Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2022-08-21 | 33 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Билет 1. Становление и основные этапы развития социологии как науки
Историю развития социологической мысли разделяют на два больших периода: донаучный и научный. Каждый из периодов можно разделить на этапы.
Донаучный период (сер. I тыс. до н.э.- середина 19 века)
Первый этап - середина I тысячелетия до нашей эры- Y век нашей эры.
Возникновение и становление знаний об обществе в Древнем мире. Возникновение социально-политических учений в Древней Греции и Древнем Риме (Платон, Аристотель).
Второй этап (Y- ХYI века).
Развитие социальных знаний в эпоху средневековья и Возрождения. Смена мировоззренческой системы и форм познания (Аврелий Августин, Фома Аквинский). Становление социологических знаний в трудах Никколо Макиавелли, Жана Бодена, Гуго Гроция, Томаса Гоббса и др.
Третий этап (ХYII- ХYIII века).
Концепции естественного права и общественного договора. Социологические концепции Шарля Монтескье, Жана-Жака Руссо и др. Идеи либерализма и консерватизма. Эпоха Просвещения.
Научный период (30-40 гг. ХIХ века - по настоящее время)
Первый этап (середина ХIХ века - начало ХХ века)классика
Социология О. Конта. Интенсивное развитие эмпирических социологических исследований. Доминирование позитивизма в качестве основного методологического направления. Возникновение школ и направлений в социологии: натурализм, эволюционизм, органицизм, социал-дарвинизм. Развитие понимающей социологии и социологии личности (М.Вебер, Э. Дюркгейм).
Второй этап (20-е - 50-е гг. ХХ века) - модерн.
Формирование современных основных направлений в социологии, отраслевая дифференциация, совершенствование методов исследования.
Третий этап (II половина ХХ – начало ХХI века) – постмодерн
|
Билет 2. Социологический проект О.Конта
а)Огюст Конт дал название науке социология. Думал,что с помощью науки можно решить все социальные проблемы
б) Конт во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину - выше математики, физики и биологии, а преобразующую роль социологии в обществе (она должна произвести революцию в умах людей) считал столь же важной, как и роль религии.
в) Социология призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы. Свои открытия она совершает при помощи четырех методов: наблюдения, эксперимента, сравнения и исторического метода. Причем применяться они должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. (Позитивный подход, позитивистский метод).
г) Отдельный индивид - почти ничто. Общество состоит не из отдельных индивидов, а из социальных систем. Посредствующим звеном между индивидом и обществом выступает семья и семейная связь.
д) Учение Конта состояло из двух частей - социальной статики, описывающей законы существования, и социальной динамики, описывающей законы и этапы изменения общества.
е) Конт сформулировал основной закон общественного прогресса, или закон трех стадий, по которому стадии развития общества соответствуют стадиям развития человеческого ума:
- Теологическая или фиктивная (до 1300 г.), Конт делил на три периода: фетишизм, политеизм и монотеизм. При фетишизме люди приписывали жизнь окружающим предметам и видели в них богов. При политеизме (Древняя Греция и Рим) обожествлялись природные явления. Эпоха монотеизма - эпоха христианства.
-Метафизическую стадия (с 1300 по 1800 г.) Конт рассматривал как переходную, для которой характерно разрушение старых верований. Важнейшие события этой эпохи - Реформация, Французская революция. Им сопутствовало распространение критической философии.
-Свидетельством вступления в последнюю, позитивную эру являются распространение наук, рост их общественного значения, развитие промышленности, гармоничное развитие всех элементов социальной жизни.
|
Второй этап (1918-1919)
В 1919 г. был учрежден Социологический институт. Питирим Александрович Сорокин (1889-1968).
Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих, крестьян. В этой области наиболее плодотворно работали А. К. Гастев, С. Г. Струмилин, А. Ф. Журавский и др. В тот же период активно разрабатывались социальные проблемы города, народонаселения и миграции (Н. Анцифиров, А Годулов, В. Смулевич и др.), социальные проблемы культуры (И. Загорский, Н. Трояновский, Р. Елизаров).
Третий этап
В 1930-х гг.марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена философской наукой. Это была теоретическая предпосылка разгрома социологии и ее полного упадка в СССР.
Четвертый этап
Возрождение социологии как науки начинается в конце 1950-х - начала 1960-х гг., на волне “хрущевской оттепели”.
Большое распространение получило социальное планирование, составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов.
Социологи шире вливаются в социально-политическую жизнь страны, выступая в роли социальных помощников, экспертов, авторов программ по реформированию, совершенствованию общественной жизни. В своей работе они более целенаправленно переориентируются на объективное исследование реальной жизнедеятельности субъектов общественной жизни, тенденций ее развития. Наиболее известные современные ученые-социологи в России — это Г. В. Осипов, Т. И. Заславская, А. Г. Здравомыслов, Р. В. Рывкина, А. И. Кравченко, Г. Г. Силласте, В. А. Ядов
Социология и философия:
Билет 7. Функции социологии
Социология- наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым.
Социальная мобильность
Вертикальная мобильность — продвижение индивида по служебной лестнице вверх или вниз.
Восходящая мобильность — социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности).
|
Нисходящая мобильность — социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование)
Социальный лифт — понятие, похожее на вертикальную мобильность, но чаще употребляемое в современном контексте обсуждения теории элит в качестве одного из средств ротации правящей элиты или же в более широком контексте смена позиции в социальной иерархии, а не в служебной. Более жёстким определением ротации, напоминающим о том, что социальные лифты работают в обоих направлениях, является концепция колеса фортуны.
Билет 32. Метод наблюдения
Наблюдение — метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в непосредственном восприятии (визуальном, слуховом) и регистрации значимых социальных процессов, явлений, событий, подвергающихся контролю и проверке.
Главное преимущество наблюдения — позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения. Можно собирать данные независимо от желания членов исследуемой группы говорить.
Наблюдение может служить достижению различных целей:
• может быть источником построения гипотез;
• служить методом проверки результатов других данных;
• давать дополнительные сведения об изучаемом объекте;
• применяется и в разведывательных, и в аналитических, и в экспериментальных исследованиях.
Наблюдение часто бывает не основным, а вспомогательным методом сбора информации. Наблюдение редко носит массовый характер и является одним из самых дорогостоящих методов сбора данных.
Наблюдение в социологии классифицируется по различным признакам.
По месту проведения наблюдения различают полевое и лабораторное наблюдение. Полевое наблюдение происходит в естественных условиях, а лабораторное проводится в в экспериментальной ситуации (конкурс, игра, соревнование). Поле деятельности лабораторного наблюдения ограничено, так как люди знают об эксперименте и могут вести себя неадекватно.
В зависимости от регулярности наблюдения оно носит систематический или случайный характер. Систематическое наблюдение планируется и осуществляется в течение определенного периода, несистематическое проводится без плана, по поводу той или иной конкретной ситуации.
|
По положению наблюдателя наблюдения подразделяются на включенные и невключенные. При включенном наблюдении социолог непосредственно включен в наблюдаемый объект, входит в социальную среду и изнутри характеризует процессы и явления.
Невключенное наблюдение предполагает изучение социологом объекта исследования со стороны, не участвуя в деятельности группы и не вступая с ее членами в прямые контакты.
Билет 1. Становление и основные этапы развития социологии как науки
Историю развития социологической мысли разделяют на два больших периода: донаучный и научный. Каждый из периодов можно разделить на этапы.
Донаучный период (сер. I тыс. до н.э.- середина 19 века)
Первый этап - середина I тысячелетия до нашей эры- Y век нашей эры.
Возникновение и становление знаний об обществе в Древнем мире. Возникновение социально-политических учений в Древней Греции и Древнем Риме (Платон, Аристотель).
Второй этап (Y- ХYI века).
Развитие социальных знаний в эпоху средневековья и Возрождения. Смена мировоззренческой системы и форм познания (Аврелий Августин, Фома Аквинский). Становление социологических знаний в трудах Никколо Макиавелли, Жана Бодена, Гуго Гроция, Томаса Гоббса и др.
Третий этап (ХYII- ХYIII века).
Концепции естественного права и общественного договора. Социологические концепции Шарля Монтескье, Жана-Жака Руссо и др. Идеи либерализма и консерватизма. Эпоха Просвещения.
Научный период (30-40 гг. ХIХ века - по настоящее время)
Первый этап (середина ХIХ века - начало ХХ века)классика
Социология О. Конта. Интенсивное развитие эмпирических социологических исследований. Доминирование позитивизма в качестве основного методологического направления. Возникновение школ и направлений в социологии: натурализм, эволюционизм, органицизм, социал-дарвинизм. Развитие понимающей социологии и социологии личности (М.Вебер, Э. Дюркгейм).
Второй этап (20-е - 50-е гг. ХХ века) - модерн.
Формирование современных основных направлений в социологии, отраслевая дифференциация, совершенствование методов исследования.
Третий этап (II половина ХХ – начало ХХI века) – постмодерн
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!