Причины банкротства ОАО «Трансаэро» — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Причины банкротства ОАО «Трансаэро»

2021-10-05 69
Причины банкротства ОАО «Трансаэро» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С 2010 по 2015 гг. выручка компании выросла вдвое. С 2012 по 2014 в два раза увеличился и пассажирооборот. Трансаэро демонстрировала высокий по сравнению с другими перевозчиками показатель занятости кресел. Годовой пассажиропоток составлял 12,5 млн. человек. Она активно наращивала авиапарк, заключая новые лизинговые договоры.

При этом финансовое состояние компании вызывало большие сомнения у инвесторов. С 2012 года показатели ликвидности неуклонно снижались и в 2015 году опустились с 0,73 до 0,04. Показатель соотношения чистого долга к прибыли до вычета процентов, налогов и амортизации (EBITDA) составил 20, а обязательства компании в 25 раз превышала текущие активы, а

Погасить свою задолженность Трансаэро смогла бы только через 20 лет.

Против Трансаэро сыграло сразу два тренда: общемировой и российский.

Компания сделала ставку на крупные дальнемагистральные самолеты Boeing 777 и Airbus А380. Эти самолеты разрабатывались для доставки большого количества пассажиров до аэропортов-хабов для пересадки на региональные самолеты. Как показала мировая практика, пассажиры предпочли летать напрямую до точки назначения на менее комфортных небольших самолетах. Но эта ошибка не стала бы для компании фатальной.

Критическим стало активное расширение авиапарка за счет заемных денежных средств в долларах. Общий долг компании на момент банкротства составлял 250 млрд. руб., из которых 81 млрд. приходился на краткосрочные валютные займы.

До конца 2013 года авиакомпания продолжала увеличивать авиапарк. С наступлением 2014 года Трансаэро оказалась под ударом резкого падения курса рубля. Это поставило под вопрос дальнейшее существование компании.

 

 

Схема -1 Задолженность ОАО «Трансаэро» [8]

В 2015 году началось активное обсуждение будущего Трансаэро - компания не смогла обслуживать собственные долги и нуждалась в реструктуризации займов. Перевозчик начал переговоры с банками и государственными структурами. Поддержку удалось получить: в декабре 2014 года была получена госгарантия по кредиту ВТБ, а Сбербанк согласился продлить отсрочку по выплатам до 1 октября 2015 года.

За это время компания рассчитывала найти инвестора для проведения "перезагрузку" и получения дофинансирования в размере 100-120 млрд. рублей. На протяжении 2015 года покупателя не нашлось, а стоимость компании стремительно падала. Во второй половине 2015 года банки заняли более жесткую позицию и отказались предоставлять реструктуризацию займов. У компании оставалось два варианта: экстренно найти крупного покупателя или готовиться к банкротству.

В банкротстве изначально не было заинтересовано ни государство, ни собственники. Поэтому в сентябре 2015 года появилась информация о покупке 75% акций Трансаэро Аэрофлотом за символическую сумму в 1 рубль. Банки и инвесторы, отказавшиеся списать долги компании, согласились обсудить этот вопрос с новым собственником. Сделка подразумевала смену руководства компании и введение полного операционного контроля со стороны Аэрофлота. 7 сентября главой компании стал представитель Аэрофлота Дмитрий Сапрыкин.

Спустя три недели стало известно, что Аэрофлот отказывается от сделки. Мотив - требуемый пакет 75% акций так и не был предоставлен. После этого появилась информация о принятом на совещании у Дмитрия Медведева решении о процедуре банкротства Трансаэро.

20 октября о готовности приобрести 51% акций компании заявил Владислав Филёв, совладелец авиаперевозчика S7. Заявление Филёва восприняли как чудесное спасение частным инвестором частной компании. Спустя несколько дней S7 заявил о выходе из сделки вслед за Аэрофлотом.

26 октября Росавиация отозвала лицензию эксплуатанта, запретив компании осуществлять авиаперевозки.

Утверждать, что Аэрофлот является причиной банкротства Трансаэро, неправильно. Однако Аэрофлот стал его главным бенефициаром. Если присутствие Трансаэро на внутреннем рынке не ощущалось, то его позиция на международных воздушных линиях была устойчивой. С уходом Трансаэро Аэрофлот получил монополию на большинстве дальнемагистральных направлений и в международных рейсах.

Таким образом, Трансаэро стала жертвой собственной агрессивной стратегии и внезапного падения курса рубля. При этом компания не смогла добиться реструктуризации займов. Влияние конкурента можно предположить в жесткой позиции банков. Ведь оказавшемуся в схожей позиции Мечелу банки предоставили щедрую реструктуризацию займов. И это не единственный случай подобной поддержки крупных компаний.

Таблица - 1 Члены клуба ОАО «Трансаэро», в разные годы потерпевшие поражение [6]

Года Туристические фирмы
1997 «Светал»
1999 «А-Тур»
2010 «Капитал Тур»
2011 «Фостур ПТС»
2012 «Ланта-тур вояж»
2013 «Асент Трэвел»
2014 «Южный Крест»
2014 «Нева»
2018 «Натали Турс»

 

Последние годы наблюдается снижение эффективности процедуры банкротства. В 2017 году кредиторам вернули всего 5,5% задолженности. Показатель меньше на 0,5% чем в 2016 году.

Статистика банкротства в 2017 году позволяет определить средний размер удовлетворенных требований на одного кредитора. Он составляет 4 млн. руб. Показатель меньше в 1,5 раза, чем в 2016 году.

 

 

Схема - 2 Удовлетворение требований кредиторов [12]

 

В 2017 году было зафиксировано 44 случая ложных объявлений о несостоятельности. Собственники предприятия или индивидуальные предприниматели объявляют о своей несостоятельности, чтобы избежать погашения долгов.

Однако ложное сообщение о несостоятельности или умышленное доведение до такого состояния преследуется законом.

По данным ЕФРСБ, в 2017 году было зафиксировано 1636 случаев умышленного разорения. Показатель увеличился на 326 единиц.

Схема - 3 Статистика преднамеренных банкротств [12]

 

Сопровождение банкротства — процесс сложный, требующий глубоких знаний вопроса как с юридической, так и с экономической точки зрения. Все стадии процедуры банкротства имеют свои «подводные камни», тонкости и нюансы. Процесс признания лица несостоятельным достаточно сложен как с правовой точки зрения, так и с моральной. Поэтому, чтобы не наделать большое количество ошибок, рекомендуется обращаться к специализированным фирмам или компаниям. Они имеют достаточный опыт сделок в этой сфере и смогут помочь обратить заведомо проигрышный вариант в хорошие перспективы или же сгладить последствия.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несостоятельность наступает в случаях невозможности полного удовлетворения юридическим лицом всех денежных требований своих кредиторов.

Несостоятельность может быть признана в судебном порядке либо объявлена самим должником. Судебное признание банкротства возможно как по требованию кредиторов, так и по заявлению самого неплатежеспособного должника.

Традиционной мерой предотвращения ликвидации является мировое соглашение должника с кредиторами. Оно принимается по решению общего собрания кредиторов на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве и утверждается арбитражным судом. Содержание мирового соглашения могут составлять условия об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств должника; об исполнении его обязательств третьими лицами; об уменьшении долга; о прекращении обязательств путем предоставления взамен отступного, изменения их содержания или прощения долга либо об удовлетворении требований кредиторов иными законными способами.

Поскольку российская экономика переживает непростое время - последствия мирового кризиса, спад производства, ухудшение дисциплины расчетов по обязательствам, кризис доверия привели к тому, что практически все предприятия реального сектора экономики столкнулись с проблемой обслуживания долгов. Неисполнение обязательств в последнее время стало популярной «антикризисной мерой», страна разделилась на кредиторов и должников, суды завалены исками кредиторов, резко увеличилось количество обращений в суд о банкротстве предприятий.

Одновременно с этим все чаще встречаются случаи, когда должник переводит активы в подконтрольные структуры, совершает сделки не на рыночных условиях, намеренно увеличивает кредиторскую задолженность, банально бросает компанию или продает ее подставным лицам. В такой ситуации собственники и руководители должников преследуют цель уйти от ответственности по неисполненным обязательствам и причинить реальный ущерб законным кредиторам.

При таких обстоятельствах совершенствование и развитие правовых инструментов, увеличивающих гарантии судебной защиты прав кредиторов, просто необходимы.

В частности изменения должны быть направлены на совершенствование положений закона об оспаривании сделок и действий предприятия-банкрота, а также на увеличение круга лиц, подлежащих привлечению к субсидиарной ответственности по долгам банкрота. Основная целью законопроектов должно быть повышение эффективности принудительных мер, направленных на максимально полное исполнение обязательств перед кредиторами за счет увеличения конкурсной массы банкрота. Реализация указанной цели может достигаться через следующие правовые инструменты:

• оспаривание сделок и действий должника, направленных на отчуждение имущества и увеличение кредиторской задолженности;

• обращение взыскания на имущество лиц, несущих субсидиарную ответственность по неудовлетворенным требованиям кредиторов.

Данные изменения в законодательстве должны быть направлены на улучшение дисциплины исполнения обязательств и, безусловно, повысит гарантии судебной защиты прав кредиторов.

ОАО «Трансаэро» является наглядным примером неграмотного финансового менеджмента и управления компании в целом. Упор на маркетинговые действия не принес компании должного результата. Это доказывает, что компания должна развиваться гармонично во всех направлениях, грамотно использовать имеющиеся ресурсы и с большой осторожностью наращивать свою задолженность, неподкрепленную активами.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.