Подводный склад стройматериалов — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Подводный склад стройматериалов

2022-08-21 40
Подводный склад стройматериалов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Богаты кальцием и ракушечные пески, которые встречаются на побережьях некоторых морей и океанов. Они образуются в результате постепенного разрушения раковин. Местами толщина слоя таких песков достигает четырех метров.

Они успешно применяются на цементных заводах для производства портландцемента. Хотя в них содержится не более 80 процентов карбоната кальция, их используют и для получения извести.

Ни в одной стране не строят так быстро, как у нас. Согласно решениям XXIV съезда партии в текущей пятилетке должно быть построено 575 миллионов квадратных метров жилой площади.

Горы песка и гравия нужны для изготовления бетона и бетонной арматуры, для приготовления растворов с известью и цементом, применяемых при кладке стен каменных зданий. Немало песка и гравия уходит при строительстве железнодорожных насыпей, прокладке шоссейных дорог. Нужен песок в производстве кирпича и керамики.

Примерно десять процентов всего добываемого песка расходуется на изготовление стекла.

Уже сейчас во многих прибрежных районах добывают большое количество песка и гравия со дна океана или пляжевых побережий.

Значительное расширение строительства в Приморье и других районах Дальнего Востока требует все большего количества этих материалов. Поэтому Тихоокеанская морская экспедиция будет проводить в ближайшие годы широкий поиск песчано‑гравийных отложений в шельфах Дальневосточных морей.

Широкое применение в строительной промышленности находят себе кремнистые илы. Одни состоят из раковин и скелетов мельчайших морских. существ – радиолярий, другие – из панцирей низших водорослей – диатомовых.

Радиоляриевые илы занимают большие пространства в Тихом океане, главным образом вдоль параллели в десять градусов к северу и к югу от нее.

Содержание кремнеземов в них редко превышает шестьдесят процентов. Чаще всего они красно‑бурого цвета. Окраска обусловлена значительной примесью окислов железа.

В северной части Тихого океана и в южных окраинах Индийского и Атлантического океанов свыше тридцати миллионов квадратных километров покрыты залежами диатомовых илов. Больше всего этих осадков на дне Тихого океана. Чаще всего они белого или кремового цвета. По последним подсчетам общее количество их в Мировом океане свыше десяти триллионов тонн. Содержание кремнеземов в них почти в полтора раза выше, чем в радиоляриевых илах – около 90 процентов.

В составе этих илов мы находим разные формы кремнезема: кварц и другие природные соединения кремния. Не меньшее распространение находит в осадках аморфный кремнезем, Долгое время не было правильных представлений о происхождении кремниевых пород и осадков на дне морей и океанов. Одни ученые считали, что в воде образуются особые сгустки, которые превращаются затем в кремнистые конкреции, осаждающиеся на дне, другие полагали, что кремнезем привносится реками в океан с суши, третьи приписывали морскому кремнезему вулканическое происхождение. Лишь за последние годы на основе работ советских исследователей, которые детально изучили состав и распределение кремнезема в осадках Дальневосточных морей (Беринговом, Охотском, Японском), а также в северо‑западной, северо‑восточной и северной частях Тихого океана; было убедительно доказано, что весь кремнезем образовался за счет живых существ, преимущественно диатомитовых водорослей, морских губок и т. п.

В наследство от древних морей остались останки диатомитовых водорослей и на суше – во Франции, в Алжире, в Чехословакии, в США, Австралии – известные под названием инфузорной земли, кизельгура или трепела.

Кремниевые илы, кроме строительной промышленности, где они применяются для изготовления особых сортов кирпича, служат пористыми наполнителями бетонов, используются и в других отраслях народного хозяйства – как минеральные наполнители, поглотители, фильтры, абразивы.

Только США ежегодно потребляют около 0,5 миллиона трепела. Подсчеты показывают, что добыча кремнистых илов обходится в три раза дешевле, чем трепела. Нет сомнений в том, что со временем во многих странах кремнистые илы вытеснят инфузорную землю.

Глина с давних пор и поныне служит главным сырьем для производства кирпича и керамики. Образуется она в природе при выветривании изверженных горных пород, то есть при их разрушении под действием воды и воздуха. Попадая в воду, глинистые частицы долгое время могут оставаться во взвешенном состоянии. Реки несут эту взвесь в океан, где она постепенно осаждается на дне, смешиваясь с частицами железа, обломками раковин и разных горных пород. Железо придает глине красную окраску, марганец – темно‑бурый оттенок. Так как чаще всего в примеси бывает железо, то морские глины называют красными. Больше всего красных глин в северной части и южных областях центральной зоны Тихого океана, где они покрывают почти половину площади дна – около семидесяти миллионов квадратных километров. В Атлантическом и Индийском океанах они занимают свыше ста миллионов квадратных километров – примерно четверть площади дна. Общее их количество в Мировом океане составляет десять тысяч триллионов тонн. Поистине астрономическая цифра.

В красных глинах содержится примесь меди, никеля, кобальта, марганца. Обнаружены в их составе свинец, цирконий, редкоземельные элементы.

Поэтому в недалеком будущем начнется добыча красных глин для производства строительных материалов с одновременным извлечением из них металлов.

Перспективным может стать со временем и получение из них алюминия, ведь в среднем в красных глинах содержится около пятнадцати процентов окиси алюминия, а имеются и такие залежи, в которых концентрация ее превышает 25 процентов. Таким образом, морские глины по содержанию алюминия близки к глинам, которыми пользуются на суше алюминиевые заводы.

Разработка красных глин на дне моря обойдется гораздо дешевле добычи глин из земных недр, особенно если извлечь из нее все металлы.

Обширны и склады строительных материалов в Нептуновом царстве, богат и их ассортимент. Недалек тот день, когда они широко откроют свои ворота и станут снабжать нас скрытыми в них богатствами.

 

Помощники урожая

 

В каждом колосе пшеницы, в каждой картофелине, в каждом куске сахара и даже в чаинках чая присутствуют миллиарды атомов фосфора.

По подсчетам академика А. Е. Ферсмана с куском хлеба весом сто граммов мы съедаем столько атомов фосфора, что если их вытянуть в цепочку, то ею можно было бы двести пятьдесят раз опоясать земной шар.

В различных почвах содержится неодинаковое количество фосфора, однако оно не превышает четверти процента.

К тому же фосфор в почве находится по большей части в таких солях, которые плохо усваиваются растениями.

Между тем без фосфорных солей не может расти ни одно растение.

Мировая добыча фосфатов, используемых в сельском хозяйстве (без СССР), превышает 60 миллионов тонн в год. В нашей стране к концу текущей пятилетки их добыча достигнет 25 миллионов тонн. Многие зарубежные страны из‑за недостатка фосфорных руд у себя вынуждены покупать их за границей.

Обычно серые, необогащенные фосфориты содержат от 10 до 35 процентов пятиокиси фосфора.

Морские же фосфориты, которые встречаются на дне в мелководных районах Тихого океана, близ берегов Японии, вдоль восточного побережья США, содержат 20–30 процентов фосфорного ангидрида. При обогащении оно может быть соответственно увеличено. Американцы уже начали добывать фосфориты со дна океана в Калифорнии. Добыча морских фосфоритов может стать очень выгодной, особенно для тех стран, у которых нет природных фосфатов.

Запасы морских фосфоритов оцениваются в 300 миллиардов тонн, даже если только 10 процентов этих запасов будут извлекать со дна океана, то и тогда их хватит более чем на 1000 лет.

Откуда же на дне морей и океанов взялись фосфаты? Найденные впервые на дне океана экспедицией на «Челленджере» еще в прошлом веке конкреции фосфоритов имеют самую различную форму: одни плоские пластинки, другие – бруски с неправильными очертаниями. Иногда они однородны, сложены плотным фосфатным минералом, без каких‑либо примесей или посторонних включений. Однако чаще всего встречаются слоистые фосфоритные конкреции, толщина слоев которых весьма различна – от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. Неодинаковы и размеры конкреций. Средний диаметр не превышает пяти сантиметров, иногда попадаются и очень крупные конкреции размером в несколько десятков сантиметров и весом в 60–70 кг.

Во время 48 рейса «Витязя» в 1970 году с подводных вершин и склонов вулканических гор – Милуоки и на ряде гор к западу от центрального массива и к западу от срединно‑тихоокеанских гор в цепи подводного массива Маркус – Уэйк были подняты крупные фосфоритные глыбы и валуны, покрытые корками гидроокиси железа и марганца.

Местами конкреции залегают на глубине 60–80 метров, местами же на глубинах в 200–300 метров. Витязянами в 43 рейсе были обнаружены в Тихом океане конкреции на глубинах в 3000–4500 метров в северной половине Тихого океана, на многих подводных возвышенностях.

В некоторых участках морского дна конкреции покрывают до 80 процентов его площади. Нередко концентрации фосфоритов достигают десятков тысяч тонн на 1 квадратный километр дна шельфа. Такие крупные залежи фосфоритных конкреций обнаружены в мелководных зонах Пиринеев, Гвинейского залива, на юге Африки, на побережье острова Мадагаскар, на атлантическом и тихоокеанском побережье Южной Америки.

До сих пор среди ученых нет единого мнения относительно их происхождения – одни полагают, что конреции формируются главным образом там, где сталкиваются холодные и теплые течения. В таких районах шельфа происходит быстрое изменение температуры, такой резкий скачок нередко вызывает гибель многих глубоководных обитателей океана. Смерть больших масс организмов приводит к накоплению на Дне значительного слоя разложившихся фосфатов. Такая же картина наблюдается в районах, где происходит смешение вод различных соленостей, например близ устьев крупных рек, впадающих в море или океан, на стыке полярных и экваториальных течений.

Другие ученые считают, что фосфаты на дне океана образуются за счет действия вулканических газов, вызывающих осаждение фосфатов, растворенных в морской воде.

В 50‑х годах советские ученые (А. И. Смирнов и А. В. Казаков) сделали важное открытие, которое позволяет по‑иному объяснить образование конкреций. Оказывается, растворимость фосфатов в морской воде в значительной мере зависит от содержания в ней углекислоты. Когда на поверхности океана восходящими течениями выносится глубинный слой воды, насыщенный фосфором, то вследствие изменения давления углекислоты фосфаты выпадают в осадок. Важное место в разработке и добыче кладов океана занимает теперь нефть.

 

Кладовая энергетиков

 

В лучах яркого южного солнца искрятся зеленоватые волны. Кругом широко расстилается безбрежная морская гладь. Теплоход неожиданно делает крен вправо, слева видны черные скалы, лоснящиеся, как спины неведомых морских чудовищ. В старину сюда редко отваживались заходить даже самые смелые рыбаки. Говорят, что по ночам скалы светились нежным голубоватым сиянием (это горел газ). Это еще больше отпугивало суеверных людей, принимавших странное свечение «за бесовское наваждение». В старых морских лоциях этот опасный Для судоходства район Каспия (30 км от Баку) был известен под названием «Черные нефтяные камни». Именно здесь из недр седого Каспия были добыты первые тонны «черного золота».

Добыча морской нефти со дна Каспийского моря составляет более одной трети всей ее добычи на Апшеронском полуострове. Но это не предел. Почти каждый год в водах южной части Каспийского моря, близ берегов Азербайджана и Туркменистана открываются все новые и новые месторождения «черного золота». Специалисты считают, что запасы нефти в море значительно превышают количество нефти, спрятанной в подземных кладовых этих республик.

В последние годы геологами доказано наличие нефти в разных районах Азовского, Аральского, Баренцева, Охотского и Черного морей. Совсем недавно советские ученые Д. А. Тунголесов и Ю. Я. Кузнецов выдвинули предположение о наличии нефти в Балтийском море и наметили несколько наиболее перспективных участков у берегов северной Прибалтики.

Особого внимания заслуживает разведочное бурение на нефть в прибрежных районах полуострова. Камчатка, в Татарском проливе и на северо‑восточном Сахалине. Уже в 1968 году были начаты работы по добыче морской нефти на Сахалине. По прогнозам геологов под дном Охотского моря в этом районе должны быть мощные нефтяные пласты.

Много нефти добывается из‑под морского дна и за рубежом. Если еще 10 лет назад поисками морской нефти занимались в 10 странах, то теперь уже в 52 странах. По подсчетам ученых запасы нефти в неглубоких частях Мирового океана составляют 135 миллиардов тонн (в земных недрах – около 300 миллиардов).

Огромны запасы нефти в Мексиканском и Персидском заливах, в Венесуэле – в лагуне Маракаибо, на Аляске – в заливе Кука. По подсчетам советского геолога М. Калинко в Иране можно добыть морской нефти свыше восьми миллиардов тонн. Нефть, которую можно добыть в заливе Кука, составляет три четверти всей нефти, добываемой на Аляске.

Большие месторождения нефти скрыты в глубинах Тихого океана, вблизи Новой Зеландии и берегов Калифорнии. Совсем недавно обнаружены крупные запасы нефти в Японском и Южно‑Китайском морях. Есть основания полагать, что в морях, омывающих шестой континент – Антарктиду – также есть немало нефти. По подсчетам М. Калинко общая площадь водных пространств, где можно найти нефть – 40 миллионов квадратных километров (нефтеносная площадь суши – 30 миллионов квадратных километров), а общие запасы нефти во всех морях и океанах– 1400 миллиардов тонн.

До сих пор нефть добывали в море с глубин не свыше 60 метров, лишь одиночные скважины были кое‑как пробурены на 200 метров. Сконструированный советскими изобретателями несколько лет назад турбобур позволяет добывать нефть с глубин в 700–800 метров. А совсем недавно появились плавучие буровые установки, позволяющие бурить скважины на нефть на глубину до 6000 метров. Это даст возможность еще больше увеличить добычу подводной нефти.

Богаты недра морей и «голубым топливом» – горючим газом. Месторождения газа в море, как и на суше, почти всегда сопутствуют нефтяным залежам. У нас особенно перспективны месторождения «морского» газа в южной части Азовского моря и под дном Охотского моря неподалеку от Сахалина. В Европе более десятка крупных месторождений газа обнаружено в Северном море. Построены уже подводные газопроводы.

Сейчас подводный газ добывают более чем в 20 странах.

Морское дно – поставщик и таких ценных ископаемых, как сланец и каменный уголь. В Англии каменный уголь добывают на 88 подводных шахтах, в Японии – на 26. Со дна моря достают каменный уголь у Шпицбергена, у берегов Чили, в Австралии в районе Сиднея.

Океаны и моря содержат и атомное горючее – тяжелую воду (на 6000 частей – 1 часть). 1 кг тяжелой воды дает столько же энергии, сколько 400 тонн каменного угля или 200 граммов чистого урана. Если один грамм тяжелого водорода, образующего тяжелую воду, превратить в ядра гелия (со временем так и будут делать), то можно получить энергии в 10 миллионов раз больше, чем при сгорании исходного элемента.

Запасы тяжелой воды в мировом океане достигают огромной цифры – 274 миллиардов тонн, что эквивалентно 1,096 000 000 000 000 000 тонн каменного угля. Недавно французские ученые выдвинули гипотезу, что на больших глубинах в земной коре содержатся громадные количества тяжелой воды. Для проверки своего предположения французы пробурили глубокую скважину в морском дне.

Неисчислимы сокровища Нептунова царства, но используются они еще мало, однако с каждым годом расширяются исследования дна океана. Морские геологи все глубже проникают в подводное царство, все больше пробуривают разведочных скважин. Теперь они уже располагают различными типами глубоководных аппаратов – батискафов, батисфер, которые помогают лучше изучить морское дно.

Но недалек тот день, когда человек, пользуясь всеми новейшими достижениями современной техники, поставит себе на службу все клады Нептунова царства.

 

Анатолий Гундобин

Корабли‑музеи

 

Корабли, как и люди, имеют свои судьбы. Они рождаются, живут и умирают. Иногда их жизнь коротка и безвестна, а иногда полна героизма и связана с большими историческими событиями. Всему миру известен легендарный крейсер «Аврора», возвестивший в 1917 году о начале эры социалистической революции. Также всемирно известно научно‑исследовательское судно «Фрам», на котором великий норвежский ученый Ф. Нансен, большой и верный друг Советской России, совершил беспримерный научный подвиг– трехлетний дрейф в 1893–1896 годах в Ледовитом океане в надежде достигнуть Северный полюс.

В Советском Союзе «Аврора», а на Кубе «Гранма» стали национальными реликвиями, памятниками больших исторических революционных событий. Эти страны не только увековечили имена кораблей, но и сохранили их для потомков, сделали их кораблями памятниками, кораблями‑музеями.

Не только Советский Союз и Куба, но и многие другие страны, например Англия, Франция, Испания, АРЕ, Польша, США, Болгария, Швеция и Япония, также сохранили и увековечили для потомков ряд своих кораблей и судов, сделав их кораблями‑памятниками и кораблями‑музеями.

В настоящее время в мире существует несколько десятков знаменитых кораблей и судов, которые заботливо сохраняются как память о былой славе.

Вот о некоторых таких исторических отечественных и иностранных кораблях и судах, немых свидетелях великих событий прошлого, рассказывается в настоящем очерке.

 

Дедушка русского флота

 

 

В период царствования Петра Первого Россия стала интенсивно строить военный флот. Петр Первый понимал, что для России необходим большой и сильный морской флот. Благодаря созданию такого флота Россия вновь вышла к Балтийскому и Черному морям, ей удалось «В Европу прорубить окно».

20 октября 1696 года Боярской Думой были приняты «Статьи удобные, которые принадлежат к взятой крепости или фортеции от турок Азова». Под этим скромным названием записано и постановление, имеющее большое историческое значение: «Морским судам быть»… Это принятое Боярской Думой предложение Петра Первого и сделало дату 20 октября 1696 года днем рождения русского регулярного военно‑морского флота, который покрыл себя неувядаемой славой с первых же лет своего существования.

В Центральном военно‑морском музее в Ленинграде около скульптуры создателя регулярного русского военно‑морского флота Петра Первого расположен ботик Петра Первого, на котором он шестнадцатилетним юношей учился ходить под парусами на реке Яузе под Москвой. А после победы над шведами в Северной войне в битве при Гангуте он на этом ботике торжественно принимал парад в честь славной победы. Этот петровский ботик вошел в историю под названием «Дедушка русского флота» и бережно хранится уже около трехсот лет как национальная реликвия России.

 

Подводная лодка Джевецного

 

 

В Центральном военно‑морском музее в Ленинграде хранится как музейный экспонат, одна из подводных лодок замечательного русского изобретателя Степана Карловича Джевецкого. Благодаря его работам идея о подводном плавании превратилась в практическую реальность.

С. К. Джевецкий начал заниматься проектированием и созданием подводных лодок в середине 70‑х годов прошлого века. Он сразу придал им значение военного корабля. Джевецкий первый применил на подводной лодке перископ и электромотор в качестве судового двигателя.

Совместно с выдающимся русским кораблестроителем А. Н. Крыловым, Джевецкий предложил проект непотопляемой подводной лодки водоизмещением 120–150 тонн. На этой лодке осуществлена идея раздельного двигателя – для надводного хода предусматривалась паровая машина с паровым котлом на нефтяном отоплении, а для подводного хода предусматривался гребной электродвигатель, работающий от аккумуляторов.

Выдающийся конструктор подводных лодок С. К. Джевецкий очень многое сделал для развития подводного плавания. Многие его предложения, идеи и конструкции в этой области не потеряли актуальности до настоящего времени и воплощены в современных подводных лодках.

В память об изобретателе С. К. Джевецком, в память о главенствующей роли России в освоении подводного плавания и поставлена на пьедестал вечности и славы одна из подводных лодок Джевецкого, блоки, украшения с кораблей.

 

Пароход «Святитель Николай»

 

 

Речной двухтрубный товаро‑пассажирский колесный железный пароход «Святитель Николай» был построен в Красноярске в 1887 году. Мощность двух паровых машин составляла 140 л. е., а скорость – около 10 км в час. Пароход был зарегистрирован в «Списке речных пароходов бассейна реки Енисей Среднесибирской компании» в г. Красноярске. Больше 80 лет во славу Родины бессменно трудится пароход, бороздя воды могучего Енисея и его притоков. За эти годы пароход несколько раз переоборудовался и менял название на «Николай», «Красноармеец», «Фридрих Энгельс», № 138.

30 апреля 1897 года товаро‑пассажирский пароход «Св. Николай» отправился в рейс вверх по Енисею до Минусинска, открыв очередную навигацию. На его борту находились Владимир Ильич Ленин, Глеб Максимилианович Кржижановский и Василий Васильевич Старков, сосланные в Сибирь по делу Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Шесть дней продолжалось их плавание вверх по Енисею к месту ссылки в село Шушенское.

С тех пор минуло много десятилетий. В России свершились три революции, которые смели царизм и капитализм. Образовалось государство нового типа, государство рабочего класса и трудового крестьянства, о чем мечтали и за что боролись В. И, Ленин и его товарищи по ссылке. За годы Советской власти неузнаваемо изменилась Сибирь.

Совет Министров РСФСР в 1968 году принял решение восстановить пароход как исторический памятник‑реликвию таким, каким он был свыше 70 лет тому назад, когда на нем находился В.И. Ленин.

Задача восстановления парохода оказалась нелегкой, так как его чертежей не сохранилось. И тем не менее в результате упорного кропотливого труда красноярским речникам удалось с честью выполнить эту задачу.

А в 1970 году в день рождения В. И. Ленина товаро‑пассажирский пароход «Святитель Николай» был установлен на вечную стоянку у бывшей пристани Скит, а ныне города Дивногорска, – места высадки В. И. Ленина и его товарищей на пути в ссылку в село Шушенское. Пароход превращен в музей революции, музей В. и. Ленина.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.