Упражнение «Я – высказывание». — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Упражнение «Я – высказывание».

2022-07-03 38
Упражнение «Я – высказывание». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учебно-методическое пособие по психологии общения для учителей, воспитателей ГПД, педагогов-организаторов, вожатых.

Составитель:

преподаватель психологии

 высшей квалификационной категории

Иванова М.А.

Санкт-Петербург

2015


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3

2. ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ.. 4

3. РАДОСТЬ И СЛОЖНОСТЬ ОБЩЕНИЯ.. 6

4. САМОПОДАЧА.. 8

5. СЕКРЕТЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ.. 10

6. КАК БЫТЬ ИНТЕРЕСНЫМ ДРУГОМУ.. 13

7. АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ.. 15

8. КОНФЛИКТЫ. ЧАСТЬ 1. 17

9. КОНФЛИКТЫ. ЧАСТЬ 2. 19

10. ТРУДНЫЕ ЛЮДИ.. 21

11. ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ УРОК.. 23

12. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 25

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Раскрываем секреты общения» рассчитана на учащихся школы, студентов колледжа.

Цели курса:

· развитие коммуникативных способностей учащихся;

· развитие навыков понимания окружающих людей;

· обобщение полученных знаний по теме «Общение»;

· расширение и закрепление знаний по курсу психологии;

· активизация внимания учащихся к собственной устной речи.

Общение – неотъемлемая часть жизни любого человека, поэтому данная тема является актуальной во все времена и среди людей любого возраста. В данной методичке мы попытались затронуть различные стороны коммуникативного взаимодействия: от самоподачи до конфликта. Плюс представленной серии конспектов заключается в том, что мы постарались сократить до минимума теоретические данные и добавить как можно больше упражнений и игр, направленных на развитие и совершенствование коммуникативных навыков; это очень важно, ведь на практике различные аспекты усваиваются намного лучше.

Эта методичка полезна для использования в летнем оздоровительном лагере, она поможет вам и детям провести дождливый день с пользой. Также данное пособие может использоваться в школе: как на уроках, так и в группе продленного дня.

В программе особое внимание уделяется работе с трудностями общения. Данная программа предоставляет возможность всем учащимся получить высокий уровень знаний, умений и навыков по психологии общения.

2. ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Цель урока: знакомство с вербальными и невербальными средствами общения; развития коммуникативных способностей учащихся.

Вступительные слова

Здравствуйте, ребята. Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Дар речи – одна из самых удивительных человеческих способностей. Мы настолько привыкли постоянно пользоваться этим даром природы, что даже не замечаем, насколько он совершенен, сложен и загадочен.

- Сегодня на уроке мы поговорим о том, какую роль играет общение в нашей жизни.

-Скажите, ребята, а где человек общается? (в школе, дома, во дворе)

- А с кем человек общается? (с друзьями, родителями, родственниками, с окружающими людьми, животными)

- Как вы думаете, для чего человек общается? (чтобы сообщать и узнавать новости, не чувствовать себя одиноким, узнавать новое, познавать мир вокруг себя, оценивать свои поступки благодаря общению)

- Кто может объяснить, что такое общение?

(выслушиваются ответы учащихся, формулируется понятие)

общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мнениями.

- Так какую же роль играет общение в нашей жизни? (общение присутствует в нашей жизни всегда и везде, даже тогда, когда мы остаемся наедине с собой, читаем книгу, смотрим фильм, общаемся с героями, а часто с самим собой)

Основная часть

- Как вы уже поняли, сегодня у нас урок развития речи. И проведем мы его в форме урока-исследования. Тема нашего урока-исследования «Вербальные и невербальные средства общения». Какова цель нашего урока-исследования? (научиться вербальному и невербальному общению),(исследовать, что такое «вербальные и невербальные средства общения», чем отличаются вербальные средства общения от невербальных)

- Первое наше исследование мы начнем с просмотра видеоролика. (ФРАГМЕНТ ИЗ ФИЛЬМА «Королева бензоколонки»). Этот видеоролик без звука. Внимательно его посмотрите и подумайте, о чем идет разговор, как участники разговора относятся друг к другу, какие эмоции они переживают. Обратите внимание, с каким мастерством актеры передают эти эмоции (по окончании просмотра обсуждение увиденного).

- Ребята, как вы думаете, о чем был разговор?

- Какие эмоции, по вашему мнению, пережили участники разговора?

- А теперь давайте посмотрим этот же видеоролик со звуком и проверим, насколько верно мы ответили на вопросы (просмотр видеоролика).

- Верно ли мы рассуждали?

- Скажите, пожалуйста, а чем отличается первый видеоролик от второго? (использование слов во втором, мимики, жестов – в первом)

- Подведем итоги первого исследования. Каким образом можно передавать информацию? (с помощью слов и без слов, с помощью жестов, мимики). В общении практически неразрывны слова, мимика и жесты, которые помогают полнее выразить свои чувства.

- Переходим ко второму исследованию. Задача исследования – выяснить, в чем преимущество невербальных средств общения?

Для проведения исследования мне понадобятся помощники: два мальчика и одна девочка. Я даю помощникам карточку, на которой написано задание. Задача помощников – передать записанную информацию классу, не используя слова, а только невербальные средства общения, т.е что? (жесты, мимику) Ребята должны эту информацию понять.

Карточка №1. (мальчик) «На рыбалке». Рыба только начала клевать, и в этот момент подходит друг. Предупредите товарища, чтобы он не шумел.

Карточка №2. (мальчик и девочка) мама сына будит утром, а ему не хочется вставать.

- Какие средства общения мы использовали при передаче информации? (невербальные: жесты и мимику)

- А знаете ли вы, что многие жесты имеют свою историю и связаны с национальными особенностями? Например, когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Сейчас этот жест понятен всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки сами себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателя. Тибетцы при встрече снимают головной убор правой рукой, левую прикладывают за ухо да еще высовывают язык это означает: «Я ничего не замышляю против тебя, будь спокоен». Но вряд ли стоит пользоваться этим жестом, если вы не в Тибете. А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат по голове и плечам. Лапландцы трутся носами. Рассказывать о языке жестов можно очень долго и интересно.

Главным показателем чувств говорящего является выражение лица. Оказывается, с помощью мимики лица человек может передать 6 основных эмоций. Например, гнев, отвращение. А какие еще нам предстоит исследовать? Сейчас я буду открывать карточки, ваша задача – определить, какая эмоция изображена (радость, печаль, удивление, страх).

Передайте мимикой, какое у вас сейчас настроение.

Я напоминаю, что в ходе нашего исследования нам нужно было выяснить, чем отличаются вербальные средства общения от невербальных. Какой вывод мы можем сделать? (вербальными средствами, словами, можно передать информацию, невербальные же средства передают всю гамму чувств)

Рефлексия.

-Что нового вы узнали в результате исследования? С какими средствами общения познакомились?

-Чем отличается вербальное общение от невербального?

Наш урок-исследование подходит к концу. Я попрошу вас выразить невербальными средствами общения своё отношение к уроку.

У вас на партах лежат кружочки, подпишите их и поставьте сами себе оценку за работу на уроке.

- Наш урок мне бы хотелось закончить словами Сухомлинского: «Слова можно убить – и оживить, ранить – и излечить, посеять смятение и безнадёжность – и одухотворить». Помните, пожалуйста, об этом.

- Спасибо, ребята, за сотрудничество. Мне очень приятно было с вами работать.

 

 

3. РАДОСТЬ И СЛОЖНОСТЬ ОБЩЕНИЯ

Цель: Основной целью данного занятия является выявление проблем и положительных сторон общения.

Вступительные слова

Общение - это один из видов человеческой деятельности. В ходе общения мы являемся либо субъектом, либо объектом деятельности.

Основная часть

Учащиеся знакомятся с правилами общения:

Мы доверяем друг другу.

Мы общаемся здесь и сейчас.

Используем только точные формулировки, избегаем общих фраз «все говорят…», «некоторые думают…»и т.

Все, что происходит здесь и говорится, принадлежит только нам и не выносится за пределы группы.

Оцениваем только действия, а не человека.

Упражнение «Карусель»

   Любая деятельность предполагает совершенствование определенных навыков, знаний, умений. Умение устанавливать контакты позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в этом мире. Сейчас мы проведем серию встреч, причем каждый раз с новым человеком. Нужно легко и приятно войти в контакт, поддержать разговор и также приятно расстаться с ним.

Ребята встают (или садятся) по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу т образуют два круга: внутренний неподвижный (участники стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (участники расположены лицом к центру круга). По сигналу ведущего все участники внешнего круга делают шаг вправо и оказываются перед новым партнером, таких переходов будет несколько. Роль участникам задает ведущий (например, встреча давно не видевшихся друзей, или вас толкнул в автобусе пожилой человек и т. д.)

Какие проблемы возникли в ходе общения.

 Как правило, здесь дети перечисляют свои переживания, обязательно обращаются к понятию «конфликт» как осознанному столкновению, противоборству групп, людей, неумению выслушать позицию партнера.

Конфликт связан с острыми эмоциями, переживаниями, аффектами, с действиями стереотипов и одновременно изобретательностью личности или группы в поисках и выборе путей помешать противоположной стороне в достижении своих целей. Разумеется, что для достижения взаимоудовлетворяющего конфликтующие стороны результата должны быть выработаны некие правила. Предположим, что вы можете сейчас их выработать – что бы вы предложили?

Дети самостоятельно пишут эти правила на приготовленных листочках, затем озвучивают написанное, по ходу листочки крепятся к доске в виде стилизованного солнышка. Предполагаемые ответы: нужно доверять, верить, уважать собеседника, уметь уступать и т.д.

Да, ребята, вы сейчас сформулировали необходимые личностные качества и требования к процессу общения. А вот можем ли мы сами реагировать на задевающие, провоцирующие ситуации спокойно? Как видите, участники общения выбирают один из вариантов:

УХОД – прекращение общения.

ПЕРЕГОВОРЫ или ТОРГ – в результате каждая сторона получает если не все, к чему стремится, то хотя бы какую-то часть, которая ее может удовлетворить.

БОРЬБА – стремление получить максимум желаемого.

Скажите, какой способ наиболее продуктивен? Почему?Идет обсуждение результатов.

Разумеется, чтобы продуктивно решать конфликты, необходимо учиться четко формулировать свою позицию, взгляды, желания.

Вступительные слова

Сегодня мы поговорим с вами о самоподаче. Это очень важный пункт в общении, потому что очень важно - создать положительное впечатление о себе и не маловажно – поддерживать это впечатление. Мы выполним некоторые упражнения и попытаемся развивать уверенность в себя и свои силы.

Основная часть

Имидж при первом контакте.

Существуют два варианта демонстрации себя: я или подстраиваюсь под ситуацию или подстраиваю окружение под себя.

В частности это зависит от настроя (на успех или проигрыш)

Для начала, предлагается выполнить следующее упражнение:

Упражнение «Автобиография»

Участники разбиваются на пары, в паре выбирается говорящий и «уши» - слушающий. Говорящий в течение определенного времени рассказывает о себе то, что он сам хочет и считает нужным. «Уши» не умеют разговаривать, а должны только слушать то, что рассказывает о себе партнер. После смены ролей оба участника рассказывают друг о друге всей группе.

После проведения обоих упражнений на одном занятии рекомендуется обсудить следующие вопросы:

Что Вам больше понравилось рассказывать самому или отвечать на вопросы?

Нравились ли Вам те вопросы, которые Вам задавали? Были ли неприятные вопросы, ненужные с Вашей точки зрения, неинтересные? А интересные, на которые Вы отвечали с удовольствием?

Сложно ли было рассказывать о себе? Интересно слушать собеседника? и т.п.

Рекомендуется проводить обсуждение в мини-группах (с назначенным групп. лидером, который подводит итоги обсуждения в своей группе), при условии, что в одной группе будут находится оба участника пары (обсуждение в мини-группе позволяет снять напряженность и скованность, обычно возникающие на первом занятии в ситуации общегрупповой рефлексии, а нахождение обоих участников пары в одной группе позволяет каждому из них получить оценку своей работы от напарника).

Существуют некоторые нюансы в общение, они кажутся незначительными, но лишь на первый взгляд. Вот некоторые из них:

· Скрещенные ноги или руки – обычно свидетельствует о закрытости собеседника;

· О волнении могут свидетельствовать дрожь в голосе или, например, парамимика (частые кивания);

· Хорошо, если во время жестикуляции вы демонстрируете ладони, это говорит о вашей открытости;

· Если же мы говорим о самопадаче, то важен голос и интонации – не «умирайте» в конце фразы, старайтесь говорить громко и уверенно;

· Также не лишним будет следующий совет - держите «спину английской королевы».

Это лишь некоторые особенности и советы. Теперь, узнав (возможно вспомнив) есть смысл выполнить следующее упражнение:

Процедура «Рекламный ролик»

Представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара. Наша задача - представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им.
Но один маленький нюанс - объектом нашей рекламы будут являться: конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородный дом?
Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется, в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и - истинные - достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика - не более одной минуты. После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе.
При необходимости можете использовать в качестве антуража любые предметы, находящиеся в комнате, и просить других игроков помочь вам.
Время на подготовку - десять минут.

Рефлексия:

-Важно ли первое впечатление?

-Итак, что же важно при первой встрече?

-Важен ли внешний вид? А мимика, жесты, позы? Какие особенности вы запомнили?

-Узнали ли вы что-то новое? Что стало для вас полезным?

 

5. СЕКРЕТЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

Цель: способствовать осознанию школьниками ценности и сложности человеческого общения.

Вступительные слова

Учащиеся сидят на стульях полукругом

- Сегодня у нас с вами урок общения, урок психологии. И задания, которые мы будем выполнять на этом занятии, тоже необычные. Мы будем разгадывать загадки, много играть, но все эти игры будут учить нас общаться друг с другом так, чтобы это общение оставляло у всех только приятные впечатления.

Тема нашего занятия – «Секреты общения». Хотите узнать такие секреты, которые помогут вам быть приятным собеседником, избегать конфликтов, лучше понимать друг друга?

Основная часть

Сейчас все напишут свои имена на листочках, которые я дам каждому, и прикрепит себе на одежду, чтобы все видели и могли обращаться к вам по имени.

Кстати, это и будет 1 секретом общения. Оказывается, любому человеку приятно, когда произносят его имя, поэтому если хотите установить с ним хорошие отношения, чаще называйте его в разговоре по имени.

Упражнение «Аплодисменты» (все сидят полукругом)

- Ребята, давайте по приветствуем друг друга. Давайте я начну, а вы продолжите. Это легко – я встаю и говорю: «Я хочу поприветствовать …(имя)» - и аплодирую этому человеку. Тот, кого я назвала, встает и так же приветствует следующего, любого из сидящих – ему мы хлопаем уже вдвоем и т.д. Человеку, которого назовут последним, достается не только приветствие, но и самые громкие аплодисменты!

Игра «Перестройка»

- Начнем нашу работу с небольшой, но интересной разминки, которая поможет вам включиться в работу. Я буду называть вам какой-то признак, а вы будете в соответствии с ним строиться в один ряд.

Вот первое задание: постройтесь по первой букве имени в алфавитном порядке. Следующее задание я чуть-чуть усложню: работать вы должны будете молча! Итак, постройтесь по цвету глаз: от самых тёмных (слева) до самых светлых (справа). Внимательно посмотрите друг другу в глаза!

И последнее задание, самое сложное: постройтесь по росту – от самых высоких (слева) до самых низких (справа), но теперь вам предстоит это сделать с закрытыми глазами! Зато можно друг с другом разговаривать.

- Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями, даже самым сложным, быстро и правильно!

(все садятся полукругом)

Скажите, при выполнении этих заданий вам приходилось общаться между собой? А ваше общение различалось при выполнении первого, второго и третьего заданий?

Общение бывает разных видов, и с видами общения нам сегодня предстоит познакомиться.

Упражнение «Головоломка»

Чтобы познакомится с одним из видов человеческого общения, я предлагаю вам разгадать головоломку. Здесь зашифрована одна известная поговорка:

Ответ: Язык до Киева доведёт.

Кто может сказать, на какой вид общения указывает нам разгаданная головоломка? Да, чаще всего люди общаются при помощи слов, языка. Словесное общение называют ещё вербальным, это 2 секрет общения.

Игра «Стыковка»

- Следующая игра поможет выяснить, насколько хорошо вы умеете пользоваться в общении своей речью.

(разделиться на 5 групп, поставить 2 стула на 1 группу)Игра в четверках. Двое садятся напротив друг друга так, чтобы их колени соприкасались, закрывают глаза. Указательные пальцы правых рук – “Космические станции” - они вытягивают навстречу друг другу.

Двое других стоят позади сидящих. По сигналу каждый из стоящих начинает с помощью словесных команд управлять движениями правой руки сидящего перед ним.

Цель – свести концы указательных пальцев своих партнеров.

- Трудно было играть с закрытыми глазами? А почему, как вы думаете, труднее общаться, когда не видишь собеседника? (не видишь его жестов, выражения лица)

Действительно, общаться можно по-разному, не только вербально. Общение без помощи слов называется невербальным – это 3 секрет общения.

Представьте себе ситуацию, что вы оказались за границей и вам нужно объясниться с иностранцами, не зная их языка – как вы это сделаете? (При помощи жестов).

В следующей нашей игре вы сами попробуете общаться друг с другом невербально.

Игра «Пойми меня»

- Нам необходимо поделиться на две равные команды, а сделаем мы это так: с помощью считалки выберем двух капитанов команд, потом капитаны выберут в свои команды по одному человеку, каждый из этих двоих назовет ещё по одному члену команды, и так до тех пор, пока все ваши одноклассники не окажутся в какой-либо команде.

Каждой команде нужно будет по цепочке от первого игрока к последнему передать слово, написанное у меня на карточке. Капитан объясняет это слово второму в вашей колонне, второй – третьему и т.д. Выигрывает та команда, которая быстрее смогла донести правильную информацию до последнего игрока.

Первое правило: говорить запрещается, нельзя произносить ни звука. Вам придется объясняться друг с другом без помощи слов.

Второе правило: не поворачиваться, пока игрок, стоящий сзади, не похлопает вас по плечу.

Теперь все отвернитесь, поворачиваются ко мне, чтобы прочитать слово на карточке только капитаны команд.

4 секрет общения: все люди разные, и общаться они привыкли по-разному, поэтому если хотите понимать собеседника, слушайте его внимательно, не перебивайте, следите за его мимикой и жестами, старайтесь понять его мысли и чувства

Упражнение «Цена улыбки»

- Наше занятие подходит к концу, и напоследок я хотела бы поделиться с вами еще одним важным секретом, помогающим сделать общение приятным и успешным. Я вам прочитаю описание этого средства, а вы попробуйте отгадать, о чем идет речь:

Она ничего не стоит, но много дает.

Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.

Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.

Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.

Она — отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.

И тем не менее ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не подарили! (Дети высказывают свои предположения)

- Ну, конечно же, это улыбка! Вот такой простой, но ценный секрет общения: «Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь им». И давайте подарим, друг другу улыбки от всей души и почувствуем, как становимся богаче, получая улыбки окружающих, а также от того, что дарим свою улыбку друзьям. Почувствовали? Молодцы!

Рефлексия.

- Давайте вспомним и еще раз проговорим те секреты общения, о которых вы узнали на этом занятии:

человеку приятно, когда его называют по имени

основной вид общения – вербальное

существуют невербальные средства общения, которые дополняют нашу речь

слушайте собеседника внимательно, не перебивайте, старайтесь понять его мысли и чувства

улыбка помогает сделать общение приятным.

Заключительное упражнение

Один участник встает в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Приятно было с тобой пообщаться!». Оба остаются в центре, по-прежнему держатся за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Приятно было с тобой пообщаться!». Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний ребенок, круг замыкается и церемония завершается безмолвным крепким трехкратным пожатием рук.

 

6. КАК БЫТЬ ИНТЕРЕСНЫМ ДРУГОМУ

Цель урока: формирование навыков ведения и управления беседой, познакомить учащихся с основными требованиями, предъявляемыми к человеку.

Вступительные слова

Быть хорошим интересным человеком - не значит красиво и речисто говорить самому, пересыпать свою речь неумными остротами и анекдотами. Вас сочтут приятным человеком, если вы будете говорить меньше, давая возможность высказаться другим и внимательно выслушивая их.

Основная часть

Упражнение № 1

Разделитесь на группы по 3-4 человека. Начните разговор на любую тему. Через 3-5 минут обсудите следующие вопросы:

Кто был инициатором начала беседы?

Кто предложил тему разговора?

Кто активно поддерживал разговор, кто отстранился от него?

Все ли были заинтересованы выбранной темой разговора?

Упражнение № 2

Вы узнали, что у вашего одноклассника есть интересная книга, которую вы давно мечтали почитать, но никак не можете взять в библиотеке, так как пользуется большим спросом. Однако вы знаете, что обладатель книги жадный и корыстный. Попытайтесь, так провести беседу с этим товарищем, чтобы он не смог отказать вам.

Релаксационная пауза

“Что слышите, что видите?”

Детям предлагается закрыть глаза, расслабиться.

Представьте себе, что вы находитесь на берегу лесного озера. Прислушайтесь окружающим нас звукам. Что вы слышите? Что видите? Что является источником звука?

Поводом для беседы может прочитанная книга, статья, телепередача и др. В некоторых случаях лучше начать с маленького вступления, скажем, спросить друг друга о здоровье, о каких-то известных вам проблемах собеседника. Это создаёт доверительную обстановку.

Не следует забывать о дистанции общения. По степени доверительности она может быть:

· личной (расстояние между собеседниками достигает до 0,5 метра)

· социальной (1,2м – 3,7м)

· межличностной, при разговоре двух друзей (0,5–1,2 м)

· публичной (собрания, заседания) (3,7 м и более)

Тактичная шутка и юмор оживляют любую беседу, а порой помогают разрешить напряжённую обстановку, облегчить общение. Избегайте самоуверенных интонаций в разговоре, чаще всего оскорбительным бывает именно тон разговора.

С чего начинать разговор?

Чаще всего проблемы при общении возникают от того, что мы не умеем внимательно слушать, сосредоточиться. Слушателю может мешать: чрезмерная заинтересованность внешностью собеседника или выступающего, обдумывание проблем, повышенное внимание к недостаткам говорящего.

Слушая, необходимо забыть личные предубеждения против собеседника, не стремиться найти просчёты в речи или поставить под сомнение услышанное.

Не пытаться слушать и одновременно делать 2-3 дела.

Быть снисходительным и уважать манеру разговора собеседника.

И в заключение нашего занятия я хочу предложить вам основные правила эффективного слушания. Если вы слушаете вы интересны другому человеку.

На уроке, собрании, во время лекции или при разговоре с людьми настройте себя на волну внутренней заинтересованности в предстоящей теме беседы.

Слушая, выделите для себя главные мысли, постарайтесь правильно понять их.

Сопоставляйте полученную информацию с собственной, отметьте, что узнали много нового. Не прерывайте собеседника или оратора вопросом, репликой или какими-то эмоциональными возгласами. Дайте высказать мысль до конца. Надо научиться выслушивать до конца даже то, что кажется вам абсурдным, ошибочным или оскорбительным.

Рефлексия.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? Ответы детей.

7. АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ

Цель: развивать навыки активного слушания, внимание, восприятие.

Вступительные слова

Активное слушание - это искусство понимания. Понимающий слушатель как бы сообщает говорящему: "Я принимаю Вас. Я хочу понять Ваш опыт, Ваши чувства и, особенно, Ваши потребности". Такое послание, данное человеку в качестве базовой основы разговора, повлияет на его образ мыслей и чувства (по отношению к себе и другим).

Основная часть

Упражнение «Точка зрения»

Участники разбиваются по парам. Им задается тема общения, но один из них отстаивает одну точку зрения («за»), другой – противоположную («против»). Задача - склонить оппонента к своей точке зрения по определенной проблеме. Возможная тема: «Необходимость школьной формы»

Рефлексия: Кто с удовлетворением принимает изменение своей точки зрения? Никто. Какие приемы позволяют сделать этот процесс более «гладким». Основной принцип – не бороться (борьба позиций приводит в тупик).

Итак, на основе этого упражнения можно вывести несколько правил:

· Нужно быть терпеливым, дать высказаться оппоненту, не перебивать его;

· Не отвлекайте оппонента;

· Уклоняйтесь от агрессии.

· Избегайте критики и спора;

· Задавайте вопросы: это придает абоненту смелости и показывает, что его слушают;

· Не притворяйтесь, старайтесь показать искренний интерес к собеседнику;

· Лучше не говорить о том, в чём вы плохо разбираетесь;

· И ГЛАВНОЕ: слушайте больше, чем говорите.

Именно с последним правилом будет связано наше следующее упражнение:

Упражнение «Слушайте в два раза больше, чем говорите»

Время проведения 10-15 минут.

Оборудование: шахматные часы или часы с секундной стрелкой.

Упражнение проводится в тройках (или в четверках если людей много, у каждого свой секундант).

Участникам дается инструкция: Вам нужно будет всего лишь побеседовать друг с другом, правда, используя полученные знания. В процессе беседы один из вас будет выяснять настоящие, действительно существующие потребности собеседника (например, относительно его планов на следующее воскресенье). А еще один человек будет секундантом. Секунданты нажимают на соответствующие кнопочки на часах, когда собеседник закончил фразу.

В этом упражнении проверяется соотношение 70:30 (Говорить или слушать? (или 30/70)

Лучше контролирует общение и влияет на собеседника тот, кто правильно слушает.

Мы с вами уже упомянули, что важно показать собеседнику свой интерес, но как это возможно сделать?

. Существуют приёмы активного слушания. Давайте попробуем их перечислить.

§ Уточнение.

§ Пересказ (парафраз).

§ Поощрение, выражение своего отношения к высказываемому («Я вас слушаю», «Очень интересно»)

§ Поддакивание, угу-поддакивание, кивки и т.д.

§ Выражение сопереживания, сочувствия («Я вас понимаю» и т.д.)

Процедура «Диспут»

Участники делятся на две приблизительно равные по численности команды. С помощью жребия решается, какая из команд будет занимать одну из альтернативных позиций по какому-либо вопросу, например: сторонники и противники "загара", "курения", "раздельного питания" и т.д. Аргументы в пользу той или иной точки зрения члены команд высказывают по очереди. Обязательным требованием для играющих является поддержка высказываний соперников и уяснение сущности аргументации. В процессе слушания высказывающийся должен продемонстрировать различные приёмы активного слушания. Аргументы в пользу позиции своей команды разрешается высказывать лишь после того, как выступающий тем или иным способом просигнализирует, что его поняли правильно.
Ведущий следит за очередностью выступлений, за тем, чтобы слушающий осуществлял поддержку высказывания, не пропуская тактов, парафраз, используя при этом реакции соответствующего такта. Предостеречь участников от попыток продолжать и развивать мысли собеседника, приписывая ему не его слова.
В заключение упражнения ведущий комментирует его ход, обращая внимание на случаи, когда с помощью парафраза удалось добиться уточнения позиций участников "диспута".

Рефлексия:

-Что мы сегодня с вами тренировались делать?

-Какие правила активного слушания вы узнали?

-Какие приёмы активного слушания вы запомнили?

-Считаете ли вы их полезными? Будете ли вы пользоваться ими в общении?

 

КОНФЛИКТЫ. ЧАСТЬ 1

Цель: познакомить с различными видами поведения в конфликте.

Вступительные слова

С конфликтами мы связываемся повсеместно, поэтому очень важно понять, что это такое, вред и пользу конфликта, как из него выходить, а, возможно, и избегать. Сегодня мы попытаемся затронуть эти темы.

Основная часть

Что же такое конфликт? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, стоит выполнить небольшое упражнение.

Упражнение «Ассоциации»

Ребята перечисляют ассоциации, которые у них вызывает слово «конфликт».

Получившиеся ассоциации, в идеале, должны показывать, что у конфликта есть две стороны: негативная и позитивная. Если конфликт ассоциируется только с неприятностями, можно привести примеры типа «в споре рождается истина», а также истории из серии «один мальчик…», в которых конфликт привлёк к позитивным последствиям.

По результатам упражнения напрашивается вывод: конфликты – это естественно, поскольку все люди разные. Конфликтов нет только тогда, когда все люди одинаковые, как роботы: одинаково думают, чувствуют.

Теперь мы сузим круг ассоциаций, выполним следующие упражнения и поговорим о конфликтных эмоциях:

Конфликтные эмоции

Упражнение «Алфавит эмоций»

Нужно написать на листочке названия эмоций и чувств в алфавитном порядке (за исключением некоторых букв):

А – агрессия

Б – безразличие

В – вина и т.д.

Вступительные слова

- Добрый день ребята! Своё сегодняшнее занятие мне хотелось бы начать одной хорошей притчей.

Чтение притчи «Коробочка».

Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек.

Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь.

Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое. Как так?

-Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.

Основная часть:

-Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды?

-Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по–разному воспринимаем одни и те же вещи, явления.

Среди многих наук, без которых не обойтись человечеству, есть одна, совершенно необходимая. Это наука общения, наука взаимоотношений между людьми. Человек никогда не бывает один. Поэтому необходимо усвоить эту науку, овладеть умением вести себя среди людей так, чтобы и вам и всем было хорошо, удобно, приятно.

Тема нашего сегодняшнего занятия «Учимся жить без конфликтов»

Определение слова «конфликт».

Что же означает слово «конфликт»? Какие ассоциации оно вызывает?

Ответы детей: Ссора, хлопанье дверью, спор, неприязнь, драка, слезы, крик и т.д.

Какие чувства испытывают люди при возникновении конфликта? Ответы.

ПАМЯТКА

Друзья! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.

2.Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

6. Заставьте себя слышать дов


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.