Переход от восприятия к наглядно-образному мышлению и элементам логического мышления — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Переход от восприятия к наглядно-образному мышлению и элементам логического мышления

2021-11-24 38
Переход от восприятия к наглядно-образному мышлению и элементам логического мышления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Когда мы говорим о переходе от восприятия к наглядно-образному мышлению, речь идет о возможности восстановления образов восприятия в представлении и оперирования этими образами. Такое восстановление развивается и проявляется у детей в процессе разных видов деятельности. Представление о предметах, свойствах и отношениях предметов и их частей может быть вызвано словом или показом соответствующего изображения и в свою очередь стать основой рисунка, лепки, аппликации, конструкции или обеспечить понимание рассказа, узнавание предмета по описанию, отгадывание загадок и т. д. В этих случаях мы имеем дело с оперированием образами – их перестановкой, соединением частей мысленным путем.

Такая возможность формируется у нормально развивающегося ребенка на протяжении дошкольного возраста. Даже решая логические задачи, дошкольники опираются на наглядные образы, оперируют ими. Например, когда детям предложили задачу: «За пеньком видны четыре заячьих уха. Сколько зайцев сидит за пеньком?» – они давали следующие ответы: «Два зайца, потому что у каждого зайца два уха», «Два, потому что у каждого вот так» (приложил к своей голове два пальца), «Два, потому что они рядом сели и сложили свои уши, получилось четыре».

В этом возрасте у детей появляется более обобщенное восприятие, опирающееся не только на отдельные свойства предметов, но и на связи и отношения между ними. На этом уровне у детей возникает возможность наглядно-пространственного моделирования предметов и ситуаций, которая находит свое выражение в деятельности детей: в рисунках они своеобразно отражают окружающую действительность.

В дошкольном возрасте дети способны к систематизации, составлению сериации, упорядочению, основанном на логическом построении объектов, выстраивании их в ряд по какому-либо чувственно воспринимаемому признаку. Это свойство постепенно идет по убывающей или по возрастающей. Например, на этом принципе основан звуковысотный ряд, по этому же принципу можно выстроить ряд из матрешек и др.

Переход от восприятия к представлению и наглядно-образному мышлению – процесс длительный. Для детей с отклонениями в развитии без целенаправленной коррекционной работы такой переход может и не произойти. В результате чего они не понимают прочитанный текст, совершенно не умеют пользоваться схемами, планом, а это в дальнейшем отрицательно сказывается на их трудовой и профессиональной подготовке.

Сделай целое

Цель. Формировать представление о предмете в целом; учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета; действовать путем примеривания.

Оборудование. Разрезные картинки из 2–6 частей с разной конфигурацией разреза. Предметы и игрушки, соответствующие изображениям на картинках.

Ход игры. (Проводится индивидуально и группами.)

1-й вариант. Перед ребенком на столе лежит разрезная картинка с изображением простейшего по форме и хорошо знакомого предмета, например мяча или яблока. Ребенку предлагают сложить картинку так, чтобы получилось целое. При этом предмет не называется. Когда картинка будет сложена (любой результат), педагог выкладывает перед ребенком два предмета: один, изображенный на разрезной картинке, а другой – посторонний, например кубик. Ребенок должен выбрать тот предмет, который он сложил, и сравнить полученное изображение с предметом. Педагог помогает ему провести сравнение, используя обводящее движение. Затем предмет называется.

После этого ребенку дают другие разрезные картинки с изображением того же предмета (если на первой картинке мяч был разрезан пополам вдоль, то на второй – поперек, а на третьей – по диагонали).

При повторном проведении игры ребенку предлагают составить более сложные картинки (рыба, неваляшка, домик).

2-й вариант. Перед ребенком раскладывают 3–4 части одной картинки (например, машины) и одну часть другой картинки (неваляшки) и предлагают сделать целую картинку. По окончании ему дают для выбора и соотнесения два предмета (машину и неваляшку), которые он сравнивает с изображением под руководством педагога.

При последующем проведении игры картинки имеют другие линии разреза.

Нарисуй целое

Цель. Продолжать учить разворачивать части предмета в представлении, соединяя их в целое, т. е. оперировать образами в представлении с опорой на целостный образ предмета.

Оборудование. Разрезные картинки с изображением хорошо знакомых детям предметов (с разной конфигурацией разреза), бумага, фломастеры или карандаши (черные или коричневые).

Ход игры. Педагог раскладывает перед ребенком разрезную картинку и просит нарисовать целую картинку, не складывая ее. Ребенок рисует, а затем называет предмет, который нарисовал. После этого педагог просит его сложить картинку и снова нарисовать ее.

Найди свою игрушку

Цель. Та же.

Оборудование. Разрезные картинки с изображением знакомых детям предметов (изображения контурные); листы бумаги и простые карандаши или черные (коричневые) фломастеры по количеству детей; игрушки или предметы, соответствующие изображениям на разрезных картинках.

Ход игры. (Проводится группами.) На столе у педагога игрушки и предметы, они накрыты салфеткой. Педагог раздает детям разрезные картинки, раскладывая их в случайном порядке. Дает каждому ребенку изображение. Педагог просит детей внимательно рассмотреть картинки, не складывая их, раздает бумагу и карандаши (фломастеры) и просит нарисовать целую картинку. По окончании рисования снимает салфетку с игрушек, находящихся на столе, и предлагает каждому ребенку найти то, что он нарисовал. Дети находят игрушки, называют их, сравнивают со своим рисунком.

Сделаем книжку

Цель. Представлять ситуацию, описанную в рассказе, уметь моделировать ее с помощью раскладывания готовых плоскостных форм; закреплять навыки наклеивания; приучать к созданию коллективной работы.

Оборудование. Листы белой бумаги по количеству детей; плоскостные изображения предметов, соответствующие содержанию рассказа; подносы, клей, кисточки, тряпочки по количеству детей.

Ход работы.

1-й вариант. Педагог говорит детям, что они вместе будут делать книгу с красивыми картинками. Раздает листы бумаги (страницы в книжке), элементы изображения на подносиках и просит внимательно слушать рассказ «О птичке и кошке». Читает его спокойно, без остановок и пояснений: «Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве». После этого педагог спрашивает, о ком этот рассказ, что делали птичка и кошка. Затем идет поэтапный разбор рассказа с моделированием всех ситуаций. Педагог спрашивает: «Что было сначала?» – и читает первую фразу: «Во дворе стояло дерево». Просит детей найти на подносах дерево и положить на свои листы бумаги. Напоминает, что дерево стоит внизу. Помогает правильно расположить его на листе бумаги. Затем говорит: «Около дерева сидела птичка». Дети находят птичку и выкладывают ее около дерева и т. д.

2-й вариант. Игра проводится на следующий день. Участвуют 6 детей. Педагог напоминает им рассказ и говорит, что для общей книги каждый будет делать свою страницу. Столы устанавливают в один ряд так, чтобы сидящие за ними дети действовали по ходу рассказа слева направо. Ребенку, сидящему первому, педагог предлагает делать первую страницу, следующему – вторую и т. д. Дети последовательно выкладывают картинки, иллюстрирующие содержание рассказа: первая страница – «Во дворе росло дерево»; вторая – «Около дерева сидела птичка»; третья – «Птичка полетела и села на дерево, наверху»; четвертая – «Пришла кошка»; пятая – «Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево»; шестая – «Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве». После того как весь рассказ будет выложен, педагог раздает детям клей, кисточки и тряпочки, и дети наклеивают изображения на листы бумаги. Педагог сшивает листы и рассматривает с детьми новую книжку.

По такому же типу проводится моделирование русских народных сказок «Теремок», «Колобок»; «Кто сказал «мяу» В. Сутеева и др.

Угадай, о чем я рассказал(а)

Цель. Узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов.

Оборудование. Игрушки, различные по форме, цвету и назначению.

Ход игры. Дети сидят полукругом вокруг стола педагога. Он раскладывает на столе четыре знакомые детям игрушки (например, флажок, мяч, елочку и матрешку) и говорит, что загадает загадку, а они должны отгадать, о какой игрушке в ней говорится. После этого педагог дает краткое описание одного из стоящих на столе предметов (например: «Круглый, красный с синим, хорошо прыгает, можно с ним играть»). Если дети не могут отгадать, педагог еще раз медленно произносит текст, делая остановку на каждом свойстве данной игрушки. Когда загадка будет отгадана, спрашивает у детей, как они догадались, какие слова помогли им в этом. Затем переставляет игрушки на столе и дает описание другого предмета: «Растет в лесу зеленая, колючая, на Новый год, на праздник, к нам придет».

Предметы, о которых говорится в загадках, должны меняться, чтобы дети не заучивали отгадку, а слушали и понимали смысловую сторону речи, опираясь на имеющиеся представления и восприятие, помогающие создать единый образ со словом.

Загадки

Цель. Та же.

Оборудование. Игрушки или картинки с изображением хорошо знакомых детям предметов.

Ход игры. Дети сидят полукругом. У педагога на столе картинки (изображением вниз). Он вызывает ребенка, просит отгадать загадку и найти отгадку на картинке. Затем приводит краткое описание хорошо знакомого детям предмета (например: «Стоит в комнате на полу, есть четыре ножки, сиденье и спинка. На нем можно сидеть»). Ребенок переворачивает на столе картинки, находит нужную и показывает детям. Другой ребенок отгадывает загадку, сходную по содержанию с предыдущей, но имеющую в конце описания отличительный признак (например: «Стоит в комнате на полу. У него четыре ножки. Покрыт скатертью, на нем стоит тарелка»).

Позднее можно дать более сложную загадку, такую, как: «Летом серый, зимой белый, длинные ушки, короткий хвост. Никого не обижает, сам всех боится».

Сделай елочку (занятие)

Цель. Учить систематизировать свойства, выкладывая последовательный ряд предметов.

Оборудование. Зеленые плоскостные треугольники разной величины, постепенно возрастающей (по пять треугольников на одного ребенка); подносики и листы бумаги по количеству детей, пять треугольников для выкладывания образца.

Ход занятия. Педагог раздает детям листы бумаги и подносы с формами и предлагает выложить красивые елочки. Дети выполняют задание самостоятельно. После этого педагог приглашает к доске ребенка, правильно сложившего елочку, и просит сложить елочку на фланелеграфе из крупных элементов. Дети рассматривают образец, педагог уточняет принцип выкладывания елочки: «Вот какая красивая елочка – самый маленький треугольник наверху, потом побольше, еще больше, еще больше, самый большой треугольник внизу».

Найди место для матрешки

Цель. Та же.

Оборудование. 6-местная матрешка.

Ход игры. (Проводится индивидуально или с группой из 2–3 детей.) Педагог разбирает перед детьми матрешку и собирает вкладыши попарно. Затем выстраивает матрешек в ряд по величине, соблюдая между ними равные интервалы. Педагог предлагает детям закрыть глаза, берет одну из матрешек, выравнивает интервалы между оставшимися и просит детей посмотреть и найти место матрешке.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.