Особенности съемки на цветные материалы — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности съемки на цветные материалы

2021-10-05 51
Особенности съемки на цветные материалы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цветная фотосъемка и видеозапись не имеют принципиальных отли­чий от техники съемки на черно-белые материалы. Вместе с тем полностью отождествлять технику черно-белой и цветной съемки нельзя, ибо их особенности необходимо учитывать для получения качественного изображения.

К фотографированию и видеозаписи на цветные материалы целе­сообразно допускать только тех студентов, которые хорошо освоили черно-белые процессы.

Имеющиеся на кафедрах криминалистики фотоаппараты марки «Зенит» вполне подходят для съемки на цветные материалы, так как позволяют получить хорошие по качеству негативы и позитивы ин­сценированного места происшествия в целом, его отдельных узлов и деталей, мелких вещественных доказательств. Они пригодны для съемки людей, вещей и прочих объектов, предъявляемых для опозна­ния; точного запечатления повреждений на манекене при «освиде­тельствовании», наружном осмотре «трупа» и т.п.

Анализ возможностей цветной фотосъемки и видеозаписи на со­временном этапе свидетельствует, что во всех случаях, когда цвет объекта важен для решения конкретной криминалистической задачи, целесообразнее пользоваться обратимым процессом, имеющим сле­дующие преимущества:

1) он экономически выгоден, так как по затратам приближается к изготовлению черно-белых аналогов;

2) дает выигрыш во времени даже при работе по стандартному режиму, тем более — по экспресс-режимам;

3) не требует цветной корректировки;

4) не нуждается в дополнительном оборудовании;

5) позволяет получить более высокое качество фото-, видеоизо­бражения.

Применяя при выполнении практических заданий многослойные цветные материалы, студент должен стремиться к получению пра­вильного соотношения цветов объекта съемки и готового изображе­ния. Для получения изображения с хорошей цветопередачей необхо­димо соблюдать следующие условия:

употреблять при съемках пленку, спектральная чувствительность которой сбалансирована для используемого в данном случае освеще­ния, т.е. тип пленки должен соответствовать спектральному составу применяемого света;

уделять особое внимание освещению снимаемых объектов — оно должно быть однородным (дневным или искусственным) и равно­мерным, без резких контрастов;

точно определять экспозицию, осуществляя фиксацию на цвет­ные многослойные пленки.

Чтобы начинающие криминалисты скорее овладели приемами съемки на цветные обратимые материалы, мы рекомендуем опреде­лять экспозицию по табл. 3, составленной для отечественной пленки ЦО-64.

Таблица 3

Вид съемки

 

Значение диафрагмы при различном освещении

 

Безоблачно   Легкая облачность   Пасмурно  

Обзорные и узловые съемки места проис­шествия и др. виды съемок на открытой местности

 

11  

8 8(11)

 

5,6 5,6(8)

 

11(16)  

Люди под открытым небом, веществен­ные доказательства, следы и проч.

 

11  

5,6 8(11)

 

4 5,6(8)

 

11(16)  

Съемка в тени

 

5,6  

4 4(16)

 

   
5,6(8)      

Примечание. В числителе — для фотопленки, в знаменателе — для кинопленки, соответственно в скобках — в летнее и зимнее время.

Определяя значение диафрагмы по данной таблице, нужно ста­вить выдержку 1/125 с. Для киносъемки на цветные обратимые плен­ки указанных типов значения диафрагмы поставлены для частоты

92

кадросмен 24 кадр./с. Верхнее значение диафрагмы указано для кино­съемки в зимние месяцы, нижнее — для съемки летом. Таблица рас­считана на съемку с 9 до 17ч.

Безусловно, выдержка 1/125 с не универсальна, а в некоторых случаях и вообще невозможна, так как затрудняет решение конкрет­ной криминалистической задачи, поставленной перед студентом. На­пример, необходимо произвести съемку инсценированного места происшествия при легкой облачности. Таблица рекомендует пользо­ваться диафрагмой 5,6 при выдержке 1/125 с. Такая экспозиция не­приемлема потому, что фотографическое изображение будет иметь малую глубину резкости, хотя его плотность получится нормальной. Для обеспечения необходимой глубины резкости в данном случае больше подходит диафрагма 11. Определить выдержку при тех же условиях освещения, но с измененным значением диафрагмы позволя­ет следующая закономерность:

при диафрагме 5,6 выдержка будет............ 1/125

• 8....................... 1/60

11....................... 1/30

Любое из этих трех сочетаний дает одинаковую плотность изобра­жения, но глубина резкости будет разной.

При фотографировании на цветные материалы следов и повреж­дений большое внимание следует уделить освещению. Оно должно быть равномерным, рассеянным, без плотных теней и ярких блику-ющих поверхностей. Такое освещение получается, если при съемках используются отражающие экраны, подсветки и другие вспомога­тельные средства.

Наличие вблизи снимаемых объектов больших ярко окрашенных поверхностей приводит к появлению на изображении цветных реф­лексов и оттенков. Например, снятые при безоблачном небе хорошо укатанный гладкий асфальт, снеговые вершины гор и т.п. будут иметь на позитивах избыток синих тонов. Лицо человека, стоящего в тени деревьев, окажется с неприятным зеленоватым оттенком, а ярко-красные шторы вызовут на лице преобладание красных тонов. При съемке необходимо по возможности исключить влияние подоб­ных факторов, чтобы избежать искажения цветопередачи.

Если фотографирование, киносъемка или видеозапись на цвет­ные материалы производятся внутри помещения, рекомендуется вы­явить все бликующие окрашенные поверхности и при фиксации, например трупа, вещественных доказательств и других объектов, закрывать их белыми «экранами» (листами ватмана, газетами). Такой прием дает два положительных эффекта: устраняет блики и образует

93

мягкий, рассеянный свет, позволяющий получить цветное изображе­ние высокого качества.

Если съемки на открытой местности не представляют особых трудностей, то экспонирование цветных материалов в помещении затруднено из-за их сравнительно невысокой светочувствительности и слабого освещения.

На технической стороне данного вопроса необходимо остано­виться более подробно. На «месте происшествия», инсценированном внутри помещения, бывает значительное количество предметов, не­сущих не себе «следы преступления» и подлежащих запечатлению. На цветных материалах с достаточной четкостью должны быть за­фиксированы «труп» и окружающая его обстановка, следы, оставлен­ные «преступником», и т.д. Чтобы вся картина инсценированного места происшествия была резкой, следует производить съемку с мак­симальным использованием глубины резко изображаемого про­странства. Для этого подходит съмка со штатива с длинными вы­держками при сильно задиафрагмированном объективе. Тогда на кадрах будет хорошо проработан передний и задний планы, не полу­чится нерезких, размытых деталей.

При фотографировании в помещении следователи (специалис­ты-криминалисты) пользуются электронной лампой-вспышкой или светосильными объективами. Однако тогда съемка ведется при зна­чениях диафрагмы от 5,6 до 3,5, что обеспечивает весьма незначи­тельную глубину резкости. Если освещенность объекта настолько мала, что экспонометр не дает показаний, можно использовать ука­занный способ съемки в сочетании с электронной лампой-вспышкой. Последняя позволяет получить отличную глубину резкости только при съемке с расстояний от 0,5 до 1,5 м (на пленках малой и средней чувствительности). При больших расстояниях обычно пользуются мало задиафрагмированными объективами, получая кадры с неболь­шой глубиной резкости, с серым, малоконтрастным задним планом и плотным, «забитым» светом изображением переднего плана. Съем­ка со вспышкой имеет и другой существенный недостаток — рядом со снимаемым объектом присутствует глубокая тень, ухудшающая качество изображения.

Избавиться от этих недостатков позволяет способ съемки с «блуж­дающим» светом, дающий возможность получать кадры с большой глубиной резкости независимо от расстояния до снимаемого объекта. Для этого аппарат укрепляют на штативе, наводят на резкость, диа­фрагмируют объектив, устанавливают выдержку «от руки». Синхро-

94

контакт вспышки к аппарату не подключают. Используя тросик, открывают затвор и дают несколько вспышек (количество которых определяется расстоянием до снимаемого объекта) с разных точек. Разряд конденсатора на лампу осуществляется нажатием кнопки. При этом хорошие результаты получают, когда лампа выносится вперед, ближе к снимаемому объекту. На объектив целесообразно насаживать бленду, которая предотвратит попадание прямых лучей света от вспышки на светочувствительный материал. Данный способ рекомендуем для случаев, когда освещенность объекта съемки на­столько мала, что экспонометр не дает показаний, а фиксация ведется с расстояния 2 м и более.

Далее приводится табл. 4, позволяющая определить количество вспышек в зависимости от расстояния до снимаемого объекта.

Таблица 4

Расстояние до объекта, м   Количество вспышек с расстояния 1 м  
2,0   3  
2,5   4  
3,0   5  
3,5   6  
4,0   7  
4,5   8  
5,0   9  

Таблица рассчитана на фотопленку ЦО-64 и фотовспышку, рабо­тающую от сети. Оптимальная диафрагма — 11.

Применение в работе электронной лампы-вспышки намного рас­ширяет возможность получения доброкачественных цветных фото-и кинопозитивов, так как цветовая температура излучения вспышки близка к солнечной.

Для съемки в условиях малой освещенности (в тени, в пасмурную погоду, в помещении, ранним утром и поздним вечером) целесооб­разно как можно чаще использовать вспышку и как основной источ­ник света, и как подсветку для высвечивания объектов или их затем­ненных частей. Применяя вспышку в качестве подсветки, луч света от лампы направляют не на снимаемый объект, а на белый «экран» (стену, потолок и т.п.), отразившись от которого, он высвечивает затемненные места фиксируемого объекта.

95

Поскольку съемка следов, вещественных доказательств и других криминалистических объектов чаще всего осуществляется с расстоя­ния в 1—3 м и большая глубина резкости в таких случаях не требует­ся, мы рекомендуем пользоваться фотовспышкой. Выдержка при работе со вспышкой всегда постоянна и равна 1/30 с (в противном случае экспонированной будет лишь часть кадра), диафрагма же зависит от расстояния до снимаемого объекта.

Будущие криминалисты должны уметь снимать при слабой осве­щенности и без лампы-вспышки. Для съемок в этих условиях, кроме аппарата, необходимы штатив, фотоэлектрический экспонометр и тросик.

В условиях слабой освещенности экспонометр дает большие по­грешности. Для получения изображений нормальной плотности и контрастности выдержку, определенную с помощью экспонометра, следует подвергать корректировке. В этом поможет табл. 5.

Таблица 5

Выдержка                                                  
по экспоно-   0,5   1   2   3   4   5   6   7   10   15   20   30  
метру, с                                                  
Выдержка,                                                  
при которой                                                  
должна про-   0,8   1,5   3,5   6   8   10   13   15   22   33   45   75  
изводиться                                                  
съемка, с                                                  

2. Избегать таких сюжетов, интервал яркостей которых заведомо превышает полезный интервал яркостей используемого цветного материала.

3. Обеспечить более равномерное, чем при съемке на черно-белые материалы, освещение объекта.

4. Не применять съемочного освещения, спектральный состав которого значительно отличается от балансной нормы экспонируе­мой пленки.

5. Пользоваться выдержкой 1/60 с, работая с пленкой, рассчитан­ной на дневной свет, и 1/2 с — при экспонировании пленки типа ЛН, так как эти выдержки способствуют оптимальной цветопередаче. При этом на шкале экспонометра выбирается значение диафрагмы, стоящее против рекомендуемой выдержки.

6. Помнить, что недопустимо во избежание искажения цветов экспонировать пленку дневного света при искусственном освещении и наоборот, за исключением случаев, когда съемка ведется с приме­нением конверсионных светофильтров.

Поясним пользование таблицей на примере. Экспонометр пока­зывает выдержку 4 с при диафрагме 11. На объективе нужно устано­вить данную диафрагму и с помощью тросика дать выдержку 8 с.

Для получения пригодного для криминалистических целей цвет­ного изображения необходима документальная точность цветопере­дачи, субъективная оценка которой не может служить достаточной гарантией правильного воспроизведения тональной гаммы снятого криминалистического объекта. Поэтому в процессе учебных съемок студенты должны применять нейтрально-серую шкалу, которая может служить объективным критерием правильности цветопереда­чи. Применение такой шкалы намного повышает достоверность за­печатленной информации, а значит, и ее доказательственную цен­ность.

Итак, для уменьшения искажений цветопередачи при съемке на цветные фото-, кинопленки и видеоленты необходимо:

1. Максимально точно и тщательно определять экспозицию.

96


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.