсии в случае потери кормильца

2021-12-07 73
Правовой статус кормильца при назначении пенсии в случае потери кормильца 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основной вид пенсионного обеспе­чения детей, т. е. несовершеннолет­них граждан, - пенсия по случаю потери кормильца. Именно для этой категории лиц законодатель уста­навливает существенные особенно­сти правового регулирования, кото­рые представляют теоретический и практический интерес.

В русском языке понятие «корми­лец» употребляется в мужском роде и означает того, кто кормит кого-ли­бо, добывает кому-либо пропитание, содержит кого-либо на иждивении. С юридической точки зрения кор­милец - физическое лицо, обеспе­чивающее или обязанное обеспечи­вать содержание других физических лиц[7]. Смерть кормильца, т. е. прекра­щение его физического существова­ния, навсегда лишает членов его се­мьи возможности получить от него необходимое содержание[8] и влечет различные юридические послед­ствия. Так, согласно ст. 1088 ГК РФ лицо, несущее гражданско-право­вую ответственность за смерть кор­мильца, обязано возместить вред, связанный с его потерей. В сфере со­циального обеспечения нетрудоспо­собные члены семьи, состоявшие на иждивении кормильца, приобретают право на пенсию по случаю его поте­ри. В современных условиях, когда бюджет семьи формируется обыч­но за счет доходов всех или любых трудоспособных ее членов, юриди­ческое понятие кормильца относит­ся к лицам любого пола. Пенсия мо­жет быть назначена (на определен­ных условиях) при потере матери, жены, бабушки, сестры.

Кон­ституция РФ (ст. 39) гарантирует каждому человеку социальное обес­печение в случае потери кормильца и предусматривает, что государствен­ные пенсии устанавливаются зако­ном. Реализуя эти конституцион­ные требования, законодатель при­нял несколько федеральных пенси­онных законов, устанавливающих в том числе условия предоставления соответствующего вида пенсии.

Выбор закона, применимого в каж­дом конкретном случае, зависит от правового статуса кормильца. Если он был застрахован в рамках обя­зательного пенсионного страхова­ния, пенсия назначается по Феде­ральному закону от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон о страховых пенси­ях). Федеральный закон от 15 дека­бря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязатель­ном пенсионном страховании в Рос­сийской Федерации» признает поте­рю кормильца страховым случаем, а одноименную пенсию - обязатель­ным страховым обеспечением. Зако­нодатель не требует, чтобы кормилец имел статус застрахованного лица на дату его потери. Право на пенсию не зависит от продолжительности стра­хового стажа кормильца, а также (по общему правилу) от причины и вре­мени наступления его смерти (п. 10 ст. 10 Закона о страховых пенсиях). Назначению страховой пенсии пре­пятствует лишь полное отсутствие страхового стажа. В этом случае про­веряется право на социальную пен­сию по случаю потери кормильца. Не страховая, а лишь социальная пен­сия может быть назначена также, если претендующий на нее член се­мьи совершил установленное в су­дебном порядке уголовно наказуе­мое деяние, повлекшее смерть кор­мильца (п. 11 ст. 10).

При наличии у кормильца стату­са военнослужащего применяются нормы двух законов: Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пен­сионном обеспечении лиц, прохо­дивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государ­ственной противопожарной служ­бе, органах по контролю за оборо­том наркотических средств и пси­хотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнитель­ной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Рос­сийской Федерации, и их семей» (да­лее - Закон о пенсионном обеспече­нии военнослужащих, Закон 1993 г.) и Федерального закона от 15 дека­бря 2001 г. № 166-ФЗ «О государ­ственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Закон о государственном пенсион­ном обеспечении). Понятие «воен­нослужащие» употребляется в пен­сионном законодательстве (ст. 2 За­кона о государственном пенсионном обеспечении) в собирательном смыс­ле, объединяющем граждан, прохо­дивших собственно военную служ­бу (в том числе по призыву), службу в органах, перечисленных в наиме­новании Закона 1993 г., а также про­курорских работников, сотрудников Следственного комитета и таможен­ных органов Российской Федерации. Статус кормильца как военнослу­жащего в целях пенсионного обес­печения его семьи сохраняется, ес­ли он умер (погиб) не только во время прохождения службы, но и не позд­нее трех месяцев со дня увольнения с нее, либо позднее этого срока, од­нако вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, получен­ных в период прохождения служ­бы, а для семей пенсионеров из чис­ла этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекраще­ния ее выплаты (ст. 28 Закона о пен­сионном обеспечении военнослужа­щих, ст. 8 Закона о государственном пенсионном обеспечении).

Законом о государственном пенси­онном обеспечении (ст. 71) установле­ны условия назначения пенсий граж­данам из числа космонавтов и чле­нам их семей[9].

Статья 10 того же Закона особо вы­деляет статус граждан, пострадав­ших в результате радиационных или техногенных катастроф, в частности получивших или перенес­ших лучевую болезнь и другие за­болевания, связанные с радиацион­ным воздействием вследствие ката­строфы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации ее последствий. Право на пенсию по случаю потери кормильца предусмотрено для членов семей следующих кате­горий умерших граждан: инвалидов вследствие катастрофы на Черно­быльской АЭС; участников ликвида­ции последствий этой катастрофы в зоне отчуждения; граждан, которые были заняты на эксплуатации АЭС и работах в зоне отчуждения. Хотя в Законе о государственном пенси­онном обеспечении конкретно гово­рится лишь о «чернобыльцах» и их семьях, следует согласиться со спе­циалистами: на равных основаниях должно осуществляться пенсионное обеспечение и тех граждан, на кото­рых законодателем распространено действие «чернобыльского» Закона. Соответственно, и членам семей этих граждан пенсии по случаю по­тери кормильца должны назначать­ся по правилам, установленным За­коном о государственном пенсионном обеспечении для семей «чернобыль­цев» (если они отвечают требовани­ям, установленным для этих семей).

Исходя из принципа всеобщно­сти пенсионного обеспечения, за­конодатель предусматривает пен­сии по случаю потери кормильца, не имеющего определенного правово­го статуса либо статус которого не подтвержден надлежащим образом. В этих случаях может быть назна­чена социальная пенсия в соответ­ствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении. Этот За­кон (ст. 3) именует социальную пен­сию ежемесячной денежной выпла­той нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств существования.

Подавляющее большинство по­лучателей пенсий по случаю поте­ри кормильца - дети, потерявшие родителей из числа застрахован­ных граждан. Согласно ст. 3 Зако­на о страховых пенсиях эта пенсия определяется как ежемесячная де­нежная выплата нетрудоспособным членам семьи застрахованного ли­ца, которая компенсирует заработ­ную плату и иные выплаты и возна­граждения кормильца, утраченные в связи с его смертью, право на ко­торую определяется в соответствии с условиями и нормами, установлен­ными этим Законом. Там же сказа­но, что как нетрудоспособность, так и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений предпола­гаются и не требуют доказательств.

Право как на страховую, так и на иные пенсии по случаю поте­ри кормильца возникает при нали­чии сложного юридического соста­ва, включающего по общему правилу следующие юридические факты: по­теря физического лица (кормильца); принадлежность к членам его семьи; нетрудоспособность члена семьи; его иждивенство. Все эти факты требу­ют законодательного определения. Очевидно, что от позиции законода­теля зависит, насколько широк круг лиц, в том числе несовершеннолет­них, которым может быть назначе­на пенсия. Очевидно и то, что в инте­ресах детей этот круг должен быть максимально объемным.

Наиболее полно условия пенси­онного обеспечения при потере кор­мильца сформулированы в Законе о страховых пенсиях и Законе о пен­сионном обеспечении военнослужа­щих[10].

Выше упомина­лось, что под потерей кормильца по­нимается его смерть (гибель).

Пен­сионное законодательство тракту­ет понятие потери несколько шире.

К семьям умерших приравнивают­ся семьи безвестно отсутствующих граждан, если такое отсутствие удо­стоверено в порядке, установленном законодательством Российской Фе­дерации.

По заявлению заинтересо­ванных лиц гражданин может быть признан судом безвестно отсутствую­щим, если в течение одного года в ме­сте его жительства нет сведений о месте его пребывания (ст. 42 ГК РФ).

Отметим, что гражданское законо­дательство предусматривает наря­ду с установлением безвестного от­сутствия физического лица объяв­ление гражданина умершим, если в течение пяти лет в месте его житель­ства нет сведений о месте его пре­бывания, а в случае пропажи без ве­сти при обстоятельствах, угрожав­ших смертью или дающих основание предполагать гибель от определенно­го несчастного случая, - при отсут­ствии таких сведений в течение ше­сти месяцев.

Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без ве­сти в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим не ранее, чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий (п. 2 ст. 45 ГК РФ). Суд в данных случаях устанавливает не смерть, а ее презумпцию, т. е. она не констатируется как реальное событие, а лишь пред­полагается. Вступление решения су­да об объявлении гражданина умер­шим в законную силу дает основание для регистрации смерти в органах ЗАГС и, соответственно, для пенси­онного обеспечения семьи умершего, а не безвестно отсутствующего кормильца. Приведенные выше сроки возможного судебного установления безвестного отсутствия и объявления умершим предопределяют - в це­лях пенсионного обеспечения - воз­можность выбора того события, кото­рое может быть установлено в более ранний срок.

Смерть или безвестное отсутствие кормильца - устоявшиеся основа­ния данного вида пенсионного обес­печения. Однако это не свидетель­ствует о невозможности расшире­ния понятия потери кормильца. В на­стоящее время ставится, например, вопрос о признании таковой отсут­ствие сведений о местонахождении лица, более одного года уклоняюще­гося от уплаты алиментов на детей

.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.