Тема 1. Социальное проектирование: понятие и принципы — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Тема 1. Социальное проектирование: понятие и принципы

2021-04-18 379
Тема 1. Социальное проектирование: понятие и принципы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1. Социальное проектирование: понятие и принципы

Цели и задачи изучения темы

Цель – сформировать представление о сущности и задачах социального проектирования

Задачи:

- сформировать представление о социальных проблемах как предпосылке социального проектирования,

 - определить сущность социального проектирования, обосновать его понятие;

- проследить эволюцию концепции социального проектирования, охарактеризовать основные подходы к социальному проектированию, его основные принципы.

Социальная проблема как предпосылка социального проектирования

   Основанием социального проектирования является наличие определенной социальной проблемы. В социологической литературе приводится много различных по объему и содержанию определений социальной проблемы. В самом широком смысле, например, предлагается понимать под ней «то, что люди считают социальными проблемами». При такой трактовке социальную проблему можно рассматривать и как объективное условие, и как «деятельность тех, кто утверждает, что условие существует, и определяет его как проблему» [1]. Достаточно полным выглядит определение социальной проблемы как объективного противоречия, приводящего «к нарушению пропорций социального функционирования и развития и на этой основе к дисбалансу интересов различных социальных групп, к разрушению доминирующих социальных ценностей, вследствие чего изменяются существенные свойства социума и возникает "угроза" его привычной, устоявшейся (и в этом смысле нормальной) жизнедеятельности» [2]. Говоря проще, социальная проблема – это социальная ситуация, характеризующаяся наличием противоречий. Как правило, эта проблема включает две стороны – предметную и гносеологическую. Предметная сторона проблемы обозначает наличие реальных противоречий в отношениях конкретных социальных групп друг к другу и окружающей действительности – к природной и городской среде, социальным институтам и нормам. Гносеологическая сторона проблемы характеризует недостаточность знания о количественных и качественных параметрах данного социального факта. Например, задача урегулирования конфликта между работниками и работодателями связана с необходимостью измерить его интенсивность и выявить его причины. По своим масштабам проблемы могут не выходить за пределы малой группы, но могут затрагивать интересы целых обществ и всего мира. В этом смысле их можно подразделить на:

- внутригрупповые и внутриорганизационные,

- местные,

- региональные,

- межрегиональные,

- общенациональные,

- международные,

- глобальные.

По продолжительности существования они могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными, а также фундаментальными.

По глубине и по сложности их можно подразделить на одномерные и многомерные.

При наличии той или иной проблемы можно положиться на естественный порядок вещей. Факторы существования проблемы могут минимизироваться, и проблема ликвидируется. Однако специфика социальных проблем такова, что при их длительном существовании они сами становятся факторами своего существования и усугубления, и решить их становится все труднее. Поэтому оптимальным способом решения проблем является все-таки управленческое действие, предполагающее вмешательство в естественный порядок вещей. В свою очередь, управленческое действие может быть спонтанным и целенаправленным. Целенаправленное действие отличается от спонтанного, прежде всего тем, что оно повышает вероятность перехода системы из текущего состояния в некоторое заданное состояние в силу ряда своих характеристик. Для того чтобы это действие было эффективным, оно должно быть упорядоченным и неслучайным, а также исходить из понимания конечного результата такого воздействия. Функцию конструирования такого умозрительного результата с непременным определением средств и способов его достижения и выполняет социальное проектирование.

Вопросы для повторения

1. Что можно считать социальной проблемой?

2. Что понимается под социальным проектированием?

3. Почему в современных условиях при проектировании социальных инноваций основное внимание уделяется учету ценностных ориентиров человека, сообщества, общества?

4. Можно ли считать, что три выделенных подхода к социальному проектированию (объектно-, проблемно- и субъектноориентированный) существенно различаются?

Резюме по теме

Основанием социального проектирования является наличие определенной социальной проблемы. Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых или предпочтительных состояний будущего. В отличие от мечты, социальный проект предполагает реальные цели и учет ресурсов, имеющихся в наличии.

Таким образом, под социальным проектированием понимается конструирование субъектом (индивидом, группой или организацией) системы действий, направленных на реализацию социально значимой цели и локализованных по месту, времени и ресурсам.

Социальное проектирование исторически эволюционировало в следующих формах: 1) социальной утопии, 2) социальной инженерии и 3) социально-экономического планирования.

В современных концепциях следует выделить несколько теоретических подходов: объектно-ориентированный, проблемно-ориентированный и субъектно-ориентированный.

 

Тема 2. Социальный проект

Цели и задачи изучения темы

Цель – уяснить сущность социального проекта

Задачи:

- сформировать представление о сущности социального проекта,

- обосновать типологию социальных проектов

Понятие социального проекта

Понятие «проект» в русском языке имеет, по крайней мере, два смысла. Во-первых, оно обозначает текст, в котором описывается планируемое нововведение. Социальный проект определяется в данном случае как «системный комплекс плановых (финансовых, технологических, организационных и пр.) документов, содержащих комплексно-системную модель действий, направленной на достижение оригинальной цели» [10].

С другой стороны, социальный проект определяется с содержательной точки зрения – как система мер, призванных изменить социальную среду.

Под социальным проектом понимается в данном случае сконструированное инициатором проекта социальное нововведение или система действий, характеризующиеся следующими признаками: 1) целью его является создание, изменение или поддержание определенного качества социальной среды; 2) оно имеет пространственно-временные и ресурсные ограничения; 3) его воздействие на людей признается позитивным по своим социальным результатам.

Один из нормативно-правовых документов в сфере управления проектами – Постановление Правительства Белгородской области от 31 мая 2010 г. №202-пп трактует проект, как «комплекс мероприятий и работ, направленный на достижение определенной цели, ограниченный во времени определенными сроками начала и окончания, выполнение которого имеет однократный (неповторяющийся) характер» [11]. В международном стандарте качества ISO 21500 проект определяется как уникальный набор процессов, состоящих из скоординированных и управляемых задач с начальной и конечной датами, предпринятых для достижения цели. Достижение цели проекта требует получения результатов, соответствующих определенным заранее требованиям, в том числе ограничения на получения результатов, таких как время, деньги и ресурсы.

Однако, нужно отметить, что в данных случаях речь идет о проекте как таковом, без конкретизации его социальной направленности.

Наиболее размытой характеристикой данного определения является его позитивное воздействие. Позитивность проекта определяется его полезностью, которая может иметь социоэкономическое, социокультурное и иные измерения.

Центральной характеристикой социального проекта является нововведение (или инновация). Теория инноваций формируется в первой половине XX в. Классиком этой теории считается Й. Шумпетер, который в 1911 г. в своей работе «Теория экономического развития» дал классификацию инноваций:

1) новое, то есть еще неизвестное в сфере потребления благо, либо новое качество известного блага;

2) новый, более эффективный метод производства известной продукции, не связанное с научным открытием (последнее, по Шумпетеру, выходит за пределы инноваций);

3) открытие новых возможностей сбыта известной продукции;

4) открытие новых источников сырья или производства полуфабрикатов, реорганизация производства, ведущая к подрыву какой-то установившейся в нем монополии.

Вышеприведенные инновации сосредоточены преимущественно в экономической сфере.

Современные исследователи классифицируют инновации по следующим основаниям:

1) продуктные (новая продукция, товар);

2) технологические (новые технологии производства товаров, услуг, знаний);

3) социальные (создание качественно новых экономических, социальных, политических, социокультурных образований, структур, институтов, организаций);

4) комплексные (сочетающие характеристики первых трех типов);

5) по масштабности. Так, М. Мак-Кейон пишет о а) постепенных инновациях – незначительных усовершенствованиях чего-либо. Например, такими небольшими шагами компания Gilette пришла от бритв с 1 лезвием к бритвам с 5 лезвиями; б) радикальных новациях, которые создают важные усовершенствования. Клонирование Долли было одним из таких прорывов; в) революциях, случающихся, когда группы новшеств вызывают огромные, далеко идущие последствия. Вычислительная революция была достигнута из-за тысяч новых технологий, включая телефоны, ТВ, микропроцессоры. Глобализация, исследования человеческого генома были бы невозможны без этого [12].

Инноватика как отдельная область имеет множество определений инновации. Можно привести документ экспертов ГУ–ВШЭ и Организации экономического сотрудничества и развития (OECD):

«…для целей Инновационной стратегии ОЭСР было решено определять понятие "инновации" в соответствии с "Руководством Осло", описывающим четыре типа инноваций – продуктовые, процессные, маркетинговые и организационные:

· продуктовая инновация – новый или значительно улучшенный продукт (товар или услуга), включая существенные усовершенствования технических характеристик, компонентов и материалов, программного обеспечения, используемого в продукте, или других функциональных характеристик;

· процессная инновация – новый или значительно улучшенный метод производства или поставки, включая существенные изменения в методах, оборудовании и / или программном обеспечении;

· маркетинговая инновация – новый метод маркетинга (вывода товара на рынок), включающий значительные изменения в дизайне товара или в его упаковке, продвижении или ценообразовании;

· организационная инновация – новый организационный метод в предпринимательской практике, в организации рабочих мест или внешних связях» [13].

Существует две трактовки инновации. Первая предполагает, что инновация – это нечто принципиально новое, то, чего не было. Вторая рассматривает инновацию как нововведение, как то, чего не было в данной социальной среде, но могло существовать в другой. По-видимому, следует признать, что в основе социального проекта необязательно должно быть нечто принципиально новое. Внедрение в социальную среду каких-либо институтов, отношений, мероприятий, успешно функционирующих в ином социуме, также может оказаться весьма эффективным.

Предметом социального проектирования могут быть: социальные качества и характеристики, социальные отношения, социальные институты, социальные ценности и нормы, организации, мероприятия.

Примером проектируемых социальных качеств и характеристик могут быть качество жизни населения или имидж политика.

В качестве проектируемого социального института может выступать, например, рынок как регулятор производства.

Ценность – патриотизм или здоровый образ жизни. Норма – новый закон или новый стимул. Организация - новое ведомство в системе государственного управления или коммерческой сфере.

Мероприятие – праздник для населения города или организации.

Социальное нововведение (или инновация) – это разновидность управленческого действия, в результате которого происходит целенаправленное и существенное изменение социального процесса, структуры или социальных отношений.

Инициатором проекта может быть как отдельный индивид, так и группа или организация.

Типология проектов

Существуют различные типологии социальных проектов. По характеру проектируемых изменений социальные проекты подразделяются на 1) инновационные и 2) поддерживающие.

Для инновационных проектов характерно внедрение в социальную среду принципиально новых разработок, не имеющих аналогов в ее актуальном состоянии. Сложностью в определении проектов как инновационных является то, что зачастую инновацию можно определить лишь по последствиям реализации проекта. Часть инновационных проектов замышлялись как узкоспециальные, значимые лишь для сферы производства или военно-промышленного комплекса, но по последствиям оказались значительно шире. Например, внедрение системы маркетинга в деятельность фирм, производящих продукцию, или создание компьютерной сети для управления в военной сфере, из которой впоследствии сформировалась глобальная сеть – Интернет.

Поддерживающие (или реанимационные, реставрационные) проекты. Примером таких проектов могут быть различные проекты по сохранению культурного наследия.

По направлениям деятельности могут быть образовательные проекты, научно-технические, культурные, политические, экономические и др.

По источникам и особенностям финансирования выделяются бюджетные, инвестиционные, спонсорские, благотворительные, кредитные, со смешанным финансированием.

Бюджетные проекты, как правило, разрабатываются для решения социально значимых задач, и не несут функцию извлечения финансовой прибыли. Их значительная часть осуществляется в рамках государственной и муниципальной социальной политики.

Целью инвестиционных проектов является получение прибыли. При этом в роли инвестора может выступать государство или органы местного самоуправления, корпоративный субъект либо частное лицо (лица).

Спонсорские проекты финансируются корпорациями или частными лицами, не преследуют цели извлечения финансовой прибыли либо возврата затраченных денег. Их целью со стороны спонсора, как правило, является реклама, повышение престижа.

Благотворительные проекты, как правило, не преследуют со стороны благотворителя соображений выгоды (материальной либо символической), или же она не афишируется.

Часть масштабных проектов имеет смешанное финансирование. Например, «Программа улучшения качества жизни населения Белгородской области», предусматривает финансирование из федерального, областного бюджетов, средств предприятий и организаций, внебюджетных и благотворительных фондов, Пенсионного фонда, фондов социальной поддержки населения городов и районов области

По масштабам можно выделить проекты локально-территориального (двор, микрорайон), организационного уровня, местные, региональные, межрегиональные, общенациональные, международные. В определенной степени можно говорить о глобальных проектах, затрагивающих все глобальное сообщество.

По срокам реализации существуют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные проекты.

Краткосрочные проекты требуют для реализации до 1-2 лет. Уменьшение срока реализации нередко зависит от увеличения финансирования или трудовых затрат. Потребность в ускорении реализации проекта может диктоваться чрезвычайной ситуацией. Например, спасением людей во время техногенной или природной катастрофы.

Среднесрочные проекты обычно реализуются в течение 3-5 лет.

Долгосрочные проекты обычно осуществляются на протяжении 5 и более лет. Они предусматривают существенные социальные преобразования, сложны для разработки и должны строиться с учетом долгосрочного прогноза. Само такое прогнозирование затруднено возможностью возникновения новых факторов и тенденций, поэтому долгосрочные социальные проекты разделяются на последовательные этапы. Ближайшие из них разрабатываются достаточно детально, последующие – концептуально. Их характеристики меняются в зависимости от динамики социальных изменений.

Следует отметить, что эта классификация является условной и конкретных ситуациях обозначение типов проектов может варьировать. Например, в настоящее время в сфере государственного управления к долгосрочным целевым программам (являющимся разновидностью проектов) относят «комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий на период три года и более» [14].

В зависимости от возможности четко ограничить время реализации проекта, они подразделяются на терминальные, развивающиеся и открытые. Терминальные (конечные) проекты – это проекты, имеющие конкретную цель и четко ограниченный жизненный цикл, обозначенный моментами, когда проекта еще не было и когда его уже нет. Но если такие проекты еще возможны в такой сфере, как формирование социальной инфраструктуры, например, создание новой организационной структуры, строительство здания социального назначения, или проведение какого-либо мероприятия, то в целях формирования нового социального качества (ценности, нормы, знания и т.п.) терминальные проекты, как правило, невозможны. Для реализации этих нововведений существуют развивающиеся и открытые проекты.

Сущность развивающегося проекта состоит в том, что на момент его выдвижения не устанавливаются конечные цели, достижение которых означало бы завершение проекта. Эти цели формулируются лишь в ходе реализации проекта, когда исчерпывается круг гипотез, объясняющих те или иные факторы.

Открытые проекты в принципе не предусматривают конкретных и четко заданных целей, по реализации которых проект перестает существовать, поскольку проектируемые системы слишком сложны и открыты. Считается, что социально-экономическое развитие региона – именно такая система, которая поддается лишь проектированию с использованием методологии открытых проектов. Цели, конечно, могут устанавливаться, но разработчики проекта должны отдавать себе отчет, что заявленные цели могут морально устареть уже через несколько лет, и необходимо будет выдвигать новые ориентиры и критерии.

В системе государственного и муниципального управления представлены два основных типа проектов, различающихся по степени детализации механизмов достижения целей и по срокам упреждения – стратегии и целевые программы. Стратегия, основываясь на анализе основных трендов и вызовов, а также внутренних возможностей и внешних условий, показывает основные векторы и определяет роль всех субъектов развития, среди которых – органы государственной власти и органы местного самоуправления являются одними из равноправных участников. Целевые программы как инструмент реализации стратегии в среднесрочном периоде определяют тот набор действий, которые органы государственной власти и органы местного самоуправления должны реализовать в рамках своих полномочий и возможностей [15].

Наряду с проектами в литературе выделяют так называемые псевдопроекты. Псевдопроект представляет собой видимость проекта, внешняя форма которого декорирует иные цели, не представленные в самом проекте. Выделяют две их разновидности – проекты-фикции и квазипроекты. Проекты-фикции (лат. fictio – выдумка) используют форму проекта как маскировку. С XVIII века в русском языке для обозначения таких проектов существует обозначение «потемкинские деревни». Чаще всего проекты-фикции разрабатываются для получения денег под эти проекты или для поддержания престижа.

Квазипроекты (лат. quasi – как будто, ненастоящий) – те проекты, которые предлагают некое нововведение, которое таковым в действительности не является.

Вопросы для повторения

1. Чем социальный проект отличается от иных форм социальных нововведений?

2. Обоснуйте понятие «социальный проект».

3. Как можно трактовать понятие «инновация»?

4. Оцените свои возможности для работы в различных типах социальных проектов.

5. Назовите основные критерии для типологизации проектов?

6. Что понимается под псевдопроектом?

Резюме по теме

Под социальным проектом понимается в данном случае сконструированное инициатором проекта социальное нововведение или система действий, характеризующиеся следующими признаками: 1) целью его является создание, изменение или поддержание определенного качества социальной среды; 2) оно имеет пространственно-временные и ресурсные ограничения; 3) его воздействие на людей признается позитивным по своим социальным результатам.

Центральной характеристикой социального проекта является нововведение (или инновация). Существует две трактовки инновации. Первая предполагает, что инновация – это нечто принципиально новое, то, чего не было. Вторая рассматривает инновацию как нововведение, как то, чего не было в данной социальной среде, но могло быть в другой.

Существуют различные типологии социальных проектов. По характеру проектируемых изменений социальные проекты подразделяются на 1) инновационные и 2) поддерживающие. По направлениям деятельности могут быть образовательные проекты, научно-технические, культурные, политические, экономические, социальные в узком смысле и др. По источникам и особенностям финансирования выделяются бюджетные, инвестиционные, спонсорские, благотворительные, кредитные, со смешанным финансированием. По срокам реализации существуют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные проекты. В зависимости от возможности четко ограничить время реализации проекта, они подразделяются на терминальные, развивающиеся и открытые.

 

Цели и задачи изучения темы

Цель – сформировать представление о методике и процедуре разработки социального проекта.

Задачи:

- сформировать представление о жизненном цикле проекта, о процессе работы над проектом,

- сформировать представления о типовой структуре социального проекта как документа,

- создать представление о методах коллективной работы над проектом.

Конечная цель.

Цели второго порядка

Цели третьего порядка

Цели N порядка

Конкретные частные цели и проблемы

Проблемы N порядка

Проблемы третьего порядка

Проблемы второго порядка

Ключевая проблема

Задачи проекта. Это конкретные действия, которые необходимо совершить, чтобы достичь цели.

Содержание работы. Оно представляет описание функционирование проекта – как его реализация отразится на людях в данном обществе, организации.

Обоснование проекта. Оно характеризует правовое, организационное и экономическое обеспечение проекта.

Правовое обеспечение подразумевает юридический статус инициатора и организатора проекта, правовую форму организации и др.

Финансовое обеспечение – базовые расчеты необходимых средств, смету проекта, источники и формы финансирования.

В организационном обосновании проекта характеризуются участники его реализации и их функции, место и время осуществления проекта, имеющиеся в наличии материально-технические и интеллектуальные ресурсы. В этих рамках дается кадровое обоснование проекта – информация о руководителях и участниках проекта, их квалификации и опыте работы в данной сфере.

Ожидаемые последствия. Эта часть концепции проекта отвечает на вопрос, что же изменится в жизни людей по итогам реализации проекта. При этом надо обращать внимание на прямые и непрямые эффекты от реализации проекта. При этом необходимо иметь в виду, что зачастую негативные социальные последствия проекта начинают сказываться после того, как он начал успешно работать.

Ожидаемые последствия должны быть конкретизированы в критериях (показателях) результативности (успешности) проекта. Критерии (показатели) результативности (успешности), как правило, имеют количественный характер и являются инструментом, облегчающим аудит и мониторинг эффективности проектной и, шире, управленческой деятельности.

Как правило, при разработке концепции считается необходимым указание на риски проекта. Риск проекта - это степень опасности для его успешного осуществления. Риск связан с неизбежной неопределенностью, существующей применительно к потенциальным действиям в условиях изменяющейся конъюнктуры.

Для оценки жизнеспособности проекта необходимо установить степень риска при принятии и реализации проекта, исходя из особенностей социальной среды, в которой реализуется проект. В частности:

- имеется ли система решения данной проблемы на уровне государства, местного самоуправления, организации или группы людей и насколько она эффективна,

- кто и за что здесь отвечает,

- какие есть возможности для контакта с ними,

- будут ли они мешать или же помогать проекту,

- как их привлечь на свою сторону или, по крайней мере, нейтрализовать,

- имеются ли конкурирующие проекты,

- по каким критериям будут оценивать и отбирать проекты.

Для оценки жизнеспособности проекта целесообразно привлечь экспертов.

План реализации проекта представляет его важнейший компонент, поскольку описывает последовательность и содержание конкретных действий, являющихся инструментом реализации проекта. Соответственно, целью планирования является определение перечня и порядка мероприятий по реализации проекта. Определяются этапы реализации проекта, отбираются мероприятия в соответствии с задачами, работы увязываются с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители, определяются объемы финансирования, фиксируются точки контроля и конечный результат. Самый простой план строится как таблица:

Содержание мероприятий Сроки исполнения Ответственные за исполнение Финансовое обеспечение и другие ресурсы
1. 2.        

 

Система программных мероприятий должна обладать следующими основными характеристиками:

­ каждое направление (мероприятие) может быть четко оценено с точки зрения необходимых для его выполнения ресурсов;

­ число направлений не должно превышать число задач;

­ с каждой задачей должно быть содержательно связано хотя бы одно направление;

­ реализация каждого направления должна влиять на достижение хотя бы одного целевого показателя [16].

 

При планировании проекта необходимо опираться на правила ресурсов, времени, последствий.

Правило ресурсов гласит: « Ресурсы, которые можно не использовать без большого ущерба для достижения цели, не следует использовать».

Исходным положением любого проекта следует признать, что ресурсы, которые мы можем привлечь для его реализации, - ограничены. Однако даже при избытке какого-либо вида ресурсов, необходимо отказаться от искушения использовать это. Избыточность ресурса может повлечь деформацию проекта и отвлечь усилия от других видов деятельности.

Правило времени гласит: «Если проект выходит за пределы среднесрочного планирования, его целесообразно разделить на несколько последовательно осуществляемых проектов». Это минимизирует необходимость существенной корректировки проекта в его долгосрочном варианте.

Правило последствий гласит: «Поскольку всякий проект имеет как позитивные, так и негативные последствия, надо стремиться к минимизации негативных и максимизации позитивных». Продумывание превентивных мероприятий по предупреждению негативных последствий составляет одну из задач планирования. Понятно, что проект, негативные последствия которого для людей невозможно компенсировать, лучше не осуществлять.

Составление бюджета (сметы) проекта обязательно при планировании финансовых затрат.

Основное внимание при составлении бюджета следует уделить ответам на следующие вопросы:

1. Сколько нужно денег?

2. На какие цели пойдут выделенные деньги?

3. Планируются ли доходы от произведенной продукции и услуг и какую часть расходов по проекту они могут покрыть?

4. Как будут возвращены деньги (и выполнены другие финансовые условия), полученные в порядке инвестиций, кредитов и т.д.?

При смешанном финансировании проекта необходимо рассчитать движение средств по каждому источнику раздельно и в увязке с другими источниками.

В микро- и малых проектах достаточно, как правило, составления сметы расходов с указанием источника поступления средств. При ее составлении лучше проконсультироваться с теми, кто имел недавний опыт составления смет.

Наиболее типичными ошибками при описании финансового обеспечения проекта являются:

- финансовые расчеты отсутствуют;

- цены в смете завышены или занижены по сравнению с обычными. Для недопущения подобного недостатка необходимо проконсультироваться со специалистами либо узнать цены по аналоговым проектам;

- в смете не учитываются расходы организации, реализующей проект;

- при расчете финансовых средств не учитывается стоимость интеллектуальной собственности (авторские права участников).

После того, как составлен бюджет, осуществляется написание окончательной формы проекта. Текст проекта, как указывалось выше, придает ему самостоятельную жизнь и является средством коммуникации между разработчиком и заказчиком или инвестором. Поэтому форма проекта (его интерфейс) должна иметь доступный и интересный характер. Для этого необходимо выдерживать научный стиль без излишней углубленности в теорию, избегать неуверенности и неясных формулировок, долгих вступлений и отступлений. То, что предлагает разработчик, должно быть ясно с первой страницы.

В практике проектирования выработан прием, позволяющий упростить задачу знакомства с проектом. Описание проекта строится как бы по концентрическим кругам.

Самый малый круг – презентация проекта. Она занимает две-три страницы, на которых в сжатой форме излагается информация об организации, осуществляющей проект (цели организации, ее готовность к осуществлению проекта) и концепция проекта (актуальность проекта, его цели и задачи, правовое, организационное, экономическое обеспечение, потребность в средствах, источники финансирования, участники проекта, их функции, место и время реализации проекта, материальные, интеллектуальные и другие ресурсы, ожидаемые последствия реализации проекта).

Этой информации должно быть достаточно для понимания сути проекта и его целостного восприятия.

Второй круг – изложение концепции проекта и общей оценки его жизнеспособности. Это, по большому счету, тот же текст, но в более развернутой форме, с аргументацией отдельных положений. Этот текст занимает 25-30 страниц. Дальше этого раздела инвестор или иное заинтересованное лицо уже, как правило, не идет. Если его проект устраивает, дальнейшее чтение ведут специалисты, дающие экспертное заключение.

Третий круг с той же структурой, что и предыдущие, содержит детальную информацию пол проекту. Эта часть может быть как угодно велика.

К тексту проекта могут прилагаться различные документы – устав организации, рекомендации по проекту, отчеты по проведенным исследованиям.

Вопросы для повторения

1. В чем смысл написания текста социального проекта по определенной форме?

2. Охарактеризуйте типовую структуру социального проекта, заданную нормативно-правовыми документами Белгородской области?

3. Какой проект можно считать жизнеспособным?

4. Разработайте свой социальный проект. Составьте текстовое описание проекта, пользуясь моделью «концентрических кругов».

5. Какие ошибки возникают при установлении социальных показателей?

6. В чем заключается смысл «метода Делфи»?

7. Чем мозговая атака отличается от синектического метода?

8. Вас пригласили в орган местного самоуправления в качестве эксперта для оценки подготовленного социального проекта и поставили задачу: сформулировать практические рекомендации по разрешению социальной проблемы, беспокоящей жителей города. Ваши действия?

9. Определите, какой тип управленческой структуры больше всего подходит для реализации разработанного Вами социального проекта.

10. Завершение проекта и ликвидация проекта – это одно и то же?

11. Представьте, что Ваш проект не получил поддержки на конкурсе проектов. Как вы проанализируете эту ситуацию, что из нее извлечете на будущее?

Резюме по теме

2. Жизненный цикл проекта составляет промежуток времени между его появлением и моментом ликвидации. Жизненный цикл делится на этапы:

1) разработка концепции проекта,

2) оценка жизнеспособности проекта,

3) планирование проекта,

4) составление бюджета,

5) представление и защита проекта,

6) предварительный контроль,

7) реализация проекта, коррекция проекта по итогам мониторинга,

8) завершение работ и ликвидация проекта.

Наиболее эффективными методами коллективной работы являются мозговая атака, метод синектики, деловая игра, метод контрольных вопросов, метод сценариев.

Типовая структура проекта, применяемая при подаче инициативных заявок в государственные органы Белгородской области, включает следующие компоненты:

I. Паспорт проекта.

II. План управления проектом.

В Паспорте проекта, помимо наименования, должны быть отражены:

1. Группа управления проектом:

а) заказчик (физическое или юридическое лицо, как правило, государственный или муниципальный орган, хозяйствующий субъект, прямо или косвенно заинтересованное в достижении целей проекта и выделяющее средства на реализацию проекта),

б) исполнитель (физическое или юридическое лицо, как правило, государственный или муниципальный орган, хозяйствующий субъект, принимающее на себя обязательства перед заказчиком по достижению целей проекта и эффективному использованию средств, выделенных на его реализацию),

в) координирующий орган (государственный или муниципальный орган, осуществляющий административное сопровождение и мониторинг разработки и реализации проекта).

2. Основание для открытия проекта, в качестве которого, как правило, указывается отдельное положение Стратегии развития области, целевой программы, поручение губернатора или нормативно-правовой документ (постановление правительства области, постановления администрации муниципального образования и др.).

3. Цель и результат проекта:

    а) цель проекта – запланированное желаемое состояние объекта управления, для достижения которого осуществляется проект. Цель рекомендуется формулировать на основе технологии постановки целей SMART:

S (specific) – конкретная и понятная;

M (measurable) – измеримая (содержать метрику: количественный показатель);

A (attainable) – достижимая;

R (relevant) – реалистичная;

T (time-bounded) – определенная по времени (относительно даты окончания реализации проекта),

б) способ достижения цели – основные механизмы воздействия на объект управления,

в) результат проекта – материальное выражение социальных, экономических, интеллектуальных и иных эффектов, полученных в результате осуществления проекта,

г) критерии приемки результатов проекта – особые условия и порядок приема результата проекта - кто кому, как, на каких условиях


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.151 с.