Противоречия как движущая сила процесса обучения. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Противоречия как движущая сила процесса обучения.

2022-08-21 126
Противоречия как движущая сила процесса обучения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

   Дидактика (=обучение) является частью педагогики, которая изучает важнейшие проблемы теоретических основ обучения. Основной задачей дидактики является выявление закономерностей, которым подчиняется процесс обучения, и использование их для успешного достижения задач образования.

   Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных

задач.Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами

педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии.

    !!!Движущей силой учебного процесса является противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся – их умственного развития!!!

   1. Противоречие между объемом знаний, накопленных цивилизацией, и объемом знаний, перенимаемых учеником. Это противоречие содействует улучшению содержания образования.

   2. Противоречие между практическими задачами, стоящими перед учеником, и его индивидуальными способностями. Как правило, начиная обучение, учащийся не имеет даже элементарных понятий о дисциплине. На этом этапе учителю необходимо заинтересовать ученика.

   3. Противоречие между учебными задачами и уровнем развития ученика. На разных этапах обучения уровень сложности учебных заданий повышается. Здесь важна адекватная оценка учеником своих способностей. Если задание намного превышает уровень развития ученика, то оно, скорее всего, окажется не выполненным или выполненным не в полной мере.

   4. Противоречие между наукой и школьным предметом. Учитель, как правило, обладает большим объемом знаний, чем предлагает ученикам в ходе обучения, поскольку реализация школьного образования не всегда требует от учащегося глубоких аналитических знаний по предмету.

   Как показывает практика, процесс обучения имеет некоторые общие закономерности. Их выявление помогает разработать способы осознанного управления обучением.

   Закономерности обучения – это теоретическая база для понимания обучения. Как

правило, они носят вероятностно-статистический характер и не предполагают практических установок для конкретных действий, но благодаря их вскрытию возможна разработка конкретных правил работы преподавателя.

   Следует четко понимать, что эти закономерности весьма субъективны и зависят в своем проявлении от деятельности преподавателя. Современные педагоги выделяют два вида закономерностей обучения: внешние и внутренние.

   Внешние закономерности зависят от социальных процессов, политической ситуации, уровня культуры в обществе и т. д.

   Внутренние закономерности связаны с целями, методами и формами обучения.

   Назовем некоторые из этих закономерностей.

   1. Процесс обучения носит как образовательный, так и воспитательный характер. В ходе его реализации влияние на ученика может склоняться в одну либо в другую сторону.

   2. Процесс обучения требует постоянного повторения пройденного материала.

   3. Процесс обучения требует интенсивности и сознательности работы ученика и учителя.

   4. Процесс обучения требует от обучаемого применения поисковых методов и анализа изученного материала.

   Наиболее полно принципы обучения были сформулированы К. Д. Ушинским: !!!

   Сознательности и активности;

   Наглядности;

   Систематичности и последовательности;

   Прочности;

   Научности;

   Доступности;

   Связи теории с практикой.

   Все принципы обучения связаны друг с другом и проникают один в другой, поэтому они могут быть представлены как система, состоящая из содержательных и процессуальных (организационно-методических) принципов.

   Ведущие теории обучения. Виды и модели обучения.

   Ассоциативная теория обучения пропагандирует полисенсорность познания и репродукцию (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская, Ю.А. Самарин).

   В основе данной теории лежит положение о том, что всякое обучение опирается, прежде всего, на чувственное познание (ощущение, восприятие, представление).

   Главным методом обучения выступает упражнение. В процессе обучения у учащихся вырабатываются ассоциации между понятиями, формируются системные связи, которые отражают определенные отношения между предметами и явлениями окружающей действительности

   Теория поэтапного формирования умственных действий

   (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, А.Н. Леонтьев). Представители данной концепции, анализируя деятельность человека, предлагают переход из материального плана в словесный, а затем в действие в уме. Согласно концепции П.Я. Гальперина, переход от действия к мысли проходит несколько этапов, причем на каждом из них отрабатываются определенные показатели, подготавливающие переход на следующий этап. П.Я. Гальперин считал, что свернутость процессов мышления подготовляется предшествующими этапами усвоения: составлением предварительного представления о задании, усвоением действия с предметами, освоением действий в плане слышимой речи, перенесением действия в умственный план.

   Теория развивающего обучения (И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). 

   Взаимосвязь обучения и развития человека была и остается одной из центральных проблем образования.

   Развивающее обучение К.Д. Ушинский рассматривал как сложный психологический процесс, состоящий из нескольких этапов: осознания, закрепления, запоминания и практического применения заученного. Он видел в развивающем обучении не просто процесс приобретения знаний и развития мышления, а важнейшее средство воспитания, формирования нравственных качеств личности в целом.

   Основные модели образования.

   Традиционная модель образования, или поддерживающая модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры (репродукция культуры прошлого). Представители данной модели образования — Ж. Капель, Л. Кро, Ж. Мажо, Д. Равич, Ч. Финни и др. Модель предполагает многообразие технологий природопользования, идеалы, системы ценностей, социально одобряемые стереотипы и императивы поведения.

   Целью функционирования традиционной системы образования является формирование базовых знаний, умений и навыков (в рамках сложившейся культурно-образовательной традиции), позволяющих индивиду перейти к самостоятельному усвоению иных знаний, умений и ценностей.

   Рационалистическая модель образовани я (Б. Блум, Р. Ганье, Б. Скиннер) предусматривает такую его организацию, которая обеспечивает приспособление человека к существующему обществу. Школа — «образовательный конвейер». Для этого производится трансляция специально отобранных культурных ценностей. Идеал деятельности учителя и ученика — точная репродукция, выполнение алгоритма.

   Творческий характер обучения и учения не обсуждается, его просто нет. У воспитанников (учащихся) вырабатывается адаптивный «поведенческий репертуар», разработанный априори и необходимый для адекватного жизнеустройства в соответствии с социальными нормами, требованиями и ожиданиями общества.

   Феноменологическая модель образования (Р. Берне, К. Роджерс) предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, учет их интересов и потребностей. Содержание образования должно соответствовать генотипу человека. Обязательным является создание условий для самопознания (ситуации выбора) и поддержки уникального развития каждого участника педагогического процесса.

   Неинституциональная модель образования (Л. Бернард, П. Гудман, Ж. Гудлэд, И.

Иллич, Ф. Клейн, Дж. Холт) означает организацию образования вне социальных институтов (школ, вузов): с помощью «открытых школ», дистантного обучения и проч. Такие образовательные учреждения могут иметь различные цели и содержание образования, средства и способы его получения, формы организации, субъекты и объекты

образовательного процесса, образовательную среду и результаты образования.           Результаты образования выражаются в уровне образованности человека, которая включает в себя не только сумму определенных знаний и освоенных технологий, но и приобретенные коммуникативные навыки, которые называются воспитанностью.
   Содержание образования. Документы, регламентирующие содержание

образования.

   Содержание образования (обучения, учебного процесса) — конкретный ответ на вопрос чему учить подрастающие поколения. Под содержанием понимается четкая система знаний, умений, навыков, отобранных для изучения в определенном типе учебного

заведения. Эта система содержит знания об окружающем мире, современном производстве, культуре и искусстве; обобщенные интеллектуальные и практические умения приобретения знаний и способов их использования; навыки познавательной деятельности, творческого решения теоретических и практических проблем, овладение которыми обеспечивает определенный уровень интеллектуального, социального и духовного развития учащихся.

   Категория содержания образования отображает социальный опыт, в котором выделяются известные людям знания о природе, человеке, обществе; приобретенные знания о человеческих умениях выполнения известных способов деятельности; опыт решения новых проблем, которые возникают перед обществом; опыт общественных и межличностных отношений; опыт познания мира и человека в нем; оценочные суждения о жизни, природе, окружающем мире и т. д.

   Требования к содержанию образования лаконично определены в государственных

Нормативных документах.

   Так, в текст действующей Конституции РФ внесено положение о том, что государство устанавливает федеральные государственные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43).

   В статье 7 Закона «Об образовании» указано, что Российская Федерация устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов.

   Кроме того, в Законе РФ «Об образовании» (ст. 14) отмечается, что «…содержание

образования должно обеспечивать:

   – адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры;

   – формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;

   – интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

   – формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

   – воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества»

   Стандарт образования  – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. Образовательные стандарты определяют:

   – обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

   – максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

   – требования к уровню подготовленности выпускников.

   Учебные планы. В практике общего среднего образования используется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный (рабочий) план школы.

   Образовательная (учебная) программа – нормативный документ, раскрывающий содержание учебного предмета, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.

   Образовательные (учебные) программы бывают:

   – типовыми

   – рабочими

   – авторскими

   – индивидуальными

   Учебники и учебные пособия. Конкретизация содержания образовательных программ находит отражение в учебниках и учебных пособиях различных типов (хрестоматиях, задачниках, практикумах, дидактических пособиях, книгах для внеклассного чтения, картах, учебных видеофильмах и т. п.).

   Методы, приемы и средства обучения.

   Методы обучения — это способы совместной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на достижение ими образовательных целей.

   Методы обучения отражают во взаимосвязи способы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельности учащихся по достижению целей обучения.

   Прием обучения — составная часть или отдельная сторона метода обучения, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод».

   Средства обучения – это источник получения новых знаний, формирования умений и навыков. К ним относятся наглядные пособия, научная и художественная литература, кинематограф, ТСО, аудио и видеоаппаратура, компьютерные классы, реальные объекты, производство и т.п.

   Основные функции средств обучения – и нформационная, дидактическая и контрольная.

   Условно все дидактические средства можно разделить на простые и сложные по нарастанию возможности заменять действия педагога и автоматизировать действия ученика.

   Простые средства: а) учебники, хрестоматии, раздаточные материалы; б) визуальные средства – картины, карты, модели, реальные объекты и пр.

   Сложные средства: а) механические визуальные приборы – эпидиаскоп, микроскоп,

кодоскоп и пр.; б) аудиальные средства – магнитофон, радио, проигрыватель; в) аудиовизуальные – ТВ, видео, кинофильм; г) автоматизирующие процесс обучения – лингафонные кабинеты, компьютеры, телекоммуникационные сети.

   Классификация методов обучения по дидактической цели (Данилов М. А., Есипов Б. П.).

   - методы приобретения новых знаний;

   - методы формирования умений и навыков;

   - методы применения знаний;

   - методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков.

   Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (Лернер И. Я., Скаткин М. Н.).

   По этой классификации методы обучения подразделяются в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся при усвоении изучаемого материала.      Характер познавательной деятельности — это уровень мыслительной активности учащихся.

   Выделяют следующие методы:

   - объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные);

   - репродуктивные;

   - проблемного изложения;

   - частично-поисковые (эвристические);

   - исследовательские.

   Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения (Бабанский Ю. К.).

   Согласно этой классификации методы обучения делятся на три группы:

   1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

   2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

   3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной

деятельности.



Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.