Понятие о конструктивных элементах корпуса судна — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Понятие о конструктивных элементах корпуса судна

2021-10-05 69
Понятие о конструктивных элементах корпуса судна 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие о конструктивных элементах корпуса судна

Судовые перекрытия, наружная обшивка корпуса, настил верхней палубы, двойное дно и двойные борта, платформы и др. называют конструктивными элементами корпуса.

Судовое перекрытие — система продольных и поперечных связей (балок), находящихся в одной плоскости и являющихся опорным контуром листов наружной обшивки. Различают днищевые, бортовые, палубные и переборочные перекрытия. Они жестко связаны между собой и опираются друг на друга; для днищевых перекрытий жесткими опорными контурами служат борта и переборки, для бортовых перекрытий соответственно — днище, палуба и переборки и для палубных — борта и переборки.

Связи в судовых перекрытиях делят на балки главного направления и перекрестные связи. В каждом перекрытии в одном каком-либо направлении располагается большое количество одинаковых балок (балок главного направления), а перпендикулярно балкам главного направления — одна, две, три или четыре балки, но более крупного сечения (перекрестные связи). Поперечные связи поддерживают балки главного направления и являются опорой их.

В зависимости от расположения вдоль или поперек судна балок главного направления различают следующие системы набора корпуса:
поперечную — система набора, при которой основными — балками главного направления являются поперечные балки (шпангоуты);
продольную — система набора, у которой балки главного направления идут вдоль судна;
смешанную — система набора, при которой перекрытия днища и палубы делают по продольной системе набора, а борта — по поперечной (особенно у судов, которым приходится часто швартоваться).

Двойное дно, двойные борта и платформы

На современных морских судах и судах внутреннего плавания делают двойное дно и двойные борта.

Двойное дно устраивают на судах для обеспечения непотопляемости судна при пробоинах наружной обшивки днища, при этом междудонное пространство используют для заполнения балластом, жидким топливом, пресной водой или водой, спускаемой из умывальников, душей и др. На танкерах двойное дно предназначено для сохранения перевозимого груза и защиты окружающей среды при пробоинах днища.

Высота двойного дна должна быть такой, чтобы в образованном междудонном пространстве можно было работать в условиях эксплуатации (ремонт, очистка, окраска).

Конструктивно в устройстве двойного дна судов морских и внутреннего плавания имеется некоторое отличие: на морских судах двойное дно не доводят до бортовой обшивки, а ограничивают наклонным скуловым стрингером, образуя с каждого борта льялы, в которые стекает вода (с настила двойного дна), удаляемая водоотливной системой; на судах внутреннего и смешанного плавания листы двойного дна, при относительно малых их толщинах, доводят до бортовой обшивки и приваривают к ней сплошным швом.

Для проникновения в междудонное пространство в каждом отсеке судна ii настиле двойного дна (у бортов) делают плотно закрывающиеся люки (эллипсовидной формы) размерами в свету не менее 600X400 мм.

Двойными бортами называют конструкции, образованные продольными переборками, отстоящими от бортовой обшивки на расстоянии 800—1500 мм. Двойной борт, так же как и двойное дно, увеличивает живучесть судна при случайном проломе обшивки. Существует два типа конструкций двойных бортов: с наклонными (для сыпучих грузов) или вертикальными стенками.

Платформы представляют собой промежуточные палубы небольшой протяженности; устанавливают в оконечностях судна как подкрепления или в других местах для расположения на них каких-либо помещений. Платформы делают облегченной конструкции без погиби.

Конструкция борта

Борт корпуса так же, как и днище, набирают по поперечной или продольной системе набора. На судах, за исключением танкеров, днище набирают по смешанной системе набора, а борта — по поперечной системе набора. На судах, борта которых в условиях эксплуатации подвергаются действию больших поперечных нагрузок (сжатию льдами, частых швартовных операций 1при прохождении через шлюзы судов внутреннего и смешанного плавания) применяют поперечную систему набора.

Бортовое перекрытие (поперечная система набора). Бортовая обшивка при этой системе поддерживается обыкновенными (холостыми) шпангоутами, являющимися обязательным продолжением днищевых шпангоутов (рис. 18). При наличии на судне ряда палуб (морские суда) бортовые шпангоуты, идущие в одной плоскости, разделяют на трюмные (нижние) и твиндечные (верхние). Как правило, площадь поперечного сечения трюмных шпангоутов делают больше площади твиндечных, так как они испытывают большую нагрузку от давления воды.


Рис. 18. Конструкция борта (поперечная система набора):
1 — борт, 2 — палуба, 3 — бортовок стрингер. 4 — рамный шпангоут, 5 — настил второго дна, 6 — кница

Для усиления прочности бортов в грузовых трюмах через каждые четыре шпации ставят рамные шпангоуты (обязательно в плоскости рамного флора: сплошного или водонепроницаемого). По бортам устанавливают продольные разрезные рамные балки, называемые бортовыми стрингерами. Они идут вдоль всего борта от носа до кормы, соединяясь на поперечных переборках с поперечными балками — шельфами. У носа и кормы бортовые стрингеры обоих бортов сходятся и соединяются друг с другом угловыми балками — брештуками.

У судов ледового плавания между основными шпангоутами устанавливают промежуточные шпангоуты (только до бортовых стрингеров) для увеличения прочности нижней части бортового перекрытия.

Бортовое перекрытие (продольная система набора). Такие перекрытия применяют на танкерах или других крупных судах с большим количеством поперечных переборок.

Между поперечными переборками устанавливают рамные шпангоуты в одной плоскости с флорами по днищу, обычно не менее 2—3 на отсек. По бортам и днищу ставят продольные балки, которые пропускают через рамы в специальные вырезы и в местах выреза приваривают к рамам. Конструкция борта, набранного по продольной системе набора, изображена на рис. 19.


Рис. 19. Конструкция борта (продольная система набора}:
1 — рамный шпангоут, 2 — продольная переборка, 3 — обшивка днища, 4 — флоры, 5 —продольные днищевые балки, 6 — продольные бортовые балки, 7 — обшивка борта, 8 — распорка

Надстройки и рубки

Надстройки и рубки (см. рис. 1, 3) делают на судах стальными сварными из листов толщиной 3—10 мм в зависимости от типа, размера судна и назначения надстройки. В плоскости шпангоутов по стенкам надстроек приваривают стойки жесткости из полособульбов. Стенки рубок и выгородок (внутри надстроек и рубок) делают гофрированными. Гофры располагают как горизонтально, так и вертикально.

Надстройки на многих морских пассажирских и судах внутреннего и смешанного плавания делают из легких сплавов (для уменьшения их массы).

Все прямоугольные вырезы (двери, окна, иллюминаторы, люки на крышах) делают водонепроницаемыми (или брызгонепроницаемыми). Углы вырезов закругляют.

 

Понятие о конструктивных элементах корпуса судна

Судовые перекрытия, наружная обшивка корпуса, настил верхней палубы, двойное дно и двойные борта, платформы и др. называют конструктивными элементами корпуса.

Судовое перекрытие — система продольных и поперечных связей (балок), находящихся в одной плоскости и являющихся опорным контуром листов наружной обшивки. Различают днищевые, бортовые, палубные и переборочные перекрытия. Они жестко связаны между собой и опираются друг на друга; для днищевых перекрытий жесткими опорными контурами служат борта и переборки, для бортовых перекрытий соответственно — днище, палуба и переборки и для палубных — борта и переборки.

Связи в судовых перекрытиях делят на балки главного направления и перекрестные связи. В каждом перекрытии в одном каком-либо направлении располагается большое количество одинаковых балок (балок главного направления), а перпендикулярно балкам главного направления — одна, две, три или четыре балки, но более крупного сечения (перекрестные связи). Поперечные связи поддерживают балки главного направления и являются опорой их.

В зависимости от расположения вдоль или поперек судна балок главного направления различают следующие системы набора корпуса:
поперечную — система набора, при которой основными — балками главного направления являются поперечные балки (шпангоуты);
продольную — система набора, у которой балки главного направления идут вдоль судна;
смешанную — система набора, при которой перекрытия днища и палубы делают по продольной системе набора, а борта — по поперечной (особенно у судов, которым приходится часто швартоваться).


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.