Применяемые при производстве следственных действий — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Применяемые при производстве следственных действий

2021-10-05 50
Применяемые при производстве следственных действий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель применения видеозаписи на предварительном следствии — наиболее полная и объективная фиксация информации доказатель­ственного и тактического характера при производстве конкретных следственных действий. Этой цели подчинено использование рас­сматриваемых далее способов и приемов видеомагнитофонной запи­си, признанных обеспечивать документальность и выразительность

378


телевизионного фильма о проведенном следственном действии, ори­ентировать в обстановке его производства, показывать связи между действиями и объектами, заострять внимание на главном, сущест­венном.

Доброкачественный документальный видеофильм, в полной мере отражающий конкретное следственное действие, получается в результате правильного применения в процессе съемки способов и приемов видеомагнитофонной записи. Поскольку с видеоленты на экране телевизора образная и звуковая информация воспроизводят­ся синхронно, съемка криминалистического телефильма должна обеспечивать высокое качество фиксации не только изображения, но и звука.

Основные операторские приемы при съемке криминалистическо­го телефильма (панорамирование, наезд и отъезд) аналогичны при­емам судебной киносъемки с некоторыми обусловленными иным характером запечатления изображения особенностями.

Так, использование панорамирования при съемках телевизион­ного фильма о ходе и результатах следственного действия должно быть подчинено ряду правил, несоблюдение которых ведет к резкому снижению качества изображения. Во-первых, необходим выбор соот­ветствующей скорости панорамирования. Небольшой размер теле­визионного экрана требует значительного времени для уяснения со­держания телекадра, поэтому панорамирование нужно производить более плавным, замедленным движением видеокамеры. Во-вторых, панорамы должны начинаться и заканчиваться статичными кадра­ми, иначе они плохо согласуются с соседними эпизодами, давая мон­тажный сбой. В-третьих, внутри панорам следует делать остановки для показа главных объектов (например, предметов, служащих ори­ентирами на местности; дома, в котором было совершено преступле­ние, и т.п.). Для заострения внимания зрителей во время остановки целесообразно применение «наезда», показывающего объект круп­ным планом. Переходы от общего плана к крупному (наезд) и наобо­рот (отъезд) следует производить последовательно, плавно, что обес­печит естественность их восприятия.

Снимать эпизоды криминалистического телефильма нужно в той же последовательности, в какой они будут демонстрироваться на экране, во избежание монтажа. Если при киносъемке сделать это почти невозможно (пружинный привод кинокамеры, ограниченный запас пленки и другие причины, влекущие за собой необходимость монтажа в большинстве случаев), то при выполнении ряда правил строго последовательная видеосъемка вполне осуществима.

379


Создать законченный, связный сюжет документального телеви­зионного фильма о проводимом следственном действии можно при условии правильного выбора и соблюдения в каждом эпизоде основ­ного направления съемки, верного чередования общих, средних, крупных и детальных планов. Основное направление при съемке эпизода следственного действия выбирается с расчетом оптимальной фиксации всех действий и объектов на общем плане изображения, резкие отклонения от него недопустимы.

Время показа отдельных планов изображения зависит от масшта­ба кадров: более мелкие должны быть продолжительнее для полного уяснения их содержания, крупный же план может быть воспринят быстрее.

Важен правильный выбор точек съемки при фиксации эпизодов следственного действия. Чаще всего они располагаются на уровне глаз человека, что привычно и не искажает перспективу изображе­ния. Правда, в отдельных случаях целесообразно вести съемку с ра­курсом, уводя телекамеру вверх или вниз. Однако данный прием оправдан лишь тогда, когда наблюдение действий снимаемого объек­та в реальной действительности было именно таким (наблюдатель лежал на земле, смотрел из окна квартиры, расположенной на верх­нем этаже, и т.п.).

Большое значение имеет верное масштабное построение телекад­ра, позволяющее за счет изменения масштаба фиксируемых объек­тов запечатлеть общую картину производства следственного дейст­вия, его обстановку, выделить узловые моменты и детали в их взаи­модействии.

Как правило, общим планом производят ориентирующую и об­зорную съемки места происшествия либо места проведения иного следственного действия, причем перемещения главного снимаемого объекта даются на фоне окружающей обстановки. Таким планом хорошо начинать эпизоды документального телевизионного филь­ма, он вводит зрителей в курс предстоящих событий. Средний план, укрупняя часть изображения общего, направляет внимание на опре­деленный объект, действия которого в данном масштабе хорошо различимы. Для выделения важнейших частей объекта съемки ис­пользуют крупный план. В его масштабе четко видны отдельные черты лица и характерные признаки (шрамы, родимые пятна и т.п.), мимика, отражающая психологическое и эмоциональное состояние человека. Этим планом целесообразно показать, например,.руки фальшивомонетчика во время изготовления им на следственном экс­перименте клише для печатания поддельных денежных знаков и т.п.

380


Детальный план необходим для показа в полный кадр главных отли­чительных деталей объекта съемки.

Выбирая масштаб изображения, следует помнить, что он остается неизменным только для статических кадров, занимающих в крими­налистическом телефильме незначительное место. Панорамируя, ис­пользуя наезды и отъезды, оператор плавно переходит от одного масштаба съемки к другому, чем добивается наибольшей вырази­тельности и документальности запечатлеваемой доказательственной информации.

При съемках судебного телефильма важно грамотно построить внутрикадровую композицию, максимально используя полезную площадь кадра, правильно разместить фиксируемые криминалисти­ческие объекты.

При компоновке кадра нужно учитывать специфику телевидения: небольшие размеры экрана телеприемника и низкая разрешающая способность видеоленты делают изображение схематичным, частич­но лишенным деталей. Пространственные соотношения по сравне­нию с формой, расположением и движением объектов передаются хуже, а значит, пестрые, многообъектные«кадры воспринимаются с трудом. Поэтому при съемках телефильма о следственном действии целесообразно использование средних и крупных планов, что усили­вает восприятие запечатленного, приближает к происходящему дей­ствию, позволяет подчеркнуть значимость зафиксированных эпизо­дов. В то же время трудно представить взаимосвязь незнакомых предметов и явлений — правильное понятие о величине неизвестных объектов создается посредством сравнения с привычными. Все пред­меты в кадре (большое их количество нежелательно) должны фоку­сировать внимание на главном криминалистическом объекте.

Добиться лучшей передачи перспективы на телеэкране можно, строя кадр правильно не только в масштабном, но и в перспективном отношении. Одним из способов достижения пространственной глу­бины телевизионного изображения является построение кадра с таким расчетом, чтобы на первом плане обязательно присутствовал какой-либо объект (столб, дерево и т.п.). В этом случае многоплано­вое изображение смотрится более объемным, удаленным в глубь перспективы.

Другим способом достижения глубины изображения является правильный подбор тональных соотношений объектов съемки и фона. Если тональная градация изображения при передаче в черно-белом варианте будет незначительной (например, темно-синий объект и фон вишневого цвета на экране телевизора будут почти

381


одинаковыми), то объект и фон сливаются, кадр становится плоским, невыразительным. Во избежание этого недостатка нужно поступить следующим образом: меняя окраску фона, смотреть на снимаемый объект через электронной видоискатель камеры и выбрать лучший по соотношению тонов вариант. Более оптимальна, конечно, съемка цветного криминалистического видеофильма.

На практике видеомагнитофонная запись в ходе следственных действий осуществляется и в помещении, и на местности, поэтому освещение может быть естественным, искусственным либо комбини­рованным. Правильно выбрать освещение снимаемых объектов — значит создать световые условия для получения хорошего по качест­ву и выразительности изображения. Для этого необходимо соответ­ствие освещенности объектов, фона и светочувствительности видео­ленты.

Для полной документальности судебного видеофильма запись звуков, сопровождающих действия, должна осуществляться одно­временно с фиксацией на видеоленту изображения. Последующее озвучивание фильма снижает его документальную достоверность и может использоваться в следственной практике лишь в исключитель­ных случаях. На качество звукового сопровождения влияют акустика помещения, где производится видеозапись, наличие звуковых помех и характеристика направленности микрофона при высоком уровне посторонних шумов. В обычных необорудованных помещениях предметы обстановки, стены, пол, потолок хорошо отражают звуко­вые волны, которые фиксируются микрофоном вместе с полезной звуковой информацией. Эти помехи могут быть столь значительны­ми, что воспринять звуковое сопровождение криминалистического документального видеофильма станет трудно. Уменьшить интенсив­ность отражения звуковых волн в помещении можно покрытием пола звукопоглощающим материалом, удалением лишней мебели, закрытием штор на окнах и другими мерами.

. Если же следственное действие должно проводиться под откры­тым небом, целесообразно делать это в безветренную погоду, так как качество записи звука под влиянием ветра существенно ухудшается. Даже умеренное движение воздуха при воспроизведении видеограм­мы воспринимается как интенсивный шумовой фон. Уменьшить создаваемые ветром помехи можно, прикрыв микрофон видеокаме­ры тканью, например носовым платком. Ткань не пропускает потоки воздуха, которые создают характерный воющий звук, проходя через отверстия сетки, ограждающей мембрану микрофона. Можно также предложить лицу, чьи показания записываются, повернуться к ветру спиной.

382


Для синхронной записи звукового сопровождения криминалис­тического телефильма исходя из характера и условий проводимого следственного действия используется микрофон, встроенный в съе­мочную камеру, либо выносной, если невозможно получить качест­венную запись звука со встроенного микрофона, например при зна­чительном расстоянии между осуществляющим съемку специалис­том и другими участниками следственного действия. При выборе места установки выносного микрофона нужно учитывать лучшее восприятие звуков, идущих в направлении, перпендикулярном лице­вой панели микрофона, поэтому держать его надо обращенным в сторону наиболее слабого источника звуковой информации.

Перед началом видеосъемки необходимо убедиться в пригоднос­ти помещения для звукозаписи, сделав пробу. Видеокамера включа­ется на режим «запись» и при обычном уровне шумов оставляется на несколько минут. Воспроизведение через телеприемник покажет, есть ли необходимость в снижении уровня шума, выборе другой камеры и т.п.



Глава 18. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ КИНОСЪЕМКИ И ВИДЕОЗАПИСИ НА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СЛЕДСТВИИ


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.