Первое поколение деятелей Чикагской школы — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Первое поколение деятелей Чикагской школы

2021-11-24 33
Первое поколение деятелей Чикагской школы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение                                                                                                              3

1. Первое поколение деятелей Чикагской школы                                          4

2. Второе поколение деятелей Чикагской школы                                         8

3. Третье поколение деятелей Чикагской школы                                         10

4. Четвёртое поколение деятелей Чикагской школы                                   12

5. Теория урбанизма: исследования деятелей Чикагской школы               14

Заключение                                                                                                        19

Список литературы                                                                                           20

 

Введение

Главной своей практической задачей школа с момента своего создания поставила научное обеспечение решений, принимаемых местными органами власти, в частности муниципальными властями Чикаго. Она существует и пользуется высокой профессиональной репутацией и сегодня.

Тема «Чикагская школа социологии» актуальна. Эта тема интересна тем, что именно Чикагская школа является основоположником эмпирического направления в социологии.

Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть Чикагскую школу как родоначальника эмпирической социологии, ознакомиться с её деятельностью и её деятелями. Сначала рассмотрим первое поколение деятелей школы и её основоположника А.Смолла, затем еще три поколения деятелей школы и, наконец, теорию урбанизации.

 

Третье поколение деятелей Чикагской школы

Третье поколениеЧикагской школы (середина 30-х — начало 50-х годов) связывают с руководством департаментом У. Огборна (1886—1959). Он был деканом с 1936 по 1951 годы, а в университе­те начал работать в 1927 году. В 1929 году он избирался президен­том Американского социологического общества, с 1937 по 1939 года руководил Исследовательским советом социальных наук.

Главная его работа «Социальные изменения» (1922) была на­писана им, когда он еще был профессором Колумбийского универ­ситета, где он и защитил докторскую диссертацию. Большой резонанс в США получил подготовленный под его руководством доклад «Новейшие тенденции в США» (1933). Он занимал различные посты в правительственных ведомствах. Его главной заслугой является выведение американской социологии с местного на общенациональный уровень. Ведущие правительст­венные ведомства стали заказывать социологам целевые разра­ботки. Именно при нем сформировались, работая по заданию Фе­дерального правительства, такие исследователи, как Г. Лассуэлл.

В своей теории социальных изменений У.Огборн проводит мысль о том, что материальная культура развивается в целом относи­тельно быстрее, нежели нематериальная или адаптивная культу­ра. Причины этого он объяснял малым количеством изобретений в адаптивной культуре, наличием серьезных препятствий адаптив­ным изменениям, значительным сопротивлением адаптации, кото­рые являются следствием оценок и ориентации группы — субъ­екта социальных действий. В целом эта теория положила начало формированию концепциитехнологического детерминизма в со­циологии.

У.Огборн был последовательным сторонником широкого исполь­зования статистических методов в социологии, и при нем получи­ло значительное развитие математическое обеспечение проводи­мых чикагскими учеными социологических исследований.

Третье поколение, помимо У.Огборна, представлено также име­нами Эверетта Хьюза, Самуэла Стауффера, Луиса Вирта. Уже после второй мировой войны серьезно заявили о себе Франклин Фразье, Пол Кресси, Эдвард Шилз, Говард Бейкер.

Так, Луис Вирт (1897—1952) родился в еврейской семье в Германии и в четырнадцатилетнем возрасте вместе с родителями прибыл в США. Образование он получил в Чикаго, где в 1926 году защитил докторскую диссертацию. Широкую известность принес­ла ему работа «Гетто» (1928), посвященная судьбам еврейских им­мигрантов, прибывших в Чикаго из Европы. В 1947—1948 годах он был президентом Американской социологической ассоциации, а в 1949 году избирается первым президентом Международной со­циологической ассоциации на ее учредительном конгрессе.

В своей урбанистической концепции Вирт доказывает, что го­родской образ жизни характерен ослаблением первичных меж­личностных связей, становящихся фрагментарными и поверхностными, в нем уменьшается социальная роль семьи и соседской об­щины, преобладают вторичные формально-ролевые отношения, на­растает его социальное и культурное разнообразие, уменьшается роль традиций и ослабляется социальная солидарность, усилива­ется анонимность общения.

 

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что Чикагская школа оказала огромное влияние на американскую и на мировую социологию. Благодаря этой школе авторитет социологической науки значительно вырос.

А.Смолл сформулировал, что долг социолога — открывать но­вое знание и передать его так, чтобы справедливое и гармоничное общество управлялось во всеобщих интересах.

У.Томас стремился улучшить средства, имеющиеся в распоря­жении социальных инженеров, чьей основной задачей является помощь людям в развитии личностного контроля, благодаря кото­рому можно будет преодолеть индивидуальную нищету, матери­альную и духовную.

Р.Парк изучал баланс потерь и приобретений цивилизации с точки зрения социального порядка и наиболее полной реализации сущности человеческой природы.

Л.Вирт разрабатывал для социологов стратегии достижения об­щественного консенсуса, которые не просто делают доступными соответствующего знания, но и обязывают социологов брать на себя профессиональную ответственность за формирование общественного мнения.

У.Огборн концентрировался на рассмотрении последствий социального знания прежде всего для достижения индивидуальной свободы и личного удовлетворения и, уже потом, для достижения коллективной гармонии.

М.Яновиц детально идентифицировал эффективные средства личности и социального контроля.

 

Список литературы

1. Гидденс Э. Социология. Москва, 2005.

2. Гричаникова И.А. Социология. Белгород, 2004.

3. Кравченко А.И. История зарубежной социологии. Москва, 2005.

4. Осипов Г.В. История социологии в Западной Европе и США. Москва, 1999.

5. Тернер Дж. Структура социологической теории. Москва, 1985.

6. Баразгова Е. Американская социология: традиции и современность (курс лекций). Екатеринбург; Бишкек, 1997.

7. Громов И. Западная социология. Москва, 1997.

8. КРФ//https://ru.m.wikipedia.org/wiki/ [Эл.ресурс]

Содержание

Введение                                                                                                              3

1. Первое поколение деятелей Чикагской школы                                          4

2. Второе поколение деятелей Чикагской школы                                         8

3. Третье поколение деятелей Чикагской школы                                         10

4. Четвёртое поколение деятелей Чикагской школы                                   12

5. Теория урбанизма: исследования деятелей Чикагской школы               14

Заключение                                                                                                        19

Список литературы                                                                                           20

 

Введение

Главной своей практической задачей школа с момента своего создания поставила научное обеспечение решений, принимаемых местными органами власти, в частности муниципальными властями Чикаго. Она существует и пользуется высокой профессиональной репутацией и сегодня.

Тема «Чикагская школа социологии» актуальна. Эта тема интересна тем, что именно Чикагская школа является основоположником эмпирического направления в социологии.

Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть Чикагскую школу как родоначальника эмпирической социологии, ознакомиться с её деятельностью и её деятелями. Сначала рассмотрим первое поколение деятелей школы и её основоположника А.Смолла, затем еще три поколения деятелей школы и, наконец, теорию урбанизации.

 

Первое поколение деятелей Чикагской школы

Первое поколение охватывает период развития с основания школы до первой мировой войны. Его бесспорным лидером был А. Смолл, будучи деканом департамента и главным редактором «Американского журнала социологии». Албион Вудбери Смолл (11.05.1854 – 24.03.1926) – был первым в США профессором социологии. Вместе с Лестером Уордом и Франклином Гиддингсом он считается учёным, внёсшим решающий вклад в дело институционального признания социологии в американских академических кругах.

Он основал “Американский журнал социологии” и был его редактором на протяжении трёх десятилетий. Долгое время это был единственный социологический журнал в США и один из лучших в мире. С его помощью А. Смолл значительно расширил интерес к социологии в академических кругах и среди широкой публики, а также много сделал для повышения уровня социологической литературы.

В 1905 году он был одним из организаторов Американского социологического общества и был его президентом в 1912 и 1913 годах. До его ухода на пенсию он активно работал в этом обществе, издавал “Ежегодные протоколы” (Annualproceedings) общества. Избирался также президентом Международного института социологии.

Период деятельности Смолла характеризовался переходом от первоначального акцента на относительно статичные социальные структуры к динамичному и функциональному анализу социальных процессов. Если в своём учебнике в 1894 году он уделял много места органистическим аналогиям, то в поздних работах он становится одним из наиболее влиятельных в США разработчиков концепции социального процесса.

Базовым сырьевым материалом социального процесса является, по Смоллу, деятельность группы. Групповая деятельность основывается на элементарных человеческих интересах, и неизбежный конфликт этих интересов придаёт динамику социальному процессу. Формируя концепцию социального конфликта, Смолл опирался на работы Маркса, Вагнера, Шеффле, Гумпловича. В то же время он полагал, что конфликты могут быть урегулированы, а анархии можно избежать, если они протекают под авторитетным контролем государтсва, выносящего третейские решения относительно групповых антагонизмов.

В 1893 году Смолл предложил развёрнутую схему человеческих интересов, возникающих в сопоставимых формах групповых проявлений. Разрабатывая эту схему, он использовал в ней и идеи Густава Ратценхофера, австрийского социального дарвиниста. Это влияние заметно также и в работе Смолла “Общая социология” (1905).

В обществоведении влияние Смолла распространялось за пределы социологической науки. Так, сформулированное им положение о государстве как посреднике и медиаторе в урегулировании конфликтных групповых интересов вдохновило Артура Бентли на создание его известного труда “Процесс правления”, ставшего классикой в американской социологической науке. Работы Смола “Адам Смит и современная социолгия” (1907), “Между эрами от капитализма к демократии” (1913), “Истоки социологии” (1924) внесли заметный вклад в развитие ряда областей экономической и политической наук. Неудивительно, что к концу его карьеры у него постоянно рос интерес к координации и синтезу социальных наук.

С ним тесно сотрудничали ведущие профессора других департаментов Чикагского универси­тета Джон Дьюи, Джордж Герберт Мид, Торстайн Веб лен. Эти теоретики имели огромное влияние на своих современников. Именно благодаря им в теории и практике социальной жизни США нача­ла века сформировалась мощная реформаторская традиция, а не­обходимость преобразований различных сторон жизни стала рас­сматриваться как один из главных приоритетов в общественном мнении США.

Самой большой заслугой первого поколения является установ­ление тесных связей с городским правлением Чикаго и со всеми его административными службами. Именно эти социологи убеди­ли людей, принимающих решения на разных уровнях городского самоуправления, что компетентное и эффективное решение ост­рейших городских проблем возможно только на основе глубокой профессиональной социологической проработки этих проблем с учетом как возможных альтернатив существующих решений, так и с анализом вероятных долгосрочных и среднесрочных последст­вий каждого из вариантов решений.

Именно первое поколение Чикагской школы — А.Смолл, Дж.Вин­сент, У.Томас, Ч.Хендерсон утвердили либерализм в качестве основ­ной социально-философской доктрины социологической школы. Либерализм понимается в США как идеологическая ориентация, основанная на вере в значение свободы и благосостояния индиви­да, а также на вере в возможность социального прогресса и улуч­шения качества жизни с помощью изменений и инноваций в соци­альной организации общества.

Чикагская школа развивала корпоративную разновидность либерализма, суть которой состоит в убеждении, что без политического регулирования экономической жизни капитализм будет разрушен классовыми конфликтами. Чикагская школа выступила против неограниченной экспансии капиталистического господства, за цивилизованность, рациональность форм такого господства.

В мировую социологическую классику вошла пятитомная ра­бота этого периода Чикагской школы «Польский крестьянин в Ев­ропе и в Америке» (1918—1920), опубликованная Уильямом Айзе­ком Томасом (1863—1947) и Флорианом Витольдом Знанецким (1882—1958). Изученные в ней процессы миграции и социальной адаптации впервые строились на основе строгого качественного и количественного анализа личных документов (писем, дневников, автобиографий поляков, как переехавших в США, так и остаю­щихся в Польше).

У. Томас сформулировал концепцию социальной ситуации, ко­торую он делил на три важнейшие составные части:

1) объективные условия, заложенные в существующих соци­
альных теориях и ценностях;

2) установки индивида и социальной группы,

3) формулирование существа ситуации действующим индиви­дом.

В совместной работе со Ф.Знанецким У.Томас детально исследовал именно систему социальных установок и показал, что конфликты и социальная дезинтеграция с необходимостью возникают в слу­чаях, когда индивидуальные определения ситуации личностью не совпадают с групповыми ценностями.

Будучи представителем психологического направления в со­циологии, У.Томас выделял четыре группы побудительных желаний человека, играющих ведущую роль в определении его поведения: необходимость нового опыта, обеспечение безопасности, стабильно­сти своего образа жизни, потребность в признании себя со стороны окружения и жажда господства над своим окружением. Индивиду­альную конфигурацию этих желаний он связывал с врожденными особенностями человека, прежде всего с его темпераментом.

Одной наиболее значимой инновацией в «Польском крестьяни­не» является типология личностей с точки зрения преобладающих у них механизмов социальной адаптации.

Флориан Знанецкий являлся представителем гуманистического направления в социологии, он считал основным предметом социо­логии социальные системы и выделял следующие их разновидно­сти: социальные действия, социальные отношения, социальные личности и социальные группы. Знанецкий ввёл в социологии понятие человеческого коэффициента, означающее личностно значи­мый аспект человеческого опыта данного индивида. Его учет, по Знанецкому, обязателен при анализе деятельности личности и оз­начает ее понимание социальной ситуации.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.