В 67. Правовая характеристика системы органов финансового контроля. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

В 67. Правовая характеристика системы органов финансового контроля.

2022-07-07 24
В 67. Правовая характеристика системы органов финансового контроля. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Действующим законодательством определены субъекты, осуществляющие функции государственного финансового контроля: Контрольное управление Президента Российской Федерации; Счетная Палата Российской Федерации; Министерство финансов Российской Федерации; Центральный банк РФ; Федеральная налоговая служба; Федеральная таможенная служба; Министерство экономического развития Российской Федерации; система органов федерального казначейства Минфина России; Федеральная служба по финансовому мониторингу Минфина России; Прокуратура РФ.

Президентский контроль. В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в том числе экономической, бюджетно-финансовой, денежно-кредитной, инвестиционной, налоговой и т.п., и, соответственно, приоритеты и ключевые задачи государственного финансового контроля. В соответствии с Указом Президента РФ от 08.06.2004 № 729 «Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации» среди основных задач Управления является контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организациями федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента Российской Федерации, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации; контроль за реализацией общенациональных проектов; контроль за реализацией ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и др.

Создание Счетной палаты предусмотрено непосредственно Конституцией РФ, где в ст. 101 указано, что для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации». Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), образуемым в порядке, установленном Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» и подотчетным Федеральному Собранию. Счетная палата является особым органом государственного финансового контроля специальной компетенции, который выделяется своим правовым статусом из круга органов государственной власти, имеющих отношение к финансовому контролю.

В указанном ряду субъектов контрольных правоотношений, возникающих по осуществлению государственного финансового контроля следует назвать Правительство Российской Федерации, которое является высшим исполнительным органом государственной власти России и в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» контролирует разработку и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет регулирование и контроль валютных отношений. Одна из важнейших задач Правительства — осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации имеет непосредственное отношение к процессу осуществления государственного финансового контроля, поскольку осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства. Кроме того, одним из полномочий Министерства финансов является мониторинг предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, достижения федеральными органами исполнительной власти — субъектами бюджетного планирования значений целевых показателей результативности предоставления субсидий и ведение реестра субсидий. В ведении Министерства финансов Российской Федерации находится Федеральная таможенная служба.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации среди иных функций, функции по контролю и надзору в области таможенного дела. Контрольные полномочия таможенных органов имеют важное значение для реализации фискальных интересов государства. Таможенными органами взимаются таможенные платежи, являющиеся источником пополнения государственной казны. Значимость таможенных платежей, зависимость бюджета страны от внешнеэкономической деятельности обусловливают необходимость контроля за соблюдением таможенного законодательства.

Полномочиями по осуществлению налогового контроля наделена Федеральная налоговая служба (ФНС России), действующая на основании соответствующего Положения о ней. Служба находится в ведении Минфина России.

ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой

Права и обязанности налоговых органов регламентируются также нормами, содержащимися в соответствующих статьях НК РФ и Законе РФ «О налоговых органах Российской Федерации».

Отмывание денег и финансирование терроризма — проблемы глобального масштаба, которые не только угрожают международной безопасности, но и отрицательно влияют на стабильность, целостность, прозрачность и эффективность финансовых систем, подрывают экономическое благосостояние и препятствуют экономическому развитию. В связи с этим в целях защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма был принят Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Статья 8 данного Федерального закона определяет компетенцию уполномоченного органа. Таким уполномоченным органом является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу Росфинмониторинг является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения, по выработке мер противодействия этим угрозам. Руководство деятельностью Росфинмониторинга осуществляет Президент России.

Контрольные полномочия в сфере финансовой деятельности возложены также на Федеральную таможенную службу Российской Федерации (ФТС России) (функции агента валютного контроля).

Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения энергетической эффективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности государственными и муниципальными учреждениями, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, повышения энергетической эффективности экономики Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 437 (ред. от 06.06.2015) «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. 16.06.2008, № 24, ст. 28670). Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация), Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральной службы государственной статистики (Росстат), Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент), Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество). Перечисленные в законодательстве полномочия Министерства экономического развития не связаны с непосредственным осуществлением финансового контроля, но следует отметить, что отдельные полномочия, которыми наделено Министерство, реализуются во взаимодействии с другими органами государственной власти, что позволяют отнести Министерство экономического развития Российской Федерации к органам финансового контроля общей компетенции. Так, например, порядок определения нормативных затрат устанавливается соответствующими федеральными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.

Центральный банк РФ занимает особое место в системе государственного финансового контроля. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов и (или) установленных Банком России индивидуальных предельных значений обязательных нормативов. Банк России осуществляет анализ деятельности банковских холдингов и использует полученную информацию для целей банковского надзора за кредитными организациями и банковскими группами, входящими в банковские холдинги (Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банковский надзор, осуществляемый Центральным банком РФ, призван содействовать развитию и стабилизации банковской системы, что в целом связано необходимостью соблюдения публичных финансовых интересов и обеспечением финансовой безопасности в системе денежно-кредитных отношений. Специфичность контрольно-надзорных полномочий Банка России обусловлена, прежде всего, отсутствием в Российской Федерации специальных казначейских банков, обслуживающих счета бюджетов бюджетной системы.

Отечественные коммерческие банки осуществляют ряд банковских операций, которые можно назвать стратегически важными. Например, с участием коммерческих банков между налогоплательщиками и бюджетами бюджетной системы возникают особые налоговые правоотношения. В указанных правоотношениях коммерческие банки выступают посредниками, они обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (ст. 60 НК РФ). Кроме того, кредитные организации являются участниками некоторых бюджетных правоотношений. Например, Федеральное казначейство и кредитные организации заключают генеральное соглашение для размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах в кредитных организациях (Постановление Правительства РФ от 24.12.2011 № 1121 «О порядке размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах» // Собрание законодательства РФ. 02.01.2012, № 1, ст. 161). При этом необходимо указать, что коммерческие банки осуществляют особый вид предпринимательской деятельности и являются крупнейшими налогоплательщиками.

Финансовый контроль на уровне субъектов РФ осуществляется органами законодательной власти субъектов Федерации, контрольно-счетными органами субъектов РФ, органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти субъектов РФ. Нормативно-правовую базу данного вида контроля составляют БК РФ, Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области финансового контроля.

Финансовый контроль на уровне муниципальных образований осуществляется органами представительной власти муниципальных образований, контрольно-счетными органами муниципальных образований, местными администрациями муниципальных образований, в том числе специально созданными органами местных администраций. Нормативно-правовую базу данного вида контроля составляют БК РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нормативные правовые акты муниципальных образований в области финансового контроля.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.