Проблемы и перспективы совершенствования механизма организации управленческого контроля в таможенных органах — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Проблемы и перспективы совершенствования механизма организации управленческого контроля в таможенных органах

2021-10-05 32
Проблемы и перспективы совершенствования механизма организации управленческого контроля в таможенных органах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основными проблемы, которые препятствуют проведению эффективного таможенного контроля в РФ являются:

- недостаточное участие руководства таможни в системе в построении системы контроля и ее эксплуатации;

- системные проблемы в работе управления;

- недостаточное понимание сотрудниками и руководством концепции контроля;

- недостаточное количество обученных и опытных кадров для контроля;

- уклон в сторону оперативного контроля, преобладание учетно-аналитического акцента над активной «обратной связью».

- сложность прохождения таможенных процедур и таможенных формальностей, что вызвано большим количеством документов, которые необходимо подать в таможенные органы для таможенного оформления.

- несовершенство таможенного законодательства является основной причиной возникновения противоречий при осуществлении таможенного контроля и таможенных формальностей.

- неурегулированность вопросов в таможенном законодательстве дает возможность субъектам внешнеэкономической деятельности уклониться от уплаты некоторых таможенных платежей, что и приводит к уменьшению поступлений в бюджет и развития теневого сектора экономики РФ.

Важной задачей таможенных органов в совершенствовании таможенного контроля является его упрощение, что предусматривает осуществление таможенного оформления для законопослушных субъектов внешнеэкономической деятельности и в то же время установление барьеров для предотвращения таможенного мошенничества и коррупции.

С этой целью необходимо:

- улучшить работу автоматизированной системы управления рисками, которые обеспечивают соответствующую дифференциацию форм таможенного контроля в зависимости от наличия и степени рисков;

- пересмотреть систему санкций за нарушение таможенных правил, что позволит установить соответствующий уровень ответственности как для таможенника, так и для декларанта;

- ввести сквозной контроль за импортными товарами, что даст контролирующим органам инструменты для противодействия махинациям с незаконно ввезенными товарами.

В то же время, такая система контроля не должна быть чрезмерно обременительной для бизнеса;-создании и внедрении интегрированной электронной системы отслеживания движения товаров по всей цепи поставки в разных странах, непрерывного и таможенного аудиторского контроля в РФ от границы до конечного покупателя на основе унифицированного товароведческого описания товаров как для внешнеэкономических операций, так и для внутригосударственного использования, ввода его в бухгалтерский и налоговый учет, который будет осуществляться в электронном виде.

На сегодня в ФТС РФ до сих пор отсутствует эффективный механизм контроля оборота ряда подакцизных товаров, что обеспечивает оперативное получение ФТС РФ актуальной и достоверной информации о каждом этапе перемещения подакцизных товаров, маркированных марками акцизного налога.

Действующее в России маркировки подакцизной продукции бумажными марками не является достаточно эффективным средством защиты (современный уровень развития полиграфического оборудования позволяет воспроизводить подделки акцизных марок высокого качества, которые невозможно отличить от оригинала без проведения экспертиз, что затрудняет контроль за оборотом подакцизных товаров).

Внедрение автоматизированной системы контроля за оборотом алкогольных напитков и табачных изделий «Электронная акцизная марка» призвано обеспечить комплексный контрольно-предупредительный мониторинг в сфере оборота подакцизных товаров, который охватит каждый этап их перемещения от производителя или импортера до конечного потребителя.

Электронная акцизная марка также будет способствовать оперативному выявлению и предотвращению фактов незаконного вывоза подакцизных товаров в страны ЕС.

Необходимо отметить, что государства — член ЕС применяют автоматизированную систему контроля за оборотом подакцизных товаров с 2004 г. Автоматизированная система предусматривает нанесение на бумажную марку специального графического кода.

Это позволит с помощью специального устройства или смартфона со специализированным программным обеспечением оперативно выявлять контрафактную продукцию, которая маркирована с нарушением законодательных требований. 

Концепции, внедрение автоматизированной системы «Электронная акцизная марка» ФТС РФ на постоянной основе предусмотрено до конца 2020 года.

Внедрение электронной акцизной марки даст возможность фискальным органам оперативно получать актуальную и достоверную информацию о каждом этапе перемещения подакцизных товаров, что обеспечит: усиление на государственном уровне контроля за оборотом подакцизных товаров; уменьшение уровня коррупционных деяний в результате минимизации влияния человеческого фактора на администрирование акцизного налога; увеличение доходов бюджета от уплаты акцизного налога путем исключения возможности реализации подакцизных товаров без его уплаты; детенизации рынка подакцизных товаров; действенный механизм борьбы с фальсифицированными или контрабандными подакцизными товарами; повышение эффективности предупреждения, выявления и раскрытия преступлений в сфере оборота подакцизных товаров; создание на территории РФ единого информационного пространства и формирование уникальной электронной базы данных оборота маркированных подакцизных товаров от производства/импорта до реализации маркированных подакцизных товаров через точку розничной продажи конечному потребителю для проверки каждой единицы подакцизного товара; улучшение координации и взаимодействия работы государственных и общественных организаций по контролю за оборотом маркированных подакцизных товаров на основе обмена информацией; упрощение документооборота в сфере оборота подакцизных товаров.

Контроль правильности определения таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными органами путем проверки ее величины заявленной декларантом. При этом, правильность декларирования таможенной стоимости товара может быть проверена как непосредственно при таможенном оформлении, так и после его окончания, путем осуществления пост-таможенного аудита.

В настоящее время, с целью повышения эффективности механизма контроля таможенной стоимости, перед таможенными органами стоит задача максимально полное формирование системы рисков, существующих в механизме определения таможенной стоимости. Это способствует максимально полному выявлению угроз, влияющих на занижение таможенной стоимости как базы налогообложения.

При этом автоматизация обработки процессов анализа рисков в части формирования таможенной стоимости позволяет значительно минимизировать уровень субъективной составляющей процесса ее контроля и сократить время на выполнение всех операций. Но, следует отметить, что одной из прогрессивных форм является именно пост-таможенный аудит, который предполагает проверку уже осуществленных субъектами внешнеэкономической деятельности операций путем определения их законности, экономической целесообразности и полноты выполнения всех обязательств по результатам таких операций.

Однако эффективная система таможенного контроля определения таможенной стоимости должна предусматривать применение к определенной категории субъектов внешнеэкономической деятельности упрощенных процедур во время таможенного оформления и дальнейший контроль и подтверждение заявленной таможенной стоимости не этапе проведения пост-таможенного контроля таких субъектов хозяйствования.

Но ключевым вопросом при этом является установление четких критериев определения перечня субъектов внешнеэкономической деятельности, к операциям которых могут быть применены упрощенные процедуры таможенного контроля.

Большая рискованность внешнеторговых операций, особенно касается определения базы налогообложения, указывает на необходимость сосредоточения особого внимания на неукоснительном развития контроля таможенной стоимости после таможенного оформления, путем развития, в частности, системы пост-таможенного аудита. Учитывая интеграционные процессы и тенденции развития внешнеторговой политики РФ, дальнейшее развитие и совершенствование научно-методологического подхода к осуществлению контроля за правильностью определения таможенной стоимости, как инструмента регулирования международной торговли, будет способствовать построению адекватного механизма противодействия внешним угрозам.

Основными задачами таможенного контроля таможни ФТС РФ можно определить следующие:

– автоматизация деятельности таможенных органов (формирование унифицированных технологий взаимодействия таможенных органов и финансовых организаций);

– мониторинг, логистика, Регулирование ВЭД;

– таможенное администрирование – подготовка, принятие и контроль управленческих решений.

То есть, таможенный контроля представляет собой комплексную систему управления финансовыми потоками на основе взаимодействия стратегического планирования и учета для прогрессивного формирования и надлежащего уровня принятия управленческих решений в сфере таможенного регулирования.

Задачи совершенствования процедур таможенного контроля, с одной стороны, и необходимость создания благоприятных условий для наращивания товарооборота участниками внешнеэкономической деятельности, с другой, нашло реализацию в создании и функционировании в нашей стране грузовых таможенных комплексов, автопортов, автотерминалов. Одним из приоритетных направлений совершенствования процедур таможенного контроля является полномасштабное внедрение электронного декларирования.

За этих условие декларанту или брокеру нет нужды лично приносить в таможню необходимые для таможенного оформления документы.

Еще одним путем совершенствования процедур таможенного контроля является упрощение процедур, необходимых для таможенного оформления. Сокращение перечня документов, необходимых для таможенного контроля. В современных условиях совершенствования таможенного законодательства, широкого значение приобретает исследование посттаможенного контроля.

Основной целью внедрения таможенного постаудита в контрольно-проверочной работе таможенных органов является: формирование прозрачной таможенной системы, которая была бы адекватной современным тенденциям мировой торговли, соответствовала бы нормам, принятым в развитых странах, и должным образом осуществляла защиту законных экономических прав субъектов внешнеэкономической деятельности и государства.

Таким образом, ФТС РФ осуществляются определенные меры по приближению отечественного законодательства к международным стандартам. Одним из последних шагом совершенствования таможенного законодательства в РФ стало принятие новой редакции ФТС РФ, согласно которого, весомым средством к упрощению взаимоотношений между субъектами ВЭД и таможенными органами РФ является приведенный конкретный список документов и сведений, необходимых к представлению для осуществления таможенного контроля.

 


Заключение

 

В заключение необходимо подчеркнуть, что совершенствование функций в управлении таможенными органами, управление представляет собой органическую и значительную часть всей проблемы повышения эффективности системы управления таможенной деятельностью. Все функции управления следует изучать, совершенствовать и применять в диалектическом единстве.

Главной целью управления в системе таможенных органов является обеспечение государственного регулирования внешнеторговой деятельности, путем реализации возложенных на таможенные органы функций с использованием соответствующих методов и принципов управления.

Система таможенного обслуживания достигает высокой эффективности только при установлении партнерских взаимоотношений таможенных служб и бизнеса, в связи с чем доминантой в стратегии преобразования таможенной системы выступает трактовка таможенной службы, как сервисной сферы, регулируемой и контролируемой государством, от эффективности функционирования которой зависят условия и возможности ускоренного развития всей внешней торговли страны.

С целью совершенствования управления в таможенных органах на основе контроля должны быть реализованы принципы системного анализа, менеджмента качества, программно-целевого управления, разработана новая система управления рисками, имплементированы новые положения таможенного кодекса ЕС в законодательство РФ, установлены обязательства областных таможен ФТС письменно информировать об установленных расхождениях, выявленных при таможенном досмотре товаров в обязательном порядке с целью обеспечения уплаты таможенных платежей в полном объеме.

Перед службой контроля стоит задача обеспечения оперативного сбора и анализа информации в целях управления. Руководители каждого уровня должны получить информацию, чтобы в случае наметившихся отклонений успеть принять соответствующие меры и скорректировать положение.

Учитывая это, основными направлениями реализации системы управления рисками является усиление экспертной и аналитической работы по выявлению рисков, а также разработка методик выявления рисков. Не менее важным в совершенствовании таможенного контроля является внедрение информационных технологий.

Система электронного декларирования, как любая новая технология пока несовершенная. Разработка и внедрение новых программных продуктов позволят усовершенствовать систему электронного декларирования, максимально использовать ее возможности.

Борьба с таможенными правонарушениями экономического характера, основной целью которых является ввоз в страну товаров с уклонением от уплаты таможенных платежей, может быть эффективной и результативной только в случае, если она ведется мерами также экономического характера. Основным мерой экономического характера в борьбе с такими таможенными правонарушениями является оптимизация налогового законодательства как по налогообложение импорта товаров, так и создание надлежащих налоговых условий для развития отечественного производителя.

Несовершенство таможенного контроля в РФ сделало возможным значительное рост теневых сделок и стало одной из причин утечки значительных «грязных» финансовых средств за рубеж и их оседание в оффшорных зонах.

Усиление средств таможенного контроля, особенно Возрождение у таможенных структурах подразделений таможенного аудита, позволило значительно повысить эффективность таможенного контроля и помешало финансовому «обескровлению» РФ.

Изучение богатого зарубежного опыта и международного законодательства в части осуществления и усовершенствования таможенного контроля, усилении его роли в противодействии неправомерным внешнеэкономическим операциям – один из шагов улучшения системы таможенного контроля в РФ, что требует дальнейшего научного осмысления.

 

 



Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.