Фотографирование общего вида типичных криминалистических объектов — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Фотографирование общего вида типичных криминалистических объектов

2021-10-05 402
Фотографирование общего вида типичных криминалистических объектов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исследование поступающих на экспертизу объектов начинают с фо­тографирования их общего вида. Дополняя словесное описание, эти снимки дают общее представление о свойствах объектов. В необхо­димых случаях по фотоснимку определяются истинные размеры предмета и его деталей, их взаимное расположение, устанавливается тождественность предмета, изъятого с места происшествия и посту­пившего на экспертизу.


Типичные объекты и их характеристики. Объектами экспертно­го исследования нередко бывают орудия взлома и инструменты, замки, холодное и огнестрельное оружие, документы и другие пред­меты, имеющие самые различные свойства, в частности по тональ­ности. Однако градация тональности у таких объектов, как правило, невелика, поэтому съемка не вызывает особых затруднений. В то же время холодное и огнестрельное оружие, замки и другие объекты имеют хромированные и полированные поверхности, которые бли-куют, а интервал яркостей при использовании направленного осве­щения доходит до 1:10 000 и более.

В число криминалистических объектов входят объекты с самыми различными пространственными свойствами: объемные и плоские; с четко выраженным и очень незначительным рельефом.

Для фотографирования объектов со столь разными свойствами необходимы и различные условия съемки, предусматривающие выбор оптимальных условий освещения, экспонирования и лабора­торной обработки подходящих фотоматериалов, учет ряда других факторов. Так, на фотоснимках общего вида исследуемого объекта должно быть передано реальное соотношение тонов и цветовых от-тенков, пространственные размеры, особенности строения, фактура поверхности. Помимо этого, на снимках должны воспроизводиться важные в криминалистическом отношении особенности, возникно­вение которых связано с событием преступления: следы, пятна крови и т.п. Чтобы не искажались пространственные размеры объектов, фотографирование выполняется по правилам масштабной съемки с соблюдением нейтральности фона. Обрезание краев предмета грани­цами кадра не допускается.

Размещение объектов при съемке. Оптимально такое положе­ние, при котором наиболее удачно воспроизводятся форма и харак­терные особенности объекта. Располагают его перед камерой в поло­жении, привычном для наблюдения. Небольшие предметы размеща­ют на предметном стекле стационарных фотоустановок в горизон­тальном положении, более крупные, например ружья, требуют одно­родного фона.

При нарушении целостности упаковки сначала фотографируют состояние последней, а затем и сам предмет. Необходимо запечатлеть такие особенности, как видимые дефекты, повреждения, надписи, клейма, следы (например, бутылку обычно фотографируют со сторо­ны этикетки, а огнестрельное оружие со стороны номера). Если важ­ные для объекта особенности имеются на его противоположных сто­ронах, то съемку общего вида производят дважды.


194


195


 


Разные по размерам предметы объединяют для съемки в однород­ные группы. Так, пули и гильзы группируются для одного снимка, а пистолет и обойма — для другого. Чтобы запечатлеть крупногаба­ритные предметы (фомку, лом) в крупном масштабе, целесообразно изготовить фотопанораму либо воспроизвести их отдельные части с необходимым увеличением. Сложные объекты, состоящие из не­скольких частей, фотографируют в том состоянии, в каком они по­ступили на исследование. При необходимости запечатлевают их внутреннее устройство, фотографируя в разобранном виде.

Размещая в кадре объект и масштабную линейку, следует соблю­дать композицию будущего изображения. Предметы располагаются в центре кадра симметрично его границам, а протяженные — вдоль длинной стороны. Вспомогательные элементы (масштабная линей­ка, стрелки-указатели) устанавливаются в свободном пространстве кадра, не нарушая его симметрии. Линейку размещают параллельно одной из сторон предмета, как правило, большей.

При фотосъемке тонких предметов, в частности документов, ли­нейку кладут в одной плоскости с объектом. Когда фотографируют объемные предметы, она находится либо на уровне плоскости с наи­более характерными деталями, либо в плоскости, где объект имеет максимальные размеры. Возле цилиндрических предметов (бутылок, пуль, гильз и т.п.) масштабная линейка располагается на уровне центральной оси, а при фотографировании холодного оружия — в плоскости клинка.

Чтобы установить линейку на необходимой высоте, в качестве подставок используют различные мелкие предметы (коробки, бруски и проч.). Линейка должна полностью маскировать подставку, чтобы она не просматривалась на снимке. Чтобы масштабная линейка не закрывала часть фотографируемого объекта, ее устанавливают на расстоянии 2—5 мм от него.

Тональность линейки должна соответствовать тону объекта и не контрастировать с ним. Деления ее шкалы должны быть обращены к предмету и согласованы с его размерами: для съемки мелких предме­тов берут линейку с миллиметровыми делениями, для средних — с сантиметровыми, а для крупных — с дециметровыми.

Особенности фотографирования общего вида объектов. Эти особенности включают в себя правильный выбор съемочной аппара­туры, освещения, фона и фотоматериалов. Съемка небольших пред­метов (пуль, гильз, пломб, следов пальцев и т.п.) производится на установках СБ-2 и Уларус. При фотографировании сложных по кон­фигурации предметов отображения их свойств оценивают по мато-

196


вому стеклу визира, дающего плоскостное изображение. Крупнофор­матные камеры названных фотоустановок с двойным и тройным растяжением меха позволяют получать изображения в масштабе, достаточном для изучения особенностей предмета на матовом стекле визира. Малоформатные камеры здесь менее удобны, поэтому их используют при съемке крупных объектов — предметов одежды с огнестрельными повреждениями, слепков следов транспортных средств, ружей и т.п.

Необходимый масштаб съемки определяют размеры самого объ­екта: на фотоснимках общего вида его изображение должно занимать весь кадр. При больших увеличениях искажается форма предмета, при малых снижается разрешение деталей.

Фотографирование проводят с соблюдением правил масштабной съемки: оптическая ось объектива перпендикулярна предметной плоскости и проходит через центр объекта; в кадре обязательно при­сутствует масштабная линейка.

Освещение. При съемке общего вида объектов используются все виды освещения: рассеянное, направленное и смешанное. Съемка может проводиться в отраженном свете, а также в проходящих лучах, характерные особенности выявляются за счет оптимального распре­деления светотени по поверхности объекта.

Рассеянное освещение создает изображение без резких теней со слабо выраженным объемом. Оно наиболее пригодно для фотогра­фирования огнестрельного и холодного оружия, других объектов с широким интервалом яркостей, поскольку не создает бликов на ме­таллических и полированных поверхностях. Например, мелкие ша­рообразные предметы (дробь, картечь) фотографируют в отражен­ном свете с малыми кольцевыми осветителями, а металлические объ­екты средней величины — с большим кольцевым осветителем, раз­мещая их на матовом экране внутри шахты вблизи ламп донного осветителя.

Направленное освещение создает на объекте контрастный све­тотеневой рисунок, передавая его объем и особенности рельефа. Используется вертикальное (опаковое), лобовое, боковое и косона-правленное освещение. При съемке крупногабаритных объектов применяют осветительные приборы «Свет-500», «Свет-1000», им­пульсные лампы и другие источники. При смешанном варианте недостатки одного вида освещения ослабляются или устраняются другим.

Оптимальное освещение при фотографировании даже неслож­ных по конфигурации объектов можно получить только с помощью

197


нескольких источников. Например, при съемке документов применя­ют равномерное освещение от двух источников, устанавливаемых с противоположных сторон. Для фотографирования более сложных предметов необходимы такие виды освещения, которые позволяют создать необходимый световой баланс между освещенными и тене­выми участками объекта. Это основной направленный (рисующий), выравнивающий и моделирующий виды освещения.

Основной направленный свет необходим для получения общей светотеневой картины поверхности предмета, выявления его объема и особенностей рельефа. На макрофотографических установках его создают софиты общего света, направленные под углом 30—70° к предметной плоскости.

Выравнивающий свет, подсвечивая теневые участки объекта, обеспечивает необходимый интервал яркостей и исключает потерю существенных деталей. Источники этого света устанавливают со сто­роны, противоположной основному.

Моделирующий свет позволяет выявлять особенности отдель­ных участков объекта, номерные знаки, следы, рельеф поверхности и т.п. Функции этого вида освещения выполняют, как правило, мик­роосветители ОЙ-19.

Любое освещение, кроме опакового и кольцевого, дает при фото­графировании в отраженных лучах тени. На изображении общего вида они будут помехами, затрудняющими восприятие элементов формы. Поэтому при съемке общего вида непрозрачных объектов освещение должно сочетать в себе свет, отраженный от предмета и прошедший через фон. Такая комбинация устраняет тени и очерчи­вает контуры объекта.

Бестеневое освещение помимо основных видов включает в себя фоновой и контровой свет. Они необходимы для выявления формы предмета и получения требуемой плотности фона. Размещение ис­точников контрового и фонового света показано соответственно на рис. 18 и 19.

Выбор фона. Фон на фотоснимках общего вида служит важным композиционным элементом. От его тональности зависит четкость передачи формы предмета и линий его контура. Фон должен быть однородным (без отвлекающих деталей) и нейтральным по отноше­нию к объекту. В этом качестве используют листы чистой ровной бумаги, белой или черной.

Однородность фона достигается его равномерным освещением, применением бестеневой съемки. Нейтральным считается фон, то-


нальность которого отличается от периферийных участков предмета, что обеспечивает различимость его контуров. Темные объекты фото­графируют на светлом фоне, а светлые — на темном. Для объектов с широким интервалом яркостей фон должен быть темнее самого свет­лого участка и светлее самого темного.

Фотоматериалы. Для запечатления общего вида исследуемых объектов подбирают мягкие или нормальные фотоматериалы, по­зволяющие воспроизводить широкие интервалы яркостей. Ахрома­тические объекты снимают на фототехнические пленки ФТ-10, ФТ-11, ФТ-20; хроматические — на ФТ-12, ФТ-22, ФН-64. При ра­боте с малоформатными камерами применяют 35-мм фотопленки ФН-32, ФН-64, ФН-125 или кинопленки НК-1, НК-2, НК-3. Для пере­дачи тонкой структуры объектов используют мелкозернистые фо­токинопленки с высокой разрешающей способностью ФН-32, НК-1, обрабатывая последние в мелкозернистых выравнивающих прояви­телях.

Особенности фотографирования общего вида изделий из стек­ла. Изделия из стекла (бутылки, пузырьки, стаканы, электрические лампочки и проч.) размещают на предметном стекле шахты или прижимном экране параллельно большей стороне кадра. Если кон­фигурация объекта не обеспечивает горизонтального размещения, то в нужном положении его устанавливают с помощью соответствую-


199


198


 


щих средств крепления. Последние размещают под такими участка­ми объектов, из-под которых они на снимке не просматриваются.

На фотоснимках общего вида стеклянного объекта важно пере­дать его объемность и прозрачность. Эту задачу можно решить, если в качестве основного направленного света использовать контровое освещение, например от донного осветителя фотоустановки «Ула-рус». Эффект объемности дает боковое рассеянное освещение. Ис­точники света устанавливают против длинной стороны предмета, направляя световой поток перпендикулярно его оси под углом 35— 50°. Небольшие предметы удобнее фотографировать, когда один ис­точник освещает фон, а другой — объект. Когда отдельные части изделия сливаются с фоном, то их выделяют посредством моделиру­ющего света, направляемого в торцевую часть объекта, например со стороны горлышка или дна бутылки.

Общий вид осколков прозрачного стекла (хрусталя, фарных рас-сеивателей и т.п.) фотографируют с темнопольным освещением. Объект на предметном стекле устанавливают на штативе и освещают снизу микроосветителем ОЙ-19. Световой поток направляют под углом 30—40° к оптической оси объектива (рис. 20). Из-за прозрач­ности стекол получаемый контраст недостаточно высок. Для его уве­личения фотографируемый оско­лок располагают на стекле с мато­вой поверхностью, что способству­ет передаче характерных особен­ностей рельефа. Подсветку непро­зрачных участков, например накле­ек, номеров, а также масштабной линейки, осуществляют микроо­светителями ОИ-19.

Рис. 20. Схема фотографирования осколков из прозрачного стекла

Особенности фотографирова­ ния слепков со следов обуви. Слепки со следов обуви и протек­торов автомашин обычно отлива­ют из гипса, получая предметы со светлой матовой поверхностью. Важными параметрами служат не только размеры и форма подо­швенной части обуви, но и при­знаки, индивидуализирующие сам объект. Рассеянное освещение создает

необходимый уровень освещеннос-


ти. Детали рельефа выявляют рисующим светом, направляемым обычно под углом 15—30° к поверхности слепка. В то же время, чем мельче выявляемые детали, тем под меньшим углом направляется свет. В глубоких участках рельефа тени ослабляются выравниваю­щим светом, источники которого размещают с противоположной стороны слепка под углом 30—50° к объекту. Отдельные участки слепка подсвечивают микроосветителями ОИ-19.

Гипсовые слепки снимают на черном фоне, размещая в центре прижимного экрана вдоль большей стороны кадра. Плоскости следа и фотоматериалы должны быть параллельны, на этом уровне распо­лагают и масштабную линейку.

Особенности фотографирования общего вида объектов из ме­ талла. От направленного освещения на орудиях взлома, инструмен­тах, замках и других металлических объектах часто образуются блики. В местах возникновения они маскируют детали, но одновре­менно являются важным композиционным элементом, подчеркива­ющим объемность объекта. Блики перед съемкой стараются ослабить различными способами, не исключая их совсем. Это достигается из­менением положения источников света: находят такое направление светового потока, при котором наблюдаемые блики играют только положительную роль.

Однако на сферических и цилиндрических объектах изменение направления светового потока приводит только к перемещению бли­ков с одних участков на другие. В таких случаях подбирают положе­ние осветителей, при котором блики перемещаются на участки, не имеющие криминалистических особенностей.

Исследуемые замки освещают несколькими источниками света, направляя с одной стороны рисующий свет, а с другой — выравни­вающий. Если замок имеет дужку или цилиндрические наплывы на корпусе, то рисующий и выравнивающий свет ориентируют перпен­дикулярно к данным деталям. Наблюдая за изображением на мато­вом стекле визира, подбирают такое положение осветителей, при котором рельеф замка передается наиболее отчетливо. В некоторых случаях могут понадобиться и дополнительные источники света. На­пример, детали на замках — номерные знаки, царапины и т.п. осве­щают микроосветителями ОИ-19.

Перед съемкой замок располагают горизонтально на предметном стекле, соблюдая параллельность к фотоматериалу. В горизонталь­ном положении устанавливают и дужку навесного замка, если она не зафиксирована. Масштабную линейку помещают в любой свобод­ной части кадра на различной высоте: при съемке навесных замков —


201


200


 


в плоскости оси дужки, а врезных и накладных — на уровне короба замка.

При фотографировании холодного оружия и инструментов типа отверток используют аналогичное освещение. Вместе с тем при на­правленном свете лезвие ножа и жало отвертки бликуют, тогда как рукоятки, изготовленные из древесины либо пластмассы, хорошо поглощают свет. Необходимый световой баланс тогда получают за счет дополнительной подсветки рукоятки вдоль ее оси. Объемность рукояток цилиндрической формы подчеркивает освещение, идущее перпендикулярно к их оси. Однако в данном случае труднее подо­брать оптимальное соотношение светотени, поэтому для съемки таких объектов используют серый фон. Как и замки, отвертки и ножи располагают на предметном столе горизонтально, закрепляя в нуж­ном положении пластилином. Масштабную линейку устанавливают симметрично на уровне клинка.

Особенности фотографирования общего вида пуль и гильз. Пули и гильзы обычно имеют цилиндрическую форму. Иногда на исследование поступают и деформированные пули. Перед съемкой их закрепляют на предметном стекле в горизонтальном положении, симметрично границам кадра. Для фотографирования выбирают по­ложение, при котором видны следы, например от канала ствола. Масштабную линейку устанавливают рядом на уровне оси.

Для освещения используются микроосветители ОЙ-19. Чтобы ос­лабить блики, свет от одного из них направляют под углом 30—45° к предметной плоскости и оси пули или гильзы. Свет от другого, про­тивоположного источника имеет направление, близкое к вертикаль­ному. Интенсивность бликов снижают и с помощью рассеянного освещения. Форма пуль и гильз хорошо передается на светло-сером фоне.

Особенности фотографирования общего вида документов. До­кументы — плоские объекты, что облегчает запечатление их общего вида, поскольку не возникает затруднений ни с выбором освещения, ни с размещением масштаба. При съемке их располагают на предмет­ном столе установки в одной плоскости с масштабной линейкой.

Вместе с тем на снимке должны быть отображены все значимые детали: текст, оттиски печати, защитная сетка или линовка, складки, разрывы, пятна загрязнений и т.п. Соотношение плотностей почер­нения на изображении должно соответствовать соотношению яркос­тей объекта.

Запечатление общего вида документов связано с соблюдением правил репродукционной съемки. Съемку преимущественно осу-

202


ществляют на нормальные по контрасту материалы, чувствительные к той зоне спектра, излучения которой отражают красители деталей документа. Документы, выполненные черными и синими красителя-ми, фотографируют на несенсибилизированные фотоматериалы; желтыми и зелеными — на изоортохроматические; фиолетовыми и красными — на изопанхроматические. Оптимальным является рав­номерное освещение, направленное или рассеянное. Источники света устанавливают с двух противоположных сторон. Свет направ­ляют под углом 30—45° к плоскости документа. Чтобы запечатлеть внешний вид измятых документов, свет одного из источников на­правляют под меньшим углом. К фону предъявляются те же требова­ния, что и при фотографировании других объектов, он должен под­черкнуть форму документа. Для этого его выбирают так, чтобы он контрастировал с документом.

Фотографирование следов рук

Высокое криминалистическое значение следов пальцев рук и участ­ков ладоней объясняется особенностями морфологического стро­ения кожного покрова рук человека, их индивидуальностью, высо­кой устойчивостью и частой встречаемостью на местах происшест­вия. Это побуждает к использованию данных следов для регистра­ции, розыска и отождествления личности преступников.

Объекты фотографирования и характеристика их свойств. Следы пальцев рук и других участков кожного покрова остаются в результате активных действий по подготовке, совершению и сокры­тию преступлений. Они представляют собой узоры различной формы, образуемые неровностями на коже — папиллярными линия­ми, ширина которых у взрослого человека составляет 0,4—0,6 мм, а высота — 0,2—0,4 мм. На папиллярных линиях есть отверстия — поры, имеющие размеры от 0,08 до 0,25 мм.

При дактилоскопических исследованиях объектами фотографи­рования являются сами следы рук, обнаруженные на различных предметах-следоносителях, а также их копии на специальных плен­ках и слепках. Объектами-следоносителями могут быть стаканы, бу­тылки, столовая посуда, участки дверей, окон и проч., имеющие самые разнообразные свойства. Они могут быть прозрачными, не­просвечивающими, полупрозрачными; плоскими, цилиндрически­ми, сферическими. Их окраска тоже может быть самой различной: однотонной или пестрой, одноцветной или полихромной, а фотогра­фированию следов будут мешать всевозможные помехи: наклейки,

203


I


этикетки, рельеф и проч. В зависимости от физических свойств пред­мет может быть термостойким и легкоплавким, твердым или плас­тичным. При съемке следов на пластичных, легкоплавких объектах следует проявлять известную осторожность, чтобы тепловым излу­чением не испортить следы рук.

По пространственным свойствам различают объемные и поверх­ностные следы рук. Объемные следы остаются на пластичных в мо­мент следообразования веществах и материалах (воске, парафине, пластилине, замазке, масле и проч.). В этом случае следы имеют обратное отображение: папиллярные линии передаются углубления­ми, а бороздки между ними — возвышениями.

Поверхностные следы образуются в результате соприкосновения пальца или ладони с твердым предметом. При этом происходит на­слоение потожирового вещества, которым покрыта кожа, вследствие чего образуется точная копия кожного рельефа соответствующего участка ладони.

По оптическим свойствам следы рук на различных предметах могут быть ахроматическими и цветными, видимыми, слабовидимы­ми и невидимыми. Их различаемость зависит от свойств потожиро­вого вещества, материала, фактуры предмета, на котором они остав­лены.

Видимые следы образуются, как правило, красящим веществом, покрывающим ладонь в момент следообразования (кровь, краска и проч.). Само потожировое вещество, с фотографической точки зре­ния, представляет собой бесцветную, диффузно рассеивающую свет среду. Образованные им следы на полированных и окрашенных мас­ляной краской поверхностях слабовидимы, а на всех остальных по­верхностях — невидимы. Невидимые и слабовидимые следы перед фотографированием окрашиваются (опыляются) порошками, кон­трастными к поверхности предмета-носителя.

Требования, предъявляемые к фотоснимкам следов рук. Выяв­ление слабовидимых следов производится в первую очередь фото­графическими методами, без их окрашивания, чтобы получить мак­симально полный объем информации об их особенностях, исклю­чить возможность испортить детали следа или вообще утратить его. С этой целью используют контрастирующую, ультрафиолетовую, инфракрасную, макро-, микро- и репродукционную съемку.

Способ фотографирования следов зависит от оптических и про­странственных свойств поверхностей, на которых они расположены, их формы, фактуры, цвета, от свойств самого следа. Так, дактилокар-ты фотографируют по правилам репродукционной фотографии. Фо-

204


тографирование следов рук на других объектах имеет свои особен­ности. Отличаются, например, съемка видимых и слабовидимых сле­дов, плоских и объемных, расположенных на непрозрачных и про­зрачных объектах, окрашенных в светлые и темные тона. И тем не менее фотосъемка любого контрастного следа должна дать резуль­тат, сопоставимый с оттисками пальцев на дактилокартах. Поэтому к фотоснимкам предъявляются довольно жесткие требования.

Основная задача фотографирования следов — четко передать на снимке отобразившиеся узоры кожного покрова и их детали. Вместе с тем необходимо передать папиллярные линии темными, а фон светлым независимо от окраски поверхности предмета и самого следа. Между папиллярными линиями и фоном должен быть кон­траст, достаточный для изучения особенностей строения следа.

Для сравнительного исследования съемку рекомендуется прово­дить в масштабе около 3:1, а при пороскопических исследованиях — 15:1—20:1.

Особенности фотографирования следов рук на прозрачных предметах. На поверхности оконного стекла, целлофана и других аналогичных предметов следы рук представляют собой неокрашен­ные, слабовидимые наслоения потожирового вещества. Они мало­контрастны, поэтому для их усиления применяют темнопольное ос­вещение в проходящем свете.

При этом освещении изображение следа формируется лучами, рассеянными потожировым веществом. В этом случае папиллярные линии при фотографировании выглядят светлыми, а фон — темным. После лабораторной обработки фотоматериала получается обратное соотношение тонов. Съемка ведется непосредственно на фотобумагу, что ускоряет и удешевляет процесс/Зеркальность изображения при съемке следов на плоских предметах устраняется поворотом следа в сторону, противоположную объективу. Следы на объемных предме­тах фотографируются через оборачивающие системы (зеркала или призмы) (рис. 21).

Наиболее просто темнопольное освещение достигается с помо­щью осветительных приборов со сферическими и параболическими отражателями, конденсорными линзами и т.п., т.е. на любой крими­налистической фотоустановке (рис. 22). В качестве осветителей ис­пользуются микроосветители ОЙ-19 и осветительные системы про­екционных аппаратов. Для равномерной освещенности устанавлива­ют два источника с противоположных сторон объекта. Максималь­ный контраст изображения достигается при минимальном угле между направлением светового потока и оптической осью фотокаме­ры. Съемку целесообразно вести макрообъективами с большими фо-

205


Рис. 21. Схема расположения оборачивающих систем: а — зеркало перед объектом; б — зеркало перед объективом; в — зеркало перед фотоматериалом

кусными расстояниями, позволяющими уменьшить угол, под кото­рым свет падает на объект.

Для усиления малоконтрастных следов на плоских прозрачных предметах используется специальный осветитель — конденсор тем­ного поля (рис. 23). Лучи света, проходя через прозрачные участки объекта, не изменяют своего направления и отсекаются диафрагмой. Изображение следа формируется лучами, рассеянными потожиро-вым веществом. Конденсор темного поля входит в комплект фотоус­тановок «Уларус», «Уларус-2» и используется для фотографирования следов в масштабе 3:1 (рис. 24).

Освещение с конденсором темного поля обеспечивает более вы­сокий контраст, чем микроосветители ОЙ-19. Увеличение резкости и четкости изображения достигается также диафрагмированием объек­тива. Иногда используются также линзовые, зеркально-линзовые и зеркальные конденсоры. Схема получения темнопольного освеще­ния с их помощью показана на рис. 25.

Темнопольное освещение можно получить и на установке ФМН-2. При фотографировании следов рук ее оптическая система настраивается по схемам, применяемым для работы с микроскопом или макростолами.

Такие прозрачные объекты, как бутылки, пузырьки, банки, стака­ны, электролампочки, другие изделия из стекла либо их осколки


нередко представляют собой неодно­родную, окрашенную в различные цвета оптическую среду с неровной по­верхностью. Следы рук могут распола­гаться на плоских, цилиндрических, конических, сферических поверхнос­тях и представлять собой малокон­трастные либо слабоокрашенные на­слоения. Их фотографируют в прохо­дящем свете, если съемке не препятст­вуют наклейки, этикетки, загрязнения и другие помехи.

Рис. 22. Схема получения темнопольного освещения

с помощью осветителей

с концентрируемым световым

потоком

Усиление контраста достигается темнопольным освещением. Причем на предметах сферической, цилиндричес­кой или иной формы из рассмотренных выше применимо только освещение, создаваемое осветителями ОЙ-19, по­скольку из-за неоднородного преломле­ния лучей боковыми поверхностями, гранями осколков, внутренних элемен­тов лампочек на отдельных участках изображения появляются блики, маскирующие детали следа. Ослабить их или устранить пол­ностью можно лишь с помощью светового потока, распространя­ющегося вдоль оси стеклянных предметов цилиндрической и ко­нической формы. Если с изменением угла направления лучей блики полностью не исчезают, то их экранируют масками из черной бу­маги. Оптическая ось фотокамеры должна быть перпендикулярна к следу и проходить через его центр. Следы обычно снимают на фотобумагу.

На полупрозрачных предметах и изделиях из окрашенного стек­ла следы фотографируют в отраженном свете. Для съемки приме­няют лобовое или близкое к нему освещение от двух микроосве­тителей. При фотографировании следов на предметах цилиндри­ческой или конической формы световой поток осветителя направ­ляют по их оси. Проходя через стекло, большая часть светового потока поглощается, что приводит к появлению эффекта темного поля. Изображение следа формируется лучами, отраженными от папиллярных линий. Для усиления контраста под объектом, рас­положенным на высоте 10—15 см, в качестве фона кладут лист черной бумаги.


207


206


 


На предметах с выпуклыми или вогнутыми сферическими по­верхностями следы окрашивают порошками на ферромагнитной ос­нове и фотографируют их в отраженных ультрафиолетовых лучах. Для съемки необходима оптика из кварцевого или увиолевого стекла. Фотографирование в отраженных УФ-лучах дает положительные ре­зультаты и при съемке следов, которые расположены на противопо­ложных сторонах оконного стекла и полностью или частично пере­крывают друг друга, а также на поверхности зеркал. Следы обрабаты­вают люминесцирующим составом и фотографируют в УФ-зоне спектра.

Особенности фотографирования следов рук на непрозрачных объектах. Непрозрачные предметы со следами рук могут быть свет­лыми, темными, пестрыми, одноцветными или многоцветыми. Их фактура бывает гладкой, шероховатой и рельефной. Следы рук на них окрашиваются светлыми или темными порошками, причем на светлых поверхностях применяются темные порошки, а на тем­ных — светлые. Указанные свойства определяют особенности фото­графирования следов. Съемка ведется прямо с объекта. И лишь когда следы расположены на недоступных для съемки участках, они копи­руются на дактилоскопическую пленку.

208


Следы рук, окрашенные в темные тона, фотографиру­ют на светлых одноцветных или однотонных поверхнос­тях по правилам репродук­ционной съемки. Освещение устанавливают боковое, рав­номерное, применяют мяг­кие или нормальные по кон­трасту негативные материа­лы. Мешающий фон или по­мехи ослабляют, руководст­вуясь рекомендациями цве-торазличительной фотогра­фии.

Некоторые особенности отличают фотографирова­ние следов на изделиях из фарфора, покрытых глазу­рью. Такое покрытие отра-

жает свет и внешней, и внут­ренней поверхностями. Это приводит к снижению рез­кости, особенно если съемка велась при боковом освещении. Макси­мальную резкость изображения обеспечивает освещение, близкое к вертикальному. Однако, на выпуклых или вогнутых участках оно нередко создает блики, поэтому осветители устанавливают с мень­шим чем 90° углом наклона к поверхности предмета. Несмотря на некоторое снижение резкости получаются изображения с удовлетво­рительной передачей деталей на всех участках следа.

Светлые следы рук на светлом пластике фотографируют при ко-сонаправленном освещении, создающем эффект темного поля. Свет отражается от фона и рассеивается, а изображение следа формирует­ся лучами, отраженными частичками порошка, прилипшими к следу. Съемку ведут на фотобумагу через оборачивающую систему. Анало­гично, только при лобовом освещениии, фотографируют светлые следы на темном фоне.

Фотографированию следов рук на непрозрачных предметах с «пестрыми» поверхностями способствуют различия в характере рас­сеяния света фоном и деталями следа. Следы обычно фотографи­руют по методу светлого поля, применяя опаковое или односто-

209

Н-171


роннее освещение, максимально приближенное к вертикальному. Объект наклоняют под небольшим углом к предметной плоскости фотоустановки, чтобы лучи, отраженные от фона, попали в объек­тив и сформировали темное изображение папиллярных линий на светлом фоне. В таком положении объект закрепляют и фотогра­фируют.

Немалую сложность представляет собой съемка следов на поверх­ности зеркал из-за сдвоенности изображения и появления в поле зрения объектива посторонних отражений. Проще всего удалить зер­кальный слой при предварительной подготовке объекта к съемке и сфотографировать его в проходящем свете. Если это невозможно, то пространство над зеркалом экранируют с помощью диска, размеры которого обычно больше, чем у фотокамеры, а в центре имеется отверстие диаметром 10—15 мм, совпадающее с оптической осью объектива. При съемке светлых следов используют диск черного цвета, а при фотографировании следов, обработанных темными по­рошками, — белого. На фотографируемый участок рекомендуется накладывать маску из черной бумаги с отверстием в форме следа. Вывести из поля зрения объектива посторонние зеркальные отраже­ния удается и небольшим наклоном зеркала к предметной плоскости фотоустановки. В обоих случаях используется боковое (под углом 30—40°) освещение.

На предметах с многокрасочной поверхностью, например на ри­сунках книг, журналов, на росписях столовой посуды, следы перед съемкой обрабатывают флюоресцирующими порошками. При осве­щении УФ-лучами регистрируется вызываемое ими свечение. Этот метод применим и для фотографирования следов, образованных ми­неральными маслами. Следы на многокрасочных поверхностях, флюоресцирующих под воздействием УФ-излучения, фотографиру­ют в отраженных инфракрасных лучах, предварительно обработав их порошками графита, сажи, окиси меди, интенсивно поглощающи­ми эти лучи.

Особенности фотографирования следов рук на предметах с рельефными поверхностями. Общие правила фотосъемки следов рук на непрозрачных объектах применимы и к следам, оставленным на предметах с рельефными поверхностями, картоне, неокрашенной древесине и т.п. Светлые следы на темных поверхностях фотографи­руют на фотобумагу, а для съемки темных следов на светлых поверх­ностях используют негативные материалы. Особенность съемки за­ключается в подборе освещения, скрадывающего рельеф и исключа­ющего мешающие контрасты. Следы здесь фотографируют с бесте-


невым (кольцевым) или вертикальными (опаковым) освещением. Если рельеф имеет выраженную направленность, как, например, у граммофонной пластинки, неокрашенной доски, то освещение может быть и боковым, но совпадающим по направлению с направ­лением бороздок пластинки, волокон древесины.

Особенности фотографирования объемных следов рук. Такие следы встречаются на пластилине, оконной замазке, парафине, сли­вочном масле и других пластичных материалах. Одни из них непро­зрачны, другие представляют собой прозрачную или полупрозрач­ную среду.

На непрозрачных материалах детали кожного рельефа выявляют


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.