Гравюра «Путешествие в Царьград и в Иерусалим из Лицевого летописного свода Ивана IV Грозного, 1397 год. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Гравюра «Путешествие в Царьград и в Иерусалим из Лицевого летописного свода Ивана IV Грозного, 1397 год.

2022-07-03 37
Гравюра «Путешествие в Царьград и в Иерусалим из Лицевого летописного свода Ивана IV Грозного, 1397 год. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Были ли в это время в наших местах бродники, загадочный народ, упоминающийся в различных летописях, история говорит по - разному. Однако более ранние заметки в разных документах о них имеются. Так, в летописи о захвате рязанцами Лопасни от 1353 года, говорится, что возглавил сей поход князь рязанский Олег «с своими резанцы, с поташвникы ему с бродни…»

Вообще многие ученые считают, что бродники- разбросанный на обширной территории Рязанского княжества народ, вольный и обладающий прекрасными воинскими качествами, никогда не покидал своих земель. Успешно прятался в лесах, служил по случаю рязанским князьям и впоследствии составил одну из веток рязанского казачества. Культурно - исторически относился к славянскому народу. До сих пор в русском языке используется слово «бродить». Уж не от названия ли обитателей рязанских лесов и окраинных степей оно происходит? А ещё есть часто употребляемое до сих пор слово «сброд». Не так ли испокон века называли жители центральных областей Руси людей, обитающих на ее окраинах народ, единственной привилегией которых была личная свобода?..

Кроме бродников, рязанские окраины осваивались не менее смелыми и вольными людьми – откупщиками. В 1476 г., греческий путешественник и дипломат Феодорит Комал чуть не замерз зимой в этих пустынных местах. Греку повезло, его случайно нашли и спасли рязанские откупщики.

Хорошо населить эту землю Русь пока не в состоянии, хотя имеет на нее серьезные виды.

Всё говорит о том, что в  это время, под прикрытием Усманского бора, на реках Воронеж, Усмань, Ивница, Излегоща могут   быть небольшие островки жизни. 

  Глава вторая. Начало колонизации.

В исторических документах наши места со времён княжьих усобиц называются «Полем» или «Половецким полем», а с ХVI века в русских исторических древних актах утверждается термин «Дикое поле». Дикой эта местность называется не только потому, что здесь благоухает природа, давно не знавшая человека и плуга, но и потому, что здесь отсутствует порядок и власть, который устраивает по всей территории новой послеордынской Руси молодая Москва. Смена топонима «половецкое поле» на термин «Дикое поле» происходит ещё и потому, что татарские кочевья, перемещаются гораздо южнее,  к самым низовьям Дона, ближе к главной ставке Золотой Орды - городу Сараю – Бекчи.

С ХV века Москва начинает понемногу осваивать наш незаселенный край.  Колонизация идет как с севера Руси, так и с южных земель. О том, какие люди приходят на южные приделы Рязанского княжества свидетельствует грамота Великого князя Московского Ивана Васильевича к брату его Рязанскому князю Федору Васильевичу, писанная в 1484 году. Там Иван III мягко напоминает брату, что отец их Великий князь Василий Тёмный (правил с 1447 по 1462 гг.) ещё в бытность свою купил земли по реке Воронеж в Московское княжество. И потому, ухожья (земли для промыслов, взятые свободными людьми на откуп) будут раздаваться по московскому усмотрению. Иван ещё указывает брату Фёдору и на то, что московские подданные «свои места и ухожаи ведают по старине», что на Воронеже его, великого князя, промышляют рыбаки и бортники.

 Но также и рязанцы считают реки Воронеж и Усмань своими и тоже промышляют на них. Ученые, занимающиеся топонимикой,  отмечают, что многие названия сел Воронежского края занесены сюда рязанцами и самые ранние из них появились задолго до массовой государственной колонизации нашего края в ХVII веке.

Золотое время откупщиков относится к ХV-ХVI векам. Шедшие из рязанских, московских, тульских земель охочие люди свои ухожеи называли именами поселений из которых вышли родом. Так, например, считается что, нынешнее историческое название одного из районов Воронежа – Чижовка, привнесено сюда рязанскими промысловиками (откупщиками). Такая же версия рассматривается по поводу происхождения названия с. Березово Рамонского р-на. (А.М. Аббасов. Примечания к книге «Воронежский край ХVIII века в описаниях современников»).

Если следовать этой логике, то можно сказать, что такие названия по р. Воронеж, как Ступино, Борки, Прудское, Ситное, Сенное, Ивницы или Лопатки, тоже происходят из рязанских земель.

В пользу существования в нашей зоне маленьких охочих поселений говорит и тот факт, что рязанские откупщики, после основания г. Воронежа – крепости в 1585 году, подвергались со стороны новых поселенцев всяким утеснениям. В 1594 году в «Указной грамоте», писанной царю Федору Иоанновичу жителями Воронежа, говорится, что прежние откупщики требуют их угодья поселенцам Воронежа не занимать. Угодья на откуп старые откупщики брали у царя на год, но «у тебя (царя) о том нашего указу нет». Стало быть, всеми природными богатствами могут пользоваться и новые поселенцы по реке Воронеж.(Анпилогов Г.Н. Новые документы о России конца ХVI - начала ХVII века. 1967 г. ЦГАДА. Ф.141, оп. 1, 1594 г., д.1.) 

Кем были люди, строившие крепость Воронеж по своей сословной принадлежности?

Кроме откупщиков, южные земли Рязанского княжества начинает наполнять и другой народ - казаки.

Многие исследователи этого исторического периода считают, что казачье население формировалось из беглых холопов и крестьян. Однако сами казаки и их историки полностью опровергают эту версию.

Казачий историк Евфграф Петрович Савельев считает, что казачий народ происходит из исконного русского народа, который после монгольского нашествия подвергся «отатариванию». Савельев отмечает, что народ, ставший впоследствии называться казачьим, был рассредоточен по всем окраинам Руси от Днепра до Черниговских и Северских земель на Донце, до верховий Дона в Рязанском княжестве.Исследователи казачества отмечают здесь и тюркский, и кавказский, и финно-угорский компонент. Представители тюркских, кавказских, финно-угорских народов, находясь под подавляющим давлением православных представителей казачества, перенимая их обычаи и находясь внутри их социума, постепенно вынуждены были принять Православие.

 

В другой книге о казаках - «История казачества», А.А. Гордеев, полностью отвергает версию «отатаривания» и сообщает нам, что русские поселения жили обособленно от монгольских, не общались между собой и сохраняли свои древнии обычаи. Сохраниться им, как православному народу помогло несколько факторов: татары использовали здесь мужчин, как воинов, составив из них конные подразделения. Кроме того, монголо- татары оставили этому народу возможность исповедывать Православие. Свод главных законов - «Великая Яса», данная своей Великой Могольской империи самим Чингизханом, говорила о том, что покоренные народыдолжны исповедовать свою веру, а их церкви и монастыри не подвергаются дани.

 Западноевропейский историк Рубруквис в ХIII веке описывая разноплеменность Золотой Орды называет казачий народ «особым», в отличие от конгломерата сосредоточенных в улусе Джучи степных племен.

Однако, после принятия Ордой магометанства в 1327 году, русское население все чаще стало подвергаться репрессиям. Казаки, будучи обычаями и верой более привязаны к Центральной Руси, чем к татарам, вынуждены были отойти севернее, оставив южные приделы своего исторического обитания. 

 

 Казачье население формировалось как на юге, так и на и севере. В русских летописных сводах того времени упоминаются «казаки рязанские», мещерские, касимовские, ордынские, московские, городецкие и др.Чтобыразобраться, насколькоигдебылисосредоточены казаки, например, ХV века, нужно понимать, что было последним южным форпостом Руси в этом веке. Им был город Елец, окончательно павший под натиском татар в 1414 году. 

Касимовское ханство, расположенное южнее Ельца, с этих времен становится своеобразной буферной зоной между Московским княжеством и Ордой. А между ними необъятные лесные и степные просторы. Их то и населяют разного рода казаки и славянского, и тюркского, и финно-угорского происхождения.  Это разноликое население пополняется беглыми с Москвы людьми. И само слово «казак» присваивается ими от тюркского слова, обозначающего «вольный».

Южная часть Поля, относительно границ Рязанского княжества издревле носила название Чевленый Яр. В Яру обитали казаки червленояровские. Их историческое место находится между реками Доном и Хопром, включая их притоки Ворону и Савалу. Их земли примыкали к Рязанскому княжеству и четких границ не имели.  

Червлёный Яр – земля очень древняя. Населена, как говорят, испокон веков. Ещё в 1148 году Никоновская летопись упоминает, что князь Глеб Юрьевич, сын Юрия Долгорукова «быв во градех Червленого Яра и на велицей Вороне…» (ПСРЛ, М., 1965 г., т.9, с 177).

 Как указывают многие историки, предками казаков Червленого Яра могли быть бродники, обитавшие повсеместно в южных степях и лесах. Места их обитания доходили и до рязанских земель, поэтому некоторые историки считают, что степные просторы и в том числе Воронежский край никогда до конца не пустовали, а могли населяться и вот таким народом. Археологически пребывание бродников на территории Воронежского края доказано в регионе Верхнего Дона. В Воронеже раскопки подтвердили их присутствие в районе Отрожки и Воронежского Государственного Университета. Пережили ли они татарское время, это вопрос для ученых, многие из которых считают, что пережили. (Письмо венгерского короля Белы IV римскому папе Иннокентию IV о нападении русских, болгар и бродников с востока).

Казаки, как и бродники, имели в основной своей массе славянское происхождение. Управление своей военной общиной казаки осуществляли старым русским методом: один или несколько авторитетных атаманов (в старой Руси- князь или бояре) и орган самоуправления – войсковой казачий круг (вече). Это ещё раз говорит в пользу древности их народа и непрерывности традиций. (Вспомним Киевское и Новгородское вече).


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.