Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2021-12-07 | 48 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
«БИЗНЕС-ПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ ТУРИЗМА»
Цель курса бизнес-план предприятия туризма
Формирование у студентов целостного представления о самостоятельном составлении бизнес-плана, эффективно планируя деятельность своих компаний на короткий и длительный срок; рассмотрение вопросов практического планирования малого и среднего бизнеса, полного и всестороннего анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности; подготовка широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу, прогнозированию и выбору единственно верного и правильного пути в развитии своего дела.
Задачи курса бизнес-план предприятия сервиса и туризма
- характеристика предмета и задач курса бизнес-планирование в СКСТ;
- рассмотрение функций и принципов планирования на предприятиях СКСТ;
- ознакомление с этапами разработки бизнес-плана;
- рассмотрение процесса и организации планирования на предприятиях СКСТ;
- ознакомление с плановыми показателями, нормами и нормативами;
- ознакомление с методикой составления разделов бизнес-плана;
- ориентированность курса на планирование местоположения коммерческих организаций социально-культурной сферы и туризма.
2 Содержание разделов дисциплины.
I. Предмет и задачи курса
Предмет, содержание дисциплины «Бизнес-план предприятия туризма». Бизнес-план и его роль в современном предпринимательстве. Структура курса. Значение дисциплины в подготовке специалистов по сервису и туризму на предприятиях и учреждениях социально-культурной сферы.
|
II. Бизнес-планирование – основы, принципы, анализ существующих методов бизнес-планирования, отраслевые особенности
Основы бизнес-планирования. Существующие модели разработки бизнес-планов. Отраслевые особенности бизнес-планирования в туризме. Последовательность разработки бизнес-плана.
III. Методологические основы разработки бизнес-плана
Функции и принципы планирования на предприятии. Этапы разработки бизнес-плана. Процесс и организация планирования на предприятии. Плановые показатели, нормы и нормативы.
IV. Методика составления разделов бизнес-плана
Меморандум конфидициальности. Резюме. Описание отрасли. Характеристика предприятия (фирмы). Выбор деятельности (товара, услуги, работы). План маркетинга. Производственная программа. Организационная структура предприятия. Финансовый план и бюджет предприятия. Анализ рисков. Организационный план.
V. Оценка бизнес-плана
Переработка плана для посредников. Важнейшие рекомендации по разработке бизнес-плана.
VI. Особенности разработки бизнес-планов для разных организаций
Бизнес-план для одноточечных и многоточечных организаций. Бизнес-план для организаций, впервые начинающих и уже начавших хозяйственную деятельность. Бизнес-план для организаций с крупным инвестиционным проектом, требующим внешнего финансирования.
VII. Планирование местоположения коммерческой организации
Общие положения. Критерии и факторы выбора местоположения предприятия. Методы принятия решения о местоположении предприятия.
Вопросы к зачету
|
3 Примерная тематика самостоятельных творческих работ студентов
Сдача РГР осуществляется в форме защиты (устно или в письменной форме) и является допуском к зачету по дисциплине. Работы для проверки высылаются до начала сессии.
Самостоятельная творческая работа по разработке бизнес-плана на предприятиях туризма выполняется в форме рефератов. Рекомендуемый объем работы – 15- 25 стр.
1. Спортивно-развлекательный клуб
2. Туристское агентство
3. Гостиница
4. База отдыха
5. Лечебно-оздоровительный комплекс (на основе различных направлений)
6. Санаторий
7. Профилакторий
8. Реабилитационный центр народной медицины с оказанием гостиничных услуг
9. Ресторан
10. Кафе
11. Бистро
12. Музей
13. Театр
14. Различные организации шоу-бизнеса
15. Арт-бизнес
16. Клубное учреждение (любой вид)
17. Издательское дело
18. Прокатная контора
19. Производство сувенирной продукции
20. Организация по предоставлению услуг развлекательного характера (проведение тематических праздников)
21. Рекламная компания
Выбор других предприятий для написания бизнес-плана согласовывается в обязательном порядке с преподавателем.
4. ИСТОЧНИКИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ:
А) ОСНОВНАЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (РЕКОМЕНДУЕМАЯ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ)
1. Богданов Е.И. Планирование на предприятии туризма: Учебник. СПб., 2005.
|
2. Буров В.П. Бизнес-план фирмы: Теория и практика. М., 2000.
3. Горемыкин В.А. Бизнес-план. М., 2004.
4. Пелих А.С. Бизнес-план. М., 2004.
5. Пивоваров К.В. Бизнес-планирование: Учебно-методическое пособие. М., 2004.
6. Ушаков И.И. Бизнес-план. СПб., 2005.
7. Яковлев Г.А. Экономика гостиничного хозяйства: Учебное пособие. М., 2006.
8. Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма: Учебное пособие. М., 2006.
Б) ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Богданов Е.И. Управление туристским комплексом Санкт-Петербурга и области. СПб., 1994.
2. Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса: Учебное пособие. М., 1999.
3. Методика анализа деятельности предприятий в условиях рыночной экономики: Учебное пособие / под ред. Краюхина Г.А. СПб., 1996.
4. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса: Концепции и методы планирования. М., 1998.
5. Козлов В.Д. Управление организацией. М., 1990.
6. Лимитовский М.А. Основы оценки инвестиционных и финансовых решений. М., 1998.
7. Минаева Н.В. Экономика и предпринимательство. М., 1994.
8. Оценка бизнеса: Учебник / под ред. Грязновой А.Г., Федотовой М.А. М., 1999.
9. Решкова А.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. М., 1999
10. Попов В.М., Кураков Л.П. Бизнес-план: Зарубежный и отечественный опыт. Чебоксары., 1994.
11. Самочкин В.Н. Гибкое развитие предприятия. М., 1999.
12. Шмален Г.М. Основы и проблемы экономики предприятия. М., 1998.
13. Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. М., 1999.
14. Черняк В.З. Оценка бизнеса. Бизнес-план. М., 1996.
В) ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И РЕФЕРАТИВНЫХ ЖУРНАЛОВ ПО ПРОФИЛЮ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Туристские фирмы.
2. Гостеприимство.
3. Туризм.
4. Управление персоналом.
5. Управление риском.
Прогнозирование риска
Предприятию очень важно осознать факторы риска, которые могут затруднить реализацию проекта. Для этого необходимо составлять планы наиболее реалистично. Ценность бизнес-плана падает в глазах инвеститора, если он отметит негативные факторы, способные повлиять на выполнение проекта и не нашедшие отражения в плане.
Применительно к сфере туризма требуется описание влияния таких, наиболее сильно влияющих на конечный результат проекта, факторов риска, как:
|
— политическая обстановка внутри страны, принимающей туристов;
— политические отношения между государствами;
— криминогенная обстановка;
— экономическая ситуация в стране, принимающей туристов;
— экономическая ситуация в стране, отправляющей туристов;
— изменение доходов туристов;
— изменение экологической обстановки;
— изменение туристского интереса;
— демографические изменения;
— изменения цен на услуги компаний, поставляющих компоненты туристской услуги;
— уровень изменения потребительских цен, инфляция.
Первые девять факторов риска могут привести к изменению объемов туристских потоков, а, следовательно, и объема доходов. Риск изменения уровня цен на услуги компаний, поставляющих компоненты туристской услуги, хотя и не влияет на количество туристов и объем выручки, но воздействует на объем прибыли (поскольку увеличиваются затраты на производство услуги). А, следовательно, могут измениться и все остальные экономические показатели: срок окупаемости, точка безубыточности, чистый приведенный доход. Инфляция может изменить стоимость денег и повлиять на условия выплаты процентов по кредиту, если в договоре сумма выплат номинирована в денежных единицах, подверженных инфляционным изменениям.
Лекция 3.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
БИЗНЕС-ПЛАНА
В самом общем случае план- это образ чего-либо, модель желаемого будущего или система мер. направленная на достижение поставленных целей и задач. Бизнес-план, как один из наиболее распространенных в настоящее время видов планов, представляет собой:
- рабочий инструмент предпринимателя для организации своей
- развернутую программу (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающую оценку расходов и доходов;
-документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия;
- результат исследования и обоснования конкретного направления деятельности фирмы на определенном рынке.
Предприятие может иметь одновременно несколько бизнес-планов, в которых степень детализации обоснований может быть различной. В малом предпринимательстве бизнес-план и план предприятия могут совпадать и по объему и по содержанию.
Любой бизнес-план должен давать убедительные ответы для самого предпринимателя и его возможных партнеров по крайней мере на пять основных вопросов (схема 1).
Функции и принципы планирования на предприятии
Бизнес-планирование, как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций,среди которых наибольшее значение имеют следующие:
|
- инициирование - активизация, стимулирование и мотивация
намечаемых действий, проектов и сделок;
- прогнозирование - предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов:
- оптимизация - обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;
- координация и интеграция - учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;
- безопасность управления - обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;
- упорядочение - создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;
- контроль - возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;
- воспитание и обучение - благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;
- документирование - представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.
Схема 1. Назначение бизнес-плана и его основные элементы
При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде (таблица 1).
Таблица 1. Основные принципы внутрифирменного планирования
№ П/П | Принципы планирования | Содержание |
1 | 2 | 3 |
1. | Необходимость | . Обязательное применение планов в любой сфере деятельности является рациональным поведением людей. 2. Прежде чем действовать, каждый должен знать, что хочет и может. |
2. | Непрерывность | Процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно путем: а) последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов; б) скользящего планирования - по истечении части планового периода составляется обновленный план, в котором увеличивается горизонт планирования, а на оставшийся период план может уточняться в связи с появлением непредусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних возможностей и ориентации фирмы. |
3, | Эластичность и гибкость | Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем: а) введения плановых резервов по основным показателям; б) применения эвентуального (на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных; в) использования оперативных планов для учета возникающих изменений среды; г) использования альтернативных планов. |
4. | Единство и полнота (системность) | Системность достигается тремя основными способами: 1. Наличием общей (единой) экономической цели и взаимодействием всех структурных подразделений предприятия по горизонтальному и вертикальному уровням планирования. 2. Все сопряженные частичные планы структурных единиц фирмы и сфер деятельности (производства, сбыта, персонала, инвестирования и др.) во взаимосвязи должны составлять общий сводный план ее социально-экономического развития. 3. Включения а план всех факторов которые могут иметь значение для принятия решений. |
5. | Точность и детализация | 1. Любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели. 2. По мере перехода от оперативных краткосрочных к средне- и долгосрочным стратегическим планам точность и детализация планирования соответственно может уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития фирмы. |
6. | Экономичность | 1. Расходы на планирование должны соизмеряться с получаемым от него выгодами. 2. Вклад планирования в эффективность определяется улучшением качества принимаемых решений. |
7. | Оптимальность | 1. На всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов решений. 2. Выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей фирмы и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях. |
8. | Связь уровней управления | Достигается тремя способами: а) детализацией планов «сверху-вниз»; б) укрупнением планов «снизу-вверх»; в) частичным делегированием полномочий. |
9. | Участие | 1. Активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию поведения. 2. Планирование для себя психологически и экономически эффективнее, чем для других. |
10 | Холизм (сочетание координации и интеграции) | Чем больше структурных единиц и уровней управления предприятием, тем целесообразнее (эффективнее) планировать в них одновременно и во взаимозависимости. Планирование на каждом структурном уровне предприятия независимо не может быть эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях. |
Основополагающие принципы планирования тесно связаны между собой в конечном счете ориентируют предпринимателей на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших социально - экономических результатов предприятия. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта и его последовательной реализации.
Кроме перечисленных базовых принципов в процессе планирования обычно учитываются и общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности, дефективности, эффективности, комплектности и др.
1.2. Этапы разработки бизнес-плана
Любой вид предпринимательской деятельности и последующая разработка бизнес-пана задуманного проекта обычно начинается с новой идеей.Без хорошей идеи бизнес невозможен. Предпринимательские способности как важнейший фактор производства, определяются прежде всего в умении генерировать, накапливать и разрабатывать новые идеи. В самом общем виде идея- форма отражения в мыслях явлений объективной действительности, которая включает в себя обобщение опыта предшествующего развития и осознания цепи дальнейшего преобразования бизнеса. Предпринимательские, как и другие идеи являются продуктом мыслительной деятельности человека и определяются совокупностью внешних стимулов и внутренних побудительных сил- желаний, потребностей интересов, установок, ценностных ориентации, мотивов, идеалов и эмоций. Новые деловые идеи возникают в процессе выявления недостатков или возможностей улучшенияудовлетворения существующих (явных) и еще не осознанных потребностей различных слоев населения и сфер деятельности. Они появляются в результате субъективного анализа предпринимателем объективного современного состояния рынка, уровня развития техники, технологии и организации производства, сбыта, поведения потребителей и др. элементов общества (схемы 2 и 3).
Схема 2. Внешние источники новых идей и их отражение в бизнес-плане
Схема 6. Требования к формулированию целей предприятия
|
Процесс формирования целей проходит несколько этапов: поиск целей, анализ реализуемости, выбор, планирование мероприятий, осуществление на практике, пересмотр или уточнение. Цели определяются одним лицом - собственником предприятия или группой лиц, включающей владельцев, менеджеров и работников с учетом совместимости их частных интересов (схема 7).
Схема 11. Пример структуризации целей предприятия
|
Таблица 6. Примеры постановки целей функциональным службам предприятия
N8 п/п | Функциональные подразделения | Примерная формулировка целей |
1. | Финансы | • снизить кредиторскую(дебиторскую) задолженность на (до)____(руб., %); • увеличить доходы на____(руб., %). |
2. | Персонал | • снизить текучесть кадров до____(%); • создать сотрудникам условия для реализации творческого потенциала; • уменьшить потери рабочего времени из-за забастовок до _ (чел. дней). |
3. | Проиводство | • повысить производительность труда на____ % • освоить выпуск видов новой продукции; • сократить выбросы в атмосферу до____м3. |
4. | Маркетинг | • выйти на место по продаже продукции на рынке; • принять участие в____выставках товаров; • ввести льготных условий оптовых поставок товаров. |
Цели, как известно, всегда достигаются при определенных ограничениях,которые могут задаваться самим предприятием и воздействовать извне. Внешними ограничениями могут выступать законодательные нормы, инфляция, конкуренты, изменения экономической конъюктуры и уровня доходов населения, финансовые состояния должников и др. Внутренними ограничениями могут быть принципы фирмы, уровень издержек, производственные мощности, состояние маркетинга и управленческого потенциала, различные диспропорции и т.п. Поэтому в процессе разработки миссии предприятия, целей и задач его развития необходимо оценить многочисленные факторы которые будут влиять на его деятельность (схема 12).
Из схемы 12 следует, что эффективность предпринимательского проекта зависит от правильной оценки внешних факторов, повлиять на которые фирма, как правило, сразу не сможет. Эти факторы многочисленны и включают: общие политические и экономические условия развития бизнеса в стране, законодательство, уровень доходов населения, сложившиеся традиции потребления, культуру населения, его демографическую структуру и ряд других важных параметров (схема 13). Кроме того, важным для предпринимателя является информация о конкурентной среде и сложившемся уровне спроса на эти или аналогичные товары и услуги.
Рынки
Квадрант I показывает направленность стратегии фирмы на существующие продукты и рынки. Эту стратегию называют методом экономии издержек или «улучшай то, что уже делаешь», Эта стратегия выбирается теми хозяйственными подразделениями (ХП) предприятия, рынок продукции которых продолжает развиваться или еще не насыщен. Предприятие стремится расширить сбыт выпускаемых товаров на традиционных рынках таких маркетинговых усилий, как установление конкурентоспособных цен, наступательная реклама или интенсификация продвижения товаров и т.п.
Квадрант II показывает направленность стратегии на развитие рынка, т.е. на создание рынков для выпускаемой уже достаточно долго продукции. Эта стратегия эффективна, если организация стремится расширить свой рынок за счет: проникновения на новые географические рынки, в том числе в других странах; внедрения в новые сегменты рынка, спрос на которые еще не удовлетворен; новых предложений существующих товаров и интенсификации рекламы; освоения новых сегментов рынка, когда для известной продукции выявляются новые области применения, и т.п.
Квадрант III означает направленность стратегии на разработку новых продуктов для сложившихся и давно освоенных рынков. Эта стратегия применяется тогда, когда ХП имеет ряд успешных моделей изделий, завоевавших большую популярность у потребителей. В этом случае фирма разрабатывает новые или модифицирует старые товары улучшенного качества и реализует их лояльно настроенным клиентам.
Квадрант IV - стратегия диверсификации. Эта стратегия применяется с целью избежать чрезмерной зависимости предприятия от одного ХП или одного ассортиментного набора продукции, а также в том случае, если фирма желает покинуть свертывающиеся рынки или рынки, находящиеся в состоянии застоя. Однако реализация стратегии диверсификации предполагает разработку новых продуктов и новых рынков, поэтому она является наиболее рискованной, так как никогда нет полной уверенности, что новые рынки готовы принять новую продукцию и она будет пользоваться вниманием покупателей.
Опыт выработки стратегий различными фирмами показывает, что они редко останавливают свой выбор на каком-то одном варианте. Чаще всего общая стратегия представляет собой ту или иную их комбинацию, а последовательность их реализации определяется значимостью и ожидаемыми результатами каждой. В этом случае общая стратегия организации формируется с использованием слов «сначала» и «затем». Например: «Сначала сосредоточиваем наши усилия на продолжении выпуска освоенной продукции и поставке ее на прежние рынки, так как спрос на нее высок; затем обращаем внимание на новые рынки и поставляем на них ту же продукцию; затем создаем новые модификации популярных изделий и поставляем их на старые рынки с целью стимулировать, повторные покупки».
По характеру мероприятии можно выделить два наиболее
распространенных вида тактики (схема 18), позволяющих преодолеть кризисную ситуацию. Первая из применяемых тактических программ получила название защитной, поскольку она основана на проведении сберегающих мероприятии, основой которых является сокращение всех расходов, связанных с осуществлением производства и сбыта, содержания основных фондов и персонала, что ведет к сокращению производства в целом. Такая тактика применяется, как правило, при очень неблагоприятном стечении обстоятельств Она характерна для большинства российских государственных и частных предприятий в 1992-1999 годах, времени, охватившем нестабильность всей экономической
системы. Однако подобная тактика, если, она и может оказаться эффективной для отдельных предприятий, ожидающих оживления
деловой активности и благоприятной рыночной конъюнктуры, неприемлема для более или менее значительной, не говоря уже о подавляющей части предприятий. Очевидно, что массовое применениезащитной тактики большинством предприятий ведет к еще более глубокому кризису национальной экономики и поэтому не приводит к финансовому благополучию применяющих ее предприятии. И это вполне объяснимо, ведь главная причина кризисной ситуации лежит вне предприятия. Защитная тактика предприятия ограничивается, как правило, применением соответствующих оперативных мероприятии, среди которых следует отметить: устранение убытков, сокращение расходов, выявление внутренних резервов, кадровые перестановки, укрепление дисциплины, попытка улаживания дел с кредиторами (отсрочка долгов) и с поставщиками и тому подобных мероприятии.
Наиболее эффективной является проведение наступательной тактики, и соответственно, не столько оперативных, сколько стратегических мероприятии. В этом случае наряду с экономичными, ресурсно-сберегающими мероприятиями, проводится активный маркетинг, изучение и завоевание новых рынков сбыта, более высокие цены, увеличение расходов на совершенствование, производства за счет его модернизации, обновления основных фондов, внедрения перспективных технологии.
В то же время меняется или укрепляет и руководство предприятия, осуществляется комплексный анализ и самооценка ситуации и, если надо, корректируется миссия, основные принципы деятельности предприятия, то есть изменяется стратегия предприятия. В соответствии с новой стратегией пересматриваются и производственные программы, его маркетинговая концепция в большей степени нацеливается на укрепление позиций предприятия на существующих и завоевании новых сегментов рынка, происходит обновление номенклатуры выпускаемой продукции. Все это находит отражение в разрабатываемой концепции финансового, производственного и кадрового оздоровления и в соответствии с ней разрабатываются финансовая, маркетинговая, техническая и инвестиционная программы, которые позволяют найти путь к финансовому благополучию предприятия.
План маркетинга
Для организации эффективной предпринимательской деятельности важное значение на стадии разработки бизнес-плана имеют маркетинговые исследования, оценка рыночных возможностей предприятия, спрос на выпускаемую продукцию, способы продвижения товаров на различные типы рынков (схемы 32, 33, 34, 35, 36).
Производственная программа
В зависимости от вида бизнеса в плане производства (торговом плане, плане перевозок и т.д.) дается краткое описание особенностей технологического процесса изготовления продукции или оказания услуг. Производственный план формируется на основе плана сбыта выпускаемой продукции и проектируемых производственных (мощностей предприятия. Технологический процесс (производственный процесс) в общем - это целенаправленное превращение исходного сырья и материалов в готовый продукт с заданными свойствами, пригодный к индивидуальному или производительному потреблению. На предприятиях выделяют два вида производственных процессов:
• основные - непосредственно связанные с превращением предметов труда (сырья) в готовую продукцию (муки - в хлеб и другие хлебобулочные изделия, шерсти - в ткань и т.д.);
• вспомогательные - прямо не участвуют в основных процессах, а только способствуют их выполнению (ремонт, перемещение предметов труда и др.).
Любой производственный процесс состоит из ряда технологических операций - частей, элементарных действий (работ) по преобразованию предмета труда и получению необходимого результата. Операции делятся на ручные, машинные, машинно-ручные и аппаратурные. При детальном оперативном планировании производства по рабочим местам предусматривают:
• последовательность выполнения операций:
• необходимое оборудование и приспособления;
• вид исходного сырья и материалов:
• режим обработки изделия;
• дозировка компонентов конечного продукта;
• время выполнения каждой операции;
• назначение выпускаемого товара;
• полные затраты на выполнение операции и всего изделия;
• сроки поставок и себестоимость продукции.
План производства должен соответствовать мощности предприятия - объему или количеству единиц продукции (услуг, работ), которые можно изготовить за определенный период. Номинальная мощность достигается в нормальных рабочих условиях с учетом установленного оборудования, перерывов в работе, простоев, праздничных дней, времени технического обслуживания оборудования и количества смен.
Максимальная мощность - технически достижимая мощность, которая соответствует производительности установленного оборудования. Необходимая по плану мощность предприятия может быть достигнута как за счет использования внутренних резервов, так и путем введения дополнительных фондов за счет:
• ввода в действие производственных мощностей в результате реконструкции;
• прироста производственных мощностей в результате реконструкции;
• расширения действующих и строительства новых цехов предприятия.
Определение необходимой мощности предприятия осуществляется в ходе технико-экономического обоснования с учетом:
• прогноза спроса и степени проникновения на рынок выпускаемой продукции;
• наличия требующихся ресурсов, сырья и материалов;
• типа производства - единичного, серийного или массового:
• особенностей выпускаемой продукции или оказываемых услуг;
• применяемой технологии;
• минимально окупаемого размера данного вида производства;
• наличия соответствующего оборудования (машин, станков и др. средств производства).
Конкретно объем выпуска продукции (оказания услуг, выполнения работ) планируется в соответствии с потенциальными условиями и возможностями предприятия:
• целями долгосрочной стратегии;
• состоянием и мощностями производственного потенциала;
• наличием профессиональных кадров и плана их обучения;
• реальным обеспечением производства необходимым сырьем, энергией, топливом и другими компонентами;
• размером инвестиций в освоение, расширение или модернизацию производства;
• экологической обстановкой и влиянием выпускаемой продукции на окружающую среду;
• применением новых энергосберегающих технологий (таблица 11).
Таблица 11. План производства предприятия - объем выпуска продукции, натуральных единиц
Виды продукции
| Периоды (годы, месяцы, кварталы) | ||||
0 | 1 | 2 | …. | n | |
Продукция 1 Продукция 2 ………… Прочая реализация |
После определения мощности и производственной программы подсчитывается потребность предприятия в материальных ресурсах. Такие расчеты проводятся с учетом эффективности их пользования, а также возможных источников приобретения и финансирования (схема 47).
Схема 48. Требования, принципы и факторы, определяющие организационные структуры управления предприятием
П/п
Показатели
Ед. измерения
Год
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!