Пятиричный поток энергий и четыре области — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Пятиричный поток энергий и четыре области

2022-07-03 33
Пятиричный поток энергий и четыре области 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Вся эта манифестация связана с пятиричной деятельностью Шивы (паньчакрия), которую Кшемараджа исследует в своей работе «Пратьябхиджня-хридая» (сутра 11) с точки зрения школы Махартха, а значит, под углом мистического опыта йогина, уточняя, что данный опыт как раз соответствует божественной деятельности, хотя определяющие его термины являются отличными[205]. Все то, что проявляется, говорит по сути дела Кшемараджа, во время постепенного истечения энергий зрения и других органов, и есть явление, или манифестация. И если мы наслаждаемся данным состоянием, проявленным таким образом, или облекаемся в его окраску, то это потому, что богиня постоянства приводит его в существование. Затем это состояние поглощается в момент осознания: «О, я знаю!», когда разнообразный опыт поглощается в «Я». Но если в ходе поглощения сохраняются различные ощущения сомнения и прочего, поток становления сохраняется в форме зародыша, готового снова прорасти; это состояние называется вилая, так как оно скрывает еще подлинную природу «Я». Если это состояние зародыша, таким образом сохраняемого внутри, пожирается огнем Сознания, который поглощает его в процессе нарастающего созревания, в силу этого поглощения у человека, удостоившегося милости, не сохраняется никакого зародыша. Без помощи гуру, добавляет Кшемараджа, невозможно иметь опыт пятеричного действия, хотя он постоянно открыт для всех. Тот, кто видит в себе субъекта этой пятеричной деятельности, остается хозяином энергий. Тот же, кто не знает об этом, обманутый ими, жертва иллюзии, подверженный перевоплощениям, это раб (пашу), ограниченный субъект, с точки зрения которого энергия, скрывая свою высшую форму, развертывает эманацию и постоянство дифференцированного, поглощая недифференцированное[206]. Таким образом она производит в нем двухполюсную деятельность (викальпа), возобновляемую в каждый миг[207], и проявляет отдельные объекты, которым не хватает ясности. Эта же самая энергия у хозяина энергий (пати), напротив, вызывает чистое состояние, когда она поглощает дифференцированное.

Затем Кшемараджа объясняет, каким образом энергия вьомавамешвари, «владычица небосвода Сознания», развертывается, разделяясь на пять потоков, порабощающих невежду: как раз эти потоки энергии и составляют колесо обладающих сознанием энергий[208].

Энергия Сознания (чити-шакти), известная под именем Вамешвари, владычица, которая скрывает и раскрывает, так как она служит источником вселенной и противодействует также ее течению[209], покоится вначале в области пустоты[210] и маскирует свою высшую Реальность, которая является только как движущаяся в безграничных небесах Сознания (чидгаганачари). Она начинает свою манифестацию как кхечаричакра, присущая обладающему сознанием субъекту, чья несколько ограниченная[211] деятельность происходит в пустом эфире (кхе) сердца и включает частичные энергии (кала). Затем энергия обретает облик гочаричакры, циркулируя в световых лучах в форме внутреннего органа, имея тройную функцию на уровне инструментального познания (прамана): определение или уверенность, относящаяся к дифференцированному, ошибочное отождествление («Я») с дифференцированным и дифференцирующее чередование[212]. Как дикчаричакра энергия, блуждающая в пространстве, становится силой, одушевляющей органы восприятия и действия, способные ощущать дифференцированное в его зрительной, слуховой и других областях. Она проявляется, наконец, как бхучаричакра, двигаясь по земле, на уровне познаваемых объектов (прамея) или дифференцированной объективной реальности.

Таким образом, сердце пашу, связанных существ, оказывается под влиянием этих четырех энергий. Но в роли независимого властителя (пати) энергия вьомавамешвари открывается как движущаяся по бесконечному небосводу Сознания, и ее деятельность благодаря обладанию всезнанием и всемогуществом охватывает вселенную на этапе кхечари. На этапе гочари она заключается в уверенности в отношении недифференцированного, а на этапе дикчари она представляет собой непосредственное восприятие недифференцированного, когда осознание отсутствия различий захватило само восприятие. Наконец, с бхучари энергия являет познаваемые объекты как сила своего развертывания, не отличимая от таких своих собственных частей. Таким образом расцветает сердце властителя энергий.

Дамодара равным образом выражает это в стихе: «Вамеша и другие богини, имеющие своей областью обладающий сознанием субъект, чьи способности направлены вовнутрь и вовне, а равно и на объективно существующие вещи, освобождают (соответственно) полное знание, когда они превращают (человека) в совершенное существо, но при отсутствии знания они образуют связь и делают из него ограниченное существо»[213].

Извергнув вселенную, Вьомавамешвари правит одна, независимая, и однако все на месте, цвета блистают, звуки разносятся, энергии проявляются, не переставая быть по сути своей недифференцированными:

«Тот, кто воспринимает вселенную как скопление пены посреди нектарного океана сознания, поистине есть единственный Шива»[214].

Таково мистическое колесо в учении Махартхи, именуемое пятеричным потоком[215]; его вращение выступает символом беспрестанного возвращения энергий, чья активность носит столь бурный характер, что каждая из них переходит в следующую текучим образом, без того чтобы можно было ясно ощутить прерывистость в их смене.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.