Костомаров Виталий Григорьевич — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Костомаров Виталий Григорьевич

2021-11-25 729
Костомаров Виталий Григорьевич 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(род. в 1930 г.) — известный русский лингвист,

академик Российской академии образования, главный редактор журнала «Русская речь». Автор многих научных и учебных книг о взаи­ мосвязи русского языка и русской культуры.

 

 

§ 15. Русский язык в Интернете

141. 1) Прочитайте предложения. Как вы думаете, являются ли синонимами слова

коммуникация и общение? Почему?

Доброе слово дом построит, а злое разрушит. Много наговорено, да мало переварено.

От одного слова да на век ссора.

Слово не воробей, вылетит — не воротишь.

Говори о том только, что тебе ясно, иначе молчи (Л. Толстой). Общаясь, люди создают друг друга (Д. Лихачёв).

2) Объясните, как вы понимаете высказывание Д. С. Лихачёва.

 

Известно, что неправильное поведение пользователя Интернета может привести к появлению в компьютере вредоносных про- грамм — вирусов, к утечке информации, сбою настроек. Для защи- ты мы используем специальные программы. Существуют и опреде- лённые правила поведения, помогающие защитить себя как личность при сетевом общении.

 

142. 1) Прочитайте материал о защите личной информации, который размещают поисковые системы.

Личная информация — это ваши имя и фамилия, паспортные данные (номер, серия, копия паспорта), пароли для доступа к раз- личным сервисам и электронным кошелькам. Также личной инфор-

89


 

мацией стоит считать номер вашего телефона, номера телефонов ва- ших родственников, ваш домашний адрес, ваш возраст и дату рожде- ния, ваше место работы — если вы работаете, и номер школы и класса — если вы учитесь, любые другие данные, с помощью кото- рых можно разыскать вас или ваших родственников.

Вы сами выбираете, какую информацию о себе сообщить. В Ин- тернете никто не может заставить вас предъявить паспорт или на- звать настоящую фамилию. Некоторым сайтам (например, интернет- магазинам) необходимо знать о вас правду, но стоит ли раскрывать свои данные — всегда решаете вы. Если вы сомневаетесь в том, что какому-либо сайту можно доверить вашу личную информацию, — лучше не доверяйте.

2) Не заглядывая в текст, ответьте на вопрос: что является личной инфор­ мацией?

3) Используя данный текст и свой личный опыт, составьте памятку­инструк­ цию для учащихся 5—9­х классов о правилах, которые помогут им защитить свою личную информацию.

 

С точки зрения возможности и вариантов общения принято раз- личать контактное общение и дистантное общение.

При контактном общении собеседники находятся рядом друг с другом, как правило, видят и слышат друг друга, поэтому контакт- ное общение почти всегда — устное. Такое взаимодействие даёт воз- можность использовать не только вербальные, но и невербальные средства, прямые указания на предметы, действия и явления, в ре- зультате чего понимание достигается гораздо проще. Например, «По- дай мне, пожалуйста, вот эту книгу» или «Ну и ветер!».

При дистантном общении собеседники находятся на определён- ной дистанции друг от друга. Такое общение ещё называют опосредо- ванным, потому что оно происходит с помощью (посредством) теле- фона, компьютера, других технических средств. При дистантном об- щении в устной форме возрастает роль интонации (нерешительности, сочувствия, участия, заинтересованности и т. д.). Даже реплики

«ага», «да-да» могут быть произнесены по-разному.

 

143. Приведите примеры контактного и дистантного общения. Какой вид обще­ ния вы выберете, чтобы узнать: а) у родителей, что они планируют на выходные; б) в приёмной комиссии, какие документы нужны для поступления в колледж

или вуз; в) в справочной вокзала, чтобы уточнить время прибытия или отправле­ ния поезда; г) у друга его мнение о фильме (книге)? Прокомментируйте свой выбор.

 

144. 1) Прочитайте правила сетевого общения, сформулированные Ю. Андреевой и К. Турковой в книге «Русский без нагрузки». Какие из них вы соблюдаете?

Если вы пишете сообщение ВОТ ТАКИМИ БУКВАМИ, будьте готовы к тому, что вас одёрнут: «Ты чего орёшь?»


 

 


Капслок в сетевой переписке воспринимается именно как серь- ёзное повышение тона, даже крик... В сетевом общении писать

«капслоком» не принято, это считается невежливым. Ведь большие буквы для того и нужны, чтобы выделять и подчёркивать ВАЖНОЕ. Если ими написан весь текст, читать его неудобно, а смысл написан- ного теряется.

Вообще в соцсетях, чатах и на форумах есть негласные правила общения, за нарушение которых вас могут даже забанить.

1. Не держать капслок включённым.

2. Не использовать капслок хаотично, из-за чего буквы начина- ют «прыгать»: пРиМернО вОт таК.

3. Не использовать транслит, который neudobno chitat.

4. Не заменять буквы знаками и цифрами: это выглядит т@к.

5. Избегать чрезмерной любви к смайликам, многоточиям (в ко- торых больше чем три точки), а также вопросительным и восклица- тельным знакам.

2) Замечаете ли вы замену букв знаками, цифрами в сетевом общении; в тек­ стах рекламных вывесок; в текстах СМИ? Как вы думаете, с чем связана такая за­ мена?

3) Если бы вас попросили написать памятку о правилах дистантного обще­ ния, какие обязательные пункты вы включили бы в неё? Почему?

 

145. 1) Прочитайте текст о Национальном корпусе русского языка (ruscorpora.ru). Это бесплатный и открытый для всех сайт, который начал действовать благодаря учёным­лингвистам из Института русского языка Российской академии наук. Какие

тексты включает этот корпус?

Корпус — это электронное собрание текстов, размеченное таким образом, чтобы в нём можно было быстро найти слова и конструкции с заданными грамматическими и другими интересными лингвисту свойствами. Что же такое Национальный корпус? <...> В данном случае слово «национальный» — своего рода термин, отражающий скорее смысл английского слова «national», чем русского слова «на- ция». Впервые это определение появилось в названии Британского национального корпуса (British National Corpus, BNC), созданного в 1990-е годы в Великобритании. <...> Поскольку этот корпус очень быстро стал практически эталоном корпуса вообще, то значение сло- ва «национальный» незаметно изменилось. Национальным корпусом стали называть просто самый большой и представительный корпус, характеризующий язык данной страны в целом. <...>

Понятно, что Национальный корпус должен быть большим (его объём измеряется сотнями миллионов словоупотреблений) <...> и представительным — он должен содержать все типы текстов, пред- ставленные в данном языке в данный исторический период.

Именно поэтому Национальный корпус русского языка не огра- ничивается только произведениями художественной литературы... Он содержит и журнальные статьи разной тематики <...>, и специ- альные тексты (научные, научно-популярные и учебные по разным отраслям знания), и рекламу, и частную переписку, и дневники.


 

Словом, в Корпус попадают образцы практически любых существую- щих в русском языке письменных текстов — от статьи современного музыкального критика до инструкции по уходу за кактусами. <...> Более того, для полного и адекватного представления о том, что про- исходит в современном русском языке, необходимо включать в него также и записи устной речи.

Почему образцы устной речи так важно иметь в Корпусе? Люди пишут не так, как говорят; в особенности это различие ощутимо для языков с давней письменной традицией, за время существования ко- торой нормы письменной и устной речи успевают разойтись доста- точно сильно. Письменная речь всегда более консервативна; к тому же, например, в русском языке письменная традиция формировалась под сильным иноязычным влиянием (первоначально старославян- ским, впоследствии немецким и французским), которое гораздо мень- ше затронуло устную речь. В этом отношении русский язык не ис- ключение: сходным образом дело обстоит во многих европейских письменных языках, от чешского до французского, а также во многих письменных языках Азии с древней литературной традицией. <...>

В Корпусе есть тексты так называемой электронной коммуника- ции: переписка по электронной почте, а также всевозможные чаты, форумы, общедоступные электронные дневники. Конечно, в форумах и блогах люди продолжают писать не так (или не совсем так), как го- ворят, но дистанция между письменной и устной речью здесь во мно- го раз меньше. Этим электронная коммуникация и привлекательна для лингвистов: какие-то языковые явления встречаются только или преимущественно в данных текстах. Пишущие в сетевой среде чув- ствуют себя более свободно не только в отношении языка, но и в от- ношении норм общепринятой орфографии. Орфографическая вариа- тивность электронных текстов возрастает на порядок, в них широким потоком вливаются разговорные дублеты, произносимые на месте литературных, но обычно не отражаемые на письме, — такие как щащас), сёдни, чё, тока, ваще, кто-нить, — и многое другое. Инте- ресно, что пишущие часто прибегают к искажению орфографии со- знательно, в целях языковой игры.

(В. Плунгян)

2) Почему образцы электронной коммуникации привлекательны для лин­ гвистов?

3) Общение на форуме, в блогах — это примеры дистантного или контактно­ го общения? Поясните свою точку зрения.

4) Каково ваше отношение к «орфографической вариативности электронных текстов»? Соблюдаете ли вы орфографические и пунктуационные правила в тек­ стах чатов, смс­сообщений, блогов и т. п.? Почему?

           5) В русском языке у части существительных мужского рода имеется особая дополнительная падежная форма — так называемый второй родительный падеж. Так, у слова сахар обычная форма родительного падежа выглядит как сáхара, а форма второго родительного — как сахару (например, положите себе ещё саха- ру). Эта форма проникла в русское склонение в XVI—XVII веках, пережила «пик»


 

 


употребительности в XVII—XVIII веках, а к концу XIX века стала медленно угасать. В современном языке второй родительный падеж встречается только у примерно сотни слов и обычно может быть заменён на простой родительный (так, можно сказать и положите себе ещё сахара, разница почти неощутима говорящими). Ис­ пользуя ресурсы Национального корпуса русского языка, найдите ответ на вопрос о том, с какой частотой употребляются у разных слов формы второго родительно­ го падежа. Например, как сейчас предпочитают писать — поднять с пола или под- нять с полу? А встать — с пола или с полу?

 

146. 1) Прочитайте фрагменты словарных статей.

Попугй, -я, м. 2. перен. Разг. Тот, кто не имеет собственного мнения и повторяет чужие мысли, слова.

Ворна, -ы, ж. 2. перен. Разг. О рассеянном, невнимательном человеке.

Орёл, орла, м. 2. перен. О гордом, смелом, сильном человеке.

Сорка, -и, ж. 2. перен. Разг. О болтливом, шумном человеке; о том, кто любит сплетничать (преимущественно о женщине). Всё бол- таете, сороки!

           2) Найдите в Национальном корпусе русского языка предложения, в которых слова употребляются в этих значениях. Не забывайте указывать авторов произве­ дений, их названия.

3) Наименования каких ещё животных и птиц могут быть использованы в рус­ ском языке для характеристики человека?

 

 

  147. Письмовники, содержащие руководство по написанию писем, появились в России в XVIII веке. Актуальна ли сегодня рекомендация письмовника 1894 года:

«Первая обязанность пишущего — помнить своё собственное положение, знать положение лица, которому мы пишем, и представлять себе последнего так ясно, как будто мы стоим перед ним и разговариваем». Можно ли дать эту рекоменда­ цию тем людям, которые общаются посредством электронной почты? Сделайте ма­ кет письмовника для современников.


 

148. В русском языке существует несколько фразеологизмов и пословиц со сло­ вом каша. Вспомните и запишите те из них, которые связаны с понятием «обще­ ние» (или «участники общения»).

 

 

Круг чтения  

И. Б. Левонтина. «О чём речь». Сборник состоит из небольших эссе, посвящённых современному состоянию русского языка, его неразрывной связи с жизнью человека и общества.

М. А. Кронгауз. «Русский язык на грани нервного срыва». В книге представлены размышления автора об изменениях в русском языке, кото- рые многими воспринимаются как его порча и даже гибель. Однако для русского языка, по мнению автора, не страшны ни поток заимствований и жаргонизмов, ни другие быстрые изменения, которые в нём происходят.

«Русский язык переварит всё это, что-то сохранив, что-то отбросив, выра- ботает, наконец, новые нормы, и на место хаоса придёт стабильность».

В. А. Плунгян. «Почему языки такие разные». Эта книга о многооб-

разии человеческих языков, о законах их развития, о языках похожих и непохожих, о том, как сравниваются языки и как они устроены.

 

149. 1) Прочитайте текст о том, что поисковую систему часто используют как спра­ вочник по правописанию. Прежде чем читать, выскажите предположение о том, ка­

кие вопросы и темы чаще всего интересуют пользователей.

Наверняка каждому приходилось вбивать в поисковую строку слово, чтобы узнать, как оно пишется и почему именно так, или фрагмент предложения, чтобы понять, как правильно расставить за- пятые. Анализ таких запросов может показать, как люди пишут и какие правила русского языка оказываются наиболее сложными для них — причём не на экзамене, а в повседневной жизни. <...>

Служба «Яндекса» проанализировала запросы, по которым пользователи переходили со страниц результатов поиска на один из популярных ресурсов, посвящённых правописанию и правилам рус- ского языка, в том числе различные орфографические слова- ри, http://gramota.ru/, https://therules.ru/. Текст поисковых запро- сов дан с авторской пунктуацией. <...>

Наибольшие сложности у пользователей вызывают темы о слит- ном, дефисном и раздельном написании слов — особенно много спрашивают о частицах не и ни, наречиях и существительных с предлогами. Почти столько же запросов на различные темы о право- писании отдельных букв (например, безударные гласные в корне слова, звонкие и глухие согласные и т. д.).

Больше всего проблем у пользователей «Яндекса» вызывает слитное или раздельное написание частицы не с разными частями речи: «недорого или не дорого», «слово не вовремя», «как пишется не когда или некогда», «не красивый или некрасивый как пишет- ся». На втором месте запросы о проверяемых безударных гласных в


 

 


корне слова: «как правильно пишется седой или сидой», «долина а или о», «удевился или удивился».

Правописание приставок является тоже частым вопросом. Боль- шая часть вопросов связана с формами сравнительной степени при- лагательных — как пишется «побольше», «поменьше», «получше» и другие. Довольно много вопросов про приставки пре- и при-, раз- и рас- и другие — в основном о том, какую из них правильно писать в том или ином слове: «соорентироваться», «по этапный как пишет- ся», «как пишется преемник или приемник», «сделаю или зделаю»,

«предыгровой как пишется».

Самые частые среди вопросов о написании глаголов: об окончани- ях глаголов второго лица множественного числа в настоящем времени и в повелительном наклонении, а также глаголов II спряжения, осо- бенно глагола «видеть»: «увидит е или увидет е как правильно», «вы - берете или выберите», «как правильно писать клеить или клеять»,

«как правильно сказать я победю, или я побежу, или побежду».

Важная тема — словоупотребление. Сложности связаны в ос- новном с выбором одного слова из двух вариантов — один из них мо- жет быть просторечным или устаревшим либо оба могут использо- ваться равноправно. Некоторые проблемы, которые видны в таких запросах, действительно часто обсуждаются. Например: «был надет или был одет», «есть ли слово кушать в русском языке», «извиня- юсь или извините как правильно», «ихний есть ли такое слово». Кроме того, часть запросов о словоупотреблении касается выбора ро- да: «заявитель или заявительница», «автор в женском роде», «за- ведующая или заведующий библиотекой».

(По материалам сайта Yandex.ru)

2) Насколько совпали ваши предположения с информацией, изложенной в тексте?

3) Выберите один из перечисленных вопросов по орфографии или словоупо­ треблению, составьте краткую справку­ответ, приведите примеры.

 

Лингвистические заметки  

 

Реальное речевое общение в цифровую эпоху изменяется: текст усту- пает место коротким текстовым сообщениям, теряя свойства связности, формируется массовая языковая культура, одним из проявлений которой является текстинг.

Текстингом (от англ. texting — «смс-переписка») называют обмен текстовыми сообщениями с помощью телефонов и других мобильных устройств; он представляет собой набор общепринятых сокращений, позво- ляющий в минимуме символов передать максимум смысла. Главной фор- мой текстинга стали смс-сообщения или сообщения в специальных про- граммах-мессенджерах (от англ. messenger — «курьер», «посланник»).

Влияние текстинга сказывается в упрощении этикетных речевых фор- мул, стандартизации речевых жанров, шаблонности коммуникации, схема- тизации эмоциональных реакций и оценок.

(По О. Северской)


 

  150. 1) Прочитайте заголовки, которые можно встретить в сети Интернет. Какие трудности могут возникнуть у вас при объяснении их смысла человеку, для которо­ го русский язык не является родным?

1) Детская пластмассовая железная дорога — 9 предложений на Маркете. 2) Код банки. Как выбрать свежие консервы, не открывая банку. 3) SMS-сообщение. 4) Старый новый год. 5) Ресурсная база человечества начинает заканчиваться.

2)Приведите свой пример использования подобных языковых явлений.

 

  151. Орфографический практикум.

Большая часть этих слов — «ч..мпионы» по ко(л/лл)ичеству ошибок при сетевом общении. Проверьте, мож..те ли вы написать их гра(м/мм)отно: аген(?)ство по изготовлению трансп..рантов; при..ти вовремя; симп..тичный бло..ер; чере(з/с)чур пр..вередливый; со- здать прец..дент; форум об отдыхе (за)границей; (в)придачу к покуп- ке; сливочное мороже(н/нн)ое.

Какие гру(п/пп)ы для кла(с/сс)ификации этих слов вы могли бы предл..жить?

 

§ 16. Виды преобразования текстов

152. 1) Прочитайте тексты, в которых говорится о государственном языке нашей страны. Предположите, какой из текстов взят с сайта «Президент России — гра­ жданам школьного возраста» (http://детям.президент.рф).

1) По Конституции России русский язык является государствен- ным на всей территории Российской Федерации, однако республи- кам дано право устанавливать и свои государственные языки. Со- гласно Основному закону человеку и гражданину предоставлено пра- во на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Конституция также гарантирует всем народам России право на сохранение родного язы- ка, создание условий для его изучения и развития.

2) Задача: Государственным языком Российской Федерации на всей её территории объявляется русский язык. Это значит, что (вы- бери правильный вариант ответа):

а) граждане Российской Федерации обязаны на всей территории нашей страны в публичных местах разговаривать друг с другом толь- ко на русском языке;

б) если иностранец на своём языке спрашивает, как пройти в музей, ему нельзя отвечать. Пусть ходит с переводчиком;

в) если гражданин Российской Федерации не понимает русского языка, то он на всей территории нашей страны не может работать ни полицейским, ни лётчиком, ни врачом «скорой помощи» и вообще не может находиться на государственной службе;


 

 


г) пока гражданин Российской Федерации не выучит русский язык, его не выпустят за границу.

2) Объясните, какие языковые средства, особенности построения текстов по­ могли вам сделать выводы. Какие примеры вы могли бы привести, рассказывая ученику 5—6­го класса о государственном языке Российской Федерации?

3) Представьте информацию любого из этих текстов в виде схемы, рисунка.

           4) Обменяйтесь с одноклассником своими схемами или рисунками. Расска­ жите друг другу как можно подробнее о том, что вы поняли, изучая вариант пред­ ставления информации своего товарища.

 

Аннотация (от лат. аnnotatio — «замечание») — краткая харак- теристика книги, статьи и т. п., излагающая их содержание и даю- щая иногда их оценку.

Если в реферате статья сокращается в три-четыре раза, а боль- шие тексты, книги — в 10—20 и более раз, то аннотация — это текст из трёх-четырёх предложений, иногда и меньше, независимо от объё- ма основного текста. Аннотация — это своего рода реклама, которая должна заинтересовать читателя, коротко передать суть книги.

 

153. 1) Изучите структуру аннотации. Обратите внимание на языковые средства, которые могут использоваться в тексте аннотации.

1. Автор, название, выходные данные (библиографическое опи- сание).

2. Тема статьи (книги). Статья (книга, монография и т. п.) по- священа (теме, вопросу, проблеме)...

3. Проблематика. В статье (книге) анализируются (освещаются, описываются, разбираются, раскрываются, рассматриваются) сле- дующие проблемы...; даётся анализ (характеристика, описание)...; приводятся результаты...; излагается теория (история, методика, проблема, вопрос)...; исследуется вопрос (проблема, процесс, зависи- мость, свойства)... и т. д.

4. Адресат. Статья (книга) предназначена для специалистов в области...; Статья представляет интерес для (широкого круга читате- лей)... и т. п.

2) Составьте аннотацию на книгу, которую вы хотели бы порекомендовать од­ ноклассникам, своим родителям.

 

154. 1) Рассмотрите плакаты на с. 98, посвящённые Международному дню книго­ дарения (14 февраля). Насколько точно эти плакаты отражают идею дня книги, на­

поминают о важности чтения, чтения как возможности получения самой разной ин­ формации, чтения как удовольствия?

2) Какую книгу вы хотели бы подарить в этот день другу или подруге, брату или сестре? Каким письмом­рекомендацией вы сопроводили бы эту книгу?

3) Напишите свои письма­рекомендации, оформите их в виде закладки в книгу.


 

 

 

 

Лингвистические заметки  

Один из способов представления информации — инфографика — со- четание текста и картинки, которые передают не один и тот же, а общий смысл в контексте общей темы. Графические элементы (особенно изобра- жения) не иллюстрируют текст, а заменяют его, обогащают, помогают структурировать. Перед созданием инфографики автор задаёт себе вопро- сы, сходные с теми, которые задаёт себе автор перед созданием текста: что я хочу сказать с помощью инфографики? Кому? Зачем? Какой формат мне лучше выбрать?

 

155. 1) Рассмотрите пример инфографики, озаглавьте схему.

 

 

2) Составьте устный рассказ, используя в качестве его основы информацию, которую вы смогли извлечь из данного примера инфографики. С какими трудностя­ ми вы столкнулись при подготовке рассказа? Почему?


 

 


156. 1) Рассмотрите юмористические диаграммы­загадки и дайте им названия.

 

 

2) Составьте свою диаграмму, используя в качестве материала одну из посло­ виц; материал предмета школьной программы; распределение домашних обязан­ ностей и др.

 

Конспект — это краткое, связное, содержательное и последова- тельное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста. Конспекты имеют несколько вариантов выполнения: плано- вые — каждому пункту плана соответствует какая-то определённая часть конспекта; текстуальные — состоят из цитат; свободные — выписки из текста, цитаты, тезисы; тематические — содержат ответ на поставленный вопрос.

 


 

157. Составьте один из вариантов конспекта текста о Национальном корпусе рус­ ского языка (упр. 145) или одного из параграфов учебника по обществознанию.

 

158. Об истории покорения воздуха, об аппаратах, способных реализовать мечту человека о полёте, мы можем прочитать на сайте научно­популярного проекта

«Элементы большой науки».

 

Рассмотрите плакат, составленный с помощью инфографики (http://elementy. ru/posters/aviation). Используя материал, составьте своё сообщение по данной теме.

 

159. 1) Прочитайте фрагменты статьи Е. В. Первушиной «Много ли тараканов в Тмутаракани?», восстановите порядок следования абзацев.

1. Толковый словарь Т. Ф. Ефремо- вой говорит: «Тьмутаракань — это место, до которого трудно добраться из-за даль- ности его расположения, где царит неве- жество, темнота, культурная отсталость». Словарь синонимов русского языка

З. Е. Александровой даёт следующие варианты: «медвежий угол, глушь, дыра, глухомань, захолустье».

2. Возможно, вам тоже приходилось слышать название Тмута- ракань. И с большой буквы, как имя собственное (тогда оно пишется только с одним мягким знаком — на конце), и с маленькой — как нарицательное, обозначающее глухое, захолустное местечко (тогда это слово пишется с двумя мягкими знаками). Возможно, вы заду- мывались, почему город или местность так называется? И сколько же там тараканов? Наверное, целая тьма!

3. В старинной русской летописи начала XII века «Повесть вре- меннх лет» Тмутаракань упоминается несколько раз, например:

«...пришёл Олег с половцами из Тмутаракани». Значит, Тмутара- кань — древний русский город. Точнее, древнее городище на севере Таманского полуострова, омываемого с севера водами Азовского, с юга — Чёрного моря. Это та самая очень провинциальная и захо- лустная Тамань, которую упоминает Михаил Юрьевич Лермонтов в

«Герое нашего времени». <...> Кстати, слово «Тамань» происходит из адыгского языка. В «Топонимическом словаре Кавказа» под ре- дакцией А. В. Твёрдого есть слово «темен», означающее «болото»,

«плавни», и это вполне соответствует действительности.

4. Если вы попытаетесь найти город Тмутаракань на карте в учебнике по географии, то едва ли это удастся. Получается, что Тму- таракань — настолько маленький, захолустный, «засиженный тара- канами» городишко, что даже на карты не попал? Ничего подобного!

5. Впрочем, некоторые историки утверждают, что Тмутаракань следует искать вовсе не в Тамани, а западнее, в дельте реки Кубани, на берегу лиманов, поблизости от города Темрюка.

2) Передайте содержание текста тремя — пятью предложениями.


 

 


3) Расскажите о происхождении названия любого города России по вашему выбору. Какие источники вы будете использовать?

 

  160. Орфографический и пунктуационный практикум.

Лингвист Максим Кронгауз говоря о нынешнем пер..полнении русского языка заимствованиями пр..ходит к такому обобщению:

«Это пожалуй самый яркий и наверно грустный пример того что мы сейчас не создаём обществе(н/нн)ые, про(ф/фф)е(с/сс)иональные и культурные отношения, а скорее заимствуем их (в)месте с соответ- ствующими словами то есть живём в условиях тр..нсляц..и чужой культуры». Чужую культуру тр..нслируем, а словопор..ждающую мощь родного языка утрачиваем.

 

 

§ 17. Разговорная речь. Анекдот, шутка

161. 1) Прочитайте высказывания об анекдотах (1) и фрагменты словарных статей (2) и (3).

1) Анекдот — это комедия, спрессованная в секунды (К. Чапек). Анекдот — жанровый кентавр, который совмещает в себе признаки фольклора и разговорной речи (К. Седов). Даже после небольшой улыбки, после анекдота в организме обязательно дохнет один ма- ленький микроб (Ю. Никулин).

2) Анекдт, -а, м. 1. Очень маленький рассказ с забавным, смешным содержанием и неожиданным острым концом. Рассказать а. Политический а. 2. перен. Смешное происшествие (разг.). А. слу- чился с кем-н. 3. История, рассказ (устар.). Исторические, драма- тические анекдоты.

|| уменьш. анекдотец, -тца, м. (к 1 знач.). || прил. анекдотиче- ский, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.).

Из франц. anecdote, восх. к греч. anekdotos «неопубликован- ный, неизданный».

3) Анекдт. Небольшой занимательный рассказ.

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей. (А. Пушкин)

2) Уточняют ли эти определения смысл анекдота как жанра фольклора?

 

162. 1) Прочитайте об анекдоте как особом жанре устной речи. Определите ос­ новные признаки этого жанра.

Теорию анекдота разрабатывают лингвисты А. Д. Шмелёв и Е. А. Шмелёва. По мнению авторов, в самом начале двадцатого ве- ка в русской языковой культуре возник и в 20—30-е годы распро- странился новый тип семейно-бытового общения — рассказывание


 

анекдотов. В это же время формируется значение слова анекдот — короткий устный смешной рассказ о вымышленном событии с не- ожиданной остроумной концовкой, в котором действуют постоян- ные персонажи, известные всем носителям русского языка. В со- временной русской системе речевых жанров анекдот занимает своё особое место и обладает уникальными языковыми характеристи- ками.

Анекдот всегда связан с реальным фактом. Даже если основные события его сюжета вымышлены, они проверяются действительно- стью: так могло бы быть.

Желание насмешить — основная цель рассказывающего анек- дот. И очень важно: анекдот не только нужно уметь рассказывать, но и уметь слушать. Рассказывание анекдота — это не повествование, а представление, производимое единственным актёром.

Анекдот — это текст с жёстко заданной структурой: более длин- ный зачин, затем короткий и неожиданный конец, заставляющий слушателя ещё раз вспомнить начало анекдота. В некотором несоот- ветствии начала и конца анекдота — его соль.

2) Анекдот как жанр комического всегда высмеивает те качества, которые вызывают у людей неодобрение. Какие недостатки высмеиваются в анекдотах?

3) Подумайте, почему «рассказывание анекдота — это не повествование, а представление, производимое единственным актёром»? Какими качествами дол­ жен обладать хороший рассказчик?

 

Лингвистические заметки  

Русские писатели придумали или ввели в литературный язык много новых слов: вещество, градусник (М. В. Ломоносов), промышленность (Н. М. Карамзин), головотяпство (М. Е. Салтыков-Щедрин), стуше- ваться (Ф. М. Достоевский), бездарь (Игорь Северянин). А ещё многие из писателей попадали в разные смешные ситуации, из которых умели очень достойно выходить. Так, известны анекдоты о русском баснописце И. А. Крылове.

 

Круг чтения  

Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.148 с.