Научно - методологические основы взаимодействия общества и природы. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Научно - методологические основы взаимодействия общества и природы.

2021-04-18 111
Научно - методологические основы взаимодействия общества и природы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Соотношение с АП.

связь прослеживается по нормам охраняющих экологические отношения от нарушения требований законодательства административные правовые акты часто являются основанием возникновение и изменением или прекращение отношений в сфере взаимодействия общества и природы.

Связь ЭП и АП выраж в применении одинаковых методов правового регулирования. Принципиальное различие по предмету: предметом Ап являются отношения по организации деятельности исполнительных органов гос власти в том числе в сфере охраны окруж среды, при этом ЭП определяет содержание деятельности таких органов, содержание соответствующих управленческих функций, кроме того специфика экологич отнош опред осуществл особых функций управления (гос эколог экспертиза, мониторинг окруж среды)

 

Соотношение ЭП с УП

УП содержит состав экологич преступлений и виды санкций за из совершение.(гл 26)

 

Соотношение с финансовым и налоговым правом.

Прослеживается части взимания платежей за пользование природными ресурсами, применения льгот, распределение средств направленных на охрану окруж среды

Соотношение ЭП и международного права

Базируется на ФЗ "об охране окруж среды". Закон устанавливает сочетание национал и международ мер охраны окруж среды как 1 из принципов ЭП.

в соотв с ч.4 ст15 КС РФ устанавливается примат норм МП над нормами внутринационального.

 

Система ЭП

Понятие системы ЭП имеет 3 значения:система отрасли, система науки и учебной дисциплины.

Система ЭП как отрасли права - совокуп правовых норм устанавл гос и расположенных в определен последовательности в зависимости от их значения.Эколог-правовые нормы в зависимости от круга регулир обществ отношений, объединены в институты и субинституты.По критерию их роли институты образованы в 3 системы (общие, особеннве и спец части).

В общую часть входят институты которые содержат наиболее важные отношения, определения и признаки имеющее общее значения доя всей системы

В особенную часть входят институты узко целевого назначения, сфера их действий ограничена отношениями в сфере охраны окруж среды по поводу соответ вида, негативного антропогенного воздействия на ОС.

Некоторые авторы (Красов) включают в особенную часть ЭП 2 подотрасли: заповедное право в рамках которого определяется правой режим ООПТ (особо охраняемых природных территорий); Фаунистическое право (животный мир).

Специальная часть включает в себя международ ЭП институты решения проблем загрязнения Мирового океана, Арктики и Антарктики а также посвященные экологии космоса.

 

Система ЭП как наука - совокупность знаний об отрасли ЭП расположенных по хронологии либо распределенных согласно системе отрасли

 

Система учебной дисциплины - расположение учебного материала в соответствии с программой вуза в зависимости от потребностей будущей специализации.

 

Тема: Экологические правоотношения.

1.

Общественные отношения - отношения между людьми органами власти и другими субъектами по поводу предметов материального мира, а не отношение человека к вещи или объектам природы.

Специфический признак правоотношения выделяющий его среди других обществ связей заключается в том сто это связь между лицами норм права.

экологич правоотношения - это волевые обществ отношения возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулиров нормами ЭП.

По характеру это отношения чаще всего экономические. Так как свящаны с изъятием ищ природы полезного вещества и превращением его в имущество. Экологические отношения в чистом виде всегда направлены на охрану природы, на восстановление нарушенного состояния ее компонентов.

Поэтому правоотношение можно разделить на 2 группы:

природоресурсовые(регулятивные)-отношения которые складывают в сфере использования и охраны отдельных природных объектов.

природоохранительные- связаны с реализацией норм направленных на востановл экологич равновесия применение юрид ответств за экологич правонарушения.

 

Классификация экологич правоотношений:

1-по специфике правовых норм

а) материальные - возник в результате реализации норм предусм права и обязанности субъекта ЭП.

б) процессуальные- складыв по поводу обеспечения порядка природоохранительной деятельности.

2-по институтам ЭП

а) экологи отношения в сфере природопользования

б) в сфере присвоения природных объектов

в)природоохранительные

г) управленческие

3- по субъектам ЭП

а) ЮЛ

б) ФЛ

Особенностью этой группы отношений явл то, что в любом случае участником экологич отнош является государство, либо как непосредственный субъект, либо как субъект осуществляющий контроль за соблюдением экологического законодательства.

 

Субъекты экологич правоотношений - лица управомоченные законом на совершение определенного поведения, носящего природо-охранительный характер.

Участниками экологич правоотношений явл РФ, субъекты РФ, муниципал образования, орг гос власти, орг МСУ, ФЛ, ЮЛ, а также в исключит случаях международные организации и иностранные гос-ва.

Экологич правоспособность и дееспособность определяется в соответствии с Гражданским законодат РФ.

Правоспособность не родившихся, но зачатых лиц которая состоит в из праве на благоприятную окружающую среду.

РФ являясь субъектом международных отношений приняла на себя обязанность использовать природные ресурсы не причиняя вреда окружающей среде других стран.

Кроме того Россия явл субъектом реализующая полномочи территориального верховенства то есть политич сувереном, значит, что государство устанавливает нормы ЭП.

 

Объекты экологич правоотношений - то по поводу чего складываться экономические отношения.

-окруж среда в целом

-отдельные природные объекты

-части природной среды(природные комплексы)

-отдельные части природных объектов (земельный участок)

Новеллы россиского законодат явл признание объектом специального правового регулирования экологических прав человека. Экологич права человека- закрепленные в законодат права индивида обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природной средой.

Основными объектами ЭП являются: природные объекты и экологические связи между ними входящие в среду обитания человека и обеспечивающие условия его жизнедеятельности и состояния здоровья

Основные признаки природных объектов:

-естественный характер

-специфическая природа существования по естественным законам

- нахождение природных объектов в естественных эко связях.

При этом природные объекты должны выполнять экологич, экономич,культур,оздоровит, научные, реакрационные и другие функции и обеспечивать качество среды обитания человека.

 

Природные объекты и ресурсы как объекты охраны.

Охране от загрязнения, порчи, истощения принадлежат земля, её недра, подземные и поверхностные воды, атмосферный воздух и озоновый слой, животный мир, природные ландшафты, ООПТ. Особой охране подлежат редкие и исчезающие виды растений и животных и места их обитания.

 

Земля

Земля Может пониматься в нескольких значениях как планета, как физич и биологич вещество, как почвенный покров, как средство производства, территориальный базис.

В ЭП подземными понимают поверхность земли то есть ее горизонтальный срез в границах территории РФ. Почва как особо ценная часть рассматривается в ЭП в качестве принадлежности земли.

 

Воды

-совокупность пресных и соленых запасов воды подземных и поверхностных водных объектов. Водный объект - сосредоточение воды в естественном рельефе местности имеющие черты водного режима.

 

Леса

Понимаются в нескольких значениях: как совокупность деревьев и кустарников, как географическое явление, как природный ресурс для заготовки древесины, как экосистема. Утративший силу Лесной кодекс 1997г. в преамбуле определял лес как совокупность природной растительности, земли, животного мира и других компонентов природы имеющий важное экологич, экономич и социал значение.

Не лесная растительность- это древесно кустарниковая не отнесенная к лесам растительность. Деревья и кустарники, группы деревьев, лесо-полосы, плодовые растения, лечебные травы, водоросли, ягоды, грибы, степные ковыли, кактусы.

 

Недра

-часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии ниже земной поверхности или дна водоемов, простирающийся до глубин доступных для геологического изучения и освоения.

 

Животный мир

-единый объект природы объединяющий все виды живых организмов от низших до высших форм. К животному миру относятся все виды зверей, птиц и других животных обитающих в естественной среде. Охрана в с/х и др домашних животных, а также обитателей зоопарков, аквариумов и т.д. осуществляется нормами ГП.

 

Атмосферный воздух

-это естественная смесь газов атмосферы находящейся за пределами живых, производственных и иных помещений.

 

Природные комплексы

- совокупность всех или нескольких видов природных объектов на одной территории имеющее особое экологич, экономич, лечебно-оздоровительное и иное значение.Функционирует как единая экосистема.Имеют правовой режим ООПТ.(лесопарки, зеленые и пригородные зоны, курорты). Из смысла ст.4 ФЗ об охране окруж среды следует что в перечень объектов экологич правоотношений не включаются ресурсы континентального шельфа и особой экономич зоны РФ, так как это экономич, а не экологич категории.

 

2.

Содержание экологич правоотношений.

-это совокупность прав и обязанностей субъекта в области использования и охраны природной среды. Формой конкретных правоотношений можно считать субъективное право и юридич обязанность, а содержание- деятельность участников экологич правоотношений, которые реализуют свои права и исполняют обязанности.

Содержание экологич правоотношений зависит от объекта по поводу которого оно возникает. С этой т.зр. можно выделить права и обязанности:

а) в отраслевом правоотношении (земельном, воднос)

б) территориальном правоотношении (особо охраняемые территории)

в) в сфере соблюдения и исполнения экологич требований в отдельных сферах деятельности человека.

Наряду с отраслевыми существуют комплексные права и обязанности, относительно охраны всей природной среды.

 

3.

Основания возникновения изменения и прекращения экологич правоотношений.

Для реализации экологоправовой нормы и возникновения в связи с этим экологического правоотношения. Необходимы обстоятельства имеющие юрид значение. Такими обстоятельствами служат юрид факты.

 

Наиболее распространенными основаниями возникновения экологич правоотношений являются

-действия граждан и ЮЛ связанных с соблюдением экологич требований в ходе осуществл хозяйственной и иной экологич значимой деятельности.

-акты органов публичной власти

-правомерные и неправомерные действия

-бездействия, которое следует понимать как нарушающие требования экологич законодательства, невыполнение субъектами права установленными для них обязанностей.

-события, то есть явления и факты реальной действительности которые происходят независимо от воли и сознания человека (землетрясение, наводнение), либо являются продуктом сознательной деятельности людей (поджог леса, разрушение озонового слоя).

-прямое указание в законе

 

Основания изменения экологич правоотношений

являтся акты органов гос власти, изменяющий правовой режим территори или природного объекта. Например создание ООПТ или объявление территории зоны экологич бедствия,ограничивает или запрещает определенные виды хозяйственной деятельности на них, соответств изменяет объем прав и обязанностей субъектов.

Так же Основанием изменения экологич правоотношений явл:

-изменение экологич характеристик самого природного объекта (пересыхание водного объекта, уменьшение численности вида животного).

 

Основание прекращения

-происходящее по воли природопользования (отказ от исполнения природного ресурса)

-по воле гос органов (административное преостановл деятельности предприятия)

В случае прекращения или изменения правоотношений, в связи с изменением экологич законодательства виновный в экологич правонарушении обязан возместить в полном объеме причиненный ущерб.

 

Тема: Принципы ЭП

План:

6. понятие и сущность ЭП

ЭП присущи свои принципы. Принцип- некое общее правило, общее руководящее начало, характериз отрасль права или отдельные правовые институты или из комплекс.

 

Принципы ЭП - руководящие начала определ направленность и основные черты взаимодействия общества и природы.

Принципы ЭП объективно и исторически обусловлены.В случае конфликта между буквой закона и принципами охраной окруж среды приоритет отдается принципам. В случае обнаружения пробелов в законодательства правоприминительный орган может руководств общими принципами охраной окруж среды, сформулированные в действующем законод-ве, а так же собственном правосознанием.

 

Сущ систему принципов ЭП составляет

-общеправовые принципы, свойственные ЭП как составной части правовой системы

-отраслевые, присуще ЭП как самостоятельной отраслью права.

 

Общеправовые принципы ЭП.

относятся:

-принцип народовластия

-принцип гуманизма (эколог отнош должны быть урегулиров с учетом интересов людей)

-социальной справедливости, свободы, равноправия, единство юрид прав и обязанностей, ответственности за вину

-принцип законности

-принцип интернационализма

-равенство всех форм собственности на природные объекты и ресурсы.

-принцип стимулирования надлежащего природопользования

-единство прав и обязанностей субъектов экологич отношений

-гласность (получить достоверную инф об окруж среде)

 

Тема: Источники ЭП

Понятие, классификация

Обязательным признаком-наличие отдельных отраслей прав.

под источниками права понимается воля народа, а также условие реальной действительности определ эту волю которая выявляется путем опроса населения по тому или иному вопросу. Формальный смысл под источником права понимают- форма права в которой содержится общие правила поведения закрепл законод путем и охраняемая государств принуждением.

Источники: НПА, в которых содержатся нормы права регулирующие экологич отношения

Классификация источников ЭП:

основание о юрид силе:

а-законы

б-подзаконные акты

по предмету регулирования

а- общие

б-специальные

по направленности правового регулирования

а-материальные

б-процессуальные

по характеру нормативного акта

а-кодифицированные

б-не кодифицированные

по степени значимости акта в регулировании экологич отношений

а-основные

б-вспомогательные (методика расчетов убытков, акты инженерной направленности)

 

Система источников ЭП

важной чертой системы НПА явл ее иерархическое строение в соотв с которым каждый акт занимает свою ступеньку (уровень) и находится в соподчинении с другими актами. На место НА в системе указывает его юридич сила. Юридич сила зависит от органа который принял этот акт.

Иерархии по юрид силе явл многоуровневой системой законодат по вертикали:

1 уровень - конституция РФ. Закреляет 3 составляющие экологич деятельности человека, природопользования, охран окруж среды, обеспечение экологич безопасности

2 уровень - общепризнанные принципы и нормы международного права, так же условия договоров ратифицированы России (ст 15 КС)

3 уровень - конституционные ФЗ. Особое место занимают нормативные договоры.К их числу относятся договоры заключенные РФ с субъектами РФ. основная цель разграничение полноочий между федер орг власти и орг власти субъектов федерации

В соотв с федератив договором к предмету совместного ведения отнесены:

1- регулирование вопросов природопользования

2- установление правового режима ООПТ

3- проведение мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, ликвидация их последствий

4- природоресурсное законодат-во

5- защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей

4 уровень - ФЗ

-ФЗ ном 7 "Об охране окруж среды" 10.01.2002

-Земельный кодекс РФ 25.10.2001

-Водный кодекс РФ 03.06.2006

-Лесной кодекс РФ 04.12.2006

-ФЗ "О животном мире" 1995

-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" 1999

-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон РФ о недрах" 1995

-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях "1995

-ФЗ " О природных лечебных ресурсах, лесчебно-оздоровительных местностях и курортов" 1995

-ФЗ " об отходах производства и потребления" 1998

-ФЗ "о техническом регулировании" 2002

5 уровень - указы и распоряжения президента РФ.

6 уровень - постановления правительства РФ.

Акты правительства можно разделить на 3 группы:

1- постановления котор принимаются во исполнения закона для конкретизации его отдельны положений.

2- по определению компетенции органов управления и контроля

3- нормативные акты дальнейшего правового регулирования экологич отношений

7 уровень - Акты министерств и ведомств.

8 уровень - НПА субъектов РФ. Согласно КС субъекты РФ вправе принимать законы и иные НПА по вопросов отнесенных к их ведению.

9 уровень - Акты органов МСУ. По вопросу о круге полномочий органов МСУ в сфере охраны окруж среды первоначальная редакция ФЗ " об охране окруж среды" в ст. 7 содержала только отсылку к федерал законодат-ву.

Действующая редакция закона содержит перечень полномочий органов МСУ по вопросам окруж среды которым корреспондируют положения ст.14 ФЗ "Об общи принципах организации МСУ в РФ":

1- организация сбора и вывоза, бытовых отходов и мусора с подведомственной территории.

2- благоустройство и озеленение территории

3- защита городских лесов

4- обеспечение охраны лечебно оздоровительных местностей и курортов.

 

Под источником ЭП следует понимать НПА принятый уполномоченным органом гос власти или МСУ в установленной форме или процедуре который закрепляет изменят или отменяет эколого правовые нормы (юрид обяательные модели поведения участник экологич отношений) и содержащих волю законодателя в области эколого пользоания

 

3.

Экологизация законодательства- процесс внедрениэкологич требований в НА регулирующ хозяйств и иную деятельность, котор оказывает негативное влияние на окруж среду. Экологизаци как деятельность охвтывает все сферы проищводственной, общественной и бытовой жизни. т.к. любая практич деятельность влияет на состояние естественной среды обитания человека.

Цель экологищации -сделать эологич трбования составной частью любой хоз деятельности, особенно строительной и эксплуатационной.

формы жекологизации:

-НПА котор содержат эколого правовые требования

- вспомогательные нормативные документы, котор содержат стандарты и правила, градостроительного, технологического, санитарного и др характера

методы экологизации:

-применение экологизированной нормы права

-создание новых правовых норм или технико экономических норматов

 

Т ема: Право природопользования в РФ

 

1.

Понятие вид и формы природопользования.

 

Природопользование - это один из элементов взаимодействия общества и природы. Взаимодействие выражается в извлечение полезных для человека и общества свойств природной среды в целях удовлетворения экологических, экономических, культурно оздаровит, нравственно эстетич, научных и иных потребностей.

 

Право природопользования в объективном смысле - совокупность правовых норм регулирующих отношения по использованию природных ресурсов, в соответствии с экологическими требованиями по их воспроизводству и охране окружающей среды.

Право природопользования в субъективном смысле - совокупность установлен законодательством прав и обязанностей природопользовтелей по использованию объектов, ресурсов природы, окружающей среды в целом доя удовлетворения различных интересов.

Потребляя природные ресурсы человек использует природ в 2х качествах:

а-как естественное условие жизни и деятельности.

б- как объект хоз и культурной работы.

В зависимости от этого право природопользования подразделяется: на общее и специальное.

 

Право общего природопользования - это право свободно без каких либо разрешений и бесплатно находится на природных объектах, если доступ на низ не ограничен особым доступом.

Субъекты Права общего природопользования - любой человек не зависит от каких либо характеристик. В исключ ЮЛ, если это не связано с извлечением прибыли.

Объекты Право общего природопользования - окружающая среда в целом, любые ее части и компоненты.

Основания:

-естественное право человека

-прямое указание в законе

-публичный сервитут

Цель: удовлетворение личных некоммерческих потребностей.

 

Земли

Согласно земельному законодательству общее земле пользование прямо не предусмотрено, однако в составе земель городов ст 76 ЗК выделяет земли общего пользования в городах поселках и сельских населенных пунктах. Т.О. право общего землепользования может реализовать любой человек если перемещается по любому земельному участку доступ на который не закрыт собственником.

 

Недра

Закон РФ о недрах в ст.19 закрепил право общего пользования ресурсами недр: собственники владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах:

1) осуществляют добычу общераспространенных полезных ископаем без применения взрывных работ на глубину до 5 метров

2) строительство подземных сооружений для своих нужд

3) устройство бытовых колодцев и скважин на первый Водоностный горизонт, не являются источниками централизованного водоснабжения

 

  Леса

В соответствии с лесным кодексом РФ установлен публичный лесной сервитут, который означает, что граждане имеют право свободно пребывать в лесах лесного фонда и в лесах не входящих в лесной фонд если иное не предусмотрено законодательством. Они могут бесплатно собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, другие пищевых, лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, а при наличии разрешения охотиться.

 Запрещается сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов виды которых занесены в Красную книгу и в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья.Граждане обязаны соблюдать правила пожарной и технической безопасности в лесу, не нарушать среду обитания животных.

 

Воды

Согласно Водному кодексу РФ, общее водопользование представляет собой использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств.Общее водопользование реализуется гражданами и ЮЛ в целях забора воды для питьевого и хозяйственно бытового водоснабжения и т.п. Граждане обязаны соблюдать правила охраны жизни людей на воде.

 

Специальное природопользование - это в объективном смысле, совокупность правовых норм регулирующих общественные отношения, по поводу удовлетворения экономических интересов природрпозования.

Субъекты - ЮЛ и ИП, в исключительных случаях ФЛ получившие разрешение.

Объекты - выделенные в специальном порядке и процедуре части природных объектов. Например, лесная делянка, земельный участок, определенное количество особей животного мира.

Цели: Экономический коммерческий интерес

Основания:

-специальная разрешительная система в виде процедуры выдачи лицензии разрешения, заключения договора (всегда осуществляется на возмездной основе).

Формы:

-пользование отдельными частями компонентов природы:

1- для добычи природных ресурсов

2- для размещения отработанных веществ и отходов

-комплексное природопользование, регулируется на уровне подзаконных актов, а также законодательством субъектов РФ и представляет собой использование предприятием природоресурсного потенциала территории включающего совокупность природных ресурсов, объектов, системобразующих факторов и условий, Т.о, что эксплуатация 1 вида природного ресурса наносит наименьший ущерб др ресурсам, а хоз деятельность природопользователя оказывает в целом минимальное вредное воздействие на окружающую среду.

 

По иным основаниям можно выделять другие виды права природопользования:

по сроку: разовая, краткосрочное, долгосрочное, постоянное, бессрочное.

в зависимости от вида природного объекта: землепользование, недропользование и др.

в зависимости от типа хоз деятельности: пользование с изъятие полезного вещества, без изъятия, с изъятиям и последующем возвратом веществ.

 

Черты права природопользования:

1- любая хоз деятельность должна быть связана с природоохранительнми мероприятиями.

2- право пользование производно от права собственности на природные объекты.

3- природопользование должно осуществляться рационально эффективно в соответствии с целевым назначением природного объекта.

4- устойчивость права природопользования.

5- специальное природопользование всегда является платным.

 

Содержание права природопользования.

содержание правого института природопользования определяется нормами, устанавлив процедуру восстановления природного ресурса в пользование, в правах и обязанностях субъекта.

В субъективном смысле - состоит из права владения,непосредственного использования природного объекта и права внутрихозяйственного управления.

Содержание правоотношения природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей субъектов этого правоотношений.

 

Тема: Право собственности на природные ресурсы РФ

 

Правоотношения собственности - самостоятельная группа отношений образованная по признаку института собственности, которая рассматривается как совокупность правовых норм регулирующих отношения между субъектами гражданского права по поводу присвоения вещей.

Право собственности на природные ресурса в объективном смысле - совокупность правовых норм установленных или санкционированных государством регулирующие отношения по владению, пользованию или распоряжению природных ресурсов в России. Основополагающие принципы закреплены в ст. 8,9, 35, 36 конституции РФ.Правое регулирование осуществл в соотв с нормами ГК и других НПА.

Право собственности в субъективном смысле - совокупность прав и обязанностей субъектов по поводу реализации 3х полномочий собственника.

Право собственности можно рассматривать как правоотношение возникающие между собственниками и иными лицами.

В ЭП право собственности на природные ресурсы рассматривается лишь в той части к какой она ограничена на основании федерального законодательства доя рационального использования природных ресурсов, из воспроизводства и охраны окружающей среды.

ч.2 ст.9 КС РФ закрепила что земля и другие природные ресурсы могут находится в различных формах собственности. В указах президента, от 27 октября 1993 г земля в первые была признана недвижимостью, в соответствии со ст.209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами возможно в той мере в какой их оборот допускается законом (ст.129 ГК РФ).

Земля - признается имуществом особого рода. Нормы ГП могут использоваться только в соотв с нормами природоресурсного.

 

Земля

В соотв с нормами гл.17 ГК РФ и ЗК РФ земельные участки могут находится во всех формах собственности.Земли в пределах границ РФ находятся в государств собственности. В соотв со ст.261 ГК РФ собственник земельного участка в праве использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью участка, если иное не предусмотрено законом о недрах об использовании воздушного пространства и не нарушает права других лиц. Право собственности на земельны участок распространяется на находящиеся в границах этого участка:

- поверхностный почвенный слой

- замкнутые не проточные не большие по площади водоемы искусственного происхождения

- все биологические формы жизни в этом водоеме

- древесно-кустарниковая растительность

- плоды и доходы полученные в результате землепользования если иное не установлено законом или соглашением собственника с иными лицами

 

Леса

Леса расположенные на землях лесного фонда, землях обороны и ООПТ государственной собственности является государственной собственностью. Специальным ФЗ. мб предусмотрено передача части лесного фонда собственности субъектов РФ. ЛК РФ предусматривает право частной собственности только на ДКР расположенное на частном земельном участке. Право муниципальной собственности на леса прямо не установлено. В ЛК есть отсылка к ФЗ который может установить формы собственности на так называемые городские леса.

 

Воды

Водные объекты в границах территории РФ находятся в государственной собственности РФ и субъектов РФ непроточные, поверхностные водные объекты в границах муниципального образования могут находится в частной собственности.

 

Недра

Закон РФ о недрах определяет термин "государственный фонд недр"

Недра в границах территории РФ включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, подземные воды, энергетические и иные ресурсы являются гос собственностью. В соотв с законом РФ о разграничении гос собственности на землю и законом об общих принципах организации МСУ - участки недр могут находится на балансе муницип образования.К исключител федер собственности отнесены: природные ресурсы, континентальные шельфы РФ, особые экономичесие зоны РФ и территориальных вод.

 

Животный мир

В пределах территории РФ явл государств собственности РФ и субъектов РФ.

Объекты животного мира изъятые из среды обитания могут находится в любой форме собственности. Отношения по владению пользованию и распоряжению такими животными (равно как домашними, с/х) регулируются нормами гражд законодательства.

Паразиты, крысы, вши, блохи - объекты права, с т.зр. права к животному миру не относятся, а регулировать нормами санитарного эпидемиологического характера.

ООПТ находятся в государственной федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муницип в зависимости от их федерльного, регионального или местного значения.

Животный мир- это все живое на земле.(с т.зр зоологии) - совокупность всех видов животных вместе с их средой обитания.(с т.зр. юрид).Прочие виды не диких животных, для юриста считается имуществом (частным, муниципальным). Для юриста животные делятся на:Дикие (лось,ворона), домашние и паразиты.

 

Природные ланшафты природными объектами не являются.

 

Содержание права собственности на природные ресурсы

 

выражается в единстве 3х полномочий:

- владение. Право владения - юрид господство над ним, удержание в обладании.

- пользование. Выражается в хозяйственной и иной эксплуатации природного объекта извлечения полезных свойств для удовлетворения различных потребностей общества. Публичные образования реализуют право собственности, путем передачи природных объектов в пользование гражданам и ЮЛ по различным основаниям в соотв с законом

- распоряжение. Право распоряжение - это третье самостоятельное правомочие собственника, если в цивилистики под распоряжением понимают возможность определять юридическую судьбу имущества, то в отношении природных объектов больше подходит термин определение юрид статуса природного объекта. Юрид статус объекта назначается первоначально государством и имеет 2 стороны:

1- категоризации объектов по основному целевому назначению, при этом реализуются принципы приоритетов использования природных объектов

2- определение целевого назначения и видов разрешенного использования

 

Тема: Управление в области использования и охраны природных богатств и охраны окружающей среды.

 

  1. Понятие сущность и виды управления

Механизм воздействия общества на систему человек-природа включает различные формы экологического контроля за состоянием природы ее охраны и рациональным использованием. Среди таких форм главной является государственное регулирование охраны окрудающей среды и природопозования. Управление в сфере взаимодействия общества и природы относится к инструментам организационно-правового механизма охраны окружающей среды и природопользования.

Под Управлением понимают совокупность действий компетентных органов и уполномоченных лиц направленных на обеспечение рационального природопользование, воспроизводство природных ресурсов, сохранение благоприятного состояния ОС соблюдение и защиту экологических прав ФЛ и ЮЛ.Это особый институт ЭП представляет собой совокупность правовых норм регулирующих осуществления организаторской деятельности в сфере охраны ОС и рационального природоользования.

Сущность управления определяется местом экологич управления. Это составная часть гос управления предназначенная доя решения задач в сфере охраны окружающей среды.

Экологич управление можно рассматривать как 1 из функций РФ.

Виды управления определяются в зависимости от субъектов. Эта деятельность осуществл гос-ыми и муницип органами законод и исполнит власти, а в некоторых случаях самими природопользователями.

В литературе выделяют след виды управления:

-государственная (в том числе муниципальная)

-отраслевое

-ведомственное

-производственное

-общественное

Так же принято говорить о публичном и внутрихозяйственном видах управления.

Публичное управление - деятельность органов публичной власти направленное на обеспечение рационального использования и охраны природных богатств.

Управление осуществляется государств органами по средствам:

а- правового регулирования общ экологич отношений, включая правотворч и правоприминтительную деятельность.

б- осущ социально экономич мер воздействия на формиров экологич отношений.

(а,б - формы управления)

Такая деятельность осуществл органами исполнит власти а также органами МСУ. Участие органов МСУ не меняет его государств-го характера так как деятельность этих органов осуществл пределах установленным государством, под его руководством и при сохранении его елей и задач.

Внут


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.193 с.