Развития торговли в Российской Федерации до 2025 г. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Развития торговли в Российской Федерации до 2025 г.

2021-11-25 20
Развития торговли в Российской Федерации до 2025 г. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СТРАТЕГИЯ

Развития торговли в Российской Федерации до 2025 г.

Общие положения

 

Механизмы и способы достижения цели и решения задач настоящей Стратегии

Способы эффективного достижения поставленной цели и решения задач Стратегии связаны с дерегулированием торговой отрасли, устранением имеющихся административных барьеров, препятствующих развитию всех форм предпринимательской активности в сфере торговой деятельности, и развитием многоформатной инфраструктуры торговли.

Результаты анализа современного состояния, тенденций и проблем развития торговой отрасли в Российской Федерации, а также зарубежный опыт регулирования предпринимательства в этой области позволяют выделить следующие механизмы и инструменты достижения поставленной цели и решения задач Стратегии.

Развитие и взаимодействие различных форматов торговли

Развитие торговых сетей. Их взаимодействие с производителями и малым торговым бизнесом

 

Более узкая товарная специализация малого торгового бизнеса

 

По мере развития торговых сетей и продвижения их в регионы малый торговый бизнес продолжит переформатирование от универсального стандартизированного ассортимента в сторону более узкой товарной специализации и занятия определенных «ниш».

Это позволит малому торговому бизнесу не вступать в конкуренцию с торговыми сетями, а занять то место, в котором объективно малый бизнес имеет несравнимо больше компетенций и конкурентных преимуществ. В продовольственном сегменте это, прежде всего, небольшие специализированные торговые объекты – овощные, мясные, молочные магазины и лавки, кулинарии, булочные и мини-пекарни, точки быстрого питания (фаст-фуда), другие.

В непродовольственном сегменте малый торговый бизнес, как уже было отмечено, будет развивать узкоспециализированные сегменты. В том числе будут развиваться небольшие торговые точки, реализующие одежду, обувь и текстиль небольших производителей, так называемую дизайнерскую одежду и обувь. Это, в свою очередь, позволит развиваться мелкому швейному производству, что невозможно без стабильных и гарантированных каналов сбыта, которыми могут выступать только небольшая несетевая розница и, в меньшей степени, интернет-торговля.

В регионах России хорошо зарекомендовала себя практика небольших фирменных магазинов, работающих по франшизе и являющихся фирменными магазинами местных производителей продуктов питания – прежде всего мясной гастрономии и молочной продукции. Это позволяет производителям, во-первых, продвигать свой бренд и товар напрямую покупателям, минуя торговые сети. Во-вторых, это позволяет им гораздо быстрее оборачивать средства и получать более высокую прибыль. Соответственно, это укрепляет позиции таких производителей в переговорах с торговыми сетями и делает их востребованными у торговых сетей, в том числе федеральных.

Вышеназванные аспекты и есть баланс и взаимное дополнение малых торговых форматов и крупного сетевого ритейла. В нормальной ситуации, без административного подавления малых торговых форматов и без чрезмерного администрирования государством крупных торговых сетей, этот баланс складывается рыночным путем, давая возможность нормально развиваться всем сегментам бизнеса.

 

Меньшая экономическая эффективность малых форматов является их конкурентным преимуществом перед торговыми сетями

 

С экономической точки зрения малые форматы, как правило, по объективным причинам менее эффективны, чем крупный ритейл. Их удельные затраты как на аренду торговых площадей, так и на закупку товаров значительно выше. Эффективность использования трудовых ресурсов в крупной сетевой торговле также несравнимо выше малых форматов торговли.

Это объективные явления, которые, с одной стороны, являются минусом, но, с другой стороны, именно они позволяют малому торговому бизнесу предоставлять потребителю иную услугу торговли, чем крупные торговые сети. Только малые форматы могут обеспечить выполнение таких специфических функций, как индивидуальный подход к покупателям, возможность работы в узкой товарной специализации (например, специализированные булочные и мини-пекарни, мясные лавки, фермерские лавки и магазины, киоски печати, другие).

 

Развитие розничных рынков

 

Общие положения концепции создания оптовых продовольственных рынков в России

 

Не обязательно принимать в России модель государственных оптовых продовольственных рынков, как сделано в Испании, хотя испанская система оптовой торговли продовольствием считается одной из самых эффективных в мире. При создании оптовых продовольственных рынков в России возможно применение как механизма концессий или государственно-частного партнерства, так и использование сил и средств исключительно частных инвесторов. Однако, ввиду важности этого сегмента, государство должно создать специальные правила для таких организаторов оптового оборота, а также утвердить концепцию их размещения и развития.

Указанную концепцию и правила предлагается формировать исходя из следующих принципов:

1. оптовые продовольственные рынки как объекты торговой, а не производственной или складской инфраструктуры, должны размещаться вблизи крупных городов, то есть максимально приближенно к своим потребителям – в первую очередь предприятиям розничной торговли и общественного питания;

2. площадки для оптовых продовольственных рынков должны размещаться в местах, максимально удобных с точки зрения логистики – как для ежедневного подвоза большого объема продовольствия для продажи, так и для ежедневного обслуживания многих тысяч покупателей – предпринимателей, работающих в городе и его окрестностях;

3. оптовые продовольственные рынки должны быть обеспечены удобным, быстрым и современным автомобильным сообщением с городом, грузовыми терминалами аэропортов, а также возможностью использования железнодорожного транспорта для поставок продовольствия;

4. площадки для оптовых продовольственных рынков должны быть таких размеров, чтобы вмещать в себя все необходимые элементы оптового рынка:

три отдельные зоны оптовой торговли – условно рынок плодоовощной продукции, рыбный и мясной рынки;

логистическую инфраструктуру – погрузочно-разгрузочную, парковки и прочее;

холодильную и иную инфраструктуру для операционной деятельности оптовых операторов. Необходимо отметить, что оптовый рынок как оператор торговли не должен иметь складов долговременного хранения, которые целесообразно располагать в местах производства, а не продажи продукции;

дополнительные сервисы для комфорта участников торговли – кафе, рестораны, гостиницы, магазины, банки и сервисы бытовых услуг и прочее. Барселонский рынок Mercabarna и мадридский Mercamadrid имеют в своем составе даже детские сады для детей тысяч работников рынка;

иметь достаточный резерв для развития и расширения – как собственно инфраструктуры оптовой торговли, так и дополнительных сервисов;

5. в классическом варианте розничная торговля на оптовом продовольственном рынке не должна допускаться. Если это имеет место в силу исторических причин, то зоны оптовой и розничной торговли должны быть четко разделены с недопущением пересечения оптовых и розничных потоков;

6. государство должно обеспечивать на оптовом продовольственном рынке ветеринарный и фитосанитарный контроль.

С созданием системы оптовых продовольственных рынков начнется процесс производственной и сбытовой кооперации мелких сельскохозяйственных производителей и производителей продуктов питания для обеспечения совместного сбыта через оптовый рынок. Таким образом, развитие оптовых продовольственных рынков даст толчок восстановлению кооперации, столь необходимой для роста экономики, развития малого бизнеса, обустройства, заселения и оздоровления территорий.

 

Развитие системы Такс фри

 

Система Такс фри - система возмещения иностранному гражданину, временно находящемуся на территории другого государства и покидающего это государство, сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного при совершении покупок, является важнейшей частью комфортной потребительской среды.

Система Такс фри стимулирует иностранных граждан, прежде всего туристов, совершать покупки, увеличивая таким образом общий розничный оборот. Помимо этого, иностранный турист становится более лояльным в целом к стране посещения, а улучшение его потребительского настроения увеличивает другие его денежные траты – в частности, при посещении кафе, ресторанов, совершении импульсных покупок на ярмарках, в небольших магазинах, увеличивает посещение музеев и объектов культуры. Эти факторы в совокупности дают положительный мультипликативный эффект для экономики, намного превосходящий возвращаемые иностранцу суммы налога.

Помимо названных позитивных моментов, система Такс фри является важной мерой инфраструктурной поддержки торговли товарами известных брендов и магазинов одежды, аксессуаров, часов и прочих товаров, прежде всего люксовых.

Первый чек российской системы Такс фри был выписан 10 апреля 2018 г.

На первом этапе внедрения системы Такс фри (в формате эксперимента) перечень локаций, в пределах которых хозяйствующие субъекты вправе заявить о своем участии в системе, утверждается Правительством Российской Федерации. В рамках эксперимента решение о включении конкретного заявителя для участия в системе принимается Минпромторгом России по установленным правилам. На этом этапе отрабатываются все вопросы взаимодействия участников системы и готовятся предложения по дальнейшему внедрению системы.

С самого начала эксперимента стала очевидной высокая популярность системы Такс фри как у розничных магазинов, так и у иностранных туристов. Если по состоянию на конец 2018 г. в системе участвовало 77 локаций на территории 12 субъектов Российской Федерации с 86 организациями розничной торговли и 385 магазинами, то по состоянию на 10 апреля 2019 г. (годовщина выпуска первого чека Такс фри) в проекте участвовали уже 97 организаций розничной торговли с 689 магазинами.

С апреля 2018 по апрель 2019 гг. выпущено почти 85 тыс. чеков Такс фри на сумму около 9 млрд руб. Туристам было выплачено более 907 млн руб. возмещения НДС. Средний чек покупок по состоянию на апрель 2019 г. составил 111 тыс. руб. и продолжает расти.

Самым важным является то, что согласно опросу, проведенному оператором Global Blue среди туристов, 84% респондентов, воспользовавшихся российской системой Такс фри, ответили, что именно наличие этой услуги повлияло на их решение совершить покупку в России. Другими словами, без системы Такс фри большинства совершенных туристами покупок не произошло бы.

Это подтверждается данными компаний розничной торговли, согласно которым оборот магазинов, участвующих в системе, вырос в среднем на 25% без падения оборота магазинов, не участвующих в системе.

В настоящее время, на стадии эксперимента, система Такс фри реализуется посредством бумажного документооборота. После ввода в эксплуатацию и отладки системы передачи сведений из документов (чеков) для компенсации суммы налога в электронной форме между организациями розничной торговли, операторами Такс фри, ФТС России и ФНС России целесообразен переход к реализации системы Такс фри на территории всей Российской Федерации без ограничения количества организаций розничной торговли и перечня мест их размещения.

Вместе с тем для обеспечения удобного сервиса покупателям и потребления компенсированных денежных средств в пределах Российской Федерации целесообразно предоставить операторам системы Такс фри возможность выдачи наличных денежных средств в пунктах пропуска через государственную границу.

Приложение к Стратегии

 

Термины и определения в сфере электронной торговли

Цифровая экономика – хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг.

Электронная коммерция – сфера экономики, включающая все торговые и финансовые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей.

Электронная торговля – форма торговли, осуществляемая с использованием информационных систем, информационно-коммуникационной сети интернет или иных коммуникационных процедур посредством электронных транзакций в сети интернет или иных коммуникационных сетях. При этом, платежи, доставка товара или оказание услуги могут осуществляться как online, так и offline.

Интернет-торговля (розничная электронная торговля) – форма электронной торговли в сфере розничной торговли (B2C), при которой ознакомление покупателя с товаром и условиями продажи, а также сообщение продавцу о намерении купить товар происходит посредством информационно-коммуникационной сети интернет.

Интернет-магазин – часть торгового предприятия (организации) или торговая организация, предназначенная для предоставления покупателю посредством сети интернет сведений, необходимых при совершении покупки, в том числе об ассортименте товаров, ценах, продавце, способах и условиях оплаты и доставки, для приема от покупателей посредством сети интернет сообщений о намерении приобрести товары, а также для обеспечения возможности доставки товаров продавцом либо его подрядчиком по указанному покупателем адресу либо до пункта самовывоза.

Трансграничная электронная торговля – электронная торговля между участниками сделки, находящимися в различных юрисдикциях, одна из которых находится на территории Российской Федерации.

Сектор электронной торговли B2G – сектор электронной торговли, где поставщиками товаров, работ и услуг выступают представители частного сектора (юридические лица и индивидуальные предприниматели), а заказчиками государственные, муниципальные заказчики или отдельные виды юридических лиц, предусмотренные Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Оптовая электронная торговля (B2B) – сектор электронной торговли, где поставщиками и заказчиками товаров, работ и услуг выступают представители частного сектора (юридические лица и индивидуальные предприниматели).

Электронная торговая площадка (маркетплейс) - это система, предоставляющая (обеспечивающая) инфраструктуру взаимодействия множества розничных или оптовых (в случае b2b) продавцов / поставщиков с множеством розничных или корпоративных покупателей в процессе выбора и заказа товаров и/или услуг, включая инфраструктуру размещения информации о товаре и продавце, инфраструктуру сравнения и отбор товаров, инфраструктуру оплаты, выбора способа получения товаров или услуг, инфраструктуру контроля качества и обратной связи с обеих сторон.

 


[1] Согласно определению Росстата, в статистических целях под современным форматом магазина понимается магазин самообслуживания, предлагающий широкий ассортимент потребительских товаров, площадью более 400 кв. м. (до 2013 г. – более 600 кв.м), имеющий один или более прилавков свежей продукции и предлагающий дополнительные сервисы для покупателей на своей территории (банкомат, парковка, кафе, туалеты, аптеки, пункты по печати фотографий и др.); к современным форматам относят гипермаркеты и супермаркеты.

[2] См.: Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 31.01.1923 «О комитетах рыночных торговцев».

[3] См.: п. 2 постановления Совета Народных Комиссаров РСФСР от 04.03.1927 «О рыночных комитетах».

[4] См.: п. 10 постановления ЦИК и Совнаркома СССР от 20.05.1932 «О порядке производства торговли колхозов, колхозников и трудящихся единоличных крестьян и уменьшении налога на торговлю сельскохозяйственными продуктами».

[5] См., например: постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 07.09.1944 № 643 «Об улучшении работы колхозных рынков».

[6] По обеспеченности населения розничными рынками Мадрид более, чем в 4 раза превосходит Москву.

[7] Термины и определения в электронной торговле изложены в приложении к настоящей Стратегии.

[8] Впервые термин «торговая улица» в том понимании, который близок к изложенному в настоящей Стратегии, был применен в советском законодательстве в постановлении Совета Министров СССР от 5 августа 1988г. «О неотложных мерах по улучшению торгового обслуживания населения».

[9] Постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 № 291 «Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. №754».

[10] См.: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон от 01.12.2014 №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».

[11]См.: Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 № 887 «О порядке создания и обеспечения функционирования системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации».

СТРАТЕГИЯ

развития торговли в Российской Федерации до 2025 г.

Общие положения

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.