Рудракали, энергия, которая свертывает и растворяет — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Рудракали, энергия, которая свертывает и растворяет

2022-07-03 34
Рудракали, энергия, которая свертывает и растворяет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Задача Рудракали, именуемой также Бхадракали, заключается в поглощении, относящемся к кругу познания (самхара в прамане).

Покоясь в себе самом и будучи лишено всякой опоры, высшее Сознание, этот чистый Субъект, по своей свободной воле кристаллизует последние следы объективности, которые оно еще заключает вопреки исчезновению того, что надлежало делать, из страха, что под их влиянием субъект снова погрузится в сферу сомнения и в безграничную пустоту.

Вот как Абхинавагупта определяет эту энергию в своей «Тантралоке»:

«Хотя поток вещей был уничтожен, тем не менее эта же самая (великая энергия) свертывает в таком случае некую особую модальность, которая остается еще в форме остаточных следов, сомневаясь в отношении того, что эти сомнения, хорошие или плохие, породят приятный или неприятный результат[503]. И это сомнение пребывает в начале и в конце опыта» (155–156).

«Если другое (то, что не является совершенным Сознанием) было свернуто, тем не менее снова эта (энергия) расплавляет это, подобно тому как посредством искупительных действий растворяют (в высшей степени греховное) действие убиения брахмана. Таким образом динамичное Сознание действует[504], свертывая и расплавляя: как оно расплавляет, так же и свертывает[505]» (157–158).

Комментатор приводит стих из «Крамасадбхавы»:

«Когда, при поглощении, достигшем своего конца, беспрестанно это все и [это] не все исчезают, поглощенные вовнутрь (кундалини)[506] вплоть до нахмуренных бровей, именно в таком случае вибрирующее Сознание, наполненное нектаром просветления и ничем не беспокоемое, испускает эту тысячу лучей, а затем их энергично поглощает. Та, в которой пребывает эта творческая сила, именно ее мы и знаем под именем Рудракали»[507].

Двойственный характер деятельности Рудракали объясняется в соответствии с ее именем: ру - «делать твердым» и дра - «проливать». Таким образом, она свертывает при помощи сомнения остаточные следы, ограничивая их, а затем она их плавит. «Крамастотра» именует ее Бхадракали, бха - также означает «расплавлять», но Абхинавагупта предпочитает термин «Рудра», чья двойственная причастность вызывает в памяти само предназначение Кали, которая не перестает воскрешать дифференцированное в его малейших следах вплоть до его полного исчезновения[508]. Не будучи исключительно благой, она лучше заслуживает этого имени.

Если поток объективности пошел на убыль, ему, однако, остается еще поглотить следы сомнения, которые сохраняются в поле познания (прамана) и касаются различных предписаний и запретов из трактатов, способных создать дилемму, а также тонких, но распространяющихся ощущений, основанных на страхе не достичь окончательного освобождения или еще на опасении снова оказаться в двойственности, которая возникает в особенности в момент, когда кундалини входит в средний канал.

В области объекта познания, сомнение, от которого трудно избавиться, пребывает в начале, в середине и в конце опыта, то есть по всей линии; здесь же, в области познания, оно отмечает только начало и конец, но не середину, а именно середину праманы, зоны мистического опыта, где благодаря просветленности йогина его уверенность не может быть поколеблена. Заметим, что в этой области сомнение исчезает более легко, чем в области прамеи.

Свертывание, как мы видели, происходит в частично бессознательной пустоте, в то время как плавка остается в неописуемом (анакхья), приводящем к Парамашиве. Как только свертывание и плавка погружаются в свет духа (бодха), отпрыски зла исчезают навсегда.

В строфах 21 и 22 своей «Крамастотры» Абхинавагупта с большой точностью показывает, что божественный свет распространяется в трех энергиях, чья последовательность образует шесть уровней Вселенной: три для Шивы и три для энергии, идя от высшего уровня на тонкий уровень, а затем на грубый. Таким образом три энергии очерчивают границы и кристаллизуют внезапно появившийся нектар. Поэт стремится освободиться от этих принуждений, чтобы снова обнаружить непреодолимое течение внутренних энергий. Абхинавагупта таким образом противопоставляет два состояния, имеющие одну и ту же причину: одно состояние отвечает за «отпрысков порчи», которые связаны со страхом сансары и, восходя к предшествующим жизням, создают препятствие для космического блаженства; другое состояние, наполненное вкусом просветления (бодха), появляется при исчезновении страхов и их колебаний, не позволяющих обосноваться в Реальности.

В Рудракали заключена творческая сила, представляющая собой восставшую мистическую энергию, вселенскую поглотительницу, именуемую самхаракундалини, которая, чтобы рассеять сомнение, втягивает в себя саму ограниченные познание и деятельность и, вращая глазами, с нахмуренными бровями, полностью разрушает становление. Эта кундалини есть ни что иное, как совершенное сознание «Я»; без смущения и колебания она испускает тысячу лучей, а именно безграничную множественность, известную как обладающие сознанием энергии, а затем с силой и уверенностью снова поглощает их. Избегающая влияния иллюзии, поскольку в высшей степени пробужденная, самхаракундалини черпает свое удовольствие во вкушении нектара просветленного сознания (виджняна), чей вибрирующий свет различает вещи, не кристаллизованные на добро и зло, законное и незаконное, но погруженные в совершенное блаженство – в строгом смысле термина амброзия (амрита).

Благодаря этому интуитивному и полному различению Знание распространяется как нектар на чувственно воспринимаемый мир. Счастье Рудры, охватившее все, принадлежит Рудре, так как мы обнаруживаем здесь еще нюанс дифференциации, в то время как в Бхайраве царит лишь недифференцированное.

Под влиянием свертывания и раплавления йогин воспринимает только игру божественных энергий, которые, когда их задача выполнена, резвятся в сердце, свободные от страха, и по своему усмотрению побуждают появиться и исчезнуть многообразное становление.

Что касается практики, Рудракали развертывается на пути Шивы[509]. В некоторых трактатах она соответствует Ямакали сферы познаваемого, которая также свертывает и плавит то, что она таким образом свернула; но вместо того, чтобы оказаться в неописуемом состоянии, она пребывает в поглощении, что не удивляет нас, поскольку свертывание и плавка, присущие состояниям пустоты и неописуемого, образуют переход между двумя областями. Здесь подлинная анакхья исчезает лишь в Мартандакали.

По своему положению Рудракали приближается к третьей из энергий, Стхитинашакали: и та, и другая поглощают посредством своего пламени и, обращенные вовнутрь, предаются поглощению[510], за исключением того, что Рудракали побуждает все к новому появлению, но в преображенном виде. Кроме того, и та, и другая пребывают в человеческом теле и, будучи совершенно умиротворены, обосновываются в объединяющем Центре, в движении туда и сюда, движении вдоха и выдоха для Стхитинашакали и для Рудракали, движении лучей, которые она испускает, а затем поглощает на космическом уровне. Никогда не покидая мирный Центр, и та, и другая всегда остаются свободно среди движения туда и обратно, будь ли он созидательным или разрушительным, касается ли оно дыхания в отношении первой или любовных связей в отношении второй. На последнее указывает обыгрывание значения корня гам -, сугамья, доступный, с которым можно легко дружить[511].

В своей деятельности, связанной с извержением и поглощением, крамамудра здесь вызывает появление потока лучей познания с его остаточными следами, а затем принимает этот поток в себя. Когда слияние в единстве Сознания закончено, в сердце высшего обладающего сознанием Субъекта воцаряется гармония (самата).

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.