О похищении звёздных коров и о Битве трёх родов — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

О похищении звёздных коров и о Битве трёх родов

2022-05-11 33
О похищении звёздных коров и о Битве трёх родов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

О как прекрасна ты, Сварга небесная! Как широко небо звёздное!

И там в небесах синих по заоблачным лугам Ирийским ступает Земун Корова Небесная. И ступает она от края небес до края, и от моря до синя моря…

И ест она траву на святых лугах Ирийских, и даёт молоко. И течёт то молоко по небесному своду, и звёздами частыми сияет.

И у той Земунушки Родовны рога чудные виты и кованы из золота красного. А тяжёлые копыта её блестят белым серебром, и каждая шерстиночка её унизана скатным жемчугом.

Скачут за Земун её детушки родимые: Амалфея, Дана, Волыня — златорогие звёздные турицы. Рождены они Родом-батюшкой и Рожаницею Земун.

Вопросили их звёзды частые:

— Вы куда спешите, свет Земунушка, также детушки — млады турицы?

— Мы бежим и спешим к Белым водушкам да ко Камешку Алатырскому. Обойдём мы вокруг Камня Белого, в белы водушки окунёмся — в красных девушек обернёмся.

Возвращались они от Алатырь-горы, и снова их звёзды выспрашивали:

— Ой вы, турицы златорогие! Отвечайте по чести да по совести — где вы побыли, погуляли где? И какое вы чудо увидели?

— Ой, мы видели чудо-чудное… Как в своей златой колеснице пролетал Сурья-бог — Солнце Красное. Он к нам руки-лучи от небес простирал, и ласкал он нас, и обнимал…

Много ль, мало ли минуло времени — зачали от Солнышка турицы.

И родила Амелфа — Велеса. Дана — братьев Валью и Вритью. А Волынюшка — бога Хорса.

Так у внуков Земунушки Родовны волосы горят красным золотом, ноги — в серебре по коленочки. И зажат в правой рученьке каждого — Синь-горючий Камень Мерлирь.

 

* * *

 

А в ту пору во глуби Пекла Вий Седунич призвал Пана Виевича. И вынашивали они коварные планы, дабы захватить в поднебесье власть.

И так сказал тогда Вий Седуневич сыночку козлоногому Пану:

— О сынок мой, Пан сильномогучий! Ты сделай-ка ход из чрева земного, а затем с лавою подымись в поднебесье! Ты затми-ка дымом Красное Солнышко! Укради-ка там в Сварге синей златорогое стадо туриц!

Распалил тогда огонь козлоногий Пан и прожёг проход в поднебесный мир. И расселась тогда земля, и пролилася лава огненная. И поднялись там горные кряжи, имя коих — Пановы горы. И затмил Пан пеплом Красно Солнышко, и замглил он синее небушко. И угнал он с небес стадо туров и туриц.

И похитил Пан из колыбели также братьев — Валью и Вритью. И пригнал он затем туриное стадо в Навье царство, к батюшке Вию.

И тех братьев звёздных Вий Седунич объявил своими сынами, дабы подчинились они власти Пекла.

А чтобы забыли они о Солнце, о батюшке — яром владыке, он обратил их в драконов Нави. И дал он им также охальные прозвища: Валью назвал Валуном, ну а бога Вритью — Вруном.

Мы же будем их также знать как детей Солнца Ярого — как богов великих и славных с именами: Вальяр и Вритьяр.

Опечалилась тогда их матушка Земун. Обмелели реки молочные, и Земля погрузилась в кромешный мрак. А с небес пошли тогда не дожди, очищающие и прохладные, — повалился горячий пепел. Запрудил тогда реки змей Вритьяр, а брат его Вальяр затмил Красно Солнце.

И не стало воды ни для зверя рыскучего, ни для птицы летучей, ни для змеи ползучей! Оскудела тогда Мать Сыра Земля… Стали рыскать по ней звери лютые, волки хищные и медведи. Стали красть у людей скотину…

…За горою крутой и за Pa-рекой расшумелись леса дремучие. В тех лесах дремучих костры загорелись и огни воспылали горючие. Вкруг огней тех люди сбирались, к небесам они обращались:

— Ты, Семаргл-Огнебог, воспылай до небес! Передай Перуну Сварожичу и Дажьбогу, Барме и Индрику-змею — славу нашу, Семаргл могучий!

— Ты, Сварог небесный! Пошли сынов в службу дальнюю и многотрудную! Сокруши Осла, ты, ревущего! Улетит пусть зловещею птицею далеко от Древа Всемирья да от Бел-горюч камня Алатыря, ветер буйный и переменчивый!

И прорёк Сварог-отец, царь небесный:

— Отправляйтесь, боги, на поиски! Отыщите туров, рождённых Даной! Возвратите домой вы ирийское стадо!

Взвился бог Семаргл сын Сварожич, закружился он огненным вихрем.

— Мы отыщем вскорости звёздное стадо!

И вскочили тут на коней крылатых Даждь с Перуном — боги Ирийские. Также Барма великий — владыка молитв. Также Индрик могучий, сын Дивного Дыя.

И те боги пришли за Волгу — за Великую Сурью-Ра. На богах — кольчуги булатные, на руках — златые пластины, на плечах — медвежии шкуры, а в руках — мечи и секиры. Словно птицы, раскинув крылья, полетели к битве ясуни!

 

* * *

 

И прилетели тогда боги светлые ко Великой Волге-реке да ко тем великим лесам Светлояровым. И тогда рассудил смелый Тарх Даждьбог:

— Нужно нам и великого Велеса, деда моего, сына Солнца, вызвать на борьбу с родом Вия!

И ответил тут ему батюшка Перун:

— Мы с тобою проведаем Велеса Суревича! Призовём мы его на сей славный бой! И тогда станет нашим союзником всевеликий сын бога Сурьи!

И тогда Дажьбог многосильный и храбрый оперился, представ Гамаюном. Обратился он птицей вещею, полетел затем в Светлояров лес ко Великому граду Китежу, где была обитель святая бога Велеса сына Суревича.

И спустился, и сел многомудрый бог под окошечко-то косящетое… И беседовали там царь с царицею: Велес Суревич с супругою Вилою.

— Этой ночью, — сказал Велес Суревич, — приходили к нам Карна с Желею, пламя мыкая в роге огненном! Знать, идут сюда боги Сварги — с родом Виевым ратоваться! Будут биться они против Вальи и Вритьи — милых братьев, обманутых Вием! Против дочки нашей Поманы, что похитил также великий Пан! Также против Лутони-бога, что родили уже Пан с Поманою! Могут сгинуть в огне ветви нашего рода — по вине Вия с Паном и воле Сварога!

Вила Сида так супругу рекла:

— Мы должны на ту битву родных не пустить, чтобы кровь свою защитить! Мы напустим на них жажду, голод и сон, а еду заколдуем и питье зачаруем… Китаврула мы призовём. Пусть волшебник глаза тем богам отведёт — и родных от смерти спасёт!

А Дажьбог-Гамаюн, сидя под окошечком, всё, что Сида прорекла, слышал и запомнил. И к отцу он тотчас возвратился. Перья скинув, собою опять обратился.

И подъехали Даждь-бог со Перуном ко тому Светлоярову озеру. Видят: вот золотая лодочка, ну а в ней Китаврул — перевозчиком. Возит он по озеру Светлояру на ту сторону, к Китеж-граду.

А уж как та лодка украшена — и чеканкою, и резьбою. Нос-корма у ней позолочены, рытым бархатом обколочены. И в той лодочке — будто дивный рай, кипарисовый, виноградный сад. Там цветы цветут, птицы песнь поют. И столы там убраны яствами, рядышком — кроватки тесовые.

Китаврул на корабль гостей проводил и усаживал за столы, за волшебные скатерти-самобранки. Предлагал им выпить напиточков и откушать златые яблочки.

Отвалила ладья Китаврулова и поплыла по Светлояру ко Великому Китеж-граду.

Вдруг то озеро обернулось во туманушке — океаном. Берег китежский стал вдруг островом чудным, прозывающимся Буяном: там и дуб растёт коренистый, рядом — ёлочка щепотиста.

Как на дубе том висит цепь златая, кот Баюн по ней важно ступает. Как направо пойдёт — сказку скажет, а налево — песнь запоёт. А по ёлочке той — скачет белочка, что златые орехи грызёт, изумруды лущит, из скорлуп вынимает и в шкатулочки их кладёт.

И садились боги за златые столы — на скамьи, за скатерти-самобранки. Слово молвил тогда бог Перунушка:

— Наливайте-ка нам напиточков!

Тарх Дажьбог отца отговаривал, только тот его не послушал. Как наелся Перун и напился — тотчас спать на кровать повалился. И тогда Дажьбог пития выливал, и мечом столы разрубал.

И тотчас ладья Китаврулова приставала к причалам Китежа-града. И пошёл Дажьбог ко златым вратам. И вошёл он в тот город. Вокруг — терема, белокаменные дома. Мостовые устланы золотом и каменьями самоцветными.

Доходил Дажьбог до реки, за которой чудесный замок — на семи ветрах о семи шатрах.

Видит: радужный мост пред собою. И пошёл Дажьбог по тому мосту к Семиверхому замку Велеса.

Как пришёл, явились пред ним — Велес Суревич с Вилой Сидой. Обратился Дажьбог к хозяевам добрым, поклонившись им по обычаю:

— Велес Суревич, сын Амелфы! Ты примкни к дружине Свароговой! Ведь в твоей могучей деснице — полнота есть силы державной! Если б мы потянули вместе братский плуг в порыве едином, то тогда никакая сила не смогла бы нас переспорить!

Отвечал Перуничу Велес-бог:

— Нет, сражаться с родною кровью не пристало мне, сын Перунов! И скажу ещё: меч не скован, не отточено то железо, что моих одолеет братьев — сыновей великого Сурьи!

И тогда Дажьбог, сын Перуна, вынимал изостренный меч. И сошлись тотчас в рукопашную Велес буйный и Тарх Дажьбог.

Как они боролись-братались — содрогалася Мать Сыра Земля, расплескалось и море синее, приклонилися все дубравы, заплелись во полюшке травы.

И воскликнул Велес сын Сурьи:

— Помоги-ка мне, Вила Сида, образумить сына Перуна!

Подскочила к ним Вила Сида и сбивала на Землю Сырую супротивника мощного — Тарха Дажьбога.

И тогда они привязали — Даждя цепью златою к дубу.

— Вот теперь ты будешь, Перунич, песни петь нам, как Гамаюн! Или вечером сказки сказывать, как любимец наш — кот Баюн!

И воскликул тогда Тарх Перунович, и по небу гром раскатился:

— Ты проснись-пробудись, грозный батюшка! Помоги-ка мне, грозный бог Перун!

Мало времени миновало — разгулялась непогодушка, туча грозная поднималась. Шла та туча грозная на горы — горы с тучи той порастрескались и на камешки раскатились. Подходила к лесам — приклонились леса, разбежались в лесах звери лютые. Становилась туча над морем — море синее расходилось, разметались в нём рыбы быстрые.

Из-под той-то грозноей тученьки со громами, огнями сверкучими прилетел Орёл сизокрылый. Стал летать Орёл, клекотать в небесах:

— Почему приковали Тарха? Почему его привязали? Из-за Велеса — сына Сурьи, из-за Сиды — дочери Рода!

Не взлюбилась та речь буйну Велесу, он выскакивал на широкий луг. Лук тугой снимал с своего плеча, брал калёну стрелу у Дажьбога, направлял стрелу в птицу вещую. А Дажьбог у сырого дуба, глядя на стрелу, приговаривал:

— Слушай, батюшка лук! Ты, калёна стрела, — не пади ты ни в воду, ни на гору, не пади в дуб сырой и в сизого Орла — попади-ка в грудь буйна Велеса!

Не попала стрела ни на гору, ни в воду, не попала стрела в дуб сырой и в Орла — повернулась она во грудь буйного Велеса, сбила с ног она грозного бога.

И тогда Орёл сизокрылый обернулся снова в Перуна Сварожича. И послал Перун громовую стрелу — и разбился сырой дуб на щепочки. И спадали тогда цепи тяжкие вниз на землю с Тарха Дажьбога.

И сказал Перун буйну Велесу-богу:

— Я тебя, грозный Велес, Коровы сын, уничтожу, сожгу, не помилую!

— Не найдешь ты меня, — Велес так отвечал. — От тебя я сумею упрятаться! Вот идёт человек — стану тенью его, ничего ты со мною не сделаешь!

— Я убью человека, его я прощу, но тебя затем не помилую!

— Тогда я — под коня! Не отыщешь меня! — отвечал ему Велес, Коровы сын.

— И коня я забью, и тебя погублю, погублю тебя, не помилую!

— Я запрячусь в дупло, там спокойно, тепло — ничего ты со мною не сделаешь!

— Я тот дуб расщеплю и тебя отыщу — я найду тебя, не помилую!

И тогда бог Велес сын Суревич руку с перстенем ввысь подымал, перст свой к небесам воздымал. А в том перстне — Рубин Сокровения. И когда в него ударила молния — вмиг растаяло наваждение.

Вдруг исчез и сам Китеж-град святой с Семиверхой башнею Золотой. И пропал вокруг океан, сгинул также чудный остров Буян.

И увидел Перун сын Сварожич вместе с сыном Тархом Дажьбогом, что вокруг лишь лес Светлояров — травушка вокруг чуть трепещет, озерцо синей гладью блещет…

Так Перунушка со Дажьбогом Китеж-град в лесу не нашли и ни с чем обратно пошли, да и дубравушках заблудились и к сражению припозднились.

 

* * *

 

А Семаргл, Барма и Индрик-змей подходили тогда ратью грозною к Пановым мглистым горам. Где течёт Великая Ра-река, и в неё впадает река Ока.

Барма — бог сладкозвучный, поэт из поэтов, начал петь, восхваляя Сваргу, проклиная Пана и Вия. И по зову Бармы, царя молитв, Сивый Мориан появился. Вслед за Сивой явились — Рудые. Собиралась окрест рать великая!

И искали боги ирийские всех коров, украденных мощным Паном. И услышали их мычание.

Видят боги — у Камня горючего реки запрудил мощный Вритья-змей. Сила Вритьи возбуждена, охватил его жар подземный, преградивши собою воды, он лежал на дне подвселенной.

Подъезжал к нему мощный Индрик-бог на могучем Единороге. Змей шипел, как в пьяном угаре:

— Я тебя, Индрик-бог, вызываю на бой! Я тебя, мощный Индрик, с конём проглочу!

Но ему не ответил Индрик, распалённый гневом и хмелем.

Колдовать тут начала Данушка. Напустила она тучи тёмные, град, и гром, и грозные молнии. И во тьме надвинулся Вритьяр, в рог ударил Единорогу. И тогда колдовскою силой Индрик-бог обратился в волос. Вритьяр бил по тонкому волосу.

Поднял палицу мощный Индрик — содрогнулось всё поднебесье, как разбил он голову Вритьи. Будто сук, секирой обрубленный, Змей упал на Матушку Землю.

Вол хотел победить Быка, но сразил его мощный Индрик-змей. Он — безногий, бесплечий, безрукий — победить хотел бога Индрика! Погрузился он в долгий мрак — тот, кому был сам Индрик враг!

Индрик чары Даны разрушил. И поникла Данушка Родовна. И на сына она упала, и прикрывала его собою. Сверху Дана-мать, снизу сын — так лежат Корова с Телёнком.

И ударил палицей Индрик-бог. И поверг он лютого Вритью, обуздавшего все потоки. И поверг он Дану Земуновну. И столкнул их бог со Великой Ра — и все воды ринулись в море.

О, кого испугался Индрик-змей? Что за страх проник в сердце бога? Почему, в Орла обратившись, улетел он от тела Вритьи? Он увидел Месть — Волка Огненного, пересекшего путь Орла.

Вот была задача нелёгкая у Семаргла и бога Бармы — отыскать уведённых Паном всех родных дочерей Земун. Видит Барма: в Медведя мощного обернулся сын Волги-Pa. И сам лёг он горою на ту пещеру, где сокрыто стадо коров.

Слышит Барма: мычат коровы под Великою той горой. К ним свой голос добавил Барма — с Сивой, Рудыми и Семарглом.

Испугался тут мощный Вальяр, побежал он от громкой песни… И бежал он лесами дремучими, и болотушками зыбучими, побежал полями широкими, миновал и горы высокие, убежал от Белого к Чёрному морю… Но не скрылся от гнева небес.

Здесь, богов увидевши, — замер. Лёг у моря Медведь-горою, от ударов не уклоняясь.

И тогда бог Индрик могучий, рогом мощным Единорога проломил великий Валун. Словно Дятел, кору пробивший, он разбил преградушки Вальи.

Барма-бог молитвой раскрыл Валун, пробуравил своею силой. А Семаргл ударил секирой — и Крыница в Камне раскрылась.

И родился тогда в Крынице, что струила волшебный мёд, сам премудрый Квасура-бог.

И съезжалися к той Крынице грозные цари и царевичи, вслед за ними — князи и князевичи, приходили волхвы многомудрые. Все в Крынице черпали мёд. Пили все медовую сурью.

И открыли они врата, и вошли волхвы в подземелье. И нашли в пещере сокрытой — тот Огонь, что светит во тьме. И, раскрыв глубокие тайны, стали ведать те мудрецы: это Пламя поэтам не чуждо, ими тот Огонь разожжён…

Вот лежит великий Валун, порождённый силою Вальяра. У подножия той горы там лежит поверженный Вритьяр.

И тогда великая туча обложила гору печальную, и рыдала чёрным дождём над сынами матушки Даны… И сверкнула молния в туче, как великий Огненный Всадник проплывал над сею горою.

— Се Закон! Исполнен Закон! — прокатилося в горней выси.

И тогда печальные паны вереницею вышли из недр горы. Приклонили они колени.

И глава их к небу поднял — Ключ Златой от Врат Сокровенья. Этот Ключ стал платой за жизнь Вальяра и Вритьяра и их заключенье.

Так за теми Вратами Тайны заключили Валью и Вритью. Заключили их не на годы, заключили не на столетья, а на долгие тысячелетья….

 

* * *

 

Видя поле, кровью залитое и засеянное костями, видя заключение братьев, — тяжкой скорбью сердце исполнилось у великого сына Сурьи, бога Велеса Семиликого. И в тоске-печали глубокой молвил он тогда Виле Сиде:

— Первоцветы счастливых лет на моих лужочках увяли! И с весенних ласковых пастбищ всех теляток-братцев угнали! Словно дуб, поражённый молнией в самую свою сердцевину, оказался я одиноким без друзей и братьев любимых!

И рекла ему так Вила Сида:

— Солнце деток уж не увидит, красных дней они не дождутся… Оттого-то в лесочке тоскует и считает их дни кукушка… И рыдает ночь напролёт соловей о минувшем счастье, и черёмуха осыпается, ибо будет опять ненастье…

И призвал Китаврулушку Велес-бог:

— Друг старинный, строитель дивный! Ты оставь кормило златое на своей летучей ладье… Ты берись теперь за кормило власти. Был ты кормчим на корабле — стань же князем во Китеж-граде! Ты его окружи неприступной стеной, опоясай мощными рвами! Сделай город таким, чтоб укрыться могли в нём все немощные и старые!

И сказала так Вила Сида:

— Пусть всегда за стенами его обретут беззащитные вдовы, сироты приют. Те, что слёзы льют о погибших мужьях, и о братьях, убитых в жестоких боях!

Тут прощаться стали супруги с князем Китежа — Китаврулом. И промолвил тут слово прощанья Велес, сын великого Сурьи:

— Нам пора идти, словно птицам время с летних вод подыматься! Улетать мне — лебедем белым. Виле — уткой в тростник забиваться. Мы сокроемся в чаще леса, как листы, что сорваны ветром. Время нам оплакивать близких и печалиться о потерях!

И сказал он так напоследок, власть вручая кормщику мудрому:

— Мир храни! И всегда с любовью управляй ты городом чудным! И правителем будь счастливым! Княжи праведно и премудро!

И ступали Велес и Сида по лесам, горам и долинам. И бродили они много дней по болотушкам и трясинам. И плутали в глухих чащобах, пробиралися в буреломах…

Наконец они выходили ко широким и белым водам — на пустынное Белозерье. И края им те полюбились, там супруги и поселились…

И под сенью широкой сосен, под шатром от могучих елей боги тризны и славы пели.

Жили там лишь дыханием ветра, обогреты щедротой солнца, напоёны дождями и укрыты снегами… И так шли века за веками…

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.