Правила составления анкеты для опроса — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Правила составления анкеты для опроса

2021-12-07 26
Правила составления анкеты для опроса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Правила составления анкеты для опроса

Композиция:

· В первой части анкеты содержится обращение к респонденту, где ясно излагаются цели и задачи исследования, объясняется порядок заполнения анкеты. Если анкетирование анонимное, то об этом сообщается респонденту.

· Вторая часть анкеты содержит вопросы. Причем в начале располагаются более простые вопросы, затем более сложные и в конце опять легкие вопросы. Это обеспечивает лучшую восприимчивость.

· В конце анкеты, как правило, имеется «паспортичка» и благодарность респонденту за его труд по заполнению анкеты.

 

Правила:

1. Формирование задач исследования. Перед тем, как создавать анкетный лист, необходимо продумать задачи опроса. Для этого необходимо составить только такие вопросы, ответы на которые дадут оценку исследования.

2. Краткость. Свои вопросы формулируйте кратко и емко — не стоит добавлять уточняющие фразы, когда из самого вопроса и так все ясно. Они будут отвлекать респондента.

3. Логичность вопросов. Завуалированные и бессмысленные фразы уведут респондента от настоящего ответа. Это может запутать отвечающего в причинно-следственной связи вопроса, что негативно скажется на результатах исследования.

4. Последовательность вопросов. Следите за порядком анкетных вопросов. Если в опросе будет неправильная их последовательность, на выходе интервьюер получит искаженную информацию по исследованию. Для недопущения этого часто используют простой прием — сначала показывают простые вопросы, а затем степень их сложности увеличивают.

5. Один вопрос — одна тема. Лучше у респондента спрашивать в одном вопросе только один ответ. Тогда он будет считаться единственно важным. Иначе при наличии нескольких тем акцент на первичный вопрос может уйти другому.

6. Никаких подсказок. В вопросах анкеты не должно быть явных подсказок. Иначе исследование не будет естественным — его ответы приведут к искажению результатов. Допускается только пояснение сложного вопроса.

7. Использование открытых вопросов. Давая респонденту возможность самому дать свой ответ, не выбирая из предложенных, исследование получиться более точным и полноценным (обхватывает разные стороны).

 

Рекомендации:

· анкетный опрос не должен содержать орфографических ошибок. В противном случае доверие респондентов к интервьюеру падает, что может отразиться на качестве результатов исследования.

· на каждый вопрос давать все возможные варианты ответов. Если необходимо, добавлять поле для личного ответа респондента.

· перед публикацией прочитать анкету еще раз, можно вслух, для проверки формулировок.

 

Оформление страницы

Размещения вопросов на странице анкеты - процесс медленный и трудоемкий.

Причины этого заключаются в том, что при решении этой задачи одновременно

преследуется сразу несколько целей.

• Во-первых, конечный вариант анкеты должен быть не только хорош с точки зрения эстетики, но и выглядеть достаточно простым, чтобы респондент захотел его заполнить.

• Во-вторых, должна сохраняться вся структура сформулированных вопросов.

• В-третьих, вопросы на страницах должны располагаться таким образом, чтобы респондент не мог пропустить ни одного пункта или раздела.

 

Детали способны влиять на поведение респондента

· Шрифты – обратить внимание, размер шрифта – более мелкий для пояснений

· Нумерация вопросов цифрами – облегчает кодирование ответов, помогают респонденту не потеряться

· Вертикальное расположение вариантов ответов – легче читать и отмечать

· Пояснения – “обведите кружком номер ответа, соответствующего Вашему мнению”/ возможет только один вариант… – чтобы избежать неоднозначности ответа – более мелкий шрифт или другой стиль

 

Оформление обложки

• название исследования,

• графическую иллюстрацию,

• название организации – исполнителя,

• если необходимо – название фирмы-заказчика.

Кроме того, если анкета большая, опрос проводится в разных населенных пунктах и в течение длительного времени, на первой странице помещаются специальные клетки для кодов (место и дата опроса, фамилия анкетера или интервьюера).

 

Название анкеты должно в нескольких словах формулировать тему исследования таким образом, чтобы вызвать интерес респондента – кратко, лаконично, беспристрастно («Должны ли наши студенты тратить время на работу?» -> «Студент и работа»)

 

Обращение к респонденту

от него во многом зависит успех опроса.

С определенными проблемами отечественный социолог сталкивается уже при выборе первых слов обращения. К сожалению, отошли в прошлое слова

«Дорогие товарищи». В то же время, не прижились в массе и «Господа». Да и

слова «Дорогие россияне» вызовут неоднозначную реакцию. Поэтому российскому социологу следует обращаться именно к той категории (или к тем категориям) населения, на которую рассчитан опрос, например, «Дорогие

студенты», «Уважаемые москвичи» или «Уважаемые сотрудники». При этом

необходимо следить, чтобы неудачное обращение не оттолкнуло часть респондентов. Например, при проведении маркетингового опроса непосредственно у прилавка магазина, вряд ли стоит обращаться к москвичам, поскольку значительную часть покупателей составляют приезжие. В целом же выбор первых слов обращения остается творческой задачей. Поскольку они являются привычным элементом культуры общения, отказываться от них можно лишь в крайнем случае. И ни в коем случае нельзя писать «Дорогой респондент»!

Обращение должно решать несколько задач, и, соответственно, включать несколько элементов.

• Необходимо представиться – объяснить респонденту кто и зачем проводит исследование.

• Необходимо расположить респондента к себе и минимизировать его опасения, которые могут возникнуть в связи с тем, что он сообщает о себе личную информацию.

• Необходимо разъяснить респонденту правила заполнения анкеты.

• При возможности, можно пояснить, какие ожидаются практические результаты опроса и где с ними можно ознакомиться.

 

Дополнительная информация

«Обязательная» часть анкеты завершается паспортичкой и выражением благодарности респонденту за активную помощь и сотрудничество. Однако можно попросить респондента оценить качество анкеты и выразить свое отношение к изучаемой проблеме в целом. Это даст дополнительную информацию и повысит интерес некоторых респондентов к анкете. Относительно качества анкеты обычно задаются следующие вопросы: сколько, примерно, времени заняло заполнение анкеты, насколько она была интересна, не было ли ее заполнение утомительным или затруднительным. Спрашивают, также, какие именно вопросы вызвали наибольшее затруднение, какие понравились, а какие – нет. Наконец, можно выяснить, какие еще вопросы (темы) можно было бы осветить в анкете. Эти вопросы могут задаваться анкетером, или заполняться самостоятельно. Ответ на них не обязателен, но желателен, так как поможет, при необходимости, усовершенствовать анкету.

 

Предварительное тестирование анкеты (пилотаж)

• Измеряет ли каждый вопрос именно то, что он должен был измерять по замыслу?

• Все ли слова понятны респонденту?

• Все ли респонденты одинаково интерпретируют вопросы?

• Может ли каждый респондент найти в каждом закрытом вопросе категорию ответа, отражающую его мнение?

• Производит ли анкета положительное впечатление, мотивирующее людей ответить на нее?

• Правильно ли отвечают на поставленные вопросы? (Есть ли вопросы, которые респонденты пропускают, или которые вызывают непонятные и неинтерпретируемые ответы?)

• Не вызывает ли какой-либо аспект анкеты тенденциозное смещение в ответах, возникающее по вине Исследователя?

 

Предварительный тираж анкеты раздается для внимательного просмотра людям, принадлежащим к трем различным категориям:

• Первую – условно назвать коллегами, ее составляют специалисты, имеющие примерно одинаковую подготовку, понимающие цели и задачи исследования, включая тестируемые гипотезы. Задача этой группы - оценить анкету по критериям достижения целей исследования.

• Вторая категория экспертов, которая должна участвовать в проведении предварительного тестирования анкет, включает потенциальных “пользователей” результатов исследования. В их число могут входить политики всех уровней, представители исполнительной власти, администраторы агентств или профессионалы в других областях деятельности. Основной интерес здесь - найти людей, хорошо разбирающихся в теме исследования. Замечания, полученные от таких людей, часто существенно отличаются от тех, что дают специалисты, имеющие сходный с исследователем тип подготовки и занятости. Например, в опросе, посвященном довузовской подготовке студентов, целесообразно привлекать к тестированию анкеты людей, ответственных за набор и подготовку абитуриентов (сотрудников и преподавателей ФДП).

• Третья категория, к которой мы обращаемся при предварительном тестировании анкеты, - л юди, выбранные из той совокупности, в которой будет проходить опрос. Именно этой группой обычно ограничиваются социологи, проводя тестирование. Люди, отобранные для этой части предварительного тестирования, представляют собой срез потенциальных респондентов. Им предлагается заполнить анкету в присутствии исследователя. Здесь есть два существенных момента. Один - вербальная обратная связь, устно выраженные замечания: «Я не знаю, что Вы здесь хотите выяснить», «Мне не подходит ни один вариант ответа», “Обращение звучит очень навязчиво, из него совершенно непонятно, зачем мне заполнять эту анкету” и т.п. Другой аспект - это наблюдения, сделанные в процессе заполнения респондентом анкеты. Невербальные реакции, т.е. промедление перед тем, как дать ответ, исправления первоначальных ответов и пропуск вопросов, к которым потом респондент возвращается - прямое свидетельство существования проблем, которые вполне можно разрешить по итогам тестирования. Часто наиболее ценной оказывается именно помощь респондентов, на которых тестируется анкета, и которые часто даже не подозревают, сколь важно то, что они делают. Основные ожидания исследователей на данном этапе тестирования - не конкретные рекомендации респондентов относительно того, как именно стоит улучшить анкету (хотя многие их дают). Главное, что реакция респондентов, осознанная или спонтанная, позволяет судить, в чем именно состоят недостатки анкеты. Эта информация дает точку отсчета для внесения исправлений в анкету и дальнейшего ее тестирования.

 

Наиболее важный аспект пилотажа состоит в том, чтобы респонденты, отобранные для тестирования, представляли структурное разнообразие генеральной совокупности. Это означает, что надо найти людей, представляющих каждый крупный сегмент населения, например, людей с высоким и низким доходом, «бюджетников» и коммерческих студентов, студентов разных курсов и факультетов и т.п. В ряде исследований бывает важно, чтобы были представлены люди с разным уровнем образования.

 

Литература

1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 1995. С. 62-101 (Глава 3. Концепты и измерения).

2. Горшков М., Шереги Ф. Прикладная социология: Учебное пособие для вузов. М.: Центр социального прогнозирования, 2003. С. 82-103.

3. Замбржицкая А.К. Эмпирическая апробация вопросника в маркетинговом исследовании // Социологические исследования. 1999. №11. С. 115-122. URL: <http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/244805.html>.

4. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Отв.ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. Книга 1,.М.,Наука, 1990

5. Мягков А.Ю. Использование экспертных оценок при диагностике неискренних ответов респондентов // Социологический журнал. 2002. №3. URL: <http://knowledge.isras.ru/sj/ sj/sj3-02myag.html>.

6. Мягков А.Ю. Опросные методы сбора данных: предпочтения респондентов // Социологические исследования. 2000. №8. С. 98-109. URL: <http://www.ecsocman.edu.ru/ socis/msg/198111.html>.

7. Назарова И.Б. Качество опроса: Факторы неответов // Социологические исследования. 1999. №11. С. 108–114. URL: <http://www.ecsocman.edu.ru/ socis/msg/157331.html>.

8. Ноэль Э. Массовые опросы: введение в методику демоскопии / Пер. с нем. под ред. Н.С. Мансурова. 2-е изд. М.: «АВА – ЭСТРА», 1993.

9. Процесс социального исследования. Пер. с нем.. М.: Мысль, 1975.

10. Рабочая книга социолога / Изд. 3-е. М.: Едиториал УРСС, 2003. Глава 4.

11. Рогозин Д.М. Когнитивный анализ опросного инструмента. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002.

12. Ростегаева Н.И. Банк социологических данных: история становления и перспективы развития // Социология: 4М. Ноябрь 1998. №10. С. 172-185. URL: < http://www.ecsocman. edu.ru/db/msg/2995.html>.

13. Садмэн С., Брэдберн Н., Шварц Н. Как люди отвечают на вопросы: применение когнитивного анализа в массовых обследованиях / Пер. с англ. Д.М. Рогозина, М.В. Рассохиной; Под. Ред. Г.С. Батыгина. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003.

14. Стрельникова А.В. Исследовательские архивы: расширение возможностей для вторичного анализа // Социологические исследования. 2005. №1. С. 126-131. URL: <http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/238637.html>.

15. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: «Добросвет», «Книжный дом «Университет», 1998. С. 131-192 (Глава III).

16. Dillman D. Mail and Telephone surveys, N-Y., 1978, Ch. 3

17. Dillman D.A. Mail and Internet surveys. The tailored design method. 2nd ed. New York: John Wiley & Sons, Inc., 2000 (Ch. 3: Constructing the questionnaire).

Правила составления анкеты для опроса

Композиция:

· В первой части анкеты содержится обращение к респонденту, где ясно излагаются цели и задачи исследования, объясняется порядок заполнения анкеты. Если анкетирование анонимное, то об этом сообщается респонденту.

· Вторая часть анкеты содержит вопросы. Причем в начале располагаются более простые вопросы, затем более сложные и в конце опять легкие вопросы. Это обеспечивает лучшую восприимчивость.

· В конце анкеты, как правило, имеется «паспортичка» и благодарность респонденту за его труд по заполнению анкеты.

 

Правила:

1. Формирование задач исследования. Перед тем, как создавать анкетный лист, необходимо продумать задачи опроса. Для этого необходимо составить только такие вопросы, ответы на которые дадут оценку исследования.

2. Краткость. Свои вопросы формулируйте кратко и емко — не стоит добавлять уточняющие фразы, когда из самого вопроса и так все ясно. Они будут отвлекать респондента.

3. Логичность вопросов. Завуалированные и бессмысленные фразы уведут респондента от настоящего ответа. Это может запутать отвечающего в причинно-следственной связи вопроса, что негативно скажется на результатах исследования.

4. Последовательность вопросов. Следите за порядком анкетных вопросов. Если в опросе будет неправильная их последовательность, на выходе интервьюер получит искаженную информацию по исследованию. Для недопущения этого часто используют простой прием — сначала показывают простые вопросы, а затем степень их сложности увеличивают.

5. Один вопрос — одна тема. Лучше у респондента спрашивать в одном вопросе только один ответ. Тогда он будет считаться единственно важным. Иначе при наличии нескольких тем акцент на первичный вопрос может уйти другому.

6. Никаких подсказок. В вопросах анкеты не должно быть явных подсказок. Иначе исследование не будет естественным — его ответы приведут к искажению результатов. Допускается только пояснение сложного вопроса.

7. Использование открытых вопросов. Давая респонденту возможность самому дать свой ответ, не выбирая из предложенных, исследование получиться более точным и полноценным (обхватывает разные стороны).

 

Рекомендации:

· анкетный опрос не должен содержать орфографических ошибок. В противном случае доверие респондентов к интервьюеру падает, что может отразиться на качестве результатов исследования.

· на каждый вопрос давать все возможные варианты ответов. Если необходимо, добавлять поле для личного ответа респондента.

· перед публикацией прочитать анкету еще раз, можно вслух, для проверки формулировок.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.