Система и правовые основы организации и деятельности прокуратуры — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Система и правовые основы организации и деятельности прокуратуры

2021-10-05 30
Система и правовые основы организации и деятельности прокуратуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В системе государственной власти прокуратура РФ занимает особое положение, предопределенное статье 129 Конституции, установившей конституционно-правовой статус прокурорской системы. Место прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации также определяется Законом о прокуратуре РФ.

Наглядная иллюстрация системы органов и организаций прокуратуры РФ представлена в Приложении 1.

Так, систему прокуратуры РФ составляют: Генеральная прокуратура РФ; прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры; прокуратуры городов и районов, приравненные к ним другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. В систему также входят научные, образовательные и иные организации.

Верхним звеном системы органов является Генеральная прокуратура РФ, на которую, помимо выполнения поставленных задач на федеральном уровне, возлагается ответственность за надлежащую организацию работы нижестоящих прокуратур по всем направлениям их деятельности. Для этого в Генеральной прокуратуре РФ созданы главные управления и управления.

В функциональном плане подразделения Генеральной прокуратуры РФ можно разделить на оперативные и вспомогательные[13]. Оперативные подразделения непосредственно участвуют в реализации возложенных на прокуратуру РФ функций (например, Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства). Примером вспомогательного подразделения является Главное управление кадров, без которого работа оперативных подразделений Генеральной прокуратуры РФ и нижестоящих прокуратур регионального звена будет затруднена, так как на данное управление ложится ответственность за решение кадровых вопросов, в том числе отбора кандидатур на должности прокуроров, начиная с районного звена.

Возглавляет Генеральную прокуратуру РФ Генеральный прокурор РФ, который имеет первого заместителя и нескольких заместителей, курирующих согласно распределению обязанностей определенные подразделения центрального аппарата. 22 января 2020 г. по представлению Президента Российской Федерации В.В. Путина Краснов Игорь Викторович утвержден Советом Федерации на должность Генерального прокурора РФ.

В каждом федеральном округе работает свой заместитель Генерального прокурора РФ, в задачу которого входит курирование не только соответствующего подразделения, но и всех прокуроров субъектов РФ, входящих в округ.

Следующим звеном в системе органов прокуратуры РФ являются прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные, региональные транспортные прокуратуры.

Территориальные органы прокуратуры организуются в соответствии с административно-территориальным устройством России. В субъектах РФ действуют прокуратуры соответствующих республик, краев, областей, автономной области, автономных округов и городов федерального значения. Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности также Президентом Российской Федерации. Прокуроры субъектов РФ имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ.

Прокурором Мурманской области является Василий Анатольевич Щербаков, назначенный на данную должность Указом Президента Российской Федерации от 11.12.2015 №616 «Об освобождении от должности и назначении на должность в некоторых федеральных государственных органах»[14]. Прокурор Мурманской области:

- осуществляет общее руководство прокуратурой Мурманской области;

- координирует деятельность правоохранительных органов области по борьбе с преступностью;

- организует работу коллегии;

- разрешает вопросы отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, вопросы отдела кадров, вопросы взаимодействия со СМИ, вопросы обеспечения собственной безопасности и физической защиты, организационные вопросы и контроль исполнения, вопросы рассмотрения писем и приема граждан.

Прокурор Мурманской области имеет Первого заместителя и двух заместителей.

Последним – низовым и самым многочисленным звеном в системе органов прокуратуры РФ выступают прокуратуры городов и районов, приравненные к ним территориальные и специализированные прокуратуры.

К специализированным прокуратурам низового (районного) звена относятся:

а) подчиняющиеся военным прокурорам регионального уровня военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов, в которых по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорский участки;

б) межрайонные природоохранные прокуратуры (в Мурманской области такая прокуратура функционирует);

в) прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (подчиняются прокурорам субъектов РФ; в Мурманской области создана такая прокуратура);

г) прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах (находятся в подчинении прокуроров субъектов РФ; на территории Мурманской области действует такая прокуратура);

е) прокуратуры по надзору за исполнением законов на метрополитене (входят в систему прокуратур Москвы и Санкт-Петербурга).

В качестве уникальных прокуратур, выполняющих специфические задачи, можно назвать, например, прокуратуру космодрома «Восточный» (Амурская область).

Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ.

Каждую прокуратуру районного звена возглавляет прокурор, у которого может быть первый заместитель и заместители. В прокуратурах, где создаются отделы, предусмотрена должность начальника отдела. Основными работниками являются старшие помощники и помощники прокурора.

Организационная структура прокуратуры Мурманской области, в том числе прокуратуры Октябрьского района г. Мурманска представлена в Приложении 2.

Прокуратура Октябрьского административного округа г. Мурманска расположена по адресу: г. Мурманск, ул. Октябрьская, д.1, корп.1.

Прокурором Октябрьского административного округа г. Мурманска является Консусова Ольга Сергеевна.

Прокурор округа имеет двух заместителей.

Следующим звеном прокуратуры округа являются старшие помощники и помощники прокурора.

Также в структуре прокуратуры есть два специалиста по делопроизводству.

Следует отметить, что прокуратура Октябрьского административного округа г. Мурманска не имеет отделов.

Правовые основы организации и деятельности прокуратуры РФ – это система установленных Конституцией РФ, международными договорами РФ и федеральными законами норм, регулирующих организацию и деятельность прокуратуры РФ[15].

В иерархии законодательных актов, определяющих правовые основы деятельности органов прокуратуры РФ, высшее место занимает Конституция РФ. Фундаментальное значение для формирования правовой основы деятельности прокуратуры имеет ст.129 Конституции РФ, в которой определен порядок назначения на должность и освобождения от нее Генерального прокурора РФ и его заместителей, устанавливает особый порядок назначения на должность прокуроров субъектов РФ, закрепляет полномочие Президента РФ назначать иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, которые в свою очередь назначаются Генеральным прокурором РФ.

В Конституции РФ, кроме ст.129, имеется ряд статей, имеющих важное значение для характеристики правового статуса прокуратуры. Так, п. «о» ст.71 относит прокуратуру к исключительному ведению России. В силу п. «е.1» ст.83 Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ т.д.

Международные договоры РФ также выступают в качестве составной части правовой основы деятельности прокуратуры РФ. В теории прокурорского надзора международные договоры подразделяются на:

1) содержащие нормы, регулирующие деятельность органов прокуратуры;

2) содержание нормы, применяемые в деятельности органов прокуратуры.

Ко второй группе преимущественно относятся договоры о правовой помощи (например, «Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам»[16] (заключена в г. Минске 22.01.1993, вступила в силу 19.05.1994, для Российской Федерации 10.12.1994).

Основной составляющей правового обеспечения деятельности прокуратуры выступает Закон о прокуратуре. Он содержит основные положения статуса прокурорской системы в целом и различных составляющих ее звеньев, определяет принципы организации и деятельности прокуратуры, перечисляет функции прокуратуры, закрепляет полномочия прокуроров различных уровней прокурорской системы по руководству подчиненными органами прокуратуры. В самостоятельных разделах Закона содержатся нормы, характеризующие отдельные виды прокурорского надзора, их предмет и полномочия прокуроров по осуществлению конкретного вида деятельности, уделяется внимание характеристике иных функций и направлений деятельности. Закон регулирует вопросы прохождения службы в органах прокуратуры РФ, особенности материального обеспечения и социальных гарантий прокурорских работников.

Процессуальное положение прокурора закрепляют такие законодательные акты, как Арбитражный процессуальный кодекс[17], ГПК, КоАП РФ, УПК.

Отдельные законодательные акты предусматривают особенности осуществления надзора, наделяя прокурора специфическими полномочиями. Характерным примером является Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[18].

Отдельные вопросы, относящиеся к организации деятельности прокуратуры могут регулироваться нормативными правовыми актами Президента РФ.

Так, Указом Президента РФ от 18.04.1996 №567[19] утверждено Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Кроме того, главой государства устанавливается предельная численность прокурорских работников, которым присваиваются классные чины, начиная от государственного советника юстиции 3 класса, а также награждаются государственными наградами особо отличившиеся работники органов и организаций прокуратуры РФ.

Постановления и распоряжения Правительства РФ регулируют отдельные вопросы, касающиеся социального и материального обеспечения органов прокуратуры и прокурорских работников, т.е. имеют вспомогательный характер и в буквальном смысле не относятся к правовым основам деятельности прокуратуры. В качестве примера можно привести постановление Правительства РФ от 26.08.2013 №733 «О медицинском освидетельствовании лиц на предмет наличия (отсутствия) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры Российской Федерации и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника»[20].

Некоторое отношение к правовым основам деятельности прокуратуры имеют конституции (уставы) субъектов РФ, так как в определенной мере деятельность органов прокуратуры в субъектах РФ регламентируется конституциями и уставами этих субъектов РФ. Речь идет:

1) о процедуре согласования с органами государственной власти субъектов РФ кандидатуры прокурора субъекта РФ (так, согласно пп. «з» п.3 ст.59 Уставу Мурманской области[21], согласовывается представление Генерального прокурора РФ о назначении прокурора Мурманской области);

2) наделении прокуроров субъектов РФ правом законодательной инициативы (п.1 ст.60 Устава Мурманской области).

Важное место в деле обеспечения эффективности функционирования системы прокуратуры занимают нормативные правовые акты Генерального прокурора РФ. В соответствии с п.1 ст.17 Закона о прокуратуре Генеральный прокурор РФ издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.

Приказы Генерального прокурора РФ издаются по ключевым, основополагающим вопросам организации деятельности систем прокуратуры и порядка реализации мер материального и социального обеспечения ее работников.

Указания Генерального прокурора РФ регулируют, как правило, более узкие направления деятельности органов прокуратуры.

Распоряжения Генерального прокурора РФ связаны в основном с реализацией мер разового или краткосрочного характера.

Инструкции, утверждаемые Генеральным прокурором РФ, определяют процедуру осуществления отдельных видов деятельности, например, организацию делопроизводства, статистического учета и т.д.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.