Совместная деятельность взрослого с детьми — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Совместная деятельность взрослого с детьми

2022-05-13 34
Совместная деятельность взрослого с детьми 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    Блок совместной деятельности взрослого с детьми является, на мой взгляд, основным в формировании у детей опытно-экспериментальных навыков. К этому блоку относятся опыты и эксперименты, игры-эксперименты, игры-опыты. Также я отношу к этому блоку реализуемые совместно с родителями проекты. Именно совместная содержательная деятельность взрослого и ребенка является своего рода школой передачи социального опыта в сфере влиянии неживой природы на все живое.

        

Самостоятельная деятельность детей

     Планирование этой работы предполагает в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в группах организованы «Детские лаборатории» с соответствующим оснащением, что позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей.

Особую значимость для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности.

Рассмотрим несколько примеров:

§ Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.

Например, после ознакомления со свойствами воды, чтения рассказа «Умная галка» в уголке помещали такие алгоритмы (показ).

- Какую задачу мы решали?

Познакомить с тем, что уровень воды повышается, при добавлении камней.

- Какой вывод должны сделать дети? (Камешки (вода), заполняя емкость, поднимают уровень воды, тем самым выталкивая находящиеся в ней предметы на поверхность).

- Проблемная ситуация.

- После ознакомления детей со свойствами магнита случайно на глазах детей роняли скрепки в таз с водой. Как достать их из воды, не намочив рук?

- «Чудесная коробка» с предметами.

- Совместное начинание.

После того, как у детей сформировались навыки самостоятельной деятельности по решению познавательных задач, мы переходим на реализацию полученных знаний в совместной деятельности.

Методы и приемы работы

   В своей работе я использую как традиционные методы, так и инновационные.

Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:

- Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.). В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности я использовала наблюдения разного вида:

ü распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

ü за изменением и преобразованием объектов.

- Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).

- Практические методы. Большое значение придавалось ведущей форме деятельности детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры, игры с элементами ТРИЗ. Развивать положительные эмоции помогали игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.

Инновационные методы:

- Использование элементов ТРИЗ. При проведении опытов по знакомству детей с разными агрегатными состояниями воды мы используем прием «маленькие человечки» для обозначения жидкого, твердого и газообразного состояния воды.

- Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.

- При проведении мероприятий используются отдельные приемы мнемотехники - мнемотаблицы и коллажи.

   В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения,что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.

Современные средства обучения, в том числе мультимедийные средства очень увлекательны. Однажды заинтересовавшись ими ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.

Деятельность по экспериментированию для детей стала открытием, они их ждут ее с нетерпением. Сформированные представления, полученные в процессе мероприятий, дети «проверяют» в самостоятельной, экспериментальной деятельности.

    Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала, учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности.

В результате закрепленные в играх-опытах и играх-экспериментах знания о связях, свойствах, качествах природных объектов явлений неживой природы становятся более сознанными и прочными.

      Коллектив детского сада и родители стали единомышленниками в решении поставленных задач. С целью выявления отношения родителей к опытно-экспериментальной активности детей я провела анкетирование родителей. По результатам первичного анкетирования сделан вывод, что их заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к детскому экспериментированию, но не допонимают его значимость в развитии ребенка и подготовке его к школе. Наибольшее затруднение вызвали вопросы об организации и руководстве детских опытов. Родители отмечали занятость на работе, и нехватку времени на экспериментальную деятельность с детьми.

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: разработаны и проведены родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме, оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации, использовала раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций, совместные досуги, обмен опытом.

        Родители принимают активное участие в пополнении полочки умных книг познавательной литературой и детскими энциклопедиями. Тематическая подборка книг соответствует изучаемым объектам, и располагается, в специально оформленном литературном центре, где кроме книг подобраны картины, иллюстрации, познавательные игры.

        В результате проведенной работы родители:

- научились организовывать элементарные эксперименты;

- оборудовали мини - уголки для детского экспериментирования в домашних условиях;

- повысили уровень педагогических знаний.

Заключение

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме: «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста», я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Что подтверждается итоговой диагностикой (методика «Маленький исследователь» Л.Н.Прохорова). Отмечается положительная динамика по всем критериям овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью.

              Дети научились фиксировать результаты опытов, рисуя увиденное, выражая свое отношение: розовый кружок – нравится, синий - не очень. Дети стали пользоваться опорными схемами в дидактических играх, в определении последовательности проводимого опыта и эксперимента.

Меня радует то, что воспитанники стали использовать результаты проведения опытов и экспериментов в игровой деятельности: очищение воды, в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Детский сад», «Больница». При помощи вертушек в подвижных играх «Самолетики», «Вертолетики» определяют направление ветра, рисуют на мокром песке, делают лабиринты в песочнице и др.

Количественные данные позволяют проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

     Подводя итог экспериментальной работы в конце обучения (2012-2013 уч. г.), я отметила, что используя системный, спланированный подход в обучении по разделу «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста», используя приборы, оборудование, объекты неживой природы, наглядность в виде картин, иллюстраций, альбомов, слайдов, разнообразных дополняющих друг друга приемов, видов и форм обучения с учетом уровня знаний, возраста и индивидуального подхода к каждому ребенку, я получила хороший результат.

    Мониторинг позволяет говорить о создании определенной системы работы по организации развития экспериментальной деятельности старших дошкольников.

Применение экспериментирования также оказало влияние на:

Ø повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

Ø повышение уровня развития познавательных процессов;

Ø совершенствование речевого развития старших дошкольников (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

Ø развитие личностных характеристик воспитанников (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);

Ø углубление и расширение знаний детей о неживой природе;

Ø повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.

В заключении хочу отметить, что положительные результаты по итогам мониторинга свидетельствуют об эффективности организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.

 

Приложение 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида № 21»

 

Тематическое планирование

По программе

«Лаборатория Знайки»

 

Выполнила:

Хамидуллина

Ирина Александровна,

воспитатель первой

квалификационной категории

 

 

Г. Бугуруслан

Месяц № занятия Тема Интеграция образовательных областей Развернутое содержание

Сентябрь

1 Песок, глина – наши помощники «Коммуникация» «Познание» «Безопасность» Закрепить свойства песка и глины; правила безопасности при пользовании сыпучих и мелких материалов.
2 Песчаный конус «Коммуникация» «Социализация» «Здоровье» Помочь определить свойства песка. Закрепить культурно-гигиенические навыки после игр с песком
3 Путешествие-игра Приключение Буратино «Коммуникация» «Познание» «Чтение художественной литературы» Закрепить знания детей о свойстве дерева (не тонет в воде); развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуацию, планировать эксперимент
4 Волшебная бумага «Познание» «Художественное творчество» Формировать умение обследовать предметы и явления с различных сторон, выявить зависимости; развивать умение организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата.

Октябрь

1 У воды нет запаха «Коммуникация» «Познание» «Чтение художественной литературы» Закрепить представление о том, что чистая вода не имеет запаха; стимулировать желание помочь герою сказки
2 С водой и без воды «Социализация» «Познание» «Художественное творчество» Помочь детям выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)
3 Что выделяют растения «Познание» «Коммуникация» Углубить знания детей о том, что растения выделяют кислород; понять необходимость дыхания для растений
4 Нужен ли корешкам воздух «Социализация» «Познание» «Безопасность» Помочь выявить причину потребности растений в рыхлении; доказать, что растение дышит корешками.

Ноябрь

1 Этот удивительный воздух «Коммуникация» «Познание» Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.
2 Парусные гонки «Социализация» «Художественное творчество» Помочь детей видеть возможности преобразования предметов; участвовать в коллективном преобразовании
3 Вдох - выдох «Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация» Расширить представления детей о воздухе, способах его обнаружения в зависимости от его температуры; о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.
4 Поможем воде стать чистой «Познание» «Коммуникация» «Безопасность» Создать условия для выявления и проверки способов очистки воды; закреплять в речи детей слова: фильтр, водоворот, воронка, авария.

Декабрь

1 Земля – наша кормилица «Познание» «Художественное творчество» «Чтение художественной литературы» Формировать у детей знания о плодотворном слое почвы, познакомить с составом почвы
2 Земля дает жизнь «Коммуникация» «Художественное творчество» «Чтение художественной литературы» Закрепить знания детей о почве; показать взаимосвязь всего живого на Земле.
3 Чем дышит растение «Познание» «Социализация» «Художественное творчество» Помочь детям определить, что все части растения участвуют в дыхании. Развивать умение схематично изображать проделанные действия
4 Почему вянут цветы «Коммуникация» «Художественное творчество» «Чтение художественной литературы» Помочь детям установить зависимость роста растений от температуры и поступающей влаги. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения

Январь

1 Как действуют магниты на предметы «Познание» «Коммуникация» «Безопасность» Расширять логический и естественно- научный опыт детей, связанный с выявлением свойств материалов: липкость, способность прилипать.
2 Испытание магнита «Коммуникация»      «Познание» Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.
3 Беседа Сильная газета «Коммуникация» «Социализация» «Художественное творчество» Познакомить детей с новыми свойствами бумаги: на большую площадь действует сильное давление; воспитывать умение прислушиваться к мнению сверстников.
4 Этот загадочный мир бумаги «Коммуникация» «Познание» Познакомить с разными видами бумаги (оберточная, чертежная и др.). Формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги.

Февраль

1 Мир ткани «Познание» «Социализация» «Безопасность» Формировать умение сравнивать качества и свойства тканей; помочь понять, что свойства материала обуславливает способ его употребления.
2 Кукольное ателье «Чтение художественной литературы» «Социализация» «Коммуникация» Закрепить знания о разных видах тканей. Помочь устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года  
3 Дружба красок «Коммуникация» «Познание» Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета; развивать мыслительную активность; умение делать выводы на основе наблюдения; аккуратность в работе, чувство цвета
4 Легкая пластмасса «Познание» «Коммуникация» Помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая).

Март

1 Как достать скрепку из воды не замочив рук «Познание» «Социализация» «Коммуникация» Помочь определить, какими свойствами обладают магниты в воде и воздухе.
2 Разные «полюса» магнита «Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация» Раскрыть понятие «полюсов» магнита, помочь определить какая часть магнита сильнее притягивает металлические предметы.
3   Путешествие в мир стеклянных вещей «безопасность» «Коммуникация» «Познание» Познакомить со стеклянной посудой и процессом ее изготовления, активизировать познавательную деятельность детей; вызвать интерес к предметам рукотворного мира.
4 Меня зовут стеклянщик «Познание» «Социализация» «Безопасность» Познакомить с производством фарфора; научить сравнивать свойства стекла и фарфора, узнавать стеклянные и фарфоровые предметы.

Апрель

1 Опыты Термометр «Коммуникация» «Познание» Реализовать представления, сформированные в ходе поисковой деятельности; закреплять навыки работы с бумагой, клеем.
2 Пластмасса и металл «Познание» «Коммуникация» Сравнивать способность тонуть металлических и пластмассовых материалов. Учить делать выводы на основе опытов.
3 Как поднять единицу «Социализация»  «Познание» Познакомить со свойствами зеркала (делить целое на две равные части). Познакомить с понятием «оптика».
4 Магнетизм «Познание» «Коммуникация» «Безопасность»   Познакомить детей с понятием «магнетизм», с особенностями магнита; помочь выявить материалы, которые могут снять магнетичность; показать способ изготовление самодельных компасов.

Май

1 Разные отражения «Познание» «Коммуникация» «Социализация» Помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях.
2 Удивительные плоды «Художественное творчество» «Познание» «Коммуникация» Закрепить навыки работы с бумагой клеем; формировать умение доводить работу до конца, развивать фантазию
3 Праздник «Байки Водяного» «Художественное творчество» «Музыка» «Коммуникация» «Социализация» «Познание» Помочь детям проявить смекалку, фантазию при выполнении заданий. Учить детей сопереживать своим товарищам. Воспитывать чувство удовлетворения за свой успех, свои знания.

 

Приложение 2

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида № 21»

 

Система мониторинга

Достижения детьми

планируемых результатов

Освоения программы

«Лаборатория Знайки»

 

 

Выполнила:

Хамидуллина

Ирина Александровна,

воспитатель первой

квалификационной категории

 

 

Г. Бугуруслан

Объект Форма  (метод /методика) Периодич-ность Сроки Ответственный Примечание
Овладевший основными культурно-гигиеническими навыками Наблюдение 2 раза в год Октябрь, май Воспитатель  

Любознательный, активный в процессе экспериментальной деятельности

Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка» (источник: Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2001, 640 с.) 1 раз в год май Психолог  
Наблюдение 2 раза  в год Сентябрь, май Воспитатель  

Эмоционально отзывчивый

Методика «Что – почему – как» (Нгуен М.А.) Методика «Отражение чувств» (Нгуен М.А.) 1 раз в год   Психолог  
Наблюдение 2 раза в год Сентябрь, май Воспитатель  

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками

Методика «Необитаемый остров» (источник: Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / под.ред. О.В. Дыбиной. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 64 с.) 1 раз в год апрель Психолог  
Наблюдение 2 раза в год Сентябрь, май Воспитатель  

Способный управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж. Пиаже) 1 раз в год апрель Психолог  
Наблюдение 2 раза в год Сентябрь, май Воспитатель  

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Методика исследования словесно-логического мышления (по Я. Йерасеку) 1 раз в год май Психолог  
Наблюдение 2 раза в год Октябрь, май Воспитатель  

Имеющий первичные представления о себе, природе, экспериментировании

Методика «Какой Я?» (источник: Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2001, 640 с.) 1 раз в год март Психолог  
Наблюдение 2 раза в год Октябрь, май Воспитатель  

Овладевший необходимыми умениями и навыками

Рассказ по картинке (источник: Успех. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов: пособие для педагогов / под ред. И.А. Бурлаковой, М.И. Степановой. – М.: Просвещение, 2011, 127 с.) 1 раз в год апрель Психолог  
Наблюдение 1 раз в год май Воспитатель, педагог музыки, и другие специалисты  

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Тест простых поручений 1 раз в год апрель Психолог  
Наблюдение 1 раз в год май Воспитатель  

 

Приложение 3

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида № 21»

 

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

Направление деятельности:

«Познавательно-исследовательская».

Интеграция образовательных областей:

«Познание (ФЦКМ)», «Коммуникация», «Социализация»


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.